- Преподавателю
- Математика
- Разработка внеурочного занятия по геометрии в 8 классе по теме Средние линии трапеции
Разработка внеурочного занятия по геометрии в 8 классе по теме Средние линии трапеции
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Левина Н.А. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическая разработка
занятия по геометрии в 8 классе по теме
«Трапеция. Средние линии трапеции.»
Учитель: Левина Наталья Александровна
Методические комментарии. Геометрии отводится ведущая роль в формировании дедуктивного стиля мышления. Значительная роль в развивающей функции обучения отводится усвоению, открытию и доказательству теорем наряду с разнообразием геометрических задач. Одним из важных направлений в психолого-педагогических исследованиях, посвященных методам обучения математики, является «проблемное обучение». Существенным условием проявления проблемного обучения является исследовательский характер работы учащегося в процессе обучения. Деятельность учащихся должна быть так организована, чтобы ученик был активным, самостоятельным, решал задачи, требующие не только знания, но и определенной сообразительности и догадки.
Знания, полученные ранее в теме «Четырехугольники. Площадь четырехугольников» позволяют это сделать. В подростковом возрасте ведущей деятельностью учащихся является деятельность общения в процессе обучения. Для организации такой деятельности учитель предлагает учащимся включиться в поиск новых фактов и способов доказательства этих фактов: каждому ученику предлагается канва занятия, которую учащиеся заполняют в течении занятия. В ходе такой деятельности развивается любознательность, интерес к математике, формируются универсальные учебные действия: обобщение, абстрагирование, синтез. Познавательная деятельность направлена на познание системы отношений в процессе отыскания различных методов, приёмов доказательства теорем и решения практических задач.
Технологическая карта занятия
Тема занятия: Трапеция. Средние линии трапеции.
Тип занятия: Систематизация знаний, изучение нового материала.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
Цели занятия:
Предметные:
1) обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах трапеции
2) открыть и доказать новые свойства трапеции
3) узнать приемы дополнительных построений при решении задач на трапецию
Метапредметные :
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе;
2) умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
3) устанавливать причинно - следственные связи, проводить доказательные рассуждения и делать выводы;
4) формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, используя разные основания .
Личностные :
1) готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) развивать познавательный интерес к математике;
3) развивать критичность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач и доказательстве математических утверждений.
Планируемые результаты:
1) учащийся узнает о приёмах дополнительных построений при решении задач на трапецию и научится применять их при доказательстве теорем и решении задач;
2) учащийся научится применять свойство отрезка, соединяющего середины боковых и середины оснований при решении задач;
3) учащийся узнает теорему Эйлера, новые свойства средней линии трапеции;
4) учащийся систематизирует свои знания о свойствах трапеции.
Основные понятия: Свойство средней линии трапеции; формулы вычисления площади трапеции; прямая Эйлера; свойство отрезка, соединяющего середины диагоналей трапеции; свойство отрезка, соединяющего середины оснований трапеции;
Организационная структура занятия.
1. Ориентировочно - мотивационная часть
1) Этап мотивации
2) Этап постановки учебной задачи
2. Операционно - познавательная часть
1) Подготовка к восприятию (устная работа в парах и фронтально)
2) Восприятие (практическая работа, доказательство свойств)
3) Осознание, осмысление (доказательство теоремы разными способами)
4) Закрепление, применение (ключевые задачи, тест)
3. Рефлексивно - оценочная часть
1) Подведение итогов
2) Планирование дальнейшей учебной деятельности
3) Домашнее задание
Ход занятия
-
Мотивационно - ориентировочная часть занятия
Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач.
1.1 Организационный этап: Здравствуйте! Сегодня на занятии мы будем работать тетрадях и с выданным раздаточным материалом. В тетрадях запишите число, занятие по геометрии. Лист «Приложение №2» подпишите.
1.2.Установление происхождения темы: Трапеция. Средние линии трапеции.
Неделю назад к этому занятию вам было выдано задание №4 :1) решить задачу№1; 2) выписать все теоретические положения о трапеции, которые вам известны. Сдайте листы.
-
Учащиеся сдают задание, выполненное на листах.
-
Работают в парах, проверяют решение задачи №1.
Задача№1 В равнобедренной трапеции диагонали перпендикулярны, меньшее основание равно 3, а большее 5. Найти площадь трапеции.
-
Ответ :16
31) S = 0,5(BC + AD)*BK, BC + AD = 8
2) KH = 3, AK =DH = 1
3) ∆ACD = ∆DBA (по трем сторонам), то
˂CAD =˂BDA
54) ∆AOD - равнобедренный и прямоугольный,
˂ODA=45°
5 )∆BKD -прямоугольный, равнобедренный, то BK = KD
6) BK= 3 + 1= 4, S = 0,5*8*4 = 16
1.3.Мотивация учебной деятельности: Решите устно задачи
Задача №1
1) Основания трапеции равны 14 и 42. Найти больший из отрезков, на которые делит среднюю линию этой трапеции одна из ее диагоналей.
