- Преподавателю
- Математика
- ОТема: Материальное и моральное стимулирование деятельности персоналаткрытого урока
ОТема: Материальное и моральное стимулирование деятельности персоналаткрытого урока
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Маусымбаева З.Т. |
Дата | 08.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Материальное и моральное стимулирование деятельности персонала
1. Формы организации стимулирования
2. Материальное стимулирование
3. Моральное стимулирование
1. Формы организации стимулирования.
Под формой организации стимулирования понимается способ взаимосвязи результатов деятельности и стимулов. Эти формы могут быть выделены по различным признакам:
-по степени информированности объекта управления о взаимосвязи результатов деятельности и стимулов различают опережающую и подкрепляющую формы стимулирования;
-по учету результата деятельности при определении стимула: коллективную и индивидуальную;
-по учету отклонения результата деятельности от нормы: позитивную и негативную;
-по разрыву во времени между результатом и получением стимула: непосредственную, текущую и перспективную;
-по степени и характеру конкретности условий получения стимула: общую, эталонную, состязательную.
Все перечисленные формы в чистом виде не применяются, а используются комплексно.
Подкрепляющая форма организации стимулирования не способна, без использования других рычагов, дать быстрый побуждающий эффект. Она рассчитана на многоцикличность процесса стимулирования.
Именно подкрепляющая форма стимулирования в современных условиях становится преобладающей, хотя там, где это экономически оправдано, может быть использована и опережающая форма стимулирования.
2. Материальное стимулирование.
В практике управления одной из самых распространенных форм стимулирования является материальное стимулирование.
Сущность материального стимулирования наемных работников заключается в следующем :
-это стимулирование высоких трудовых показателей наемного работника;
-это формирование определенной линии трудового поведения работника, направленной на процветание организации;
-это побуждение работника к наиболее полному использованию своего
физического и умственного потенциала в процессе осуществления возложенных на него обязанностей.
Материальное стимулирование имеет два основных вида, учитывая предмет потребности.
1) Материальное денежное стимулирование использует денежные средства, как стимул. Сюда относятся оплата по тарифам и окладам, премии, штрафы и др. Предмет потребности - деньги.
2) Материальное не денежное стимулирование управляет объектом посредством материальных благ, которые по каким - либо причинам затруднены для приобретения за деньги (жилье, путевки, др. материальные блага), т. е. Предмет потребности - набор жизненно важных для объекта материальных благ.
Человека необходимо стимулировать на высокую самоотдачу. Одним из инструментов выступает материальное стимулирование
Существуют различные способы оплаты труда и различные модели компенсации трудовых усилий работников:
• по прецеденту - работодатель и наниматель договариваются между собой, используя в качестве аргумента прецеденты оплаты такой же должности в других фирмах.
•по объему работы - высокая оплата труда предполагает повышенные требования к квалификации, ответственность за материальные ценности фирмы и даже двойные обязанности при совмещении должностей.
• по коэффициенту полезности - работник, принятый на ту или иную должность, например менеджер по продажам, оценивается выше, когда начинает расширять клиентуру или заключает особо выгодные сделки. Оплата труда, разовые и компенсационные выплаты оказываются для него достаточно высокими и оцениваются как справедливые.
3. Моральное стимулирование.
Существует два вида морального стимулирования - морально-материальное и морально-психологическое.
1) Материально-социальные стимулы.
- создание необходимых условий высокопроизводительного труда. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную освещенность, темп, режим труда и др.
-возможность ухода от монотонного к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие -только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы.
-стимулирование свободным временем. В результате недостатка свободного времени многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно-эмоциональные перегрузки.
-улучшение отношений в коллективе. К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние работающих, относят авторитет и особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам.
-продвижение по службе. Один из наиболее действенных стимулов, т.к. во-первых, при этом повышается оклад; во-вторых, расширяется круг полномочий и соответственно работник становится причастен к принятию важных решений; в-третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и не допускать промахи и ошибки; в-четвертых, повышает доступ к информации.
2) Морально-психологические стимулы.
Достижение. Потребность в достижении определяется как потребность в успехе соревнования, измеренная в сравнении с личными трудовыми вкладами высокого качества.
Признание. Признание - это один из наиболее сильных побудительных стимулов. Людям необходимо знать не только то, насколько хорошо они достигли своих целей или выполнили свою работу, но также и то, что их достижения оценены должным образом.
Личное признание подразумевает, что особо отличившиеся работники будут отмечены в специальных докладах высшему руководству организации.
Публичное признание выражается в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах («Досках почета»), награждение особо отличившихся людей особыми знаками, грамотами, внесение их имен в специальные книги.
К критике следует подходить еще более разборчиво. Она должна стимулировать действие человека, направленное на устранение недостатков и упущений.
Ответственность. Можно создать у людей побудительные мотивы,
предоставив им большую ответственность за их собственную работу.
Характеристики работы, могущие послужить для создания побудительных стимулов, состоят в том, что:
- во-первых, работники должны получить наглядную обратную связь, касающуюся их производительности, преимущественно путем оценки их собственной производительности и обозначением того, что им требуется;
во-вторых, люди должны ощущать,
что для того чтобы выполнять работу эффективно, они должны использовать способности, которые они сами ценят;
- в-третьих, люди должны ощущать, что им предоставлен высокий уровень самоконтроля при постановке своих целей и определении путей движения к ним.
Влияние. Побудительным мотивом для людей может быть
стремление к власти.