Практические приемы обучения учащихся работе с учебной литературой. Выступление на педсовете

    Данная статья является сжатым изложением выступления на педсовете. Материал представляет из себя практические приемы обучения учащихся работе с учебной литературой, которые давно и достаточно успешно я применяю в своей практике, содержит конкретные примеры заданий и инструкций. Считаю это направление работы чрезвычайно важным для любого учителя, не зависимо от его методических предпочтений. Уверена, что самостоятельная работа с учебной и справочной литературой является мощным стимулом мыслит...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РАБОТЕ С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ .


Главной задачей любого учителя остается формирование личности, обладающей потребностью и умением постоянно пополнять и обновлять знания, стремлением в совершенствовании умений и навыков. Многочисленный арсенал методических приемов учителя преследует одну цель - сформировать у учащихся прочные знания и умения их осмысленно применять. Достижение этой цели невозможно без твердого знания теории изучаемого материала. Это тот фундамент, на котором учитель совместно с учеником возводит его собственный, индивидуальный дворец знаний. Дворец, правда, получается далеко не всегда, все больше панельные пятиэтажки, но ведь на то она и цель, чтобы к ней стремиться.

Основным источником теоретических знаний для ученика остается объяснение учителя.

Во время изучения нового материала ученики чаще всего выступают в роли пассивных зрителей, слушая учителя, рассматривая презентацию или фрагменты электронного сопровождения учебника (кстати, весьма неплохого!). Даже вовлекая их в этот процесс с помощью эвристической беседы или других методов обучения, мы неизбежно заставляем учащихся следовать нашей логике, делая необходимые акценты, обобщения и выводы. Возникает парадоксальная ситуация: чем лучше объясняет учитель на уроке, тем меньше остается учащимся пространства для самостоятельных размышлений. Остается лишь с улыбкой вспоминать любимые фразы наших собственных учителей "это тривиально", "это утверждение очевидно", "здесь простые преобразования, докажете самостоятельно". Современный учитель редко может позволить себе подобные высказывания. Это приводит к тому, что опросы по теории становятся настоящим наказанием для ученика и бедствием для учителя. Не секрет, что учащиеся редко читают объяснительный текст учебника, ограничиваясь выполнением упражнений. Как часто на сакраментальный вопрос "А ты читал(!) учебник?" можно в ответ услышать "не понял", "не разобрался", "я вообще в учебнике ничего не понимаю, лучше Вы объясните" и т.д. Особенно остро эта проблема стоит в старших классах на уроках геометрии. Потратив значительное время на объяснение теоретического материала, на следующем уроке учитель тратит еще больше времени на опрос, получая при этом зачастую весьма скромные результаты. Одной из причин нежелания учащихся изучать теоретический материал является неумение работать с учебником и справочной литературой. Столкнувшись с этой проблемой, я пришла к следующим выводам:

  • работе с учебником надо учить;

  • этой работой надо руководить;

  • методы работы с книгой необходимо разнообразить;

  • эту работу надо вести поэтапно, и систематически.

Умению "учиться по учебнику" начинаю обучать на первых уроках математики в 5 классе. Здесь впервые от меня дети слышат слова "давайте познакомимся с вашим учебником". На протяжении всех лет обучения всячески стараюсь побуждать учащихся чаще обращаться к учебнику, применяя при этом разнообразные приемы.

"Давайте познакомимся с вашим учебником". На одном из первых уроков в каждом классе, подробно рассказываю, как построен учебник. В пятом классе знакомлю учеников с предметным указателем, рассказываю, что такое форзац, подчеркиваю, что на нем размещен справочный материал.

Обязательно даю задание ученикам прочитать вступительную статью и познакомиться с условными обозначениями.

В старших классах рекомендую учащимся справочную литературу и образовательные интернет-ресурсы.

Как работать с учебником дома - такую памятку впервые получают ученики пятого класса. В начале каждого учебного года напоминаю ее ученикам.

Как работать с учебником дома.


  1. Внимательно прочитай объяснительный текст, обращая внимание на выделенные места.

  2. Примеры, которые приводятся в тексте, постарайся понять.

  3. Прочти текст еще раз. Выучи наизусть определения, правила, свойства.

  4. Ответь на вопросы в конце параграфа. Если какой-то вопрос вызывает у тебя затруднение, найди ответ в тексте учебника.

  5. Решение примеров объяснительного текста постарайся повторить самостоятельно.

  6. Если после работы над материалом у тебя остались вопросы, обратись за консультацией к учителю.

Изучите материал самостоятельно и составьте конспект по теме. Чаще всего такие задания мы даем учащимся, если время поджимает, а материал достаточно доступный. Давно пора перевести такие задания из разряда "аварийных" в разряд постоянных. Составление конспекта тогда имеет смысл и принесет пользу, если учитель предложил учащимся план изучения темы, куда обязательно включены задания, требующие самостоятельных размышлений, а не формального переписывания текста. Для учеников 5-6 классов такой план является более детальным. Приведу примеры таких заданий.

5 класс

Ряд натуральных чисел.

(задания для самостоятельной работы с учебником

C.М. Никольский и др. Математика 5класс,§1, п.1.1)


Внимательно изучи объяснительный текст учебника и выполни следующие задания:

1. Выпиши из текста учебника определение натуральных чисел. Выучи это определение наизусть.

2. Запиши цифрами примеры натуральных чисел, которые в учебнике записаны словами. Допиши три своих числа.

3. Запиши три числа, которые не являются натуральными. Устно объясни, почему эти числа не являются натуральными.

4. Что такое натуральный ряд? Найди ответ в учебнике и выпиши его в тетрадь. Устно объясни, почему в примере учебника числа образуют натуральный ряд. Образуют ли следующие числа натуральный ряд 1,2,3,4,5,6,8,9,..? Почему?

5. Есть ли в ряде натуральных чисел а) наименьшее число; б) наибольшее число. Ответь письменно.

11 класс

Усеченная пирамида

(Л.С. Атанасян и др. Геометрия 10-11, п.34)

(составь конспект, ответив на вопросы)


  1. Как из данной пирамиды получить усеченную?

  2. Изобразите усеченную четырехугольную пирамиду. Укажите ее основные элементы.

  3. Какими фигурами являются боковые грани усеченной пирамиды? Докажите.

  4. Какая усеченная пирамида называется правильной? Что такое апофема усеченной пирамиды?

  5. Сформулируйте и докажите теорему о площади боковой поверхности усеченной пирамиды. Сделайте рисунок.

Кроме того, можно применять такие задания для домашней работы:

  • Найди в тексте учебника определение (понятие), о котором не говорилось на уроке;

  • Какой интересный прием применялся при решении примера, разобранного в учебнике и т.д.

Каждый учитель может придумать множество своих вариантов.

Успешная учеба невозможна без навыков работы с учебной литературой. Систематическая работа с учебником - это не только твердые знания теоретического материала, это умение ученика самостоятельно найти ответы на возникающие вопросы, это возможность изучить материал, если пропущен урок, это мощный стимул мыслительного процесса. Именно поэтому не надо думать, что ученик сам научится этому. Этой работой может и должен руководить учитель.



© 2010-2022