Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)

Конспект урока представлен с подробной методикой работы над задачами, связанными с "Признаками подобия треугольников". Учащиеся уже знакомы с такими понятиями как подобные треугольники, коэффициент подобия, подобие площадей и периметров, сходственные стороны, пропорциональные отрезки, знают формулировку трех признаков подобия треугольников; учащиеся умеют находить подобные треугольники, устанавливать, по какому признаку треугольники подобны, выявлять в подобных треугольниках сходственные стороны...
Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока геометрии

Класс: 8

Тема: Решение задач на применение признаков подобия треугольников.

Цель: формирование у учащихся навыков применения признаков подобия при решении задач; совершенствовать навыки доказательства теорем.

Задачи:

Образовательные: повторить признаки подобия треугольников, отрабатывать навыки применения их при решении задач.

Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся через решение практических задач, умение выбирать правильное решение, лаконично излагать свои мысли, анализировать и делать выводы.

Воспитывающие: организация совместной деятельности, воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения выслушивать ответы товарищей.

Оборудование: проектор, доска, мел.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте! Будем знакомы, меня зовут Анастасия Владимировна. Рада вас всех видеть на уроке геометрии. Проверьте готовность к уроку.

2. Определение темы и цели урока

- Вспомним, какие новые понятия, утверждения, теоремы вы изучали на последних предыдущих уроках? (подобные треугольники, пропорциональные отрезки, коэффициент подобия, отношение площадей, признаки подобия треугольников)

- То есть вы уже готовы прямо сейчас решать контрольную работу по данной теме? (нет)

- Почему? (не до конца усвоена тема, мало решали задач на применения признаков подобия и т.д.)

- На ваших столах листочки. Дерево условно назовем темой «Подобные треугольники», отметьте на нем себя, где вы сейчас находитесь, на каком уровне освоили данную тему. (1 слайд)

- Значит, какую цель поставите перед собой на уроке? (тренировка, решать задачи, применение признаков подобия при решении задач и т.д.)

- Отлично, то есть сегодня на уроке мы будем применять признаки подобия при решении задач.

3. Актуализация знаний

3.1 Теоретический опрос

- Для решения задач нам понадобятся знание некоторых определений, изученных ранее. Вспомните их: (2 слайд)

- Какие треугольники называются подобными? (Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого).

- Определите сходственные стороны подобных треугольников, назовите их (3 слайд)

- Что такое коэффициент подобия? (число k, равное отношению сходственных сторон подобных треугольников, называется коэффициентом подобия).

- Чему равно отношение площадей двух подобных треугольников? (Отношение площадей двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия).

- Цель нашего урока предполагает решения задач на применение признаков подобия, нам необходимо знать эти признаки.

- Сколько признаков подобия существует? Вспомним и назовем все три признака (ответы детей).

- Это те теоретические знания, которые нам сегодня пригодятся при решении задач.

- Откройте тетради, запишите число, тему урока: Решение задач на применение признаков подобия треугольников. (4 слайд)

3.2 Решение задач на готовых чертежах

- Задание: решение задач по готовым чертежам. Чертежи представлены на слайде, пронумерованы, каждому чертежу соответствует задание. В тетради вы записываете только краткие ответы таким образом: 1) назвать подобные треугольники; 2) указать признак подобия; 3) найти неизвестные элементы.

- На решение каждой задачи отводится 2 минуты. Обращаю ваше внимание, на установление правильного соответствия между сторонами подобных треугольников. Приступаем к решению.

Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)

Задания к чертежам Ответы:

Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)

После истечения времени проводится взаимопроверка. (5 слайд)

- Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверяем правильность решения задач по соответствующему ключу. Ставим напротив задач «плюс» - за правильный ответ, «минус» - за неверное решение.

- Кто не допустил ни одной ошибки? Кто ошибся в 1й, 2й и т.д. задачах? Что вызвало затруднение?

4. Решение задач

- Приступаем к решению более сложных задач.

