Методическая разработка по теме Логарифмы

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Российский художественно - технический колледж игрушки»»







ЛОГАРИФМЫ

Методические указания к решению упражнений

при изучении темы «Свойства логарифмов»



рассмотрены и одобрены на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательного и социально-экономического циклов

Протокол № _______ от «____» __________20____ г.

Председатель ПЦК ___________ М.В. Рыбалкина







2012 г.

Логарифмы: Методические указания / Сост. Рыбалкина М.В. - Сергиев - Посад: ,

2012- 13с.

Данные методические указания содержат необходимые теоретические сведения по теме «Логарифмы» дисциплины математика, примеры решения упражнений, набор упражнений для самостоятельного решения с ответами к некоторым из них, десять вариантов для выполнения контрольной работы.











Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………..4

  1. Определение логарифма ……………………………………………………………………5

    1. Примеры для самостоятельного решения………………..…………….7

  1. Преобразование логарифмических выражений………………..…………….7

    1. Примеры для самостоятельного решения…………………………………..9

  2. Контрольная работа по теме: «Свойства логарифмов»………………….11

Список литературы ………………………………………………………………….…………14











Введение

Настоящие методические указания предназначены в помощь учащимся всех форм обучения при изучении темы «Свойства логарифмов». Разделы указаний содержат необходимые теоретические сведения (определения, формулы без доказательства) и подробно разобранные упражнения. В конце каждого раздела предлагаются задания для самостоятельного решения с ответами для самопроверки.

Теоретические сведения и примеры для самостоятельного решения дают возможность использовать данные методические указания на практических занятиях по математике, а также для самостоятельного изучения темы «Свойства логарифмов».

В конце указаний приведены десять вариантов заданий для выполнения контрольной работы.



















  1. Определение логарифма

Понятие логарифма числа вводится при решении показательных уравнений, например, решим уравнение Методическая разработка по теме Логарифмы, в котором необходимо найти показатель х, представим правую часть уравнения в виде двух в четвертой степени Методическая разработка по теме Логарифмы. В этом уравнении удалось левую и правую части представить в виде степени с одинаковым основанием 2. Ответ такого уравнения Методическая разработка по теме Логарифмы. Но уравнение Методическая разработка по теме Логарифмытаким способом решить не удается. А корень все-таки есть. Этот корень называют логарифмом числа b по основанию а и обозначают logаb. Например, корнем уравнения Методическая разработка по теме Логарифмыявляется число 4, т.е log216=4.

Из определения следует, что записи logаb=х. и ах=b равносильны.

Например, log28=3, потому что при возведении основания 2 в степень 3 получается 8: 23=8, действительно 2Методическая разработка по теме Логарифмы2Методическая разработка по теме Логарифмы2=23=8. Значит в результате вычисления логарифма 8 по основанию 2 получается показатель степени двойки, при возведении в которую получаем восемь.

Определение логарифма можно кратко записать так: Методическая разработка по теме Логарифмы. Это равенство справедливо при b>0, a>0, аМетодическая разработка по теме Логарифмы1. Его обычно называют основным логарифмическим тождеством.

Для вычислений значений логарифмов полезно использовать значения степени следующих чисел:

21 = 2

22 = 4

23 = 8

24 = 16

25 = 32

26 = 64

27 = 128

28 = 256

29 = 512

210 = 1024

31 = 3

32 = 9

33 = 27

34 = 81

35 = 243

41 = 4

42 = 16

43 = 64

44 = 256

45 = 1024

51 = 5

52 = 25

53 = 125

54 = 625

61 = 6

62 = 36

63 = 216

71 = 7

72 = 49

73 = 343

81 = 8

82 = 64

83 = 512

91 = 9

92 = 81

93 = 729

101 = 10

102 = 100

103 = 1000 и т.д.

Также необходимо помнить правила возведения чисел в степень с отрицательным, дробным и нулевым показателем: а0=1; Методическая разработка по теме Логарифмы ; Методическая разработка по теме Логарифмы

Пример 1. Методическая разработка по теме Логарифмы, т.к. 33=27

Пример 2. Методическая разработка по теме Логарифмы, т.к. 30=1

Пример 3. Методическая разработка по теме Логарифмы, т.к. 2-1=Методическая разработка по теме Логарифмы

Пример 4. Вычислить Методическая разработка по теме Логарифмы

ПустьМетодическая разработка по теме Логарифмы. По определению логарифма 32t=64. Это простейшее показательное уравнение. 32=25, 64=26, поэтому (25)t=26; 25t=26 ; 5t=6, t=Методическая разработка по теме Логарифмы

Ответ: Методическая разработка по теме Логарифмы

Пример 5. Вычислить Методическая разработка по теме Логарифмы

Используя свойства степени и основное логарифмическое тождество, находим Методическая разработка по теме Логарифмы

Пример 6. Методическая разработка по теме Логарифмы

Для некоторых логарифмов имеются специальные обозначения: десятичный log10х=lgx, натуральный logех=lnx.

