Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс

Конспект урока в системе развивающего обучения по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Деятельностный метод получения новых знаний полностью соответствует ФГОС второго поколения. Получение новых знаний - открытие способа решения задач на дроби происходит в групповой работе учеников.Работая в группах, опираясь уже на имеющийся способ и опыт, школьники предлагают решение задач 3-х типов на дроби.Это нахождение числа по его доле, это нахождение доли от числа и нахождение отношения чисел. По оконча...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспекта урока математики в 5 классе

Урок математики «Задачи на дроби» 5 классУрок математики «Задачи на дроби» 5 классУрок математики «Задачи на дроби» 5 классТема урока «Задачи на дроби»

Учебник: Горбов С.Ф. Обучение математике 5 класс (Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)

Цель урока:

  • формирование умений и навыков в решении задач по данной теме;

  • развитие умения анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу;

  • развитие логического мышления;

  • формирование умений применять приёмы сравнения, обобщения, выделения главного;

  • воспитание познавательного интереса.

Ход урока

  1. Орг момент.

Ученики рассаживаются за парты 2 группами.


  1. Изучение нового материала

Учитель предлагает задачи, имеющиеся на партах, разделить на группы.

Задач, представлено больше, приведет только примеры задач:

  1. Дорога от Фабричного до Ильинского равна 8 км. Лена прошла по этой дороге 3 км. Какую часть дороги прошла Лена?

  2. Сколько молока в бидоне, если Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс этого молока составляет 13л?

  3. Велосипедист проехал Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс дороги. Сколько км проехал велосипедист, если вся дорога 180км?

Ученик делят все задачи на три группы.

Задача № 3 Задача №2 Задача №1

Сначала ученики предлагают решить задачи, уже известными способами:

Решение задачи №3:

180:9=20 км в одной девятой части дороги

20*2 = 40 км - проехал велосипедист.

Нахождение неизвестной величины D по известным величине C и дроби Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс. Например, задана величина С (рис. 1), нужно найти величину D, составляющую Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс от С. Решение состоит в разбиении С на 4 равных части и взятии 3 таких частей (см. схему). Искомая величина D приведена на рис. 2.

С

Рис. 1

Рис. 2

D

С

D

Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс

V

9

2

(?)

Такую задачу обычно называют задачей нахождения дроби (части) от величины. Термин «часть» здесь следует понимать с определенной степенью условности: если дробь неправильная, «часть» оказывается больше «целого».

Решение задачи №2:

13:1 = 13 л - в одной части

13*5=65 л - всего в бидоне

Нахождение неизвестной величины C по известным величине D и дроби Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс. Например, задана длина D (рис.3), нужно найти такую длину С, чтобы D составляла Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс от С.

D

Рис. 3

C

Рис. 4

С

D

V

1

5

Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс

(?)

Для решения нужно разбить D на 9 равных частей и взять 2 таких части (см. схему). Искомая величина C показана на рис. 4.



Такую задачу называют задачей нахождения величины по ее дроби (части).

Решение задачи №1:

?

С

D

V

9

4

С

D







Рис. 5

V

Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс

Нахождение неизвестной дроби Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс по известным величинам C и D так, чтобы Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс. Пусть, например, C и D - заданные площади, V - площадь одной клеточки (рис. 5). Поскольку С = 9V, D = 4V, в соответствии со схемой находим, что Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс.





Теперь группам учеников предлагается найти алгоритмы решения задач, распределенных в три группы. Затем группы презентуют результаты своей работы.

k

x

Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс

x

t

Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс

k

t

x

Целое

Часть

Целое

Часть

Целое

Часть

1) задача №3 2)задача № 2 3) Задача №1

Урок математики «Задачи на дроби» 5 классУрок математики «Задачи на дроби» 5 классУрок математики «Задачи на дроби» 5 класс

Чтобы найти дробь (часть) от величины, нужно значение величины умножить на дробь.

Решение:Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс (км)

Чтобы найти величину по ее части, нужно разделить значение части на дробь, показывающую, какая это часть от искомой величины.

Решение: Урок математики «Задачи на дроби» 5 классУрок математики «Задачи на дроби» 5 класс

Чтобы найти, какую часть составляет одна величина от другой, нужно разделить значение первой величины на значение второй.

Решение: Урок математики «Задачи на дроби» 5 класс.


  1. Домашнее задание:

Уровень А: даются задачи таких же типов, которые прорешали на уроке, в таком же порядке. Учитель поясняет, что именно такие же задачи, которые решали в классе.

Уровень В:три задачи, на три типа, но в другом порядке. Учитель не сообщает об изменении порядка.

Уровень С: Придумать три задачи, относящиеся к трем видам задач на дроби и решить их.

Спасибо за урок!

Литература:

  1. Обучение математике. 6 класс: Пособие для учителя (Система Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова)/С.Ф.Горбов.М.:Вита-Пресс,2006,-64с.

  2. Горбов С.Ф. Математика: Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений (Система Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова).-М.:Вита-Пресс,2007,-80с

6


© 2010-2022