Задача 1. Дан четырехугольник, по рисунку необходимо сформулировать задачу. Найти: Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) BAD.

- Сформулируйте задачу. (6 слайд)

- Назовите, что дано. Что требуется найти.

- Начертите рисунок в тетрадь и запишите, что дано, что требуется найти.

Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)Дано: ABCD - четырехугольник,

АС - диагональ,

ВС = 10, СD = 15, AD = 21, AC = 14, АВ = Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ,

Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)В = 80º, Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) D = 55º.

Найти: Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) BAD.

- Прочитайте, что у вас получилось.

Поиск решения задачи:

- Что нам надо найти? Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) BAD

- Что достаточно знать, чтобы

найти этот угол? Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ВАС Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) САD

- Откуда мы найдем эти углы? ∆ АВС ∆ ACD

- Если в треугольнике мы знаем один угол, что поможет нам найти другие углы? Для чего даны стороны? (устанавливаем отношение между сторонами, покажем, что треугольники подобны)

Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)

- Чему равен коэффициент подобия? Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)

- Что из этого следует? ∆ АВС подобен ACD

- По какому признаку? (по 3 признаку)

- Что следует из подобия? равенство углов

- Какие углы сможем найти? Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ВАС Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) САD

- А зная их, найдем… Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) BAD

- План решения понятен? Повторите.

План решения задачи:

- устанавливаем подобие треугольниковАВС и ∆ ACD;

- доказательство подобия, через соотношение сторон;

- устанавливаем равенство соответствующих углов в подобных треугольниках;

- по свойству суммы углов треугольника находим углы Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ВАС и Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) САD;

- находим угол Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) BAD.

- Женя выходи к доске, оформляй решение этой задачи. Остальные у себя в тетрадях.

Решение:

1. Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) => Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ;

2. Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) => ∆ АВС подобен ∆ ACD (по 3 признаку);

3. ∆ АВС подобен ACD => Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) BAC=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)CAD; Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) BCA=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)CDA; Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ABC=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)ACD (по определению подобных треугольников); Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) BCA=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)CDA=55º; Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ABC=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)ACD=80º;

4. из ∆ АВС: Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ABC=80º, Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) BCA =55º => Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) BAC=45º; аналогично, из ∆ ACD: Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ACD=80º, Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) CDA=55º => Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) CAD=45º (по свойству суммы углов треугольника);

5. Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) BAD=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)ВАС+Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)САD=45º+45º=90º.

Ответ: Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) BAD=90º.

Задача 2. В параллелограмме ABCD AE - биссектриса угла А. Стороны параллелограмма АВ и ВС относятся как Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) . АЕ пересекает диагональ BD в точке К. Найти отношение Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) . (7 слайд)

- Прочитайте задачу. Что дано в задаче?

- Что нужно найти?

- Давайте сделаем чертеж к задаче (один человек у доски работает Миша).

- Что такое биссектриса угла?

- Обозначим равные углы. Напишем дано, что надо найти.

Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)Дано: ABCD - параллелограмм,

AE - биссектриса,

Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс).

Найти: Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) .

Поиск решения задачи:

- Что нам надо найти? Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)

- Откуда найдем отношение сторон? ∆ ВКЕ и ∆DКА

- Что будем делать с треугольниками? доказывать подобие

- Что для этого достаточно доказать? Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) BКЕ=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)DКА - как

вертикальные

Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)ВЕА=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)ЕАD (Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)EBD=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)BDA)

(как накрест лежащие при прямых ВС и АD и секущей АЕ(ВD))

- По какому признаку установили подобие? (по 1 признаку)

- Что следует из подобия? (пропорциональность сходственных

сторон Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) )

- Как связать сторону АВ с нашими подобными треугольниками?

рассмотретьАВЕ

- Каким является этот треугольник? равнобедренным

(углы при основании равны, АВ=ВЕ)

- Что следует из этого равенства? Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) , Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) (т.к. ВС=АD)

- Что можно найти из равенства Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ? (коэффициент подобия k=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс))

- Как найти Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ? Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)

- План решения понятен? Повторите.

