- Преподавателю
- Математика
- Тема урока: Признаки возрастания и убывания функции
Тема урока: Признаки возрастания и убывания функции
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колдасова Г.К. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки
Южно-Казахстанская область
Общая средняя школа имени М.Горького
Открытый урок в 10 «А» классе
«Признак возрастания (убывания) функции»
Подготовила учитель математики: Колдасова Г.К.
г.Шардара
Цели урока:
Обучающие:
- в рамках подготовки к ЕНТ: отработка заданий части С1;
- закрепить и проверить знания, умения и навыки на нахождение промежутков монотонности функции;
Развивающие:
развивать мыслительную деятельность учащихся, содействовать развитию памяти, речи, формировать умения четко и ясно излагать свои мысли;
Воспитательные:
Воспитывать умение работать с имеющейся информацией, умение слушать товарищей, воспитывать уважение к предмету.
Техническое обеспечение: интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
-
Орг. момент. (+ проверка дом. задания).
-
Актуализация опорных знаний
а) устная работа
б) №1 задание С1 - 1 человек у доски:
,
№2 задание С1 - 2 человека на местах:
(прокомментировать с места решение + сравнить с готовым решением)
-
Объяснение нового материала
Всем известно высказывание «Мал золотник, да дорог». Одним из таких золотников является производная. Производная применяется при решении многих практических задач математики, физики, химии, экономики и других наук. Она позволяет просто и красиво решать задачи. К этим задачам и относятся задачи на нахождение промежутков возрастания (убывания) функции.
1) Возрастание (убывание) функции: давайте побеседуем.
- есть понятие определение возрастающей (убывающей) функции;
- есть признак возрастания (убывания) функции.
Слайды с определениями.
Теоретическая часть:
-
Дать определение какая функция называется возрастающей;
-
Сформулируйте признак возрастания функции;
-
Какую роль здесь играют касательные?
-
Дать определение какая функция называется убывающей;
-
Сформулируйте признак убывания функции;
-
Какую роль здесь играют касательные?
2) Используя признаки возрастания (убывания) докажите, что данные функции или монотонно возрастают или монотонно убывают. (слайды …)
1) у = х5 + х3 - 2;
2) у = 4х + ;
3) у = + 3;
40 у = 4 - 3х.
3) Владея данными теоретическими знаниями, мы переходим к практической части. Ведь недаром Аристотель говорил, что «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на практике»
Найти промежутки возрастания (убывания) функции.
Задание 1. f(x) = 12x + 3x2 - 2x3;
Задание2. f(x) = x4 - x3;
Задание 3. f(x) = 4x + .
Задание 4 по вариантам: Сравнительную характеристику функций
1 вариант: f(x) = x3 - 3x;
2 вариант: f(x) = 3x - x3.
(заготовка Приложения 1) (3мин) + Самопроверка. (Ответы на слайде)
Итог практической части: Давайте составим алгоритм нахождения промежутков возрастания (убывания) функции
-
Минутка отдыха. Исторический экскурс
Отдохнем, а заодно совершим небольшой исторический экскурс
Историческая справка
В развитии дифференциального и интегрального исчисления главная роль принадлежала двум великим ученым - англичанину Исааку Ньютону и немцу Готфриду Вильгельму Лейбницу. Ньютон был самоучкой в математике, но самоучкой гениальным. Современное обозначение производной у ' ввел. Ж. Лагранж. Ньютон называл производную функции флюксией, а саму функцию - флюентой. Он открыл метод приближенных рядов и правило для сведения любой степени любого бинома к таким рядам (вспомните бином Ньютона), метод касательных…
Системное учение о производных развито Лейбницем и Ньютоном. Если Ньютон находил в основном из задач механики, то Лейбниц по преимуществу находил из геометрических задач. Свои результаты в этой области Ньютон изложил в трактате, названный им «Метод флюксий и бесконечных рядов»(но его трактат был опубликован лишь посмертно в 1736г).
Первая печатная работа по дифференциальному исчислению была опубликована Лейбницем в 1684г, озаглавленная «Новый метод максимумов и минимумов, а также касательных, для которого не является препятствием дробные и рациональные количества, и особый для этого рол исчисления».
В настоящее время понятие производной находит большое применение в различных областях науки и техники.
-
Работа с графиками.
До этого мы работали с формулой функции, а теперь переходим на работу с графиками. Рассматривать теперь будем графики функций и графики производных.
-
Для графиков функций справедливы
УТВЕРЖДЕНИЯ: если функция возрастает, то производная положительна;
Если функция убывает, то производная отрицательна.
Применение этих утверждений мы встречаем в задания КИМов В8.
Работаем устно.
(Два задания) По графику функции:
1)определите знак производной в точке касания;
2)найдите значение производной в данной точке.
-
График производной.
Применение к этим графикам - наши признаки
(Работа по слайдам)
-
Оценки за урок.
-
Кто, по вашему мнению, внес наибольший вклад?
-
Кому, над чем следовало бы поработать.
-
Итог урока.
-
Поведем итог нашей работы. Какова была цель урока? Как вы считаете, достигнута ли она?
-
Можете ли вы сказать, что в ходе урока произошло обогащение запаса ваших знаний?
-
Мне приятно с вами работать, и надеюсь, что знания, полученные на уроке, вы сможете успешно применять в дальнейшей своей учебе. Спасибо за работу.
-
Домашнее задание: составить подборку однотипных заданий В8 в виде слайдов презентации. (Для дальнейшего применения на уроках; материал используете из КИМов, сборников и т.д.)
Приложение1
Тест
Фамилия И:
1 вариант
f(x) = x3 - 3x
2 вариант
f(x) = 3х - x3
D(f)
f '(x)
f '(x) = 0
(не существует)
Знаки
производной
Промежутки
возрастания
Промежутки
убывания
Количество +
Оценка
«5» - 6+
«4» - 5 +
«3» - 3-4+
Приложение2
(рефлексия)
Что я могу сказать об уроке?
-
Я уверен ………………………….
-
Я затрудняюсь ………………………..
-
Я научился ……………………………..
-
Урок дал мне для жизни ……………………….
Что я могу сказать об уроке?
-
Я уверен ………………………….
-
Я затрудняюсь ………………………..
-
Я научился ……………………………..
-
Урок дал мне для жизни ………………………
Что я могу сказать об уроке?
-
Я уверен ………………………….
-
Я затрудняюсь ………………………..
-
Я научился ……………………………..
-
Урок дал мне для жизни ……………………….
Что я могу сказать об уроке?
-
Я уверен ………………………….
-
Я затрудняюсь ………………………..
-
Я научился ……………………………..
-
Урок дал мне для жизни ………………………