- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре 10 класс
Рабочая программа по алгебре 10 класс
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рязанова И.С. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ключи-Булакская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
______________/Рязанова И.С./
Протокол № 1
от «____» сентября 2014г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________/Бухтиярова Н.Н./
«____» сентября 2014г
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________________/Рябцева Е.Д./
Приказ №___
от «____» сентября 2014г
Рабочая программа
по алгебре и началам математического анализа в 10 классе
2014-2015 учебный год
Составитель:
Рязанова Инна Сергеевна,
учитель физики, информатики и математики
с.Ключи-Булак
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), учебного плана МКОУ «Ключи-Булакская СОШ» на 2014-2015 учебный год, программы для общеобразовательных учреждений по алгебре 10-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т.А. Бурмистрова (Москва «Просвещение» 2010) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией Ш.А. Алимов (Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Москва «Просвещение» 2007) Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения алгебры, которые определены стандартом.
Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование.
В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 70 часов, а не 86 часов, в рабочей программе уменьшено количество часов на 2 часа в неделю во втором полугодии.
Цели изучения алгебры:
-
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
-
дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
-
обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда;
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне;
-
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математический идей.
Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1.Алгебра и начала анализа. 10-11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Ш.А. Алимов-М.: «Просвещение», 2007г.
2. Большакова О.В. Алгебра и начала математического анализа 10 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ/ О.В. Большакова-Я.: «Академия развития», 2011г.
3. Шабунин М.И. Алгебра и начала математического анализа 10 класс. Дидактический материал/ М.И. Шабунин, М.В. Ткачёв- М.: «Просвещение», 2010г.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный опрос.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса алгебры 10 класса ученик должен:
знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Уметь:
-
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
-
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
-
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
-
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
-
строить графики изученных функций;
-
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
-
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя
-
свойства функций и их графики;
-
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
-
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
-
использовать для приближённого решения уравнений и неравенств графический метод;
-
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
-
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
-
построение и исследование простейших математических моделей;
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по математике
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
-
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
потеря корня или сохранение постороннего корня;
-
отбрасывание без объяснений одного из них;
-
равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема раздела
Количество
часов
Контрольные работы
1
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА
10
1
2
СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ
9
1
3
ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
10
1
4
ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
14
1
5
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ
16
1
6
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
11
1
Итого
70
6
Содержание по предмету
Действительные числа (10ч)
Целые и рациональные числа. Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателями.
Основные цели: формирование представлений о натуральных, целых числах, о признаках делимости, простых и составных числах, о рациональных числах, о периоде, о периодической дроби, о действительных числах, об иррациональных числах, о бесконечной десятичной периодической дроби, о модуле действительного числа; формирование умений определять бесконечно убывающую геометрическую прогрессию, вычислять по формуле сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии; овладение умением извлечения корня п-й степени и применение свойств арифметического корня натуральной степени; овладение навыками решения иррациональных уравнений, используя различные методы решения иррациональных уравнений и свойств степени с любым целочисленным показателем.
Степенная функция (9ч)
Степенная функция, её свойства и график. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Основные цели: формирование представлений о степенной функции, о монотонной функции; формирование умений выполнять преобразование данного уравнения в уравнение-следствие, расширения области определения, проверки корней; овладение умением решать иррациональные уравнения методом возведения в квадрат обеих частей уравнения, проверки корней уравнения; выполнять равносильные преобразования уравнения и определять неравносильные преобразования уравнения.
Показательная функция (10ч)
Показательная функция, её свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Основные цели: формирование понятий о показательной функции, о степени с произвольным действительным показателем, о свойствах показательной функции, о графике функции, о симметрии относительно оси ординат, об экспоненте; формирование умения решать показательные уравнения различными методами: уравниванием показателей, введением новой переменной; овладение умением решать показательные неравенства различными методами, используя свойства равносильности неравенств; овладение навыками решения систем показательных уравнений и неравенств методом замены переменных, методом подстановки.
Логарифмическая функция (14ч)
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, её свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
Основные цели: формирование представлений о логарифме, об основании логарифма, о логарифмировании, о десятичном логарифме, о натуральном логарифме, о формуле перехода от логарифма с одним основанием к логарифму с другим основанием; формирование умения применять свойства логарифмов: логарифм произведения, логарифм частного, логарифм степени, при упрощении выражений, содержащих логарифмы; овладение умением решать логарифмические уравнения; переходя к равносильному логарифмическому уравнению, метод потенцирования, метод введения новой переменной, овладение навыками решения логарифмических неравенств.
Тригонометрические формулы (16ч)
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов α и α. Формулы сложения.. синус, косинус и тангенс двойного угла.. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.
