Методические рекомендации по технологии УДЕ

"Описание материала: Основной момент технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ) – это подбор и рассмотрение на одном уроке таких заданий, которые можно было бы разбить на три подхода: исходная задача, обратная задача, выводы и обобщение. В ходе работы над математическими задачами и упражнениями заметно выделяются четыре связанных между собой этапа: составление матем. упражнения, его выполнение, проверка, переход к похожему (родственному), но высшему по степени сложности упражнению. Опыт показал, что за основу лучше брать многокомпонентное задание, например: решение задачи, составление обратной задачи, составление аналогичной задачи и ее решение, составление задачи по частично заданным данным, общими с первичной задачей.
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективность использования технологии укрупнения

дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниева) в изучении математики



Суденко Е.Н.

учитель математики и информатики первой квалификационной категории,

основной общеобразовательной школы №15, г.Кокшетау


В современной школе много технологий, направленных на успешное обучение, на то, чтобы ребёнок мог в жизни решать любые задачи и ориентироваться в любой ситуации. Среди таких технологий есть технология УДЕ (укрупнение дидактических единиц), разработанная академиком РАО, заслуженным деятелем науки России и Калмыкии, профессором, доктором педагогических наук Пюрвя Мучкаевичем Эрдниевым. Этот метод находится на стыке наук - математики, физиологии, медицины, философии и филологии и отражает глубинные стороны восприятия детьми излагаемого учителем материала.

Эрдниев Пюрвя Мучкаевич - академик РАО, заслуженный деятель науки РСФСР. Обосновал эффективность укрупненного введения новых знаний, позволяющего:

  • применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;

  • устанавливать больше логических связей в материале;

  • выделять главное и существенное в большой дозе материала;

  • понимать значение материала в общей системе ЗУН;

  • выявить больше межпредметных связей;

  • более эмоционально подать материал;

  • сделать более эффективным закрепление материала.

Классификационные параметры

  • По уровню применения: общепедагогическая.

  • По основному фактору развития: социогенная.

  • По ориентации на личностные структуры: информационная с элементами операционной.

  • По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная.

  • По типу управления: система малых групп.

  • По организационным формам: классно-урочная, академическая, групповая, индивидуальная.

  • По подходу к ребенку: дидактоцентрическая.

  • По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.

  • По направлению модернизации: дидактическое реконструирование.

  • По категории обучаемых: массовая + продвинутая.

Целевые ориентации

  • Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся.

  • Создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность.

  • Сверхзадача: вооружить девятилетнюю школу страны едиными учебниками математики (на базе рационального синтеза учебников алгебры, геометрии и черчения).

Концептуальные положения

Понятие «укрупнение единицы усвоения» достаточно общее, его можно представить как интеграцию конкретных подходов к обучению:

  • совместно и одновременно изучать взаимосвязанные действия, операции, функции, теоремы и т.п. (в частности, взаимно обратные);

  • обеспечение единства процессов составления и решения задач (уравнений!, неравенств и т.п.);

  • рассматривать во взаимопереходах определенные и неопределенные задания (в частности, деформированные упражнения);

  • обращать структуру упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий;

  • выявлять сложную природу математического знания, достигать системности знаний;

  • принцип дополнительности в системе упражнений (понимание достигается в результате межкодовых переходов образного и логического в мышлении, сознательного и подсознательного компонентов).

При этом используются фундаментальные закономерности мышления (вкупе оптимизирующие познавательный процесс):

  • закон единства и борьбы противоположностей;

  • перемежающееся противопоставление контрастных раздражителей (И.П.Павлов);

  • принцип обратных связей, системности и цикличности процессов (П.К.Анохин), обратимости операций (Ж.Пиаже);

  • переход к сверхсимволам, т.е. оперирование более длинными последовательностями символов (кибернетический аспект).

Укрупненная дидактическая единица - УДЕ - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

В отличие от гештальтистов П.М.Эрдниев рассматривает целостные образы, формирующиеся в результате обучения, как постаналитические. Им предшествует стадия анализа, разложения первоначально целостных образов, выделения в воспринимаемом объекте его элементов и их взаимоотношений.

Обучение строится по следующей схеме:

  1. Стадия усвоения недифференцированного целого в его первом приближении.

  2. Выделение в целом элементов и их .взаимоотношений.

  3. Формирование на базе усвоенных элементов и их взаимоотношений более совершенного и точного целостного образа.

Особенности методики

В качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение» в самом широком значении этого слова, как соединяющее деятельность ученика и учителя, как элементарную целостность двуединого процесса «учения - обучения».

Ключевой элемент технологии УДЕ - это упражнение-триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии:

  1. исходная задача;

  2. ее обращение;

  3. обобщение.

В работе над математическим упражнением (задачей) отчетливо выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа:

  1. составление математического упражнения;

  2. выполнение упражнения;

  3. проверка ответа (контроль);

  4. переход к родственному, но более сложному упражнению.

Традиционное же обучение ограничивается большей частью вторым из указанных этапов.

Опыт обучения на основе укрупнения единиц усвоения показал, что основной формой упражнения должно стать многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически объединенных в некоторую целостность частей, например:

  1. решение обычной «готовой» задачи;

  2. составление обратной задачи и ее решение;

  3. составление аналогичной задачи по данной формуле (тождеству) или уравнению и решение ее;

  4. составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей;

  5. решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам по отношению к исходной задаче.

Разумеется, вначале в укрупненное упражнение могут войти лишь некоторые из указанных вариаций.

В технологии УДЕ используются одновременно все коды, несущие математическую информацию: слово, рисунок (чертеж), символ, число, модель, предмет, физический опыт.

Формирование понятий на основе технологии УДЕ способствует воспитанию личности не с энциклопедически развитой памятью, а с гибким умом, с творческими способностями, то есть такой личности, какую школа должна создавать сегодня

Литература


  1. Селевко Г.К. Дидактические структуры учебного курса // Вопросы дидактики в техническом вузе. - Омск, 1985.

  2. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1977.

  3. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах (опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц). - М.: Педагогика, 1979.

  4. Эрдниев П.М. Обучение математике по УДЕ. Серия статей /У Начальная школа. -1993. -1996.

  5. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. -М., 1992.

  6. Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-2 классах. -М.: Просвещение, 1992.

  7. Эрдниев П.М. Экспериментальное учебное пособие для 1, 2 класса. - М.: Педагогика, 1977.

  8. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. -М.: Педагогика, 1988.

  9. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. -М., 1986.


© 2010-2022