Материал для дистанционной викторины Великие математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Математическая викторина «Великие математики»

Из опыта работы

В рамках недели математики для учащихся 5-11 классов проводится викторина на знание истории математики. Её можно организовать дистанционно, как это делала я. Для этого использовала платформу своего блога «Математика - это интересно» ludmilaefremov.blogspot.com. Ответы учащиеся присылали на мою электронную почту или личным сообщением Вконтакте. Обязательно нужно оговорить время, в течении которого ученик может дать ответ и он будет засчитан (например, с 17 по 18 часов).

На уроках решаются задачи, доказываются теоремы, звучат фамилии ученых, которые внесли значительный вклад в развитие этой нелегкой, но интересной науки. Кто они, чем запомнились?

Начало 27 января. За участие все получают сертификаты. Участник, который даст наибольшее количество правильных ответов, будет награжден дипломом и получит приз.
Желаю всем успеха!

Вопрос 1.

Этот человек - один из самых великих греческих математиков античного периода. Основатель математической школы в Александрии. Написал ряд работ по геометрии, оптике и астрономии. В своем известном трактате "Элементы" первым систематизировал и разработал аксиоматику известной в то время геометрии.
Однажды царь Птолемей спросил у него, нет ли в геометрии более короткого пути для ее изучения, чем то, что предлагает этот математик. На что ученый ответил: «Для царей нет отдельного пути в геометрии».
Назовите имя этого ученого. Его труд известен всем учащимся, которые изучают геометрию?

Ответ отправляйте сообщением Ефремовой Людмиле Алексеевне ( Вконтакте или на электронный адрес)

Вопрос 2.

Древнегреческий философ и математик, который стал легендой и источником дискуссий уже в древние времена. Первым заложил основы математики как науки, имел свою школу. Был победителем из кулачного боя на 58-х Олимпийских играх, проходивших в 548 году до н. есть., а затем побеждал еще на нескольких Олимпиадах. У него была своя школа, в которой был особый образ жизни.. Погиб случайно во время восстания. В 306 г. к н. е. ему, как самому умному из греков, поставили памятник в римском форуме.
Его теорему называли «ослиным мостом».
О ком идет речь? Почему теорема имеет такое название? Какой образ жизни вели ученики этого ученого?


Вопрос 3.

Он по образованию юрист. Его называли «отцом алгебры». Во время войны Франции с Испанией испанская инквизиция объявила ученого колдуном и богоотступником и приговорила его к сожжению на костре.
Кто этот математик? Почему он начал изучать математику? Какой вклад он внес в развитие алгебры? Почему его хотели сжечь?

Вопрос 4.

Первая в мире женщина-профессор математики , член - корреспондент Петербургской Академии наук. Первыми учебниками для нее стали письма лекций по математике М.Остроградского, которыми были оклеены стены детской комнаты. В пятнадцатилетнем возрасте уже брала уроки высшей математики.
О ком идет речь? Почему этой личности почти за год пришлось выучить шведский язык? Какие литературные произведения принадлежат этой женщине?

Вопрос 5.

Ему принадлежит большая роль в развитии математического образования как на уровне средней, так и высшей школы, в разработке украинской математической терминологии, в организации научной жизни в эпоху первого послереволюционного возрождения в Украине (после революции 1917 года). Он известен еще и тем, что первым в Украине начал писать математические труды на украинском языке, за что был объявлен «националистом» и брошен в большевистские концлагеря.
Научные труды касаются алгебры, математического анализа, дифференциальных и интегральных уравнений, теории функций и других разделов математики.
Его ученик, стал всемирно известным ученым.
Как зовут известного украинского ученого-математика? Его разработки использовали американцы и японцы? В какой области стал знаменитым его ученик, конструктор Сергей Королев?

Вопрос 6.

Он известен еще и тем, что первым в Украинский математик. Учился в Харьковском университете. Его труды посвящены аналитической механике, гидромеханике, теории упругости, небесной механике, математической физике, математическому анализу и теории дифференциальных уравнений.

Каким образом жизнь этого математика связано с И.Котляревским, автором «Энеиды»?

Ниже приведены ответы на вопросы викторины.

Ответ на вопрос 1.
Этот ученый Евклид (365 - 300 до н. э.).

Все современные учебники по геометрии составлены на основе известных «Начал» Евклида, написанные в IV ст. к н. есть.(на латыни эта работа называлась "Элементы"). Содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел; в ней он подвел итог предыдущего развития греческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики.

Ответ на вопрос 2.

