- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс по теме Показательные и логарифмические уравнения и неравенства
Элективный курс по теме Показательные и логарифмические уравнения и неравенства
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Габдулзянова (.М. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Элективный курс по теме «Показательные и логарифмические
уравнения и неравенства»
Работы выполнила: Габдулзянова Мария
Александровна учитель математики
МОУ «СОШ» с.Корткерос
Элективный курс по теме «Показательные и логарифмические уравнения и неравенства».
Пояснительная записка.
Элективный курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 11 часов. Прикладная часть курса направлена на расширение знаний учащихся по теме «Показательные и логарифмические уравнения и неравенства», повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Следует отметить, что навыки в решении показательных и логарифмических уравнений и неравенств необходимы любому ученику, желающему не только участвовать на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к сдаче Единого Государственного Экзамена и поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения.
Материал данного курса содержит задачи повышенной трудности, что позволяет использовать его учителем как на уроках математики в 11 классах в качестве дополнительного материала, так и на факультативных и дополнительных занятиях. Наряду с основной задачей обучения математики - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой.
Цель курса: систематизировать и углубить знания в решении показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
Задачи курса
- повторить решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств;
- изучить нестандартные методы решения;
- рассмотреть примеры и основные приемы решения части С ЕГЭ.
Примерное тематическое планирование
Наименование тем курса
Тип занятия
Всего часов
-
Показательные уравнения.
-
Показательные неравенства.
-
Логарифмические уравнения.
-
Логарифмические неравенства.
-
Решение нестандартных уравнений.
-
Логарифмические неравенства с переменной в основании.
7. Задания из части С.
8. Контрольная работа.
Урок - повторение
Урок - повторение
Урок - повторение
Урок - повторение
Урок - лекция
Урок - лекция
Урок - практикум
Урок - оценки и коррекции знаний
1
1
1
1
2
1
3
1
Программа данного элективного курса позволяет организовать повторение и закрепление понятия логарифма и степени, навыков решения уравнений, неравенств, содержащих логарифм и показатель степени.
Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
- преобразовывать выражения, содержащие логарифм и показатель степени;
- решать уравнения, неравенства и системы уравнений, содержащих логарифм и показатель степени.
Занятие №1. «Показательные уравнения».
Цель:
Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по показательным уравнениям; вспомнить методы решения уравнения этого вида.
Ход урока.
Определение 1. Простейшее показательное уравнение - это уравнение вида: , где
Определение 2. Показательными уравнениями называют уравнения вида: , где а - положительное число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к виду
Теорема. Показательное уравнение (где ) равносильно уравнению
Пример 1. Решить уравнение .
Строим графики , они пересекаются в точке (3;8), значит, уравнение имеет единственное решение х = 3.
Проверка: .
, верно.
Ответ: х = 3.
Уравнение можно решить подбором. Так как показательная функция монотонна, то корень, найденный подбором, будет единственным.
А как решить уравнение ?
По графику можно заметить, что .
Более точное значение можно получить из определения логарифма:
Ответ:
Рассмотрим основные методы решения показательных уравнений.
1)Функционально-графический метод. Он основан на использовании графических иллюстраций или каких-либо свойств функции.
Пример 2. Решить уравнение: .
Данное уравнение решаем графически, строим графики функций: ,
(2 ; 4)-точка пересечения,
Решением уравнения является абсцисса точки пересечения этих графиков. Так как графический метод решения не является точным, то найденные корни нуждаются в проверке.
Проверка:
, верно.
Ответ:
2)Метод уравнивания показателей. Он основан на теореме о том, что уравнение аf(х) = аg(х) (где а > 0, а ≠ 1) равносильно уравнению f(х) = g(х).
Пример 3. Решить уравнение:
,
,
.
Ответ: .
Пример 4. Решить уравнение: .
;
;
;
.
Ответ:
3)Метод введения новой переменной. В этом случае новая неизвестная подбирается так, чтобы относительно неё уравнение не было показательным. С помощью удачной замены переменных некоторые показательные уравнения удается свести к алгебраическому виду, чаще всего к квадратному уравнению.
Пример 5. Решить уравнение: .
. Пусть, , где, а > 0, получим уравнение:
,
,так как , то -6 не является корнем,
, .
Ответ:
После повторения методов решения показательных уравнений приступаем к упражнениям различной сложности. Устные упражнения так же можно использовать, как и устно, так и письменно. Для слабых классов этот список упражнений можно дать для письменного решения, а для сильных классов и классов с углубленным изучением математики дать для устного решения.
Так же присутствуют тренировочные упражнения и задания повышенной сложности. Для каждого уравнения в скобках дан ответ.
