Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сергиев - Посадский радиомеханический техникум












МЕТОДИЧЕСКОЕ

ПОСОБИЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-х курсов всех специальностей



Тема: «Применение производной

при решении прикладных задач».


(из опыта работы)




рассмотрен и одобрен на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательного и социально-экономического циклов

Протокол № _______ от «____» __________20____ г.

Председатель ПЦК ___________ Н.Ю. Грубова





Пересвет

2013 г




Математика является одной из самых древних наук, но роль ее в различных областях естествознания в разное время была неодинаковой.

Она складывалась исторически, и существенное влияние на нее оказывали два фактора: уровень развития математического аппарата и степень зрелости знаний об изучаемом объекте, возможность описать его основные черты и свойства на языке математических понятий и соотношений, т.е. возможность построить математическую модель изучаемого объекта.

Математическая модель, основанная на некотором упрощении, никогда не бывает тождественна рассматриваемому объекту, не передает всех его свойств и особенностей, а является его приближенным отражением. Однако, благодаря замене реального объекта соответствующей ему моделью появляется возможность математически сформулировать задачу его изучения и воспользоваться для анализа его свойств математическим аппаратом, который не зависит от конкретной природы данного объекта. Этот аппарат позволяет единообразно описать широкий круг факторов и наблюдений, провести их детальный количественный анализ, предсказать, как ведет себя объект в различных условиях.

Математические модели успешно применяются в физике, химии, биологии, экономике, помогают увидеть силу межпредметных связей, важную роль математики, дающей мощный аппарат для решения многих задач, которые выдвигаются и успешно решаются в различных областях науки и практики.

Данная работа посвящена использованию понятий начал анализа в задачах естествознания, приводящих к понятию производной и использующие эти понятия (задачи о силе электрического тока, скорости химической реакции, скорости роста популяции и др.).

Еще несколько задач, приводящих к понятию производной.

Задача о силе электрического тока.

Пусть q=q(t)-количество электричества (в кулонах), протекающее через поперечное сечение проводника за время t; количество электричества есть функция времени. Для определения скорости изменения количества электричества с течением времени пользуются понятием силы тока. Обозначим ∆q количество электричества, протекающее через указанное сечение за промежуток времени ∆t от момента t до момента t+∆t.

Отношение Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач называется средней силой тока за время от t до t+∆t и обозначается Jср. В случае постоянного тока Jср будет постоянной. Если в цепи переменный ток, то Jср будет различна для различных промежутков времени. Поэтому для цепи переменного тока вводят понятие силы тока J в данный момент времени t, определив ее как предел средней силы тока за промежуток времени от t до t+∆t, если ∆t→0.

J=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач, т.е. J(t)=q′(t).

Задача о скорости химической реакции.

Пусть дана функция m=m(t), где m - количество некоторого вещества, вступившего в химическую реакцию к моменту времени t. Приращению времени ∆t будет соответствовать приращение ∆m величины m. Отношение Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач -средняя скорость химической реакции за промежуток времени ∆t. Предел этого отношения при стремлении ∆t к нулю, т.е. Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач есть скорость химической реакции в данный момент времени t, V=m′(t).

Из рассмотренных выше задач, приводящих к понятию производной, следует несколько выводов:

  1. Скорость прямолинейного движения есть производная пути S=S(t) по времени t, т.е. V=S′(аналогично ускорение есть производная скорости а=V′). В этом состоит механический смысл производной.

  2. Скорость химической реакции есть производная количества вещества m=m(t) по времени t, т.е. V=m′(t).

  3. Скорость роста популяции есть производная размера популяции p=p(t) по времени t, т.е. V=p′(t).

  4. Скорость роста численности населения есть производная от количества населения А=А(t) по времени t, т.е. V=A′(t).

  5. Сила переменного тока J есть производная количества электричества q=q(t) по времени t, т.е. J =q′(t).

  6. Угловой коэффициент касательной к кривой y=f(x) в точке с абсциссой х0 есть производная f′(x0). В этом состоит геометрический смысл производной.

  7. Производительность труда f(t) есть производная от выработки продукции F(t) по времени t, т.е. f(t)=F′(t).

Примеры.

