- Преподавателю
- Математика
- Показательная функция, Решение показательных уравнений
Показательная функция, Решение показательных уравнений
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | ПУХОВА Д.Г. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок разноуровневого обобщающего повторения
«Показательная функция. Решение показательных уравнений».
Длительность урока 40 мин. Перед началом урока учащиеся рассаживаются в соответствии с тремя уровнями подготовки на определенные ряды. При этом учащиеся знают, что по мере усвоения материала они могут переходить в следующую по уровню подготовки группу.
Цель урока. Обобщить теоретические знания по темам «Показательная функция, свойства показательной функции» и «Решение показательных уравнений», рассмотреть методы решения показательных уравнений базового и повышенного уровня сложности. Организовать работу учащихся по указанным темам на уровне, соответствующем уровню уже сформированных знаний.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.
1 этап урока - организационный (1 минута)
Учитель сообщает учащимся тему урока, цель и поясняет, что во время урока постепенно будет использоваться тот раздаточный материал, который находится на партах.
2 этап урока (5 минут) - фронтальный опрос.
Повторение теоретического материала по теме «Показательная функция и её свойства».
? Учитель обращается к учащимся с вопросом: «Какую функцию называют показательной?»
/учащиеся дают свои варианты определений; важно, чтобы прозвучало определение «Функцию вида у = ах, где а > 0, a ≠ 1 называется показательной функцией с основанием а»/
? Учитель: «Какими основными свойствами обладает показательная функция?»
/ учащиеся указывают область определения функции, множество значений функции, характер монотонности в зависимости от значения параметра а, точку пересечения графика функции с осью ординат/.
Должны прозвучать ответы:
- область определения функции - множество R действительных чисел;
- Множество значений функции - множество R+ всех положительных действительных чисел;
- Если а > 1, то функция возрастает на всей числовой прямой; если 0 < а < 1, то функция убывает на всей числовой прямой (на множестве R);
- График функции пересекает ось ординат в точке (0; 1), пересечения с осью абсцисс нет.
Учитель демонстрирует графики функций, обращая внимание на то, как определить значение параметра а относительно 1 и значения функции при х = а.
/используя интерактивную доску (или виде слайдов), проектируются слайды, на которых изображены графики функций: 1) у = а х, при а > 1 2) у = а х, при 0 < а < 1/.
? Учитель: «Какие виды преобразования графиков вы знаете и как определить смещение точек вдоль осей координат?»
/ на доске изображены графики функций у = 3 - х; 2) у = 3 - х +1; 3) у = 3 х + 1;
учащиеся отвечают на вопросы, важно услышать:
- для построения графика функции f (x) +b , где b - постоянное число, надо перенести график функции f(x) на вектор (0; b) вдоль оси ординат.
- для построения графика функции f (x + a), где a - постоянное число, надо перенести график функции f (x) на вектор (- а; 0) вдоль оси абсцисс./
Ответы учащихся иллюстрируются на доске (слайды или анимации, учитель показывает вектор смещения, используя интерактивную доску).
3 этап урока (5 - 7 мин)
Устная работа по решению простейших задач на тему «Показательная функция, её свойства».
/задания можно предложить с использованием интерактивной доски, слайдов презентации или раздаточного материала/
Учитель предлагает учащимся применить только, что сформулированные теоретические факты к решению задач.
1.На одном из рисунков изображен эскиз график функции . Укажите этот рисунок.
/изображены графики функций: 1) y = 3x; 2) ; 3) y = ; 4) y = log3 x /
(ответ № 2)
2. Укажите область значений функции .
1) (2; + ); 2) (5; + ); 3) (- ; + ); 4) (3; + )
(ответ № 4)
3. На одном из рисунков изображен эскиз график функции . Укажите этот рисунок.
/изображены графики: 1) у = 2 х - 1; 2) у = 2 - х +1; 3) у = 2 - х + 1; 4) у = 2 х + 1 /.
(ответ № 4)
4. Для каждого из рисунков (смотри задание 3) укажите функцию.
(Ответы: 1) ; 2) ; 3) ; 4) ).
5. Укажите характер монотонности функций:
а) у = 5х; б) ; в) ; г) ; д) .
