- Преподавателю
- Математика
- Методические рекомендации по теме Обучение по основе технологии полного усвоения
Методические рекомендации по теме Обучение по основе технологии полного усвоения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гуренкова Т.М. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ "ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ"
Гуренкова Т. М.
МбОУ "Искитимская средняя общеобразовательная школа"
Юргинского района Кемеровской области
На протяжении трехсот лет идеалом для всех сту-
хгыей образовательной лестницы являются слова Я .А.
Клменского - "Всех учить всему".
Но реально ли решить эту задачу? Именно такая
'лича ставится в подходе к обучению, получившем
звание "полного усвоения".
Цель такого обучения состоит в создании систе-
психолого-педагогических условий, позволяющих
I i^jihom классе работать с ориентацией не на "усред-
ненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом
«хззидуальных возможностей, потребностей и ин-
^ргсов.
В качестве основной единицы учебного процесса
JKC чатривается блок логически и организационно за-
зе-гпенных уроков по любой теме, имеющей опреде-
ввую структуру, не зависящую от содержания обу-
ЧСЕЯЯ.
Как строить блок уроков - зависит от многих при-
чин: от целей его содержания, выбранных методов,
форм и средств обучения.
Если считать, что блок уроков - это фрагмент про-
цесса обучения, то этапы освоения изучаемого мате-
риала можно представить в виде таблицы (табл. 1).
Рассмотрим все этапы освоения изучаемого мате-
риала.
Первый блок - изучение нового материала. Изуче-
ние нового материала разбивается на четыре этапа.
Первый этап - этап объяснения. Для успешного
усвоения новой информации необходимо предвари-
тельно актуализировать и откорректировать знания
обучающихся на базовом уровне. Само изучение но-
вого материала должно проходить в оптимальном тем-
пе, все части изучаемого материала должны быть ло-
гически связаны друг с другом. Необходимо дать обу-
чающимся представление об изучаемой теме в целом,
поместив ее в небольшой опорный конспект - это
29
Таблица 1
Этапы освоения нового материала
Организационно-педагогическая деятельность
1
Изучение нового материала
Индивидуализация учебного процесса
2
Диагностическое тестирование
Проверка базового уровня
3
Уроки коррекции развития.
Коррекция: повторение (на качественно новом уровне) -
закрепление - повторная диагностическая работа.
Развитие: продвинутый уровень - углубленный уровень.
Дифференциация учебного процесса
4
Итоговый контроль: обязательный уровень -
продвинутый уровень - углубленный уровень
Проверка результатов обучения
план или тезисное изложение нового материала, схе-
мы и алгоритм работы с ним, некоторые образцы ре-
шения заданий.
Второй этап - этап решения опорных задач. Идея
этапа состоит в том, что нужно отобрать определен-
ный минимум задач, овладев методами решения ко-
торых ученик будет в состоянии решить любую зада-
чу на уровне программных требований. При этом учи-
тывается принцип "от простого к сложному", задачи
распределяются по уровню сложности. Работа долж-
на быть организована так, чтобы каждый ученик как
можно более самостоятельно применял изученный
материал к решению задач. На данном этапе исполь-
зуются индивидуальные, групповые и коллективные
формы работы.
Третий этап - этап общения. Начинается с кол-
лективной работы. Задача этой работы состоит в том,
чтобы привлечь с помощью специальных заданий всех
обучающихся к активному поиску более правильных
и полных ответов на поставленные вопросы: прове-
рить не только объем и правильность знаний, но и их
глубину, осознанность, гибкость и
оперативность, умение использовать
эти знания на практике.
Следующей формой организации
учебной деятельности является рабо-
та в парах. Чаще пары формируются по
принципу "сильный со слабым". Каж-
дый ученик, овладевший материалом,
помогает менее успешному, а затем
"шлифует" материал в общении со
своим собеседником.
Заканчивается этап самостоятель-
ной работой, которая проверяется, как
правило, на этом же уроке, дает воз-
можность ученику довести свои зна-
ния до требуемого уровня и проконт-
ролировать свою способность опери-
ровать ими.
Четвертый этап - этап обобщения.