Устные упражнения.
Решить уравнения:
1) ();
2) ();
3) ();
4) ();
5) ();
6) ()
7) ();
8) ();
9) ();
10) ().
Тренировочные упражнения.
1) ();
6) ();
2) ();
3) ();
4) ();
7) ();
8) ();
9) ();
10) ().
5) ()
Задачи повышенной трудности.
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
.
Занятие №2. «Показательные неравенства».
Цель:
Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме «показательные неравенства».
Ход урока.
Определение 1. Простейшее показательное неравенство - это неравенство вида или , где .
Определение 2. Показательными неравенствами называют неравенства вида , где a - положительное число, отличное от 1, и неравенство, сводящиеся к этому виду.
Теорема: Показательное неравенство равносильно неравенству того же смысла , если ; , если.
Рассмотрим методы решения неравенств.
1) Сведение к одному основанию.
Пример 1. Решить неравенство: 22х - 4 > 64
22х - 4 > 26
так как основание больше 1, то
Ответ: .
Пример 2. Решить неравенство:
;
так как основание меньше 1, то ;
;
.
Ответ:
2) Замена переменной. В этом случае новая неизвестная подбирается так, чтобы относительно неё неравенство не было показательным.
Пример 3. Решить неравенство: 4х - 2х+1 - 24<0
Ответ:
Пример 4. Решить неравенство: .
;
.
Пусть , где , получим уравнение:
;
.
Разложим на множители:
.
.
Поскольку , выражение
3)Функционально-графический метод. При решении неравенств графическим способом необходимо рассмотреть две функции, построить их графики в одной системе координат и выяснить при каких значениях аргумента значения одной функции больше (меньше) значений другой функции. Найденные значения аргумента и есть решения неравенства.
Пример 5. Решить неравенство:
Строим графики:
Эти графики пересекаются в точке (1;2), график функции лежит не выше графика функции при .
Ответ:
-
Метод интервалов (иногда его называют также методом промежутков), так называется метод решения неравенств, основанный на исследовании промежутков знокопостоянства функции. Данный метод находит применение в широком круге задач, в частности, при решении линейных неравенств, квадратных неравенств, дробно-линейных неравенств. Так как показательная функция непрерывна на всей области определения, то теорема о непрерывности функции позволит расширить область определения функции, в том числе и показательного неравенства.
Находим область определения функции, затем отмечаем в этой области нули функции, которые разбивают область определения на несколько промежутков, внутри каждого из которых функция определена, непрерывна и сохраняет знак. Для определения знака функции на конкретном промежутке находим знак в любой (удобной) точке этого промежутка.
Пример 6. Решить неравенство: .
;
, .
Нули функции: , ,
Ответ:
Устные упражнения
Решить неравенства:
1) 2х ≥ 4; ()
2) 2х ≤ 8; ()
3) 2х > ; ()
4) 3х ≥ 81; ()
5) 5х ≤ 125; ()
6) 0,2х > 0,04; ()
7) ;
8); ()
Тренировочные упражнения
Решить неравенства:
1) ;
2) ; ();
3) );
4) (корней нет);
5) 2х + 2х + 2 ≥ 20 ();
6) 0,36х - 1 - 0,36х ≥ 0,7 ();
7) 52х + 4 · 5х - 5 ≤ 0 ();
8) 3х ≥ 5х () ;
9) 0,6х > 3х ().
Задачи повышенной сложности:
-
;
-
-
-
-
-
Занятие №3. «Логарифмические уравнения».
Цель:
Систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся по теме «логарифмические уравнения».
Ход урока.
Свойства логарифмов:
• ;
•
• ,;
•
•справедливо тогда и только тогда, когда t = s;
•
• ;
• ;
•
Если подлогарифмическое выражение содержит переменную, некоторые формулы имеют следующий вид:
•;
•
• ,, при - четных.
Определение 1. Простейшее логарифмическое уравнение - это уравнение вида , где , .
Определение 2. Логарифмическими уравнениями называют уравнения вида , где , и уравнения, сводящиеся к виду .
Теорема. Если и , то логарифмическое уравнение (где ) равносильно уравнению
Рассмотрим методы решения логарифмического уравнения.
1)Метод потенцирования. Он основан на теореме приведенной выше.
Привет 1. Решить уравнение: .
;
;
;
;
ОДЗ:
.
Ответ:
2)Метод введения новой переменной. В этом случае новая неизвестная подбирается так, чтобы относительно неё уравнение не было логарифмическим.
Привет 2. Решить уравнение: . ОДЗ:
;
Пусть , получим квадратное уравнение: ;
;
;
.
