- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по алгебре на тему: «Функция»
Конспект урока по алгебре на тему: «Функция»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Цыганова О.А. |
Дата | 06.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по алгебре для 7 «Б» класса школы №27 на тему: «Функция»
Цели урока:
Образовательные: сформировать понятие функции.
Развивающие: развивать познавательную активность, развивать логическое мышление, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать у детей чувство ответственности, взаимопомощи, самостоятельности.
Тип урока: изучение новой темы.
Требования к ЗУН:
учащиеся должны знать:
- что называют зависимой и независимой переменной
-способы задания функции
учащиеся должны уметь:
-различать зависимую и независимую переменную
-решать задачи, когда функция задана формулой
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал.
Литература:
-
Алимов Ш. А., Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. : «Алгебра» учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений: Просвещение, 2006 - 2007 г.
-
Саранцев Г. И. «Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов» М.: Просвещение, 2002 - 224с.
План урока:
-
Организационный момент (3 мин.)
-
Актуализация знаний (5 мин.)
-
Объяснение нового материала (13 мин.)
-
Закрепление изученного материала (21 мин.)
-
Подведение итогов и Д/З. (3 мин.)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих и готовности помещения к уроку.
Учитель: Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы «Функция».
Открываем тетради и запишем:
Запись на доске и в тетрадях:
Число
Классная работа
Функция
2. Актуализация знаний
Учитель: Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте с вами выполним задания.
1. Найти числовые значения выражения при
Ученик: при выражение равно -5; при выражение равно 4; при выражение равно 7.
Учитель: 2. Найти числовое значение по формуле при
Ученик: если то ; если то ; если то .
3. Объяснение нового материала
Учитель: Переходим к изучению новой темы «Функция».Рассмотрим первую задачу на доске.
Поезд движется из Москвы в Санкт-Петербург со скоростью 120 км/ч. Какой путь пройдет поезд за часов?
Если обозначить искомый путь буквой (в км), то ответ можно записать формулой . (1)
При движении поезда путь и время изменяются. Поэтому их называют переменными. Например, если , то ; если , то ; если то и т.д. Так как значения зависят от выбора , то называют независимой переменной, а - зависимой переменной или функцией. Зависимость переменной от переменной называют функциональной зависимостью. Для того чтобы подчеркнуть, что зависит от , пишут (читается: «»). Например, - «равно», - «от 2 равно 240». Таким образом, формула (1) устанавливает правило вычисления пути по заданному значению времени . В этой задаче время положительно и не может быть больше времени движения поезда от Москвы до Санкт-Петербурга.
А сейчас рассмотрим такую задачу.
Поезд движется из Москвы в Санкт-Петербург со скоростью 120 км/ч. За какое время он пройдет путь, равный s километрам?
Если обозначить искомое время буквой (в ч). То ответ можно записать формулой (2)
Например, если , то ; если то Таким образом, в этой задаче является независимой переменной, - зависимой переменной, т.е. функцией Например,
Формула (2) устанавливает правило вычисления времени по заданному значению пути . Здесь может принимать положительные значения, не большие, чем расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга.
Обычно в математике независимая переменная обозначается буквой , а зависимая переменная - буквой. В этом случае пишут Но такое обозначение не является обязательным.
Например, в первой задаче путь s является функцией времени ; при этом пишут . Во второй задаче время является функцией пути , и поэтому пишут .
Устно решим №536 (ученики читают по очереди).
Ученик: Прочитать следующие выражения, назвать независимую и зависимую переменную:
- «от равно 120 » - независимая, - зависимая переменная.
1) - « от равно » - независимая, зависимая переменная.
2) - «от равно » - независимая, - зависимая переменная.
3) - «равно» - независимая, - зависимая переменная.
4) - « от равно » - независимая, - зависимая переменная.
5- « от равно » - независимая, - зависимая переменная.
6) - « от равно » - независимая, - зависимая переменная.
7) - « от равно » - независимая, - зависимая переменная.
8) - « от равно » - независимая, - зависимая переменная.
Учитель: Функция может быть задана различными способами.
