- Преподавателю
- Математика
- Изучение математики с учетом психологических особенностей обучающихся
Изучение математики с учетом психологических особенностей обучающихся
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Туева Н.И. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Изучение математики с учетом психологических особенностей обучающихся .
Одной из главных целей в работе учителя является повышение мотивации к образованию обучающихся. Для ее реализации в работе часто используются не одна конкретная технология, а несколько. В своей работе мы отдаем предпочтение технологии развивающего обучения, технологии личностно-ориентированного обучения, т.к. в них приоритетными являются методы стимулирования и мотивации учащихся к учебной деятельности.
Применение указанных технологий создает благоприятные условия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями и возможностями.
Для определения уровня обучаемости, используем методику П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского.
Для успешного обучения необходимо учитывать психологические особенности ребенка. Работа в каждом новом классе начинается с определения модальности: изучения индивидуальных способов восприятия информации, с выявления доминирующих полушарий, с определения видов памяти.
Выраженный аудиал - это ученик, часто произносящий вслух то, что хочет понять. Он лучше расскажет, чем напишет. Визуал - это ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид. Кинестетик - это очень подвижный ученик, легко проявляющий эмоции, часто неаккуратен, однако, зачастую может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач.
Для «левополушарников» комфортнее запоминание через многократное повторение, а «правополушарникам» доступно запоминание на долгое время только через понимание. Левое полушарие помнит слова, формулы, символы, правое - образы и чувства.
Словесно - логическая память оперирует со знаками, понятиями и словесными формулировками. Образная память - это зрительная слуховая, вкусовая память.
Учитывая психологические особенности обучающихся, составляется таблицу:
№
п/п
Фамилия, имя обучающегося
обученность
модальность
доминирующее полушарие
на что опираться
что развивать
1
Иванов Иван
I
А, К
правое
наглядно-образная память, концентрация внимания
коммуникативные навыки, распределение внимания
2
Петров Петр
II
В, А, К
правое
память, устойчивость внимания, организационные навыки
логика, объем внимания
3
Сидоров Андрей
I - II
В, А, К
равно
диалог, активное слушание
концентрирование внимания, сравнение
…
Проанализировав полученные данные, составляются индивидуальные задания для каждого обучающегося, тем самым выстраивается индивидуальная образовательная траектория.
Приведем только некоторые примеры формулировки заданий для обучающихся с учетом их психологических особенностей.
Задание для аудиалов.
-
Прочитать еще раз текст учебника и решить уравнение, пример, задачу, …
-
Самостоятельно изучить новый материал по тексту учебника в группах.
-
Математимческий диктант.
-
Устное раскрытие смысла усвоенных понятий.
-
Устное нахождение сходства (различия).
-
Составить задание по выбору «лишнего» слова по изучаемой теме.
-
Подготовить сообщение по теме.
-
Прочитать и пересказать текст параграфа учебника.
-
Создать проект.
Задания для визуалов.
-
Отметить утверждения, которые на Ваш взгляд являются правильными.
-
Самостоятельно изучить новый материал на примерах учебника.
-
Устно раскрыть смысл усвоенных понятий.
-
Найти ошибку.
-
Найти лишнее.
-
Составить и решить кроссворд.
-
Прочитать и пересказать текст параграфа учебника.
-
Написать реферат, мини-сочинение.
Задание для кинестетиков.
-
«Мозговой штурм».
-
Составление плана изучения темы в виде алгоритма.
-
Самостоятельное изучение нового материала на уроке в индивидуальном режиме с использованием информационной карты урока.
-
Работа с моделями.
-
Найти общее (различие) при работе с моделями, рисунками.
-
Составить текст с математическими ошибками.
-
Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на различных табличках.
-
Загадать понятие и показать его «пантомима».
-
Составить опорный конспект по тексту учебника.
-
Найти примеры из реальной жизни, иллюстрирующие правила, изучаемые на уроке.
-
Составить вопросу к тексту параграфа учебника, задать их соседу по парте.
-
Написать реферат.
-
Создать презентацию по изучаемой теме.
-
Принять участие в уроке - подготовить материалы для дискуссии, вопросы к другим обучающимся.
Учет психологических особенностей помогает вовлечь каждого ученика в учебный процесс, где каждый выполняет задание определенной сложности в соответствии со своими возможностями. В результате наблюдается рост мотивации к изучению математики, повышение качества обучения.