План решения задачи:

- устанавливаем подобие треугольниковВКЕ и ∆ DКА;

- доказательство подобия, через равные углы при параллельных прямых и секущей;

- устанавливаем соотношение сходственных сторон в подобных треугольниках;

- рассматриваем равнобедренныйАВЕ, устанавливаем равенство сторон;

- находим коэффициент подобия;

- выявляем отношение Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) .

- Миша оформляет решение у доски, на обороте, остальные самостоятельно, потом сверяем.

Решение:

1. Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) BКЕ=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)DКА - как вертикальные; Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ВЕА=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)ЕАD (Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)EBD=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)BDA) (как накрест лежащие при прямых ВС и АD и секущей АЕ(ВD))=> ∆ ВКЕ и ∆ DКА подобные (по 1 признаку);

2. ∆ ВКЕ и ∆ DКА подобные =>Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс);

3. расм-м ∆АВЕ: Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ВЕА=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)ЕАD, Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ВАЕ=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)DАЕ (т.к. АЕ - биссектриса) => ∆АВЕ - равнобедренный;

4. ∆АВЕ - равнобедренный, АВ=ВЕ => устанавливаем Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ;

5. ВС=АD (противоположные стороны в параллелограмме) => Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ;

6. Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) => коэффициент подобия k=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс);

7. Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) , т.е. Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) .

Ответ: Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) .

- Попробуйте сформулировать свойство биссектрисы угла параллелограмма. Что она сделала с параллелограммом?

Свойство биссектрисы параллелограмма: Биссектриса угла параллелограмма отсекает от него равнобедренный треугольник.

- Запишите себе это свойство, вы им можете пользоваться и при решении других задач.

Задача 3. Дан треугольник АВС. Прямая MN параллельна стороне АВ, Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) . Отрезок MN равен 20см. Найдите длину отрезка АС. (8 слайд)

- Прочитайте задачу. Сформулируйте, что дано, что нужно найти.

Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)

Дано: ∆АВС, MN || AC, Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ,

MN= 20 см.

Найти: АС.

Поиск решения задачи:

- Что нам надо найти? АС

- Что для этого достаточно рассмотреть? ∆ АВС ∆MBN

- Какими являются эти треугольники? (подобные)

- Что для этого достаточно доказать? Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) BMN=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)ВАС (Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)BNM=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)BCA)

(как накрест лежащие при прямых MN и АС и секущей АВ(СВ))

- По какому признаку установили подобие? (по 1 признаку)

- Что следует из подобия? (пропорциональность сходственных

сторон Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) )

- Что мы найдем из соотношения Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) ? (коэффициент пропорц-ти)

- По какой теореме? (отношение площадей двух подобных треугольнико, равно квадрату коэффициента подобия) Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)

- Коэффициент подобия равен… k=Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)

- Что мы можем найти, зная коэффициент подобия? Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)

Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)

MN - известно.

- План решения понятен? Повторите.

План решения задачи:

- устанавливаем подобие треугольников ∆ АВС и ∆MBN;

- доказательство подобия, через равные углы при параллельных прямых и секущей;

- устанавливаем соотношение сходственных сторон в подобных треугольниках;

- зная отношение площадей подобных треугольников, находим коэффициент подобия;

- находим длину стороны АВ, зная коэффициент подобия и длину стороны MN .

- Ход решения понятен? Эту задачку мы записывать в тетрадь не будем.

4Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс) Задача (дополнительно)

Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)

Краткое решение

Урок по геометрии на тему Решение задач на применение признаков подобия треугольников (7 класс)

5. Подведение итогов урока (рефлексия)

- Что нового для себя открыли на уроке?

- Какие трудности испытывали при решении задач?

- На что еще стоит обратить внимание на следующем уроке, для закрепления ваших знаний по данной теме?

- Определите свое место на дереве в конце урока. Поднимите руку, кто поднялся выше, кто отпустился, кто остался на месте?

- Самыми активными на уроке были…

6. Домашнее задание

Задание по карточкам.

- Получите домашнее задание. Всем большое спасибо за работу на уроке!


© 2010-2022