- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике
Рабочая программа по математике
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шкуратова Н.А. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования
Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональное училище № 136
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Математика
для профессий начального профессионального образования
2011 г.
Содержание
рабочей учебной программы по математике
-
Рецензии
-
Пояснительная записка
-
Тематический план
-
Содержание учебной дисциплины
-
Практические (лабораторные) работы
-
Самостоятельная работа
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
-
Рекомендуемая литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) математика в учреждениях начального профессионального образования изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При освоении профессий «Автомеханик», «Мастер общестроительных работ», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» математика изучается как профильный учебный предмет - в объеме 295 часов.
При освоении профессий НПО «Парикмахер», «Повар, кондитер» математика изучается как профильный учебный предмет - в объеме 273 часа.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественно-научных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В программе учебный материал представлен в форме чередующегося развертывания основных содержательных линий:
-
алгебраическая линия, включающая систематизацию сведений о числах; изучение новых и обобщение ранее изученных операций (возведение в степень, извлечение корня, логарифмирование, синус, косинус, тангенс, котангенс и обратные к ним); изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и прикладных задач;
-
теоретико-функциональная линия, включающая систематизацию и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
-
линия уравнений и неравенств, основанная на построении и исследовании математических моделей, пересекающаяся с алгебраической и теоретико-функциональной линиями и включающая развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований для решения уравнений, неравенств и систем; формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных и специальных дисциплин;
-
геометрическая линия, включающая наглядные представления о пространственных фигурах и изучение их свойств, формирование и развитие пространственного воображения, развитие способов геометрических измерений, координатного и векторного методов для решения математических и прикладных задач;
-
стохастическая линия, основанная на развитии комбинаторных умений, представлений о вероятностно-статистических закономерностях окружающего мира.
Развитие содержательных линий сопровождается совершенствованием интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.
Математика является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся. Реализация общих целей изучения математики традиционно формируется в четырех направлениях - методическое (общее представление об идеях и методах математики), интеллектуальное развитие, утилитарно-прагматическое направление (овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями) и воспитательное воздействие.
Профилизация целей математического образования отражается на выборе приоритетов в организации учебной деятельности обучающихся. Для технического профиля выбор целей смещается в прагматическом направлении, предусматривающем усиление и расширение прикладного характера изучения математики; преимущественной ориентации на алгоритмический стиль познавательной деятельности. Для социально-экономического профиля более характерным является усиление общекультурной составляющей курса с ориентацией на визуально-образный и логический стили учебной работы.
Изучение математики как профильного учебного предмета обеспечивается:
- выбором различных подходов к введению основных понятий;
- формированием системы учебных заданий, обеспечивающих эффективное осуществление выбранных целевых установок;
- обогащением спектра стилей учебной деятельности за счет согласования с ведущими деятельностными характеристиками выбранной профессии.
Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке обучающихся в части:
общей системы знаний: содержательные примеры использования математических идей и методов в профессиональной деятельности;
умений: различие в уровне требований к сложности применяемых алгоритмов;
практического использования приобретенных знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении математических моделей, выполнении исследовательских и проектных работ.
Таким образом, программа ориентирует на приоритетную роль процессуальных характеристик учебной работы, зависящих от профиля профессиональной подготовки, акцентирует значение получения опыта использования математики в содержательных и профессионально значимых ситуациях по сравнению с формально-уровневыми результативными характеристиками обучения.
В программе курсивом выделен материал, который при изучении математики и как базового, и как профильного учебного предмета контролю не подлежит.