2) Найти площадь равнобедренной трапеции, боковая сторона которой равна 5, а высота и меньшее основание равны 4.
3) Углы при основании трапеции равны 85° и 5°, а отрезки, соединяющие середины противоположных сторон трапеции равны 11 и 1. Найти основания трапеции.
-
Учащиеся фронтально решают устно задачи
№
14
41.1 №1.2 №1.3
4
5
5
85°
5°
42
Ответ: 21 Ответ: 28 Ответ:?
-
Учащиеся затрудняются в решении третьей задачи.
1.4. Постановка целей урока. Почему вы не можете решить эту задачу. Ведь не случайно она включена в список устных задач? Наверное есть свойства трапеции, о которых нам неизвестно. Какие задачи можно поставить на этом уроке?
-
Узнать свойства трапеции, связанные со средними линиями, т. е. Отрезками, соединяющими середины боковых сторон и середины оснований трапеции.
-
Свойство средней линии трапеции, соединяющей боковые стороны трапеции нам известно.
Итак, тему урока можно обозначить так: Трапеция. Средние линии трапеции.
2. Операционно - познавательная часть занятия
2.1 Актуализация знаний
Заполните таблицу в листе «Приложение №2» самостоятельно, а затем проверьте свое решение в парах.
-
Учащиеся решают тест и приходят к необходимости доказать свойство: Если сумма углов при одном основании трапеции равна 90°, то отрезок, соединяющий середины оснований, равен
полуразности оснований трапеции.
-
Во фронтальной работе учащиеся доказывают данное свойство.
С
М
В
Д
А
N
Необходимы дополнительные построения для доказательства свойства. Вспомним какие дополнительные построения в трапеции помогают решать задачи. Обратимся к материалам проекта «Дополнительные построения в трапеции»
-
Учащиеся работают с Приложением №3 «Дополнительные построения в трапеции»
2.2 Изучение нового материала
-
Учащиеся предлагают построить прямые параллельные боковым сторонам трапеции через середину меньшего основания.
-
Во фронтальной работе учащиеся доказывают данное свойство.
C
M
A
D
N
K
T
1) МК ׀׀ АВ, МТ׀׀ СД, то ˂МКТ + ˂МТК = 90° и ˂КМТ = 90°;
2) АN = NД, АК = ВМ и ТД = МС, тогда КN = NT;
3) МN - медиана треугольника КМТ, проведенная из вершины прямого угла, то МN равна половине гипотенузы КТ;
4) КТ = АД - АК - ТД = АД - (ВМ + МС) = АД - ВС
5) МN = 0,5КТ = 0,5(АД - ВС)
2.3 Применение изученного материала
Теперь можно решить устно задачу: Углы при основании трапеции равны 85° и 5°, а отрезки, соединяющие середины противоположных сторон трапеции равны 11 и 1. Найти основания трапеции.
a
b
1) Средняя линия трапеции, соединяющая середины боковых сторон, равна 11, а отрезок, соединяющий середины оснований равен 1;
2) По свойству средней линии трапеции 0,5(а + в) = 11;
3) По свойству отрезка, соединяющего середины оснований 0,5(а - в ) = 1
4) а + в= 22, а - в = 2, то а = 12, в = 10
2.4 Контроль и коррекция знаний
Работа в пара. Какие теперь виды трапеций можно определить? Разделите все трапеции на четыре группы и определите отличительное свойство этой группы.
-
Произвольные трапеции.
-
Прямоугольные трапеции. Высота прямоугольной трапеции является боковой стороной трапеции.
-
Равнобедренные трапеции. Диагонали и углы при основании равнобедренной трапеции равны.
-
Трапеции, в которых сумма углов при одном основании равна 90°. Отрезок, соединяющий середины оснований равен полуразности оснований трапеции.
Работа в учебных четверках. Решите задачу на один из видов трапеции.
1) В трапеции АВСД отрезки АД и ВС основания, угол А равен 67°, угол Д равен 23°, средняя линия равна 10,5см, а отрезок, соединяющий середины отрезков АД и ВС равен 3,5см. Найти наибольшее основание. (ответ :7см и 14см)
2) В трапеции АВСД отрезки АД и ВС основания, угол А равен 70°, угол Д равен 20°, средняя линия равна 24см, а отрезок, соединяющий середины отрезков АД и ВС равен 12см. Найти наименьшее основание. (ответ :12см и 36см)
3) В трапеции сумма углов при одном из оснований равна 90°, отрезки соединяющие середины оснований и боковых сторон равны 3,5 и 17,5. Найти основания трапеции.
(ответ: 21 и 14)
4) Основания равнобедренной трапеции равны 30см и 40см, а диагональ 37см. Найти площадь трапеции.
(Ответ: 420см²)
5) Найдите площадь равнобедренной трапеции, меньшее основание которой равно 10см, боковая сторона - 6см, а угол при меньшем основании - 120°.