I. Если популяция в момент времени t насчитывает p(t)=3000+100t2 особей (t измеряется в часах), то скорость роста популяции есть p′(t)=200t.

Скорость роста популяции увеличивается со временем.

Если t=5, то скорость роста составляет р′(5)=200·5=1000 особей в час.

Если t=10, то р′(10)=200·10=2000 особей в час.

II. Ракета при движении совершает колебательное движение вокруг своей оси по закону Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач . Найти угловую скорость и ускорение движения в момент времени Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач . Дать характеристику движения.

Решение: Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач(рад/с)

εМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

εМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задач (рад/с2)

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задачнеравномерное движение

Ответ: Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач =6 рад/с, εМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задач=18Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач рад/с2.

III. Пуля, попадая в твердое тело, движется в нем по закону S(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задачln(1+kV0t), где V0 - скорость, с которой пуля входит в тело, k - постоянная положительная величина.

Решение: V(t)=S′(t)

V(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Ответ: V=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач; а=-k∙V2.

IV. Материальная точка движется вдоль оси ОХ согласно закону x(t). Найти скорость и ускорение движения в начальный момент времени. Описать характер движения и схематически изобразить движение материальной точки, если:

а). x(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач(м/с)

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задачМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задач(м/с2)

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задачМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

х

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Равнозамедленное движение в сторону, противоположную оси ОХ.

б). Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

V(t)=x′(t)=5+t; V(0) 5 (м/с)

a(t)=V′(t)=1; a=1 (м/с2)

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задачМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

x

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Равноускоренное движение в сторону оси ОХ.

в). х(t)=-Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач;

V(t)=x′(t)=-Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач; V(0)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач=3,5 (м/с)

a(t)=V′(t)=-1,5; а=-1,5 (м/с2)

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задачМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

х

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Равнозамедленное движение в сторону оси ОХ.

V. Материальная точка движется по прямой. Уравнение движения: S(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач (м). Найдите ее скорость в момент времени t=3 (c). В какой момент времени ускорение будет равно 9 м/с2?

Решение: а). V(t)=S′(t)=3t2-3t+2;

V(3)=27-9+2=20 (м/с).

б). a(t)=V′(t)=6t-3;

6t-3=9; 6t=12; t=2 (с).

Ответ: V(3)=20 м/с; а=9 м/с2 в момент времени t=2с.

VI. Твердое тело вращается вокруг неподвижной оси по закону φ(t). Найти угловую скорость и угловое ускорение движения. Дать характеристику движения, если:


АМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задачМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

О Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

В

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

а) φ(t)=12t+4

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Е(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Е=0 Равномерное движение по окружности.

б). φ(t)=5t3+6t

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Е(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задачНеравномерное движение по окружности.

в). φ(t)=2t2+8t

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

E(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задачРавнопеременное движение по окружности.

VII. Тело массой 5 кг движется прямолинейно по закону S(t)=(5-t)(2t-6)+50. Найти кинетическую энергию тела через 2 с после начала движения.

Решение: Ек=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

V(t)=S′(t)=-(2t-6)+2(5-t)=-2t+6+10-2t=-4t+16

V(t0)=-4·2+16=-8+16=8 (м/с)

Ек=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач (Дж)

Ответ: Ек=160Дж.

VIII. Материальная точка массой 10 кг движется прямолинейно по закону S(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач. Найти скорость и силу, действующую на эту точку в момент времени t=1с.

Решение: F=ma

V(t)=S′(t)=6t2-5t-7

V(t0)=6-5-7=-6 (м/с)

a(t)=12t-5; a(t0)=12-5=7 (м/с2)

F=10·7=70 (Н)

Ответ: F=70 H.

IX. Температура тела изменяется в зависимости от времени по закону Т=100-Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач.

а). Какова скорость изменения температуры тела в момент времени t=1с?

б). В какой момент времени скорость изменения температуры равна 40 в секунду?

Решение: а) Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач (в сек)

б) Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач (t+1)2=16; t+1=4; t=3 (с)

Ответ: а) скорость изменения температуры 10 в сек.