Основные цели: формирование представлений о радианной мере угла, о переводе радианной меры в градусную и наоборот, градусной - в радианную; о числовой окружности на координатной плоскости; о синусе, косинусе, тангенсе, котангенсе, их свойствах; о четвертях окружности; формирование умений упрощать тригонометрические выражения одного аргумента; доказывать тождества; выполнять преобразование выражений посредством тождественных преобразований; овладение умением применять формулы синуса и косинуса суммы и разности, формулы двойного угла для упрощения выражений; овладение навыками использования формул приведения и формул преобразования суммы тригонометрических функций в произведение.
Тригонометрические уравнения (11ч)
Уравнение cos x = a. Уравнение sin x = a. Уравнение tgx = a. Решение тригонометрических уравнений.
Основные цели: формирование представлений о решении тригонометрических уравнений на числовой окружности, об арккосинусе, арксинусе, арктангенсе, арккотангенсе числа; формирование умений решения простейших тригонометрических уравнений, однородных тригонометрических уравнений; овладение умением решать тригонометрические уравнения методом введения новой переменной, методом разложения на множители; расширение и обобщение сведений о видах тригонометрических уравнений.
Список литературы
1.Алгебра и начала анализа. 10-11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Ш.А. Алимов-М.: «Просвещение», 2007г.
2. Большакова О.В. Алгебра и начала математического анализа 10 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ/ О.В. Большакова-Я.: «Академия развития», 2011г.
3. Шабунин М.И. Алгебра и начала математического анализа 10 класс. Дидактический материал/ М.И. Шабунин, М.В. Ткачёв- М.: «Просвещение», 2010г.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Раздел, тема урока
Кол-во
часов
Дата
план
факт
ГЛАВА 1. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА
10
1
Целые и рациональные числа.
1
2
Действительные числа.
1
3
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
1
4
Арифметический корень натуральной степени.
1
5
Арифметический корень натуральной степени.
1
6
Степень с рациональным и действительным показателем.
1
7
Степень с рациональным и действительным показателем.
1
8
Степень с рациональным и действительным показателем.
1
9
Действительные числа.
1
10
Контрольная работа №1 по теме: "Действительные числа"
1
ГЛАВА 2. СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ
9
11
Степенная функция, ее свойства и график.
1
12
Степенная функция, ее свойства и график.
1
13
Равносильные уравнения и неравенства.
1
14
Равносильные уравнения и неравенства.
1
15
Иррациональные уравнения.
1
16
Иррациональные уравнения.
1
17
Иррациональные неравенства.
1
18
Иррациональные неравенства.
1
19
Контрольная работа №2 по теме: "Степенная функция"
1
ГЛАВА 3. ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
10
20
Показательная функция, ее свойства и график.
1
21
Показательная функция, ее свойства и график.
1
22
Показательные уравнения.
1
23
Показательные уравнения.
1
24
Показательные неравенства.
1
25
Показательные неравенства.
1
26
Системы показательных уравнений и неравенств.
1
27
Системы показательных уравнений и неравенств.
1
28
Системы показательных уравнений и неравенств.
1
29
Контрольная работа №3 по теме: "Показательная функция".
1
ГЛАВА 4. ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
14
30
Логарифмы.
1
31
Логарифмы.
1
32
Свойства логарифмов.
1
33
Свойства логарифмов.
1
34
Десятичные и натуральные логарифмы.
1
35
Десятичные и натуральные логарифмы.
1
36
Логарифмическая функция, ее свойства и график.
1
37
Логарифмическая функция, ее свойства и график.
1
38
Логарифмические уравнения.
1
39
Логарифмические уравнения.
1
40
Логарифмические неравенства.
1
41
Логарифмические неравенства.
1
42
Логарифмические уравнения и неравенства.
1
43
Контрольная работа №4 по теме: "Логарифмическая функция".
1
ГЛАВА 5. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
16
44
Радианная мера угла.
1
45
Поворот точки вокруг начала координат.
1
46
Определение синуса, косинуса и тангенса угла.
1
47
Знаки синуса, косинуса и тангенса.
1
48
Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла.
1
49
Тригонометрические тождества.
1
50
Тригонометрические тождества.
1
51
Синус, косинус и тангенс углов α и -α.
1
52
Формулы сложения.
1
53
Формулы сложения.
1
54
Синус, косинус и тангенс двойного угла.
1
55
Синус, косинус и тангенс половинного угла.
1
56
Формулы приведения.
1
57
Формулы приведения.
1
58
Урок обобщения и систематизации знаний.
1
59
Контрольная работа №5 по теме: "Тригонометрические формулы".
1
ГЛАВА 6. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
11
60
Уравнение cos x=a.
1
61
Уравнение cos x=a.
1
62
Уравнение sin x=a.
1
63
Уравнение sin x=a.
1
64
Уравнение tg x=a.
1
65
Уравнение tg x=a.
1
66
Решение тригонометрических уравнений.
1
67
Решение тригонометрических уравнений.
1
68
Решение тригонометрических уравнений.
1
69
Контрольная работа №6 по теме: "Тригонометрические уравнения"
1
70
Повторение
1