(Ответ: 39√3 см²)
6 )Основания равнобедренной трапеции равны 11см и 17см, а диагонали взаимно перпендикулярны. Найти площадь трапеции.
(Ответ: 196см²)
7) Основания прямоугольной трапеции равны 6см и 10см. Найдите площадь трапеции, если ее меньшая диагональ является биссектрисой прямого угла трапеции.
(Ответ: 48см²)
-
Учащиеся решают задачу в парах, затем проверяют решение в своей четверке и открывают свой ответ на зашифрованном табло.
14
48
21и 14
39√3
420
196
12
-
На оборотной стороне откроется тема урока: m=1/2(a+b), n= 1/2(a - b)
3. Рефлексивно - оценочная часть занятия
3.1 Планирование дальнейшей учебной деятельности.
Каким общим свойством обладают все трапеции? Это свойство связан со средней линией трапеции.
-
Средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна полусумме оснований.
-
Средняя линия трапеции делит пополам любой отрезок, заключенный между основаниями
-
Отрезок, соединяющий середины диагоналей трапеции равен полуразности оснований трапеции.
-
Теорема Эйлера: точки пересечения прямых, содержащих боковые стороны трапеции, диагоналей трапеции и середины оснований трапеции лежат на одной прямой.
Чтобы решать более сложные задачи, нужно проверить и доказать эти свойства трапеции. Это и будет план учебной деятельности на последующих уроках.
3.2 Рефлексия учебной деятельности на занятии
Подведем итоги занятия. Продолжите высказывания:
1) Самым интересным для меня было...
2) Я получил(а) полезную информацию о том, что...
3) Я хотел(а) бы еще узнать...
4) Мне понравилось...
5) Мне не понравилось…
3.3 Задание на длительное время:
Контрольные вопросы
1) Определение трапеции.
2) Виды трапеций
3) Средняя линия трапеции. Ее свойство.
4) Площадь трапеции.
5) Теорема Пифагора.
6) Какие еще свойства трапеции тебе известны?
Задачи.
1) В равнобедренной трапеции диагонали перпендикулярны, меньшее основание равно3, а большее 5. Найти площадь трапеции.
2) Найти площадь трапеции, если ее основания равны 6 и 27, а боковые стороны 13 и 20.
3) В равнобедренной трапеции АВСД большее основание АД равно 22, а боковая сторона равна 10. Диагональ АС делит угол А пополам. Найти площадь трапеции.
4) Найти площадь равнобедренной трапеции, если угол при большем основании равен 60°. Средняя линия трапеции равна 4см, одно основание больше другого на 4 см.
5) Диагонали равнобедренной трапеции взаимно перпендикулярны, а сумма ее оснований равна 2а. Найдите площадь трапеции.
6) Диагонали трапеции АС и ВД пересекаются в точке О. Площадь треугольника ВОС равна 9, а площадь треугольника АОД равна 16. Найти площадь трапеции АВСД.
7*) Доказать свойства средних линий трапеции:
1) Средняя линия трапеции делит пополам любой отрезок, заключенный между основаниями
2) Теорема Эйлера: точки пересечения прямых, содержащих боковые стороны трапеции, диагоналей трапеции и середины оснований трапеции лежат на одной прямой (проверить практическим путем).
3) Отрезок, соединяющий середины диагоналей трапеции равен полуразности оснований трапеции
4) Если сумма углов при одном основании трапеции равна 90°, то отрезок, соединяющий середины оснований, равен полуразности оснований трапеции (вторым способом).
Приложение№2
Мозговой штурм «Трапеция. Неизвестное об известном»
Выясните, верно ли утверждение.
1
Фамилия, имя
Ответ
2
Умозаключение
Изображение (при необходимости)
да
нет
не знаю
3
Если в четырехугольнике две стороны параллельны, то этот четырехугольник - трапеция
4
Средняя линия трапеции параллельна основаниям
5
Сумма углов любой трапеции равна 360°
6
Сумма углов при любой стороне трапеции равна 180°
7
Если диагонали трапеции равны, то эта трапеция равнобедренная
8
Длина средней линии трапеции равна полусумме ее оснований
9
Площадь трапеции равна произведению ее основания на высоту
10
Если основания трапеции равны 4 и 6, то средняя линия этой трапеции равна 10
11
Средняя линия трапеции делит пополам любой отрезок, заключенный
между основаниями трапеции
12
Точки пересечения прямых, содержащих боковые стороны трапеции, диагоналей трапеции и середины оснований трапеции лежат на одной прямой.
13
Отрезок, соединяющий середины диагоналей трапеции, равен полуразности оснований трапеции.
14
Если сумма углов при одном основании трапеции равна 90°, то отрезок, соединяющий середины оснований, равен
полуразности оснований трапеции.
15
Всего
Приложение №3
Дополнительные построения в трапеции при решении задач