б) скорость изменения температуры 40 в сек достигается в момент времени 3с.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Найти скорость и ускорение материальной точки в момент времени t=t0, движущейся прямолинейно по закону S(t), где t измеряется в секундах, а S - в метрах, если:

а). S(t)=5t2; t0=10

б). S(t)=5t2-2t; t0=5

в). S(t)=-5t2+24t; t0=2

г). S(t)=(6-5t)(5t+2)-10; t0=1

д). S(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач; t0=8

  1. Материальная точка массой m движется прямолинейно по закону S(t), где t измеряется в секундах, а S - в метрах. Найдите скорость и силу, действующую на эту точку в момент времени t, если:

а). S(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач; t=3 с; m=2 кг

б). S(t)=(6-t)(2t+3)-18; t=2 с; m=5 кг

в). S(t)=2t3-2,5t2+3t+1; t=1 c; m=8 кг

г). S(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач; t=3 c; m=4 кг

д). S(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач; t=2 c; m=5 кг

  1. Угол поворота тела вокруг оси изменяется в зависимости от времени по закону У(t), где У измеряется в радианах, а t - в секундах. Найдите угловую скорость вращения тела, и угловое ускорение в указанный момент времени t, если:

а). У(t)=0,3t2-0,5t+0,2; t=10

б). У(t)=4t-0,3t2; t=2

в). У(t)=1,5t2-0,1t; t=10

г). У(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач; t=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

д). У(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач; t=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

  1. Сила тока У изменяется в зависимости от времени t по закону У(t), где У измеряется в амперах, t - в секундах. Найдите скорость изменения силы тока в конце указанной секунды, если:

а). У=0,4t2; t=8

б). У=2t2-5t; t=10

в). У=t(3t-1); t=3

  1. Температура тела изменяется в зависимости от времени по закону Т(t), где t измеряется в секундах, Т - в градусах. Какова скорость изменения температуры в указанный момент времени, если:

а). Т=0,2t2-4t; t=10

б). Т=-2t+0,5t2; t=5

в). Т=90-Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач; t=4

Задачи для решения на уроках математики

Задача 1. Снаряд массой m=20 кг выпущен вертикально вверх из зенитного орудия с начальной скоростью V0=100 м/с. найдите кинетическую энергию снаряда в момент времени t=10 с. На какой высоте кинетическая энергия равна нулю?

Решение: а). Высота h снаряда подчиняется закону h(t)=V0t-Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач, где g - ускорение свободного падения, g≈9,8 м/с2. Следовательно, скорость снаряда в момент времени t равна V(t)=h′(t)=V0-gt.

V(10)=100-g∙10≈100-9,8∙10=100-98=2 (м/с)

Ек=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач=40 (Дж)

б). Кинетическая энергия равна нулю, когда скорость равна нулю, т.е.

V0-gt=0, откуда t=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач. Ек=0, если снаряд находится на высоте Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач ; Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач (м)

Ответ: Ек≈40 Дж, h≈510 м.

Задача 2. Высота снаряда, вылетевшего с начальной скоростью V0 под углом α к горизонту измеряется по закону h(t)=V0sinαМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задач. Известно, чтоV0=500 м/с, а через 1с скорость изменения высоты снаряда была равна 24g м/с. Под каким углом к горизонту вылетел снаряд?

При решении взять g≈10 м/с2.

Решение: V(t)=h′(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач=V0sinα-gt;

VМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задач(1)=500sinα-g;

500sinα-g=24g;

α h(t) 500sinα=25g

sinα=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

α≈300.

Ответ: снаряд вылетел под углом 300 к горизонту.

Задача 3. Осветительная ракета запускается вертикально вверх с поверхности Земли и движется по закону h(t)=80t-4t2 (h измеряется в метрах, t - в секундах). Труба, высота которой 40 м, находится в 18 м от места запуска ракеты. Найдите скорость изменения длины тени от трубы в тот момент времени, когда длина тени равна 10 м.

Решение:

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задачМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задачy

M C

40

18

O D A x

Место запуска ракеты - точка О, точка D - основание трубы, С - верх трубы. Если ракета в произвольный момент времени находится в точке В, то конец тени от трубы находится в точке А.

ОD=18 м, CD=40 м, ОВ=h(t), ВМ=h(t)-40


Длина тени от трубы равна длине отрезка AD. Обозначим AD=x(t′).