Итоговый контроль производится в виде государственного экзамена.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Технический профиль
Профессии: «Автомеханик», «Сварщик»,
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего часов
(максимальная учебная нагрузка)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
Самостоя-тельная
работа
обуч-ся, часов
Всего
часов
в том числе
ЛПЗ
К/р
Повторение
10
9
1
3
Тема 1
Развитие понятия о числе
21
14
1
1
7
Тема 2
Корни, степени и логарифмы
49
33
1
3
16
Тема 3
Прямые и плоскости в пространстве
33
22
2
1
11
Тема 4
Элементы комбинаторики
16
11
-
1
5
Тема 5
Координаты и векторы
33
18
-
2
10
Тема 6
Основы тригонометрии
48
32
-
4
16
Тема 7
Функции, их свойства и графики
17
11
-
1
6
Тема 8
Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции
18
12
-
1
6
Тема 9
Многогранники
45
30
3
3
15
Тема 10
Тела и поверхности вращения
18
12
3
1
6
Тема 11
Начала математического анализа
48
32
1
3
16
Тема 12
Измерения в геометрии
25
17
2
1
8
Тема 13
Элементы теории вероятностей
9
6
1
-
3
Тема 14
Элементы математической статистики
9
6
-
-
3
Тема 15
Уравнения и неравенства
45
30
2
3
15
Тема 16
Математика в профессии
78
52
8
-
26
Всего:
519
295+52
=347
24
26
172
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-экономический профиль
Профессии: «Парикмахер»
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего часов
(максимальная учебная нагрузка)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
Самостоя-тельная
работа
обуч-ся, часов
Всего
часов
в том числе
ЛПЗ
К/р
Тема 1
Развитие понятия о числе
21
14
2
1
7
Тема 2
Корни, степени и логарифмы
48
32
-
3
16
Тема 3
Прямые и плоскости в пространстве
33
22
2
1
11
Тема 4
Элементы комбинаторики
15
10
-
1
5
Тема 5
Координаты и векторы
33
22
-
1
11
Тема 6
Основы тригонометрии
54
36
-
4
18
Тема 7
Функции, их свойства и графики
15
10
-
1
5
Тема 8
Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции
15
10
-
1
5
Тема 9
Многогранники
39
26
3
3
13
Тема 10
Тела и поверхности вращения
15
10
1
1
5
Тема 11
Начала математического анализа
43
29
2
2
14
Тема 12
Измерения в геометрии
18
12
2
1
6
Тема 13
Элементы теории вероятностей
9
6
1
-
3
Тема 14
Элементы математической статистики
9
6
1
-
3
Тема 15
Уравнения и неравенства
42
28
2
3
14
Тема 16
Математика в профессии
111
74
8
-
37
Всего:
520
272+74 =346
24
23
173
Технический профиль
| ||||
№ п/п | Наименование разделов и тем |
| ||
По теме | Вариативная часть | всего | ||
1 курс | ||||
Повторение | 9 | - | 9 | |
Тема 1 | Развитие понятия о числе | 14 | - | 14 |
Тема 2 | Корни, степени и логарифмы | 33 | - | 33 |
Тема 3 | Прямые и плоскости в пространстве | 22 | 3 | 25 |
Тема 4 | Элементы комбинаторики | 11 | - | 11 |
Тема 5 | Координаты и векторы | 18 | 6 | 24 |
Тема 6 | Основы тригонометрии | 32 | - | 32 |
Тема 7 | Функции, их свойства и графики | 11 | 3 | 14 |
Тема 8 | Ст, пок, лог и триг функции | 12 | 4 | 16 |
Тема 10 | Тела и поверхности вращения | 12 | 10 | 22 |
Всего за 1 курс | 174 | 26 | 200 | |
2 курс | ||||
Тема 9 | Многогранники | 30 | 12 | 42 |
Тема 11 | Начала математического анализа | 32 | 6 | 38 |
Тема 12 | Измерения в геометрии | 17 | 4 | 21 |
Тема 13 | Элементы теории вероятностей | 6 | - | 6 |
Тема 14 | Элементы математической статистики | 6 | - | 6 |
Тема 15 | Уравнения и неравенства | 30 | 3 | 33 |
Всего за 2 курс | 121 | 25 | 146 | |
Всего |
295 |
51 |
346 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ
(ЛАБОРАТОРНЫЕ) РАБОТЫ
Номер раздела
Тема практической
(лабораторной) работы
Кол-во часов
Тема 1
Развитие понятия о числе
«Непрерывные дроби»
«Расчеты по формулам, используемым в производственной деятельности учащихся»
2
Тема 2
Корни, степени и логарифмы
Тема 3
Прямые и плоскости в пространстве