Ответ: = 100
3)Функционально-графический метод. Он основан на использовании графических иллюстраций или каких-либо свойств функции.
Пример 3. Решить уравнение: .
Строим графики следующих функций:
;
;
Проверка: .
Следовательно, .
Ответ: .
Устные упражнения
Решить уравнения:
1) ();
2) ;
3) ();
4) ;
5) ;
6) ();
7) ();
8) ();
9) ();
10) . .
Тренировочные упражнения
Решить уравнения:
1) ();
2) ();
3) ();
4) ;
5) ();
6) ;
7) ();
8) ();
9) ();
10) (
Задачи повышенной сложности:
1) ;
2) ;
3)
4)
5)
6)
Занятие №4. «Логарифмические неравенства».
Цель:
Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме «логарифмические неравенства».
Ход урока.
Определение 1. Простейшее логарифмическое неравенство - это неравенство вида (вместо знака > может стоять <, ), где , .
Определение 2. Логарифмическими неравенствами называют неравенства вид,где а - положительное число, отличное от 1, и неравенства, сводящиеся к этому виду.
Теорема. Если и , то:
при логарифмическое неравенство равносильно неравенству того же смысла: ;
при логарифмическое неравенство равносильно неравенству противоположного смысла: .
Методы решения неравенств совпадают с методами решения логарифмических уравнений.
1)Потенцирование.
Пример 1. Решить неравенство: .
;
Первое неравенство приравниваем к нулю и решаем как квадратное уравнение:
Решение находим с помощью координатной прямой:
Ответ:
2)Введение новой переменной.
Пример 2. Решить неравенство:
;
t = , получим неравенство: ;
;
,
делаем обратную замену:
.
Ответ:
3)Графический метод.
Пример 3. Решить неравенство:
Ответ:
4)метод интервалов.
Пример 4. Решить неравенство:
;
;
Нули функции: ;
Ответ:
Устные упражнения
Решить неравенства:
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ();
6) ;
7) ;
8)
9) ;
10) .
Тренировочные упражнения
Решить неравенства:
1) (нет корней);
2) ();
3) ();
4) ();
5) ();
6) ();
7) ();
8) ;
9) .
Задачи повышенной сложности
1) ;
2) ;
3)
4)
5)
6)
Занятие 5. «Решение нестандартных уравнений».
Цель:
Изучить показательно-логарифмические уравнения, логарифмические уравнения с переменной в основании, показательно-степенные уравнения и методы их решения.
Ход урока:
1)Показательно-логарифмические уравнения.
Определение: Показательно-логарифмическим уравнением называется уравнение, у которого неизвестные уравнения входят в показатель степени и под знак логарифма. Показательно-логарифмические уравнения решают логарифмированием обеих частей уравнения, после чего получают логарифмическое уравнение при этом, так как в основании степени находится переменная, то часто учащиеся логарифмируют по переменному основанию. Такой подход может привести к потере корней. Рассмотрим этот случай на примере.
Пример 1. Решить уравнение: ОДЗ: > 0
Логарифмируем по основанию х:
;
;
Пусть ;
;
.
Ответ: .
Это же уравнение прологарифмируем по основанию 2:
Пусть
Ответ:.
Произошла потеря корня при переходе к основанию х, следовательно, при решении таких уравнений необходимо логарифмировать по постоянному основанию, чтобы не произошла потеря корня.
Тренировочные упражнения
-
()
-
()
-
()
-
()
2)Логарифмические уравнения с переменной в основании.
Это уравнение вида: , a(x)>0, a(x)≠1. Уравнение равносильно системе:
Пример 2. Решить уравнение: ОДЗ:
Ответ:
Тренировочные упражнения
1);
2);
3);
4);
5) ;
6)
.
3) Показательно-степенные уравнения.
Так называются уравнения вида , где неизвестное находится и в показателе и в основании степени. Можно указать совершенно четкий алгоритм решения уравнении вида . Для этого надо обратить внимание на то, что при а(х) не равном нулю, единице и минус единице равенство степеней с одинаковыми основаниями (будь-то положительными или отрицательными) возможно лишь при условии равенства показателей То - есть все корни уравнения будут корнями уравнения f(x) = g(x) Обратное же утверждение неверно, при а(х) <0 и дробных значениях f(x) и g(x) выражения а(х) f(x) и а(х)g(x) теряют смысл. То есть при переходе от к f(x) = g(x) при могут появиться посторонние корни, которые нужно исключить проверкой по исходному уравнению. А случаи, а = 0, а = 1, а =-1 надо рассмотреть отдельно. Итак, для полного решения уравнения рассматриваем случаи.