Речь идет о Пифагоре. Теорему Пифагора называли «ослиным мостом». Учеников, которые запоминали теорему без понимания, называли ослами, поскольку они не могли перейти через мост - теорему Пифагора.
Пифагорейская школа - это был одновременно и религиозный союз, и политический клуб, и научное общество. Ученики этой школы обязывались вести так называемый пифагорейский образ жизни. Каждый , кто вступал в союз , отказывался от собственности в его пользу, обязывался не проливать крови, запрещалось обучать других за вознаграждение.Пифагор и все его ученики были трудолюбивы. Как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению. Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие. Пифагорейцы вели особый образ жизни , у них был свой особый распорядок дня .
Проснувшись , они проделывали мнемонические упражнения, помогающие запоминать нужные сведения , а затем шли на берег моря встречать восход солнца , обдумывали дела стоя перед ним , после чего делали гимнастику и завтракали . Вечером совершалось совместное купание , прогулка , ужин , после чего возлияние богам и чтение . Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне.

Ответ на вопрос 3.

Франсуа Виет открыл и доказал теорему о корнях квадратного уравнения.


Франсуа Виет, французский ученый, по образованию юрист. Заинтересовался астрономией, для этого ему были нужны знания из алгебры и тригонометрии. Он начал изучать математику, чтобы написать большой астрономический трактат. И математика, как оказалось, прятала не меньше загадок, чем космос, их хватило на всю жизнь. Трактат по астрономии не был написан, а математика благодаря Виету сделала большой шаг в своем развитии. Именно Виет первым стал обозначать буквами не только неизвестные, но и коэффициенты при них, что дало возможность выражать свойства уравнений и их корней общими формулами. За это Виета и назвали «отцом алгебры». Одна из теорем алгебры носит его имя.
Знания математики помогли этому французу раскрыть шифр в переписке испанского короля Филиппа II во время войны Франции с Испанией, чем он ускорил победу Франции. За это испанская инквизиция объявила ученого колдуном и богоотступником и приговорила его к сожжению на костре.

Ответ на вопрос 4.

София Ковалевская.
В 1884 году становится профессором Стокгольмского университета, где ее обязуют первый год читать лекции на немецком языке, а на второй год - на шведском. На русском языке из литературных произведений Ковалевской появились : «Воспоминания о Джордже Эллиот » (« Русская Мысль » , 1886 , № 6 ) ; семейная хроника « Воспоминания детства» («Вестник Европы» , 1890 , № 7 и 8) ; «Три дня в крестьянском университете в Швеции »(« Северный Вестник » , 1890 , № 12); посмертное стихотворение (« Вестник Европы » , 1892 , № 2 ) ; вместе с другими (переведенная со шведского повесть« Vae victis » , отрывок из романа в Ривьере ) эти произведения вышли отдельным сборником под заглавием: «Литературные сочинения С. В. К. » (СПб. , 1893). По-шведски написаны воспоминания о польском восстании и роман «Семья Воронцовых » , сюжет которого относится к эпохе брожения в среде русской молодежи конца 60 -х годов XIX в . Но особый интерес для характеристики личности Ковалевской представляет « Kampen för Lyckan , tvänne paralleldramer of К. L. » (Стокгольм , 1887 )

Ответ на вопрос 5.

Михаил Филиппович Кравчук, украинский математик, академик АН УССР , Доктор физико-математических наук (с 1924), Профессор Киевского Политехнического Института, учитель Архипа Люльки - конструктора реактивных авиадвигателей и Сергея Королева - конструктора советских космических кораблей, будущего академика Владимира Челомея. Он один из основателей ЭВМ (электронно-вычислительной машины). Методы М. Кравчука использованы в США, Японии и других странах при моделировании кибернетической техники. Научные труды Н. Кравчука широко использовали американские авторы первого в мире компьютера. Его разработки американцы и японцы применили на телевидении.

Ответ на вопрос 6.

Михаил Васильевич Остроградский - выдающийся математик , механик, педагог. ... Воспитателем гимназии был И. П. Котляревский.

Михаил Васильевич Остроградский родился 12(24) сентября 1801 года в селе
Пашенному Кобеляцкого уезда Полтавской губернии (сейчас село Пашенивка
Козельщинского района Полтавской области). Здесь было имение его отца Василия Ивановича Остроградского. Мать - Ирина Андреевна происходила из семьи Устинович. Сначала Михаил был отдан в пансион при Полтавской гимназии, до так называемого Дома воспитания обнищавших дворян. Воспитателем в нем в то время был известный украинский писатель, автор «Энеиды» И. П. Котляревский, который одним из первых обратил внимание на математические способности мальчика. Его труды посвящены аналитической механике, гидромеханике, теории упругости, небесной механике, математической физике, математическому анализу и теории дифференциальных уравнений.

© 2010-2022