«Параллельное проектирование»
«Построение и выполнение моделей параллелепипеда и тетраэдра»
2
Тема 4
Элементы комбинаторики
-
Тема 5
Координаты и векторы
«Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве»
-
Тема 6
Основы тригонометрии
-
Тема 7
Функции, их свойства и графики
-
Тема 8
Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции
-
Тема 9
Многогранники
«Выполнение модели призмы»
«Выполнение модели конуса»
«Выполнение моделей параллелепипеда и тетраэдра»
3
Тема 10
Тела и поверхности вращения
«Выполнение моделей цилиндра и конуса»
1
Тема 11
Начала математического анализа
«Понятие дифференциала и его приложения» «Сложение гармонических колебаний»
2
Тема 12
Измерения в геометрии
«Площадь полной поверхности и объем призмы»
«Площадь полной поверхности и объем цилиндра»
2
Тема 13
Элементы теории вероятностей
«Схема Бернулли повторных испытаний»
1
Тема 14
Элементы математической статистики
«Средние значения и их применение в статистике»
1
Тема 15
Уравнения и неравенства
«Исследование уравнений и неравенств с параметром»
«Графическое решение уравнений и неравенств»
2
Тема 16
Математика вокруг нас и в твоей профессии
По каждой профессии
8
Итого:
24
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Раздел
Тема
работы
Кол-во часов
Тема 1
Развитие понятия о числе
Исследовательская работа «Непрерывные дроби»
7
Тема 2
Корни, степени и логарифмы
Проектная работа «Применение сложных процентов в экономических расчетах»
Исследовательская работа «Возведение в степень приближённых значений чисел и извлечение из них корня»
Исследовательская работа «Десятичные и натуральные логарифмы»
16
Тема 3
Прямые и плоскости в пространстве
Графическая работа «Сечения многогранников»
Графическая работа «Геометрические преобразования пространства»
11
Тема 4
Элементы комбинаторики
Реферат «Треугольник Паскаля»
5
Тема 5
Координаты и векторы
Проектная работа «Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве»
Реферат «Прямоугольная система координат в пространстве»
11
Тема 6
Основы тригонометрии
Графическая работа «Периодичность тригонометрических функций»
Графическая работа «Графики тригонометрических функций»
Графическая работа «Гармонические колебания»
18
Тема 7
Функции, их свойства и графики
Исследовательская работа «Область определения и область значений обратной функции»
5
Тема 8
Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции
Исследовательская работа «Параллельный перенос»
5
Тема 9
Многогранники
Графическая работа «Правильные и полуправильные многогранники»
Графическая работа «Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера»
Графическая работа «Симметрии в призме и пирамиде»
13
Тема 10
Тела и поверхности вращения
Графическая работа «Конические сечения и их применение в технике»
5
Тема 11
Начала математического анализа
Проектная работа «Сложение гармонических колебаний»
Исследовательская работа «Понятие дифференциала и его приложения»
14
Тема 12
Измерения в геометрии
Графическая работа «Площадь полной поверхности и объем пирамиды (конуса). Развёртка»
6
Тема 13
Элементы теории вероятностей
Реферат «Схемы Бернулли повторных испытаний»
3
Тема 14
Элементы математической статистики
Реферат «Средние значения и их применение в статистике»
3
Тема 15
Уравнения и неравенства
Исследовательская работа «Исследование уравнений и неравенств с параметром»
Графическая работа «Графическое решение уравнений и неравенств»
14
Тема 16
Математика вокруг нас и в твоей профессии
По профессиям
37
Итого:
173
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Раздел АЛГЕБРА
Знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
-
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
-
историю развития понятия числа;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.
