Обобщение опыта работы Технология проблемно – диалогического обучения при постановки проблемы

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология проблемно - диалогического обучения при постановки проблемы.

В настоящее время все чаще ученые деятели говорят о том, что уже устарело традиционное определение человека как «homo sapiens», то есть как «существа понимающего, разумеющего». Его необходимо заменить современным определением - «homo students», то есть «человек усердно учащийся». И с этим трудно спорить. Действительно, сегодня человек, чтобы выжить, состояться и преуспеть, должен учиться всю жизнь. А для этого надо уметь эффективно учиться.

Вопрос 1. Как научиться эффективно учиться?

- Опыт показывает, знания будут прочными и глубокими, если ученик «открыл» это знание, пройдя закономерные этапы:

сам сформулировал проблему, нашёл решение проблемы, решил проблему и грамотно её сформулировал.

Вопрос2. Что научит «открывать» новое знание?

Технология проблемно - диалогического обучения, автором которой является Елена Леонидовна Мельникова. Этой технологией автор занимается более двадцати лет, я её начала использовать с 2010 года.

Вопрос3. Что это за обучение?

Проблемно - диалогическое обучение с одной стороны, деятельность учителя по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций , с другой стороны деятельность обучающихся - самостоятельное открытие знаний, творческое усвоений знаний.

Вопрос 4. Какие условия необходимы для осуществления проблемно - диалогического обучения?

  • Наличие задач в учебном материале, заданий, которые могут быть проблемными для обучающихся. Такого материала достаточно содержится в современных учебниках по алгебра автора Мордковича, т.к при создании учебника автор следовал идеям проблемного обучения.

  • Умение учителя создавать проблемную ситуацию. Технология помогает в этом вопросе, она подробно указывает какие вопросы ставить, в каком месте диалога, даже как принимать ответы обучающихся, с какими эмоциями.

  • Постепенное планомерное развитие у обучающихся умений и навыков выявлять и формулировать проблему, и самостоятельно находить способы её решения. Здесь хороший фундамент закладывают учителя начальных классов.

  • Специальная система подготовки учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале проблемных вопросов. Для меня это титанический труд, после каждого такого урока делаю работу над ошибками, учитываю в дальнейшем.

При подготовке к таким урокам я его анализирую с научной точки зрения , психологической (предусматриваю реакцию класса и отдельных учащихся на выдвижение проблем), логической (последовательно выстроить вопросы, задания), продумываю выбор необходимых методов и приёмов создания проблемных ситуаций.

Вопрос5. Какова деятельность обучающихся на таких уроках?

  • Анализ проблемной ситуации;

  • Формулировка проблемы сами учеником или осознание, и принятие формулировки учителя;

  • Решение проблемы через выдвижение гипотез в диалоге с учителем;

  • обоснование выбора гипотезы в качестве вероятного пути решения проблемы;

  • проверка решающей гипотезы, выражение её научным языком и применить.

Вопрос 6. На каких уроках и этапах урока используется эта технология?

Она использую на уроках «открытия» знаний, т.е. на уроках изучения нового материала,

этап урока изучение нового материала. Для меня эта часть занятия является самой сложной и трудоёмкой.

Вопрос 7. Какие методы постановки проблемы предлагает эта технология?

Метод

  • побуждающий диалог от проблемы

  • подводящий к теме диалог

  • сообщение темы с мотивирующим приёмом

Побуждающий диалог от проблемы самый трудный, т.к. необходимо просчитать все гипотезы ребят, многое зависит от учеников, учителю требуется немало мастерства, чтобы натолкнуть на гипотезы и в совместном диалоге их грамотно подтвердить или опровергнуть.

По мнению Мельниковой, побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы научного творчества и более активно формирует творческие способности, поэтому он используется при обучении сильных детей. Видимо поэтому это метод на моих уроках срабатывает крайне редко, этот приём плавно переходит в подводящий к теме диалог.

Вопрос 8. Какие приёмы и формы используются?

На это вопрос я отвечу с помощью конкретных примеров

Создание учебной проблемы с помощью

1способ: Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Этот метод я использую крайне редко и поэтому останавливаться на нём не буду

2 способ: «Сокращённый» (подводящий от проблемы диалог)

  1. Подводящий к теме диалог - все звенья опираются уже на известный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Покажу на примере Г7 «Признаки равенства треугольников»

Дети знают определение равных треугольников - это треугольники при наложении, которых друг на друга, все соответствующие элементы равны.

- Но мы далеко не всегда можем треугольники наложить друг на друга. Что делать? Сколько достаточно пар равных элементов иметь? три

- Тема урока? Признаки равенства треугольников

  1. Сообщение темы с мотивирующим приёмом (подводящий без проблемы диалог) Приём - подборка системы вопросов и заданий

  • актуальность (состоит в обнаружении смысла, значимости темы лично для каждого):

Алгебра и начала анализа: На доске записана тема урока

Функция y = cosx.

важность материала в том, что эта тема является базовой для всего курса АиНА

Это первая тригонометрическая функция, с которой начинается изучение класса тригонометрических функций.

- Что вам напоминает эта запись? Формула, которая задаёт функцию.

- Что имеет любая функция ? График

- Что мы описываем у каждой функции? Её свойства

- Точно ли записана тема сегодняшнего урока на доске?

  • «яркое пятно» (Приёмы - это сообщение интригующего материала, стихотворения, кроссворда..

Г7 «Сумма углов в треугольнике». С начальной школы ученики знают, что сумма углов в треугольнике 1800, а как это доказать с научной точки зрения, а не просто оторвать углы и сложить в развёрнутый угол? Смогу ли я это сделать?

Основные формы обучения фронтальная работа, групповая, индивидуальная.

В классной работе я чаще использую фронтальную и групповую работы, индивидуальная работа реализуется через домашние самостоятельные работы, что вполне возможно в условиях нашей малокомплектной школы.

Я рассмотрела первый этап Постановки учебной проблемы с помощью побуждающего диалог от проблемной ситуации; подводящего от проблемы диалога; подводящего без проблемы диалога.

Решение проблемы - здесь мне предстоит большая работа

Используя эту технологию, я отмечаю, что в диалоге принимает участие практически каждый ученик, один словечко, другой словечко начинается мыслительная деятельность и процесс набирает обороты. Практически в конце каждого урока я слышу реплики учеников: «Как быстро прошёл урок».

Качество успеваемости тоже стало выше.

год

Участники ГИА

качество

2010

43%

67%

2012

100%

100%

Технология легко применяется в любой области, в любом предмете, широко использую её в обыденной жизни.

И так назовём плюсы этой технологии

  1. Обеспечивает высокое качество усвоения знаний (как можно забыть или не знать, что сам создал);

  2. Эффективное развитие интеллекта и творческих способностей;

  3. Обеспечивает развитие универсальных учебных действий (уметь учиться);

  4. Воспитание активной личности (уметь нести ответственность за свои поступки, уметь отстаивать свои права);

  5. И является здоровье сберегающей (снижает риск стресса).

Конечно, не всё так просто и гладко, эта технология требует огромного кропотливого труда, можно «уйти в сторону», увлекаясь творческой деятельностью и упустить сущность изучаемого; Она не панацея, никакого волшебства не совершит, успех возможен только в полном сотрудничестве учитель - подросток.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому,

и я научусь.

Конфуций



5


© 2010-2022