Обобщение можно провести в форме
семинара-практикума, для этого заб-
лаговременно дается задание к защи-
те пройденного материала по отдель-
ным вопросам, сформулированным не
совсем так, как при первом изложе-
нии, и предлагается решить 1-2 зада-
чи всеми достигнутыми способами.
После изучения нового материала
наступает второй блок обучения: диаг-
ностическое тестирование. Он содер-
жит три этапа.
Первый этап - разминка. Цель - обобщить и сис-
тематизировать базовые знания.
Второй этап - опрос. Цель опроса - научить обу-
чающихся анализировать тестовые задания, аргумен-
тировать предложенный вариант ответа. При опросе
обучающимся предлагаются вопросы с вариантами
ответов, а затем вопросы без вариантов ответов. Та-
кая последовательность позволяет учителю установить
уровень сформированное™ знаний обучающихся, их
прочность и оперативность применения.
Третий этап - консультация. Цель консультации
- научить ученика задумываться над проблемой, уяс-
нить, прежде всего для себя, какие возникли затруд-
нения, а для разрешения этих затруднений - форму-
лировать вопросы, на которые хотел бы получить от-
вет.
Третий блок обучения - коррекционно-развиваю-
щие занятия.
После выполнения диагностического тестирова-
ния ученики разделяются на две группы: достигших и
не достигших "полного усвоения" знаний и умений,
Рис. 7
30
'У
т.е. класс разбивают на "группу коррекции" и "груп-
пу углубления".
Работа с "группой углубления". Группа углубления
делится на две подгруппы: "группу поддержки" и
"группу развития". Обучающиеся "группы поддерж-
ки" помогают отстающим одноклассникам достичь
минимального уровня. Работа в таких группах полез-
на и ученикам высокого уровня. Как известно, объяс-
няя материал другим, сам усваиваешь его лучше, сис-
темнее.
Обучающиеся "группы развития" самостоятельно
изучают дополнительный, "обогащенный", но опре-
деленным образом дозированный материал и выпол-
няют предложенные в нем задания. Обязательным
требованием к работе группы является выполнение
задания каждым учеником группы, т.е. группа зара-
нее не знает, кто из ее членов будет представлять ре-
шение того или иного задания, поэтому каждый дол-
жен быть хорошо подготовлен, а это создает допол-
нительный стимул для эффективной работы группы.
Работа с "группой коррекции" может быть орга-
низована по следующему плану:
-
объяснение (учитель или ученик из "группы под-
держки" помогают обучающимся устранить про-
белы в знаниях путем повторного объяснения); -
опрос (ученик из "группы поддержки" проводит
опрос ученика по теоретическим вопросам, кото-
рые были не усвоены им); -
работа по образцу (ученик самостоятельно или с
помощью прорабатывает упражнения раздела
"Проверьте себя", где даны алгоритмы решения
заданий или рекомендации по их выполнению,
образцы решения базовых заданий);
-
повторная диагностическая работа.
Затем те обучающиеся, которые успешно справи-
лись с заданиями повторного диагностирования, мо-
гут продолжить работу с материалами продвинутого
уровня.
С теми, кто не справился, ведется работа по лик-
видации пробелов через систему индивидуальных до-
машних заданий, посильных для ученика и в объеме
и сложности, четко направленных на преодоление
конкретных ошибок.
Четвертый блок обучения - итоговый контроль.
Заключительная проверка знаний, умений и навы-
ков по всему курсу проводится в форме разноуровне-
вой контрольной работы, которая позволяет просле-
дить логику рассуждений ученика. Она состоит из:
-
стандартизированной части с четко заданными
минимальными результатами обучения; -
заданий продвинутого уровня;
-
заданий углубленного уровня.
Такая контрольная работа дает возможность всем
обучающимся показать свои знания, а сильным уче-
никам - проявить себя.
В заключение можно сказать, что организация
учебных занятий может быть представлена в виде ло-
гической блок-схемы (рис. 1).
Литература
-
Воронцов А.В. Практика развивающего обучения. - М.:
Русская энциклопедия, 1998. -
Гончарова Г.Д. Обучение на основе технологии «полно-
го усвоения». - М.: Дрофа, 2004. -
Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность.
- Рига: Эксперимент, 1999.