1. . Корни этого уравнения являются корнями данного, если значения функций f(x) и g(x) от этих корней - целые числа одинаковой четности или дробные несократимые с нечетными знаменателями и одинаковой четности числителя.
2. . Корни этого уравнения являются корнями и исходного уравнения, если значения функций f(x) и g(x) от этих корней положительны.
3. . Корни этого уравнения являются корнями данного, если они входят в область определения функций f(x) и g(x).
4. f(x)= g(x). Корни этого уравнения являются корнями данного, если они входят в область определения уравнения.
Пример 3. Решить уравнение:.
Решение.
По определению арифметического квадратного корня: ОДЗ: - 1 ≥ 0, ≥ 1.
1) - 1 = 0 или = 1, , это не решение.
2) - 1 = 1 1 = 2.
3) - 1 = -1 2= 0 не входит в ОДЗ.
4) ,
- корней нет.
Ответ: = 2.
Тренировочные упражнения:
1)
2)
3)
4) ()
Занятие 6. «Логарифмические неравенства с переменной в основании».
Цель.
Изучить логарифмические неравенства с переменной в основании.
Ход урока.
Рассмотрим решение логарифмического неравенства с переменным основанием в общем виде.
Пусть неравенство имеет вид:
Мы помним, что:
Если основание логарифма больше единицы , то при переходе от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма, знак неравенства сохраняется.
Если основание логарифма больше нуля и меньше единицы , то при переходе от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма, знак неравенства меняется на противоположный.
Чтобы не рассматривать эти два случая по отдельности, давайте запишем переход от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма в таком виде:
Знак первого множителя в этом произведении определяет знак второго множителя:
если , то - знак неравенства сохраняется;
если , то - знак неравенства меняется на противоположный.
Тогда, с учетом ОДЗ, исходное неравенство: будет равносильно системе:
Последние четыре неравенства системы - ОДЗ исходного неравенства.
Пример 1. Решите неравенство .
Решение. ;
;
Ответ:
Пример 2. Решить неравенство:
Решение:
Ответ:
Пример 3. Решите неравенство .
Решение:
Решение первого неравенства последней системы - объединение промежутков . Пересечением решений трех оставшихся неравенств является множество . Следовательно, решение всей системы:
Ответ: .
Тренировочные упражнения
1) ;
2) ;
3)
4)
5)
6)
Занятие 7. «Задания из части С ЕГЭ».
Цель.
Подготовить к решению показательных и логарифмических уравнений и неравенств, которые встречаются на едином государственном экзамене.
Рассмотрим некоторые виды части С.
Пример 1. Решить систему неравенств:
Пусть тогда:
,
,
,
,
ОДЗ:
1) если
С учетом ОДЗ:
2) если
Объединив оба случая, получим:
Теперь решим следующую систему:
Откуда решением будет: .
Ответ: .
Пример 2. Решить систему:
ОДЗ: .
1)
.
2)
-
Объединяем решения первого и второго неравенства.
Ответ:
Пример 3. Решить уравнение: .
;
;
;
;
Ответ: .
Пример 4. При каждом значении а решите систему:
.
Решение. Пары (х;у), дающие решение системы, должны удовлетворять условиям:
Из второго уравнения системы находим . Осталось заметить, что тогда .
Уравнение при условии и имеет при решение . тогда и из полученной системы находим .
Ответ: при решений нет, при
Тренировочные упражнения:
-
При каждом а решите систему уравнений:
;
;
-
Решить систему:
;
-
Решить неравенство:
.
Занятие 8. «Контрольная работа».
Цель: контроль качества усвоения изученного материала и самостоятельной работы учащихся.
Ход урока.
Данная контрольная работа проверяет знания и умения учащихся по теме: «Показательные и логарифмические уравнения и неравенства». Работа проводится в форме теста, применяемого, в ЕГЭ до 2010 года и состоит из двух вариантов. В каждом варианте по 8 заданий, разбитые на три вида: А, В, С. Часть А состоит из 4 заданий, В из 3, а в части С два задания.
При этом решение оформляется кратко, по необходимости, или вообще выполняется устно. Подробное решение записывается только у заданий части С.
Критерии оценки:
«3» - правильно выполнена часть А и хотя бы одно задание части В;
«4» - правильно выполнены части А и В;
«5» - правильно выполнены все части работы.
На все части контрольной работы даны ответы.
Вариант 1.
При выполнении заданий А1 - А4 обведите номер правильного ответа.
А1. Указать промежуток, которому принадлежат все корни уравнения
А2. Решить неравенство:
А3. Укажите промежуток, принадлежат все корни уравнения:
.
