Программа с одаренными детьми

Данная программа направлена для развития, поддержки способных   учеников5-6 класса.  Концепция программы призвана обеспечить благоприятные условия для  формирования личности  учащихся  посредством создания системы выявления, ее развития и поддержки  в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.  Некоторые дети обладают яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но пока себя не проявившие и не опережают сверстников по общему развитию, но выделяется с...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование «Закаменский район»

МБОУ «Холтосонская СОШ»

671934, РБ, Закаменский район, с.Холтосон, ул.Заречная

Тел.факс: 8(30137)92-3-23, е-mail^ [email protected]


Рассмотрено на педсовете

« »______________2014г

Согласовано:

Зам директора по НМР

_______________/Осипчук Н.Н./

Утверждаю ________________

/Очирова С.В./

Директор МБОУ «Холтосонская СОШ»




Программа индивидуальных занятий по математике «Путь к успеху» для учащихся 5 - 6 классов




Срок реализации 1 год


Харакшинова И.В.,

учитель математики





с.Холтосон

2014

Психолого-педагогическая характеристика на учащихся.

Учащиеся 5-6 классов (Опалей Александра, Попова Алена, Турсунов Азаматбек, Перминов Евгений) с хорошими способностями, с высоким умственным потенциалом. Они систематически добросовестно готовится к занятиям, на уроках- активны. Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Им легко даются предметы естественнонаучного цикла, всегда в числе первых решают задачи, часто предлагают собственные оригинальные решения.

Учебный материал усваивают быстро и прочно, стараются выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Обладают пространственным и логическим мышлением ,отличаются высокой самостоятельностью.

Принимают активное участие в различных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. Ребятам характерны добросовестность, чувство ответственности, стремление соблюдать этические нормы, точность и аккуратность в делах.

У них разносторонние интересы. Постоянно активно узнают что-то новое в разных областях. Участвуют в общественной жизни класса и школы. Ребята добрые и внимательны. Умеют убеждать, уважают людей. Самокритичны, трезво оценивают не только свои успехи, но и неудачи. В большинстве случаев правильно реагируют на справедливую критику, прислушивается к добрым советам, не боятся открыто высказывать свое мнение. Пользуются авторитетом среди одноклассников.

Пояснительная записка.

Давно замечено, что таланты являются

всюду и всегда, где и когда существуют

условия, благоприятные для их развития.

( Г.В. Плеханов)

Данная программа направлена для развития, поддержки способных учеников 5-6 класса. Концепция программы призвана обеспечить благоприятные условия для формирования личности учащихся посредством создания системы выявления, ее развития и поддержки в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Опалей А., Попова А., Перминов Е., Тусунов А. обладают яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но пока себя не проявившие и не опережают сверстников по общему развитию, но выделяется своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью, имеют высокие умственные возможности, способны подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.

Основная моя задача как педагога - на основе диалога и совместного поиска помочь своим подопечным выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие способности к самоопределению и самоорганизации.

Цель: Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность.

Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.

Задачи:

- формирование у учащихся устойчивого интереса к математике;

- выявление и развитие математических способностей;

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

- формирование навыков перевода различных задач на язык математики;

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 - 15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик всерьёз начал заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.

Задачи собраны из разных источников, для решения которых должно хватить сведений, полученных в ходе изучения математики в первых пяти классах.

Курс составлен на 34 часа. Предназначен для учащихся 5-6 классов.

Требования к уровню усвоения дисциплины

В результате изучения данного курса учащийся должен обладать следующими знаниями и умениями:

  • Основные виды логических задач.

  • Способы решения популярных логических задач.

  • Основные принципы математического моделирования.

  • Основные свойства делимости чисел.

  • Умение решать основные задачи на %.

Курс направлен на развитие логического мышления учащегося, на умение создавать математические модели практических задач, на расширение математического кругозора учащихся. Курс является пропедевтикой «олимпиадных» задач.

Учащиеся должны научиться выполнять небольшие исследовательские работы.

План реализации программы

Мероприятия

Период

1.

Олимпиады по математике

Ежегодно.

2.

Математические игры

В течении года

3.

Психологическое сопровождение учащегося и самовоспитания

В течении года

4.

Мониторинг знаний

По итогам четверти, года

5.

Использование ИКТ в учебном процессе

Постоянно

6.

Исследовательские проекты в режиме наставничества

В течении года

7.

Детские научно-практические конференции и семинары.

В течении года

Содержание программы

34 учебных часа.

Цель обучения состоит в том что, чтобы научить такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение - как объект конструирования и изобретения.

Соответственно этому, на 1-ом году обучения задачи заключаются в следующем:

 познакомить с методиками исследования и технологиями решения задач и научить оперировать данными методиками;

 разобрать основные виды задач школьного курса математики 5-6 классов;

 проанализировать задачи по геометрии, научить оперировать линейкой и циркулем;

 познакомить с элементами теории множеств, теории вероятности, комбинаторики, логики;

 сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач.

Раздел 1. Задача как объект изучения.

