- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике на тему «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Урок по математике на тему «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фанина И.Ж. |
Дата | 25.11.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок составила учитель математики МБОУ СОШ №5 г.Учалы Республики Башкортостан
Фанина Ильмира Жаватовна.
Тема урока: Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями.
(К уроку прилагается презентация в отдельном файле с таким же названием)
Возраст учащихся: 8 класс
Цели урока.
Обучающие:
- повторить сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями;
- научить складывать и вычитать рациональные дроби с разными знаменателями.
Развивающие:
-развивать память, речь, логику, мышление.
Воспитывающие:
- воспитывать чувства уважения к взрослым;
- аккуратность в письме;
- стремление получать новые знания.
Оборудования: доска, мел, интерактивная доска, карточки с заданиями, учебники, тетради, ручки.
Ход
урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Органи-зацион-
ный
момент
Повторение
Раздаются карточки
с заданиями
Все ребята решают в тетради
Задания
на
карточке
Задания
на
карточке
Задания
на
карточке
Объяснение
новой темы
Задания
на
карточке
Здравствуйте, ребята!
Садитесь. Мы с вами на уроках алгебры научились складывать и вычитать рациональные дроби с одинаковыми знаменателями. Ответьте на вопрос: как складываются рациональные дроби с одинаковыми знаменателями?
Правильно, Никита.
Сложите:
;
Анжела молодец, все задания выполнила верно.
Как вычитаются рациональные дроби с одинаковыми знаменателями?
Правильно, Родион.
Выполните вычитание:
Родион молодец, все задания выполнил верно.
Найдите значение выражения:
при x=97.
Никита выполнил задание верно.
Найдите значение выражения:
при
Яна выполнила задание верно.
Записываем новую тему: Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями.(слайд №1)
Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями сводится к сложению и вычитанию рациональных дробей с одинаковыми знаменателями.
Пусть требуется сложить дроби и Приведем эти дроби к общему знаменате-лю bd. Для этого числитель и знаменатель первой дроби умножим на d, а числитель и знаменатель второй дроби умножим на b. Получим:
Теперь можно воспользоваться правилом
сложения рациональных дробей с одинаковыми знаменателями:
В итоге получаем:
Аналогично поступают при вычитании рациональных дробей с одинаковыми знаменателями:
Значит,
При сложении и вычитании рациональных дробей с разными знаменателями часто удается найти более простой общий знаменатель, чем произведение знаменателей.
Приведите к общему знаменателю дроби:
и ; и ;
и ; и .
Рассмотрим первые две дроби. Выражение усложняется, если умножить знаменатели этих дробей. Наиболее простым общим знаменателем является одночлен
Коэффициент этого одночлена равен наименьшему общему кратному коэффициентов знаменателей дробей, а каждая переменная взята с наибольшим показателем, с которым она входит в знаменатели дробей. Дополнительные множители к числителям и знаменателям этих дробей равны 2 и y. Имеем:
и
Аналогично, приведите к общему знаменателю остальные дроби. К доске пойдет Женя, остальные ребята выполняют в тетради.
Женя выполнил задание верно.
Далее решаем номера 70 и71 по учебнику.
(слайд №2,3)
В конце урока получают оценки следующие учащиеся: Никита, Анжела, Родион, Яна, Женя, Алина, Альберт, Артур, Настя, Маша.
Записываем домашнее задание №72, №74. (слайд №4,5)
Спасибо за урок. До свидание.
Здравствуйте!
Отвечает устно
Никита: «Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить тем же».
(Правило повторяют еще несколько учащихся.)
Показывает решение у доски
Анжела: «Числители складываем, знаменатель переписываем и в итоге получаем:
;
. »
Отвечает устно
Родион: «Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, нужно из числителя первой дроби вычесть числитель второй дроби, а знаменатель оставить тем же».
(Правило повторяют еще несколько учащихся.)
Показывает решение у доски
Родион: «Из числителя первой дроби вычитаем числитель второй дроби, а знаменатель переписываем без изменения и в итоге получаем:
»
Показывает решение у доски
Никита: « Вначале нужно предварительно упростить. Из числителя первой дроби вычитаем числитель второй дроби:
,
подставляя вместо число 97, получим ответ 100.»
Показывает решение у доски
Яна: « Вначале нужно предварительно упростить. Из числителя первой дроби вычитаем числитель второй дроби:
подставляя вместо число -5,1, получим ответ 10»
Ученики записывают в тетради.
Работает у доски Женя:
«
и . Для следующих дробей применяем формулы сокращенного умножения.
и и .»
У доски выполняют сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями Алина, Альберт, Артур, Настя, Маша.
До свидание.