(Ответы: 1) монотонно возрастающая; 2) монотонно убывающая; 3) монотонно возрастающая; 4) монотонно убывающая; 5) монотонно убывающая).
/Учащиеся по очереди отвечают на сформулированные вопросы, обосновывая свой ответ, при этом ссылаясь на теоретический материал, учитель вносит коррективы при необходимости/.
4 этап урока (7 - 8 мин)
Повторение теоретического материала по теме «Равносильные уравнения. Решение показательных уравнений».
С учетом подготовки учащихся возникла необходимость повторения теоретического материала. Фронтальный опрос проводился по следующим вопросам:
- какие уравнения называются равносильными?
- что можно сказать о корнях равносильных уравнений?
- что называют областью допустимых значений уравнения f(x) = g(x)?
- какие способы решения уравнений вы знаете?
/должны прозвучать ответы: 1) два уравнения называются равносильными, если они имеют одинаковые корни или если оба уравнения не имеют корней.
2) корни равносильных уравнений совпадают.
3) областью допустимых значений (ОДЗ) уравнения f(x) = g(x) называют множество тех значений переменной х, при которых одновременно имеют смысл выражения f(x) и g(x).
4) графический метод и аналитический: вынесение общего множителя за скобки, введение новой переменной, сведение к простейшему путем тождественных преобразований.
Каждый ответ сопровождается примером учащегося, учитель следит за соответствием ответа и примера/.
? Учитель: «Когда возникает необходимость в проверке полученных корней уравнения?»
/должен прозвучать ответ: если при решении уравнения, мы на каком - то шаге выполняем преобразования без учета ОДЗ (вводим новую переменную, возводим в квадрат или четную степень, освобождаемся от знаменателя (умножаем на общий знаменатель), сокращаем на общий множитель)/.
? Учитель: «Какое уравнение называется простейшим показательным уравнением?»
Ответ: Простейшим показательным уравнением называют уравнение вида
ах = b, где a > 0, a ≠ 1.
? Учитель: «Что вы можете сказать о корнях этого уравнения?»
Ответ: Уравнение имеет единственное решение при b > 0, при b ≤ 0 уравнение корней не имеет.
? Учитель: «Как найти корень уравнения?»
Ответ: х = log ab. Если же b = a c, то х = с.
Учитель предлагает учащимся привести примеры простейших показательных уравнений и записать их решение. Это могут быть примеры типа: 3 х = 5; ; 2 х = 2; , важно, чтобы примеры были с целыми и дробными основаниям; равные 1 (вспомнить а 0 = 1) и чтобы b нельзя было представить в виде степени с основанием а. Учащиеся комментируют свои решения.
Учитель приглашает одного из учащихся (более подготовленного) к доске для решения уравнения: , класс записывает в тетрадь решение. Ответ: х = 1.
? Учитель: «Нужно ли делать проверку?»
Ответ: Нет, т. к. при решении был совершен равносильный переход.
Задание классу: решить уравнение 9х - 8∙3х - 9 = 0.
/предварительно обсудив алгоритм его решения: 1. ввести новую переменную, учесть ОДЗ для введенной переменной (с учетом свойств показательной функции);
2. решить квадратное уравнение,
3. сделать обратную замену
4. выписать ответ/
Решение проверяется по заранее записанному решению на доске: это может быть затемненный экран интерактивной доски или слайд в презентации, или решение за закрытой доской в зависимости от возможностей кабинета.
Ответ: 2.
Учитель обращает внимание учащихся, что в основании показательной функции может стоять функция и тогда уравнение приобретает вид: , которое равносильно совокупности систем (предлагается записать сильному учащемуся на доске):
5 этап урока (15 минут)
Разноуровневая самостоятельная работа.
Учитель выдает задания для самостоятельной работы (лежат на столе учащихся), сообщая, что на её выполнение отводится 15 минут. Работа в четырех уровнях, не менее трех вариантов для каждого уровня. 1 - й уровень - учащиеся со слабой математической подготовкой (0 - 5 баллов при выполнении диагностической работы из 12 возможных),
2 - й уровень - учащиеся с недостаточной математической подготовкой (6 - 8 баллов при выполнении диагностической работы),
3 - й уровень - учащиеся с хорошей математической подготовкой (9 - 11 баллов при выполнении диагностической работы)
4 - й уровень - учащиеся с высокой математической подготовкой (12 баллов).