∆BMC~∆CDA. Отсюда, Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач , откуда x(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач. Скорость изменения тени найдем, как производную функции x(t), используя правило дифференцирования сложной функции: Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач .

В этом выражении неизвестен момент времени t, который соответствует значению x(t)=10 (м). Так как x(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач.

Из условия задачи имеем h(t)=80t-4t2;

112=80t-4t2; 4t2-80t+112=0.

Отсюда, t1=10-6Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач; t2=10+6Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач, где t1 соответствует подъему ракеты, а t2 - ее спуску.

h′(t)=80-8t; h′(t1)=80-8(10-6Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач)=48Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

h′(t2)=80-8(10+6Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач)=-48Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Поэтому, х′(t1)=-Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач (м/с)

х′(t2)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач (м/с).

Знак "-" скорости изменения величины x(t) говорит о том, что длина тени при подъеме ракеты уменьшается, а при спуске ракеты тень от трубы увеличивается.

Ответ: x′(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач (м/с).

Задача 4. Из пункта А выходит мотоцикл, движущийся равноускоренно по закону S(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач. В какой момент времени мотоцикл догонит автомашину, которая вышла из А одной минутой раньше мотоцикла и движется в том же направлении со скоростью 15 м/с? С какой скоростью мотоцикл удаляется от автомашины в момент из встречи?

Решение: За 1 мин машина прошла 15·60=900 (м). Поэтому, расстояние между машиной и мотоциклом в любой момент времени t после выхода мотоцикла до момента их встречи равно S(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач м.

В момент встречи это расстояние равно нулю, т.е. имеем Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач (не удовлетворяет условию задачи), t2=30 (с). Следовательно, встреча произошла через 30 с после выхода мотоцикла. Vмот.=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач; V(30)=3·30=90 (м/с), а скорость удаления мотоцикла равна 90м/с-15/с=75м/с.

Ответ: t=30 c, Vуд.=75 м/с.

Задача 5. Лестница длиной 5 м приставлена к стене таким образом, что верхний ее конец находится на высоте 4 м. В некоторый момент времени лестница начинает падать, при этом верхний конец приближается к поверхности земли с постоянным ускорением 2м/с2. С какой скоростью удаляется от стены нижний конец лестницы в тот момент, когда верхний конец находится на высоте 3 м?

Решение: Пусть верхний конец лестницы находится в момент времени t на высоте h(t), h(0)=4(м), а нижний конец находится на расстоянии x(t) от основания стены. Тогда высота h(t) описывается формулой h(t)=4-Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач. Учитывая, что а=2 м/с2, имеем h(t)=4-t2.


х(t)

Для нахождения момента времени t, когда h(t)=3 имеем уравнение 4-t2=3, из которого t2=4-3; t2=1, t=1 (с).

По теореме Пифагора расстояние Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач .

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

СМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задачкорость изменения расстояния V(t)=x'(t)= =Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач.

V(1)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач (м/с).

Ответ: скорость удаления нижнего конца лестницы от стены равна 1,5 м/с.

Задача 6. При нагревании круглый металлический диск расширяется, причем его радиус увеличивается равномерно со скоростью V=0,2 см/ч. Вычислите начальный радиус диска, если известно, что через 15 мин после начала нагревания скорость увеличения площади диска равна 2,02π см2/ч.

Решение: Пусть начальный радиус диска равен r. Тогда в момент времени t радиус будет равен r1=r+Vt, а площадь диска при этом будет равной S(t)=πr12=π(r+Vt)2.

Скорость увеличения площади S'(t)=2πV(r+Vt).

При t=15 мин=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задачч

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач=2,02π (по условию задачи)

C другой стороны

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач=2π·0,2Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач=0,4πr+0,02π

Следовательно

0,4πr+0,02π=2,02π

0,4πr=2π

0,4r=2

r=5 (см)

Ответ: начальный радиус диска 5 см.

Задача 7. Паром подтягивается к берегу при помощи каната, который наматывается на ворот со скоростью 40 м/мин. Ворот находится на берегу на 10 м выше поверхности воды. Найти скорость движения парома в тот момент, когда он находится в 30 м от берега.

Решение: Пусть паром находится в точке В, а ворот - в точке А и x(t) - расстояние от парома до берега, АВ=S(t).