Задача как предмет изучения в процессе обучения детей. Разбор задачи на части: отделение условия (то, что дано) от заключения, вопроса задачи (того, что надо найти). Нахождение взаимосвязи между тем, что дано, и тем, что надо найти. Постановка вопросов к условию задачи, подбор ассоциаций, умение находить аналогии и различия в изучаемом объекте.

Раздел 2. Элементы теории множеств.

Вводная характеристика теории множеств. Множество точек на прямой. Принадлежность точки графику функции (принадлежность элемента множеству). Пустое множество. Решения неравенств (промежутки и операции над ними). Теория множеств как объединяющее основание многих направлений математики.

Раздел 3. Разные задачи 5-6 классов.

Воссоздание общей системы всех видов задач, изучаемых в процессе обучения в 5-6 классах. Систематизация задач по видам. Взаимосвязь некоторых видов задач, их взаимопроникновение и различие. Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов.

Раздел 4.. Планиметрические фигуры. Геометрические задачи

В 7 классе начинается изучение геометрии. Цель раздела - научить не бояться геометрических фигур, исследовать их всеми имеющимися способами, в том числе и с помощью инструментов, научиться выполнять преобразования фигур. Для исследования берем элементарные планиметрические фигуры и их взаиморасположения на плоскости.

Раздел 5. Исследовательская работа.

Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы. Исследование математических объектов, их взаиморасположения, взаимодействия.

Неразрывная связь математики с другими школьными предметами. Необходимость использования математических знаний в повседневной жизни, науке и других областях человеческой жизнедеятельности. Математика как аппарат для проведения вычислений и фактор, стимулирующий исследовательскую работу.

Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Прак-тика

1

Задача как объект изучения.

1.1

Как устроена задача? Осваиваем разбор текста задачи.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1.2

Вопросы к задаче. Оперирование ими при решении разного вида задач

2

Элементы теории множеств.

2.1

Понятие теории множеств.

0,5

1

0,5

0,5

2.2

Операции над множествами. Множественные задачи.

0,5

3

Типичные задачи 5 -6 классов.

3.1

Задачи на делимость

2

22

6

16

3.2

Решение задач на составление уравнения.

2

3.3

Приведение к единице. Решение задач на прямую пропорциональность.

1

3.4

Задачи на встречное движение двух тел.

1

3.5

Задачи на движение тел по течению и против течения.

1

3.6

Три основных вида задач на дроби и проценты.

1

3.7

Практикум- исследование задач на дроби и проценты.

1

3.8

Задачи на совместную работу.

1

3.9

Задачи на обратно пропорциональные величины.

1

3.10

Практикум-исследование задач на совместную работу.

1

3.11

Числовые ребусы

2

3.12

Логические задачи

4

3.14

Задачи на принцип Дирихле

4

4

Геометрические задачи.

4.1

Задачи на вычисление площадей.

1

8

3

5

4.2

Задачи на вычисление объемов.

1

4.3

Практическая работа с геометрическими инструментами.

2

4.4

Задачи на построение фигур линейкой и циркулем.

2

4.5

Задачи на разрезание фигур

2

5

Исследовательская работа.

1

6

Итоговое занятие.

1

Итого:

34

10

22

Темы исследовательской работы: «Фигурные числа в жизни человека», «Интересные приёмы быстрого счёта» (или как научиться быстро считать), «Проценты и их роль в жизни человека», «Лист Мёбиуса».




Ожидаемые результаты

После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:

  • уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;

  • уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

  • уметь использовать дополнительную математическую литературу.

  • при решении логических задач и задач с целыми числами использовать различные методы (метод рассуждений, метод таблиц, метод граф, метод кругов Эйлера, комбинированный метод);

  • освоить анализ и решение нестандартных задач;

  • научиться исследовать и строить графики функций;

  • освоить изготовление моделей пространственных фигур, работу с инструментами;

  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими областями жизни;

  • освоить схему исследовательской деятельности и применять ее для решения задач в различных областях деятельности;

  • познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях.

Список использованной литературы:

  1. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

  2. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 7-11 классах. - М.: ИЛЕКСА, 2009

  3. Нестеренко Ю., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.

  4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984.

  5. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие». Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки

  6. Шевкин А.В. Текстовые задачи по математике: 5-6 - М.: ИЛЕКСА, 2011

  7. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Алгебра. Учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. - Челябинск: «Взгляд», 2004

  8. Школьные олимпиады. Международные математические олимпиады/ Сост. А.А. Фомин, Г.М. Кузнецова. - Дрофа, 1998

Интернет ресурсы:

  1. Удивительный мир математики. math.ru.

  2. Московский центр непрерывного математического образования. conte.ru.

  3. Математический калейдоскоп, случаи, фокусы, парадоксы. mathc.chat.ru/

  4. Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады. eidos.ru/olymp/

  5. Международный конкурс «Кенгуру» [email protected].

  6. Всероссийская дистанционная конкурс-игра «КИО-2011» ipo.spb.ru/kio/.

  7. Открытая российская интернет олимпиада по математике. metaschool.ru.


© 2010-2022