Пример 7. lg1000=3 , т.к. 103=3

Пример 8. lg0,01=-2 , т.к. 10-2=Методическая разработка по теме Логарифмы=0,01



  1. Примеры для самостоятельного решения:

Методическая разработка по теме Логарифмы

Ответы:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

2

4

0

1

-2

-1

1

2

25

0,5



  1. Преобразование логарифмических выражений

При выполнении преобразований выражений, содержащих логарифмы, при вычислениях и при решении уравнений часто используются различные свойства логарифмов. Рассмотрим основные из них.

Пусть а>0, аМетодическая разработка по теме Логарифмы1, b>0, с>0, p - любое действительное число. Тогда справедливы формулы

Методическая разработка по теме Логарифмы(1)

Методическая разработка по теме Логарифмы(2)

Методическая разработка по теме Логарифмы(3)

Методическая разработка по теме Логарифмы(4)

Методическая разработка по теме Логарифмы(5)

Формулы (1) и (2) можно применять к выражениям, содержащим логарифмы с одинаковыми основаниями.

Формулы (4) и (5) позволяют переходить от одного основания логарифмов к другому.

Пример 1. Вычислить: Методическая разработка по теме Логарифмы

На основе формул (1) и (2) преобразуем Методическая разработка по теме Логарифмы

Теперь можно применить формулу (4), т. е. перейти к новому основанию, в данном примере логарифмы чисел 16 и 8 легко вычислить при основании 2, тогда Методическая разработка по теме Логарифмы

Пример 2. Вычислить Методическая разработка по теме Логарифмы

Применим формулу (3), для этого вспомним определение степени с рациональным показателем (Методическая разработка по теме Логарифмы), тогда Методическая разработка по теме Логарифмы

Пример 3. Зная, что Методическая разработка по теме Логарифмы, найти Методическая разработка по теме Логарифмы

Применяем формулу (1) Методическая разработка по теме Логарифмы

Пример 4. Прологарифмировать выражение Методическая разработка по теме Логарифмы по основанию 5.

Запишем данное выражение в виде Методическая разработка по теме Логарифмы

Теперь применим формулы (1), (2) и (3) Методическая разработка по теме Логарифмы

Пример5. Найти х по данному его логарифму (а>0,b>0): Методическая разработка по теме Логарифмы

В этом примере необходимо правую часть представить в виде одного логарифма по основанию 4: Методическая разработка по теме Логарифмы

Методическая разработка по теме Логарифмы(2 представили в виде log416)

Методическая разработка по теме Логарифмы(применили формулы (1), (2) и (3))

Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Примеры для самостоятельного решения:

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

  2. Методическая разработка по теме Логарифмы

  3. Методическая разработка по теме Логарифмы

  4. Методическая разработка по теме Логарифмы

  5. Методическая разработка по теме Логарифмы

  6. Методическая разработка по теме Логарифмы

  7. Методическая разработка по теме Логарифмы

  8. Зная, что Методическая разработка по теме Логарифмы, найти Методическая разработка по теме Логарифмы

  9. Прологарифмировать выражение Методическая разработка по теме Логарифмы по основанию 10.

  10. Найти х по данному его логарифму (а>0,b>0): Методическая разработка по теме Логарифмы

Ответы:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

9

1

1,5

Методическая разработка по теме Логарифмы

1

2

1,5

0,6

-1+2lga-lgn

Методическая разработка по теме Логарифмы

Контрольная работа по теме: «Свойства логарифмов»



  1. Вычислить:



  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

3. Методическая разработка по теме Логарифмы

5. Методическая разработка по теме Логарифмы



7. Методическая разработка по теме Логарифмы

9. Методическая разработка по теме Логарифмы

2. Методическая разработка по теме Логарифмы

4. Методическая разработка по теме Логарифмы



6. Методическая разработка по теме Логарифмы

8. Методическая разработка по теме Логарифмы

10. Методическая разработка по теме Логарифмы





  1. Вычислить:



  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

3. Методическая разработка по теме Логарифмы

5. Методическая разработка по теме Логарифмы

7. Методическая разработка по теме Логарифмы

9. Методическая разработка по теме Логарифмы


  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

4. Методическая разработка по теме Логарифмы

6. Методическая разработка по теме Логарифмы

8. Методическая разработка по теме Логарифмы

10. Методическая разработка по теме Логарифмы



  1. Вычислить:



  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

3. Методическая разработка по теме Логарифмы

5. Методическая разработка по теме Логарифмы

7. Методическая разработка по теме Логарифмы

9. Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

4. Методическая разработка по теме Логарифмы

6. Методическая разработка по теме Логарифмы

8. Методическая разработка по теме Логарифмы

10. Методическая разработка по теме Логарифмы


  1. Вычислить:



  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

3. Методическая разработка по теме Логарифмы

5. Методическая разработка по теме Логарифмы

7. Методическая разработка по теме Логарифмы

2. Методическая разработка по теме Логарифмы

4. Методическая разработка по теме Логарифмы

6. Методическая разработка по теме Логарифмы

8. Методическая разработка по теме Логарифмы

9. Методическая разработка по теме Логарифмы

10. Методическая разработка по теме Логарифмы




  1. Вычислить:

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы



  1. Вычислить:



1. Методическая разработка по теме Логарифмы

3. Методическая разработка по теме Логарифмы

5. Методическая разработка по теме Логарифмы

7. Методическая разработка по теме Логарифмы

9. Методическая разработка по теме Логарифмы

2. Методическая разработка по теме Логарифмы

4. Методическая разработка по теме Логарифмы

6. Методическая разработка по теме Логарифмы

8. Методическая разработка по теме Логарифмы

10. Методическая разработка по теме Логарифмы



  1. Доказать тождество:



  1. Методическая разработка по теме Логарифмы


  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы


  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы


  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы


  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы



  1. Найти значение выражения:



  1. Методическая разработка по теме Логарифмы, еслиМетодическая разработка по теме Логарифмы

6. Методическая разработка по теме Логарифмы, еслиМетодическая разработка по теме Логарифмы


  1. Методическая разработка по теме Логарифмы, если Методическая разработка по теме Логарифмы


  1. Методическая разработка по теме Логарифмы, если Методическая разработка по теме Логарифмы


  1. Методическая разработка по теме Логарифмы, если Методическая разработка по теме Логарифмы


  1. Методическая разработка по теме Логарифмы, если Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы, если Методическая разработка по теме Логарифмы


  1. Методическая разработка по теме Логарифмы, если Методическая разработка по теме Логарифмы

  1. Методическая разработка по теме Логарифмы, если Методическая разработка по теме Логарифмы


  1. Методическая разработка по теме Логарифмы, если Методическая разработка по теме Логарифмы


  1. Прологарифмировать выражение:

1. Методическая разработка по теме Логарифмыпо основанию 2

6. Методическая разработка по теме Логарифмыпо основанию 4

2. Методическая разработка по теме Логарифмыпо основанию 3

7. Методическая разработка по теме Логарифмы по основанию 2

3. Методическая разработка по теме Логарифмы по основанию 5

8. Методическая разработка по теме Логарифмы по основанию 8

4. Методическая разработка по теме Логарифмы по основанию 3

9. Методическая разработка по теме Логарифмы по основанию 9

5. Методическая разработка по теме Логарифмы по основанию 6

10. Методическая разработка по теме Логарифмы по основанию 10



  1. Найти х по данному его логарифму (а>0,m>0,c>0,h>0,n>0,k>0):

1. Методическая разработка по теме Логарифмы

6. Методическая разработка по теме Логарифмы

2. Методическая разработка по теме Логарифмы

7. Методическая разработка по теме Логарифмы

3. Методическая разработка по теме Логарифмы

8. Методическая разработка по теме Логарифмы

4. Методическая разработка по теме Логарифмы

9. Методическая разработка по теме Логарифмы

5. Методическая разработка по теме Логарифмы

10. Методическая разработка по теме Логарифмы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа - учебник для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений - М.: Просвещение, 2006.- 384с.

  2. Креславская О.А. ЕГЭ-2009. Математика: Сдаем без проблем! - М.: Эксмо, 2008.-192с.



© 2010-2022