По теореме Пифагора: AB=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач- скорость наматывания каната.


A

10м

30м

О х(t) B x

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

По условию задачи S'(t)=-40, т.к. расстояние АВ сокращается.

По условию x(t)=30, тогда S'(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач(м/мин).

Значит, скорость движения парома в 30 м от берега равна Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач м/мин, знак "-" означает, что паром приближается к берегу, т.е. x(t) уменьшается.

Ответ: V(t)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач м/мин.

Задачи на экстремум.

ЗМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задачадача. Заводу поручено изготовить резервуар емкостью 4м3 открытый сверху с квадратным основанием. При этом внутренняя поверхность должна быть покрыта оловом. Какими следует выбрать размеры резервуара, чтобы на его покрытие было израсходовано наименьшее количество олова?

Алгоритм решения.

1. Выявить величину, о наибольшем или наименьшем значении которой говорится в задаче.

  1. Sпов. - наименьшая

Sпов.=Sосн+Sбок=АВ2+4АВ·АА1

2. Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач Ввести переменную, задание которой определяет величину, указанную в задаче.

  1. Пусть АВ=х. Тогда V=x2·AA1,

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

3. Указать допустимые значения для переменной.

3. х>0

4. Выразить величину из пункта 1 как функцию переменной х.

4. S(x)=x2+4∙x∙Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач5. Найти наибольшее или наименьшее значение функции (п.4) на интервале, указанном в п.3.

  1. S'(x)=2x-Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

S'(x)=0; 2x3-16=0

x=2

S'(x) - +

0

S(x) 2 x

т. min

На интервале (0; +∞) функция S(x) определена и непрерывна и имеет единственную стационарную точку х=2 - т.min. Значит, minS(x)=S(2)

(Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач0; +∞)


Следовательно, чтобы на покрытие резервуара ушло наименьшее количество олова, его размеры должны быть равны AB=AD=2 (м), АА1=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач=1 (м).

Ответ: 2х2х1.

Задача 1. Составляется электрическая цепь из двух параллельно соединенных сопротивлений. При каком соотношении между этими сопротивлениями, сопротивление всей цепи максимально, если при последовательном соединении этих сопротивлений оно равно 16 Ом?

Решение:

  1. Обозначим r - сопротивление электрической цепи, состоящей из двух параллельно соединенных сопротивлений r1и r2. Тогда:

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

  1. Пусть r1=x, тогда r2=16-x (т.к. r1+r2=R при последовательном соединении).

  2. 0

  3. Рассмотрим функцию:

r(x)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач и найдем наибольшее значение этой функции на интервале (0; 16).

  1. r΄(x)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач(16-2x); r΄(x)=0; 16-2x=0

x=8

rМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задач'(x)

0 + - x

r(x) 8 16

т.max

На интервале (0; 16) функция r(x) и определена и непрерывна и имеет единственную стационарную точку x=8 - т.max. Значит maxr(x)=r(8)

(0; 6)

r1=8; r2=16-8=8

Ответ: сопротивление всей цепи максимально, если r1=r2=8 Ом.

Задача 2. В питательную среду вносят популяцию из 1000 бактерий. Численность популяции возрастает по закону Р(t)=1000+Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач, где t - выражаетчся в часах.

Найти максимальный размер этой популяции.

Решение: найдем наибольшее значение функции р(t) на интервале (0; +∞).

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

p'(t)=0; 100-t2=0; t=±10

p'(t)

0Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач + - t

p(t) 10

т.max

На интервале (0; +∞) функция р(t) определена и непрерывна, и имеет единственную стационарную точку t=10 - т.max.

Значит maxp(x)=p(10)=1000+Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

(0; +∞)

Ответ: максимальный размер популяции составляет 1050 особей и достигается по прошествии 10 часов роста.

Задача 3. Газовая смесь состоит из окиси азота (NO) и кислорода (О2). Найти концентрацию О2, при которой содержащаяся в смеси окись азота окисляется с наибольшей скоростью.

Решение: в условиях практической необратимости скорость реакции 2NO+O2=2NO2 выражается формулой V=kx2∙y, где x - концентрация NO, у - концентрация О2, а k - константа, зависящая от температуры. Концентрацию будем выражать в объемных процентах.