1. Функция может быть задана формулой
2. Функция может быть задана таблицей
3. Функция может быть задана графиком
На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрим первый способ, где функция может быть задана формулой.
Например, формула показывает, как по данному значению вычислить соответствующее значение функции .
Рассмотрим пример: функция задана формулой . Найти
1) Подставляя в эту формулу получаем
2)
3)
Ответ:
Рассмотрим следующий пример: функция задана формулой Найти значение , при котором значение равно -1.
Это задание можно решить двумя способами
Первый способ: подставляем в формулу вместо число -1,получаем Решаем это уравнение, находим
Незабываем записывать ответ. Ответ:
Второй способ: Выразим из формулы y=-3x+5 переменную x через y, т.е. по формуле . Получаем . Ответ: Мы видим что ответ у нас получился такой же.
4. Закрепление изученного материала.
Учитель:. На сегодняшнем уроке мы выполним следующие задания:
Запись на доске.
№537(нечетные), №538(1), №539(1), №540.
Учитель: Решаем номер №537(нечетные). У кого есть желание выйти к доске? (учитель вызывает учеников к доске).
Ученик: Вычислить значение при , равном -2; -1; 0; 1; 2
Запись на доске и в тетрадях:
1)
Решение:
;
;
;
;
Ответ:
Учитель: Теперь решаем под цифрой 3.
Запись на доске и в тетрадях:
Ученик: 3)
Решение:
;
;
;
;
;
Ответ:
Учитель: Решаем следующий номер №538(1) (учитель вызывает ученика к доске).
Ученик: Функция задана формулой , где s - путь (в км) и t - время (в ч). Определить
Запись на доске и в тетрадях:
Решение:
;
;
.
Ответ: .
Работа на карточках (ученикам, которые не слушают, отвлекаются)
1карточка
1. Написать зависимую и независимую переменную:
1)
2)
3)
2. Функция задана формулой Найти значение x, при котором значение y равно -5.
2карточка
1. Написать зависимую и независимую переменную:
1)
2)
3)
2. Функция задана формулой Найти значение x, при котором значение y равно .
3карточка
1. Написать зависимую и независимую переменную:
1)
2)
3)
2. Функция задана формулой Найти значение x, при котором значение y равно 11.
4карточка
1. Написать зависимую и независимую переменную:
1)
2)
3)
2. Функция задана формулой Найти значение x, при котором значение y равно 15.
Учитель: Посмотрите на доску, у всех такой ответ? Сейчас я вам дам задание, кто быстрее и правильно выполнит, получает оценку. Кто будет выкрикивать, ответ не засчитаю, поднимаете руки и называете ответ.
Функция задана формулой . Найти .
Ученик: Ответ: .
Запись на доске и в тетрадях:
Ученик: .
Решение:
;
;
;
.
Ответ: .
Учитель: Посмотрите внимательно на доску, у всех должен быть такой результат.
(Если останется время)
Переходим к номеру №540. Решаем под цифрой 1. Кому что не понятно, поднимайте руку, я подойду объясню. (учитель вызывает ученика к доске).
Ученик: Функция задана формулой . Найти
Запись на доске и в тетрадях:
Решение:
.
;
;
.
Учитель: Садись, хорошо. Решаем под цифрой 2. К доске идет ...
Ученик: Функция задана формулой . Найти значение , если
Учитель: Что нам надо сделать, как будем искать
Ученик: Подставляем в формулу вместо числа 0; 2,4; -9 и решаем уравнение.
Запись на доске и в тетрадях:
.
=0;
=0;
=.
Ответ: =.
=2,4;
=7,2;
=.
Ответ: =.
=-9;
=-27;
=.
Ответ: =.
5. Подведение итогов и Д/З
Сегодня мы с вами узнали что такое функция и какие способы задания функции есть, подробно рассмотрели, когда функция задана формулой.
Откройте дневники и запишите задание на дом.
Запись на доске и в дневниках.
§30(стр. 124-125) №537 (2,4), №538 (2), №539.
Учитель: За активную работу на уроке, я ставлю следующие отметки …
На этом урок окончен, можете быть свободны.