Задания 1 уровня.
Задания аналогичные тем, по которым у них уже были успехи и задания, которые разбирались на уроке. Все задания базового уровня сложности. Правильные ответы отмечены *. Можно предложить следующие задания.
1. Вычислите: .
1) ; 2) 30; 3) 10; 4)* 15.
2. Упростите выражение .
1) 4m4; 2) ; 3)* : 4) 4m.
3. Какое из следующих чисел не входит в множество значений функции .
1) 1,5; 2) 2; 3) ; 4)* 0.
4. На одном из рисунков изображен график функции . Укажите этот рисунок.
/ изображены графики функций: 1) у = ; 2) у = 2 х - 1; 3) ; 4) /
Ответ: 4.
5. Решите уравнение: . Ответ: 1,75.
6. Решите уравнение: 16∙3х - 3х = 15. Ответ: 0.
Задания 2 уровня .
Задания базового уровня сложности, но среди них есть задания, которые не разбирались на уроке, одно задание повышенного уровня сложности, которое разбиралось на уроке.
1. Вычислите: .
1) 7,25; 2) 7,1; 3)* 7,01; 4) 9,5.
2. Укажите область определения функции .
1)
3)
2)*
4)
3. График какой функции изображен на рисунке? <Рисунок 1 >.
1) 2) ; 3) ; 4)
Ответ: 4. Рис. 1
4. Укажите наименьшее целое значение функции .
1) - 1; 2) 0; 3)* 1; 4) .
5. Решите уравнение . Ответ: 0,5.
Задания 3 уровня сложности.
Учащимся 3 группы были даны задания из книги «Тестовые задания по алгебре и началам анализа» Е. А. Семенко с вложенными бланками для ответов и номерами варианта, который должен выполнять каждый учащийся (6 вариантов по теме «Показательные уравнения» стр. 98), 2 учащийся решают свои задания на доске, для последующей проверки./ Можно предложить задания с полной записью решения.
Решить уравнения: а) 2 2х + 1 = 4; б) ; в) (7 3-х) 3 = 49;
г) (2 х)2 . 2 - 3 = 2 5х; д) 625 . 25 х = ; е) .
Задания 4 уровня сложности.
(задания выполняются в тетрадях, с последующими комментариями учителя; уровень подготовки класса не позволяет обсуждать это решение со всеми, т. к. в классе большинство учащихся имеют слабую математическую подготовку и для них полезнее обсуждение заданий 3 уровня). В своих работах учащиеся этой группы должны были предоставить краткий ответ на первое задание и развернутое решение второго.
Вариант 1.
-
Найдите решение уравнения , принадлежащее области определения функции .Ответ: - 1.
-
Решите уравнение . Ответ: - 1.
Вариант 2.
1. Решите уравнение . Ответ: 0.
2. Решите уравнение . Ответ: 3.
Во время выполнения работы учитель, при необходимости, помогает учащимся 1 группы выполнять задания наводящими вопросами и контролирует решение задач на доске.
По истечении времени учащиеся сдают работы.
6 этап урока (5 минут)
Обсуждение решений записанных на доске.
На доске учащиеся решали две задачи (голубая карточка), это задачи из «Тестовых заданий по алгебре и началам анализа» Е. А. Семенко. Учащиеся, выполнявшие задания на доске, комментируют решения, отвечают на вопросы одноклассников, а остальные вносят, при необходимости, коррективы.
7 этап урока (2 минуты)
Подведение итогов урока, комментарии по домашнему заданию.
Учитель ещё раз обращает внимание на те типы уравнений и те теоретические факты, которые вспоминали на уроке. Отмечает наиболее успешную работу на уроке отдельных учащихся, выставляет оценки за работу на уроке.
Домашнее задание: обменяться вариантами заданий в группах и решить их;
учащимся более подготовленным предлагается ещё решить
уравнение . Ответ: 9