А4. Решить неравенство .
Ответом к заданиям В1 - В3 должно быть некоторое число. Это число надо записать в ответ.
−авенство инадлежат все корни уравнения ний. нения с переменной в основании.
ием их решения, так же
В1. Решить неравенство: .
В2. Решить неравенство:
В3. Решить неравенство:
Запишите сначала номер выполняемого задания, а затем полное обоснованное решение.
C1. Решить систему:
Ответы 1 вариант:
А1. 4;
А2. 3;
А3. 2;
А4. 4;
В1. ;
В2. ;
В3. ;
С1. .
Вариант 2.
При выполнении заданий А1 - А4 обведите номер правильного ответа.
А1. Указать промежуток, которому принадлежат все корни уравнения
А2. Решить неравенство:
А3. Укажите промежуток, принадлежат все корни уравнения:
.
А4. Решить неравенство .
Ответом к заданиям В1 - В3 должно быть некоторое число. Это число надо записать в ответ.
−авенство инадлежат все корни уравнения ний. нения с переменной в основании.
ием их решения, так же
В1. Решить неравенство:.
В2. Решить неравенство:
В3. Решить неравенство:
Запишите сначала номер выполняемого задания, а затем полное обоснованное решение.
C1. Решить систему:
Ответы 2 вариант:
А1. 4;
А2. 3;
А3. 3;
А4. 3;
В1. ;
В2. ;
В3. ;
С1. .
Литература
-
Алимов Ш.А., Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. Алгебра и начала анализа. [Текст]: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразовательных учреждений. - 8 изд. перераб. - М.: Просвещение, 2000. - 384с.
-
Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа 10 - 11 класс. [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - 4-е издание стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 400с.
-
Виленкин Н.Я., Ивашев - Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 11 классов. [Текст]: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 1998. - 288с.
-
ЕГЭ 2013. Математика. Задачи С3. Уравнения и неравенства [Текст] / Под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. - 4 изд., стереотип. - М.:МЦНМО, 2013. - 80с.
-
ЕГЭ 2013. Математика: самое полное издание типовых вариантов заданий [Текст]/ авт.-сост. И.В.Ященко, И.Р.Высоцкий; под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. - М.: АСТ: Астрель, 2013. - 123с.
-
Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. Учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. [Текст]/ под. ред. А.Н. Колмогорова: - 17-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 384с.
-
Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия [Текст]: учебное пособие для студентов физ. - мат. спец. пед. институтов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «ABF», 1995. - 352с.
-
Лихтарников Л.М., Поволоцкий А.И. Основы математического анализа. Книга для учителей математики старших классов средних школ. [Текст]/ Оформление обложки А. Олексенко, С. Шапиро. - СПб.: Издательство Лань, 1997. - 304с.
-
Математика. Подготовка к ЕГЭ-2013. Учебно-тренировочные тесты: учебно-методическое пособие [Текст]/ Под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова. - Ростов-на-Дону: Легион, 2013. - 144с.
-
Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 - 11 класс: В двух частях, часть 1. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений - 4-е изд. - М.: Мнемозина, 2003. - 375с.
-
Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала анализа. 11 класс: В двух частях. Часть 1. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) - М.: Мнемозина, 2007. - 287с.
-
Пратусевич М.Я. Алгебра и начала математического анализа 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений профильный уровень [Текст]/ М.Я. Пратусевич, К.М. Столбов, А.Н. Головин. - М.: Просвещение, 2010. - 400с.
-
Рыжик В.И., Черкасов Т.Х. «Дидактические материалы по алгебре и математическому анализу» 10 - 11 класс. [Текст]: учебное пособие для профильной школы. - СПб: СМИО Пресс, 2013 - 432с.
-
Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. Тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства [Текст]: учебное пособие. - М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2008. - 352с. - (Серия «Изучение сложных тем школьного курса математики»).
-
Шабунин М.И. Математика. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень: учебник для 10 класса [Текст]/ М.И. Шабунин, А.А. Прокофьев. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 424с.
Интернет ресурсы:
-
Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2012года. ЕГЭ. [Электронный ресурс] / Федеральный институт педагогических измерений. URL: fipi.ru/view/sections/138/docs/ (дата обращения: 7.04.13).
-
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году ЕГЭ. [Электронный ресурс] / Федеральный институт педагогических измерений. URL: fipi.ru/view/sections/226/docs/627.html (дата обращения: 3.04.13).
-
Статистические информационно - аналитические материалы ЕГЭ - 2012. [Электронный ресурс] / Республиканский информационный центр оценки качества. - URL: ricoko.ru/?page_id=2213 (дата обращения: 7.04.13).