- Преподавателю
- Математика
- Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс
Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кирьянова А.А. |
Дата | 11.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспекта урока математики в 5 классе
Тема урока «Задачи на дроби»
Учебник: Горбов С.Ф. Обучение математике 5 класс (Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)
Цель урока:
-
формирование умений и навыков в решении задач по данной теме;
-
развитие умения анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу;
-
развитие логического мышления;
-
формирование умений применять приёмы сравнения, обобщения, выделения главного;
-
воспитание познавательного интереса.
Ход урока
-
Орг момент.
Ученики рассаживаются за парты 2 группами.
-
Изучение нового материала
Учитель предлагает задачи, имеющиеся на партах, разделить на группы.
Задач, представлено больше, приведет только примеры задач:
-
Дорога от Фабричного до Ильинского равна 8 км. Лена прошла по этой дороге 3 км. Какую часть дороги прошла Лена?
-
Сколько молока в бидоне, если этого молока составляет 13л?
-
Велосипедист проехал дороги. Сколько км проехал велосипедист, если вся дорога 180км?
Ученик делят все задачи на три группы.
Задача № 3 Задача №2 Задача №1
Сначала ученики предлагают решить задачи, уже известными способами:
Решение задачи №3:
180:9=20 км в одной девятой части дороги
20*2 = 40 км - проехал велосипедист.
Нахождение неизвестной величины D по известным величине C и дроби . Например, задана величина С (рис. 1), нужно найти величину D, составляющую от С. Решение состоит в разбиении С на 4 равных части и взятии 3 таких частей (см. схему). Искомая величина D приведена на рис. 2.
С
Рис. 1
Рис. 2
D
С
D
V
9
2
(?)
Такую задачу обычно называют задачей нахождения дроби (части) от величины. Термин «часть» здесь следует понимать с определенной степенью условности: если дробь неправильная, «часть» оказывается больше «целого».
Решение задачи №2:
13:1 = 13 л - в одной части
13*5=65 л - всего в бидоне
Нахождение неизвестной величины C по известным величине D и дроби . Например, задана длина D (рис.3), нужно найти такую длину С, чтобы D составляла от С.
D
Рис. 3
C
Рис. 4
С
D
V
1
5
(?)
Для решения нужно разбить D на 9 равных частей и взять 2 таких части (см. схему). Искомая величина C показана на рис. 4.
Такую задачу называют задачей нахождения величины по ее дроби (части).
Решение задачи №1:
?
С
D
V
9
4
С
D
Рис. 5
V
Нахождение неизвестной дроби по известным величинам C и D так, чтобы . Пусть, например, C и D - заданные площади, V - площадь одной клеточки (рис. 5). Поскольку С = 9V, D = 4V, в соответствии со схемой находим, что .
Теперь группам учеников предлагается найти алгоритмы решения задач, распределенных в три группы. Затем группы презентуют результаты своей работы.
k
x
x
t
k
t
x
Целое
Часть
Целое
Часть
Целое
Часть
1) задача №3 2)задача № 2 3) Задача №1
Чтобы найти дробь (часть) от величины, нужно значение величины умножить на дробь.
Решение: (км)
Чтобы найти величину по ее части, нужно разделить значение части на дробь, показывающую, какая это часть от искомой величины.
Решение:
Чтобы найти, какую часть составляет одна величина от другой, нужно разделить значение первой величины на значение второй.
Решение: .
-
Домашнее задание:
Уровень А: даются задачи таких же типов, которые прорешали на уроке, в таком же порядке. Учитель поясняет, что именно такие же задачи, которые решали в классе.
Уровень В:три задачи, на три типа, но в другом порядке. Учитель не сообщает об изменении порядка.
Уровень С: Придумать три задачи, относящиеся к трем видам задач на дроби и решить их.
Спасибо за урок!
Литература:
-
Обучение математике. 6 класс: Пособие для учителя (Система Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова)/С.Ф.Горбов.М.:Вита-Пресс,2006,-64с.
-
Горбов С.Ф. Математика: Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений (Система Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова).-М.:Вита-Пресс,2007,-80с
6