Анализ контрольной работы (работа над ошибками)

Важнейшей задачей, стоящей перед школой, является привитие учащимся навыков самостоятельной деятельности. Остановимся на одной из ее составляющих -  умении учеников анализировать свою работу, находить и исправлять допущенные ошибки. Работать над ошибками – учиться видеть и исправлять- не менее важно, чем отрабатывать тот или иной учебный навык. К тому же умение видеть и исправлять ошибки, безусловно, способствует и совершенствованию конкретных учебных умений и навыков. Для выработки указанного ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ контрольной работы

Важнейшей задачей, стоящей перед школой, является привитие учащимся навыков самостоятельной деятельности. Остановимся на одной из ее составляющих - умении учеников анализировать свою работу, находить и исправлять допущенные ошибки. Работать над ошибками - учиться видеть и исправлять- не менее важно, чем отрабатывать тот или иной учебный навык. К тому же умение видеть и исправлять ошибки, безусловно, способствует и совершенствованию конкретных учебных умений и навыков.

Для выработки указанного умения большое значение приобретают уроки «Анализ контрольной работы». Многие учителя являются приверженцами анализа контрольной работы посредством решения упражнений, аналогичных тем, в которых учащиеся сделали много ошибок. Не отвергая такого этапа на этих уроках, считаю, однако целесообразным основную часть времени уделить самостоятельной работе большинства учеников над своими ошибками.

Но этому учащихся, конечно надо учить. Начинать такую работу следует с 5 класса. Несколько анализов можно провести так: на доске записать полностью выполненную контрольную работу. Задача учащихся - увидеть свои ошибки и в работе над ошибками записать верное решение. Попутно, естественно прошу учащихся, если что-то не ясно, задавать вопросы. Чтобы активизировать сознательную деятельность учеников, не допустить неосознанного списывания, время от времени задаю им вопросы: Почему ты допустил ошибку?.(т.е. какого правила ты не применил?). Что нужно знать, чтобы ошибку не повторить?

Вначале вопросы следует ставить по наиболее распространенным ошибкам, привлекая весь класс в прослушивании обоснованных ответов. Показывая анализируемый момент работы на доске (ведь решение перед глазами). Затем необходимо дать возможность учащимся поработать самостоятельно: учитель в это время проводить индивидуальные консультации. Следует отметить, что дети охотно участвуют в такой работе и интересуются ее результатами.

Иногда полностью, иногда частично оценки за работу над ошибками можно выставить в журнал. При этом оценивается умение ученика увидеть свои ошибки, заметить расхождение в записях, понять, какого характера эти расхождения (могут быть различные варианты одного и того же решения). Оценить для себя, а также полнота исправления ошибок. Ученики, получившие за контрольную работу «5», тоже сверяют свое решение с выполненным на доске, обращают внимание на несовпадающие записи, выясняют причину такого несовпадения. После этого они либо привлекаются к консультационной работе со слабыми учениками, либо получают дополнительное нестандартное задание.

Домой можно дать упражнение из учебника, подобное тем, в которых допущены ошибки. Для тех, у кого их одна - две или не одной дается нестандартное задание.

Так я начинаю учить учащихся находить и исправлять ошибки, подчеркивая, что ошибиться может каждый, но успеха достигает лишь тот, кто умеет увидеть и исправить свои ошибки.

На следующем этапе целесообразно оставить текст контрольной работы и ответы к заданиям написать на доске. Задачи перед учащимися те же: увидеть и исправить ошибки, но теперь они уже не видят правильного решения, а ищут его сами. Продолжаю учить детей находить ошибки сначала коллективно, затем самостоятельно. Тут уже есть, за что выставлять оценку: сам нашел, сам исправил!

В следующих классах учащиеся уже будут считать нормой, находить пути к исправлению ошибок, роясь в учебнике - лучшем друге и подсказчике, в тетрадях, находя решение аналогичных заданий. Хотя такая работа и трудная, но это один из способов привития учащимся навыков самостоятельной работы. Да и в нравственном смысле это важно. Ведь не зря говорят: на ошибках учатся.

Иногда учащимся можно предложить сделать работу над ошибками дома при этом на уроках анализа контрольной работы должны присутствовать следующие этапы:

а) общий анализ контрольной работы;

б) объяснение задания, с которым не справилось большинство учащихся;

в) демонстрация лучших работ.

Целесообразна и такая работа, когда дома предлагается еще раз выполнить ту же контрольную работу, которая была дана в классе, а затем на уроке, посвященном ее анализу, сверить различные решения, отмечать наиболее рациональные из них.

Описанная работа над ошибками дает хорошие результаты: учащиеся приобретаю навык самостоятельной работы, учатся серьезнее относиться к своей деятельности, а в итоге появляется и большая заинтересованность предметом.

© 2010-2022