Уметь:
-
выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы;
-
находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная);
-
сравнивать числовые выражения;
-
находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства;
-
пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
-
выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Тема 1 Развитие понятия о числе
Содержание темы:
Целые и рациональные числа. Действительные числа. Приближенные вычисления. Приближенное значение величины и погрешности приближений.
Комплексные числа.
Практические работы:
Практическая работа «Расчеты по формулам, используемым в производственной деятельности учащихся».
Практическая работа «Расчеты по формулам, используемым в производственной деятельности учащихся».
Самостоятельная работа:
Исследовательская работа «Непрерывные дроби».
Тема 2 Корни, степени и логарифмы
Содержание темы:
Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. Степени с рациональными показателями, их свойства. Степени с действительными показателями. Свойства степени с действительным показателем.
Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию.
Преобразование алгебраических выражений. Преобразование рациональных, иррациональных степенных, показательных и логарифмических выражений.
Самостоятельная работа:
Проектная работа «Применение сложных процентов в экономических расчетах».
Исследовательская работа «Возведение в степень приближённых значений чисел и извлечение из них корня».
Исследовательская работа «Десятичные и натуральные логарифмы».
Тема 6 Основы тригонометрии
Содержание темы:
Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества, формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений.
Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические и неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.
Самостоятельная работа:
Графическая работа «Периодичность тригонометрических функций».
Графическая работа «Графики тригонометрических функций».
Графическая работа «Гармонические колебания».
Тема 7 Функции, их свойства и графики
Знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
-
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.
Уметь:
-
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
-
определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
-
строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
-
использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Содержание темы:
Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами.
Свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.
Арифметические операции над функциями. Сложная функция (композиция).
Тема 8 Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции
Содержание темы:
Определения функций, их свойства и графики.
Обратные тригонометрические функции.
Преобразования графиков. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
Самостоятельная работа:
Исследовательская работа «Параллельный перенос».
Тема 11 НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
-
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.
Уметь:
-
находить производные элементарных функций;
-
использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
-
применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
-
вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Содержание темы:
Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.
Понятие о непрерывности функции.
Производная. Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции функции.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком.
Первообразная и интеграл. Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
Практические работы:
Практическая работа «Сложение гармонических колебаний».
Самостоятельная работа:
Проектная работа «Сложение гармонических колебаний».
Исследовательская работа «Понятие дифференциала и его приложения».
Тема 15 Уравнения и неравенства
Знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
-
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.
Уметь:
-
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
-
использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
-
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
-
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для построения и исследования простейших математических моделей.
Содержание темы:
Равносильность уравнений, неравенств, систем.
Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Основные приемы их решения (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод).
Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические неравенства. Основные приемы их решения. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
Практические работы:
Практическая работа «Графическое решение уравнений и неравенств».
Самостоятельная работа:
Исследовательская работа «Исследование уравнений и неравенств с параметром».
Раздел КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
-
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.
Уметь:
-
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
-
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
-
анализа информации статистического характера.
Тема 4 Элементы комбинаторики
Содержание темы:
Основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
Самостоятельная работа:
Реферат «Треугольник Паскаля».
Тема 13 Элементы теории вероятностей
Содержание темы:
Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. Понятие о независимости событий. Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о законе больших чисел.
Практические работы:
Практическая работа «Схема Бернулли повторных испытаний».
Самостоятельная работа:
Исследовательская работа «Схемы Бернулли повторных испытаний».
Тема 14 Элементы математической статистики
Содержание темы:
Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. Понятие о задачах математической статистики.
Решение практических задач с применением вероятностных методов.
Практические работы
Практическая работа «Средние значения и их применение в статистике.»
Самостоятельная работа
Исследовательская работа «Средние значения и их применение в статистике».
Раздел ГЕОМЕТРИЯ
Знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
-
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
-
историю развития понятия числа;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.
Уметь:
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
изображать основные многогранники и круглые тела;
-
выполнять чертежи по условиям задач;
-
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Тема 3 Прямые и плоскости в пространстве
Содержание темы:
Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей.
Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости.
Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур.
Практические работы:
Практическая работа «Параллельное проектирование».
Практическая работа «Построение и выполнение моделей параллелепипеда и тетраэдра».
Самостоятельная работа:
Графическая работа «Параллельное проектирование».
Тема 9 Многогранники
Содержание темы:
Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде.
Сечения куба, призмы и пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Практические работы:
Практическая работа «Выполнение модели призмы и конуса».
Практическая работа «Выполнение модели призмы, вписанной в конус».
Практическая работа «Выполнение модели призмы, описанной около конуса».
Самостоятельная работа:
Графическая работа «Правильные и полуправильные многогранники».
Графическая работа «Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера».
Графическая работа «Симметрии в призме и пирамиде».
Тема 10 Тела и поверхности вращения
Содержание темы:
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере.
Практические работы:
Практическая работа «Выполнение моделей: призмы, вписанной в цилиндр и призмы, описанной около цилиндра».
Самостоятельная работа:
Графическая работа «Конические сечения и их применение в технике».
Тема 12 Измерения в геометрии
Содержание темы:
Объем и его измерение. Интегральная формула объема.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел.
Практические работы:
Практическая работа «Площадь полной поверхности и объем призмы».
Практическая работа «Площадь полной поверхности и объем цилиндра».
Самостоятельная работа:
Графическая работа «Площадь полной поверхности и объем пирамиды (конуса). Развёртка».
Тема 5 Координаты и векторы
Содержание темы:
Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы, плоскости и прямой.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по направлениям. Угол между двумя векторами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач.
Практические работы:
Практическая работа «Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве».
Самостоятельная работа:
Проектная работа «Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве».
Реферат «Прямоугольная система координат в пространстве».
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Математика
Результаты обучения
(усвоенные знания, умения, освоенные умения)
Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения
Раздел АЛГЕБРА
Знать:
-
значения математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
-
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значения практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
-
историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Оценка результатов тестирования, результатов письменного и устного опросов.
Уметь:
-
выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы;
-
находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная);
-
сравнивать числовые выражения;
-
находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства;
-
пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
-
выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций.
Оценка результатов тестирования, результатов письменного и устного опросов.
Оценка контрольной работы
Оценка выполнения практических работ
Раздел Функции и графики
Знать:
-
значения математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
-
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значения практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
-
историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Оценка результатов тестирования, результатов письменного и устного опросов.
Уметь:
-
вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;
-
определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;
-
строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;
использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин.
Оценка результатов тестирования.
Оценка контрольной работы
Оценка выполнения практических работ
Раздел Начала математического анализа
Знать:
-
значения математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
-
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значения практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
-
историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Оценка результатов тестирования, результатов письменного и устного опросов.
Уметь:
-
находить производные элементарных функций;
-
использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
-
применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
-
вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла.
Оценка результатов тестирования.
Оценка контрольной работы
Оценка выполнения практических работ
Раздел Уравнения и неравенства
Знать:
-
значения математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
-
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значения практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
-
историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Оценка результатов тестирования, результатов письменного и устного опросов.
Уметь:
-
решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
-
использовать графический метод решения уравнений и неравенств;
-
изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
-
составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
Оценка результатов тестирования.
Оценка контрольной работы
Оценка выполнения практических работ
Раздел КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Знать:
-
значения математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
-
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значения практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
-
историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Оценка результатов тестирования, результатов письменного и устного опросов.
Уметь:
-
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
-
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов.
Оценка результатов тестирования, результатов письменного и устного опросов.
Раздел ГЕОМЕТРИЯ
Знать:
-
значения математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
-
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значения практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
-
историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Оценка результатов тестирования, результатов письменного и устного опросов.
Уметь:
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
-
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Оценка результатов тестирования, результатов письменного и устного опросов.
Оценка контрольной работы
Оценка выполнения практических работ