Пусть х - концентрация NО в любой момент времени.

Тогда 100-х - концентрация О2.

Рассмотрим функцию V(x)=k∙x2(100-x)=k(100x2-x3), где 0<x<100.

V'(x)=k(200x-3x2)=kx(200-3x)

V'(x)=0, x(200-3x)=0, x=0, x=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

VМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задач'(x)

0 + - x

V(x) 66Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач 100

т.max

На интервале (0; 100) функция V(x) определена и непрерывна, и имеет единственную стационарную точку х=66Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач - т.max. Значит maxV(x)=VМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задач.

(0; 100)

Следовательно, скорость реакции наибольшая, если х=66Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач%; у=33Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач%.

Ответ: концентрация О2 в смеси, при которой окись азота окисляется с наибольшей скоростью, составляет 33Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач%.

Задача 4. Два тела начинают двигаться одновременно по прямым Ох и Оу, пересекающимся под прямым углом. Первое тело движется со скоростью 10 м/с по прямой Ох от точки А к точке О, причем АО=100 м; второе тело движется со скоростью 5 м/с по прямой Оу от точки В к точке О причем ВО=200 м. Найдите наименьшее расстояние между телами во время движения.

Решение:

Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задачу

В

М

V=5 м/с

200 м

α

0 100 м К А

V=10 м/с

Пусть t - время движения, по прошествии которого расстояние между телами будет наименьшим. Тогда 1-е тело будет находиться в точке К и ОК=100-10t, а 2-е - в точке М и ОМ=200-5t.

По теореме Пифагора

МК=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач=

=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

Рассмотрим функцию d(t)= Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач , и найдем ее наименьшее значение при t>0.

Так как функция d(t)>0 на интервале (0; +∞), то наименьшее значение функций d(t) и d2(t) достигается в одной и той же точке.

Поэтому, рассмотрим функцию d2(t)=125(t2-32t+400);

(d2(t))'=125(2t-32); (d2(t))'=0; 2t-32=0; t=16

(d2(t))'

0Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач - + t

d(t) 16

т.min

На интервале (0; +∞) функция d(t) определена и непрерывна и имеет единственную стационарную точку t=16 - т.min.

Значит, mind(t)=d(16)=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач.

(0; +∞)

Таким образом, наименьшее расстояние между телами достигается по прошествии 16 с после начала движения и равно Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач м.

Ответ: Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач м.

Задача 5. Стоимость бриллианта пропорциональна квадрату его массы. При обработке бриллиант массой 25 карат был расколот на две части. Каковы массы частей, если известно, что при этом произошла максимальная потеря стоимости?

Решение: стоимость бриллианта р=k∙m2, т.е.p=625k.

Пусть х - масса одного куска бриллианта, образовавшегося при расколе.

Тогда (25-х) - масса другой части.

kx2 - стоимость одной части, а k(25-x)2 - стоимость другой части, где 0<x<25.

f=625k-kx2-k(25-x)2 - потеря стоимости бриллианта в результате раскола (k - коэффициент пропорциональности).

Рассмотрим функцию:

f(x)=625k-kx2-k(25-x)2 и найдем ее наибольшее значение на интервале (0; 25).

f'(x)=-2kx+2k(25-x)=-4kx+50k

f'(x)=0; -4kx+50k=0;

-4x=-50; x=Методическое пособие Применение производной при решении прикладных задач

fМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задач'(x)

0 + - x

fМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задачМетодическое пособие Применение производной при решении прикладных задач(x) 12,5 25

т.max

На интервале (0; 25) функция f(x) определена и непрерывна, и имеет единственную стационарную точку х=12,5 - т.max. Значит, maxf(x)=f(12,5).

(0; 25)

Следовательно, масса частей 12,5 карат и 12,5 карат.

Ответ: m1=m2=12,5 карат.

Литература:


  1. И. И. Баврин «Начала анализа и математические модели в естествознании и экономике» Москва «Просвещение», 1999.

  2. О.Н.Доброва «Задание по алгебре и математическому анализу» Москва «Просвещение», 1996.

  3. С.М.Саакян, А.М.Гольдман, Д.В.Денисов «Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 кл.» Москва «Просвещение», 1990.


© 2010-2022