- Преподавателю
- Математика
- Обобщение опыта работы Технология проблемно – диалогического обучения при постановки проблемы
Обобщение опыта работы Технология проблемно – диалогического обучения при постановки проблемы
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соловьёва О.Б. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технология проблемно - диалогического обучения при постановки проблемы.
В настоящее время все чаще ученые деятели говорят о том, что уже устарело традиционное определение человека как «homo sapiens», то есть как «существа понимающего, разумеющего». Его необходимо заменить современным определением - «homo students», то есть «человек усердно учащийся». И с этим трудно спорить. Действительно, сегодня человек, чтобы выжить, состояться и преуспеть, должен учиться всю жизнь. А для этого надо уметь эффективно учиться.
Вопрос 1. Как научиться эффективно учиться?
- Опыт показывает, знания будут прочными и глубокими, если ученик «открыл» это знание, пройдя закономерные этапы:
сам сформулировал проблему, нашёл решение проблемы, решил проблему и грамотно её сформулировал.
Вопрос2. Что научит «открывать» новое знание?
Технология проблемно - диалогического обучения, автором которой является Елена Леонидовна Мельникова. Этой технологией автор занимается более двадцати лет, я её начала использовать с 2010 года.
Вопрос3. Что это за обучение?
Проблемно - диалогическое обучение с одной стороны, деятельность учителя по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций , с другой стороны деятельность обучающихся - самостоятельное открытие знаний, творческое усвоений знаний.
Вопрос 4. Какие условия необходимы для осуществления проблемно - диалогического обучения?
-
Наличие задач в учебном материале, заданий, которые могут быть проблемными для обучающихся. Такого материала достаточно содержится в современных учебниках по алгебра автора Мордковича, т.к при создании учебника автор следовал идеям проблемного обучения.
-
Умение учителя создавать проблемную ситуацию. Технология помогает в этом вопросе, она подробно указывает какие вопросы ставить, в каком месте диалога, даже как принимать ответы обучающихся, с какими эмоциями.
-
Постепенное планомерное развитие у обучающихся умений и навыков выявлять и формулировать проблему, и самостоятельно находить способы её решения. Здесь хороший фундамент закладывают учителя начальных классов.
-
Специальная система подготовки учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале проблемных вопросов. Для меня это титанический труд, после каждого такого урока делаю работу над ошибками, учитываю в дальнейшем.
При подготовке к таким урокам я его анализирую с научной точки зрения , психологической (предусматриваю реакцию класса и отдельных учащихся на выдвижение проблем), логической (последовательно выстроить вопросы, задания), продумываю выбор необходимых методов и приёмов создания проблемных ситуаций.
Вопрос5. Какова деятельность обучающихся на таких уроках?
-
Анализ проблемной ситуации;
-
Формулировка проблемы сами учеником или осознание, и принятие формулировки учителя;
-
Решение проблемы через выдвижение гипотез в диалоге с учителем;
-
обоснование выбора гипотезы в качестве вероятного пути решения проблемы;
-
проверка решающей гипотезы, выражение её научным языком и применить.
Вопрос 6. На каких уроках и этапах урока используется эта технология?
Она использую на уроках «открытия» знаний, т.е. на уроках изучения нового материала,
этап урока изучение нового материала. Для меня эта часть занятия является самой сложной и трудоёмкой.
Вопрос 7. Какие методы постановки проблемы предлагает эта технология?
Метод
-
побуждающий диалог от проблемы
-
подводящий к теме диалог
-
сообщение темы с мотивирующим приёмом
Побуждающий диалог от проблемы самый трудный, т.к. необходимо просчитать все гипотезы ребят, многое зависит от учеников, учителю требуется немало мастерства, чтобы натолкнуть на гипотезы и в совместном диалоге их грамотно подтвердить или опровергнуть.
По мнению Мельниковой, побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы научного творчества и более активно формирует творческие способности, поэтому он используется при обучении сильных детей. Видимо поэтому это метод на моих уроках срабатывает крайне редко, этот приём плавно переходит в подводящий к теме диалог.
Вопрос 8. Какие приёмы и формы используются?
На это вопрос я отвечу с помощью конкретных примеров
Создание учебной проблемы с помощью
1способ: Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Этот метод я использую крайне редко и поэтому останавливаться на нём не буду
2 способ: «Сокращённый» (подводящий от проблемы диалог)
-
Подводящий к теме диалог - все звенья опираются уже на известный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.
Покажу на примере Г7 «Признаки равенства треугольников»
Дети знают определение равных треугольников - это треугольники при наложении, которых друг на друга, все соответствующие элементы равны.
- Но мы далеко не всегда можем треугольники наложить друг на друга. Что делать? Сколько достаточно пар равных элементов иметь? три
- Тема урока? Признаки равенства треугольников
-
Сообщение темы с мотивирующим приёмом (подводящий без проблемы диалог) Приём - подборка системы вопросов и заданий
-
актуальность (состоит в обнаружении смысла, значимости темы лично для каждого):
Алгебра и начала анализа: На доске записана тема урока
Функция y = cosx.
важность материала в том, что эта тема является базовой для всего курса АиНА
Это первая тригонометрическая функция, с которой начинается изучение класса тригонометрических функций.
- Что вам напоминает эта запись? Формула, которая задаёт функцию.
- Что имеет любая функция ? График
- Что мы описываем у каждой функции? Её свойства
- Точно ли записана тема сегодняшнего урока на доске?
-
«яркое пятно» (Приёмы - это сообщение интригующего материала, стихотворения, кроссворда..
Г7 «Сумма углов в треугольнике». С начальной школы ученики знают, что сумма углов в треугольнике 1800, а как это доказать с научной точки зрения, а не просто оторвать углы и сложить в развёрнутый угол? Смогу ли я это сделать?
Основные формы обучения фронтальная работа, групповая, индивидуальная.
В классной работе я чаще использую фронтальную и групповую работы, индивидуальная работа реализуется через домашние самостоятельные работы, что вполне возможно в условиях нашей малокомплектной школы.
Я рассмотрела первый этап Постановки учебной проблемы с помощью побуждающего диалог от проблемной ситуации; подводящего от проблемы диалога; подводящего без проблемы диалога.
Решение проблемы - здесь мне предстоит большая работа
Используя эту технологию, я отмечаю, что в диалоге принимает участие практически каждый ученик, один словечко, другой словечко начинается мыслительная деятельность и процесс набирает обороты. Практически в конце каждого урока я слышу реплики учеников: «Как быстро прошёл урок».
Качество успеваемости тоже стало выше.
год
Участники ГИА
качество
2010
43%
67%
2012
100%
100%
Технология легко применяется в любой области, в любом предмете, широко использую её в обыденной жизни.
И так назовём плюсы этой технологии
-
Обеспечивает высокое качество усвоения знаний (как можно забыть или не знать, что сам создал);
-
Эффективное развитие интеллекта и творческих способностей;
-
Обеспечивает развитие универсальных учебных действий (уметь учиться);
-
Воспитание активной личности (уметь нести ответственность за свои поступки, уметь отстаивать свои права);
-
И является здоровье сберегающей (снижает риск стресса).
Конечно, не всё так просто и гладко, эта технология требует огромного кропотливого труда, можно «уйти в сторону», увлекаясь творческой деятельностью и упустить сущность изучаемого; Она не панацея, никакого волшебства не совершит, успех возможен только в полном сотрудничестве учитель - подросток.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
и я научусь.
Конфуций
5