- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока Сравнение чисел 6 класс по ФГОС
Разработка урока Сравнение чисел 6 класс по ФГОС
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кабанова Е.Ю. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Сравнение чисел»
Технологическая карта
Автор урока (Ф.И.О.)
Кабанова Елена Юрьевна
Должность
Учитель математики
Образовательное учреждение
МАОУ «Ликино-Дулевский лицей»
Предмет
Математика
Класс (профиль класса)
6 (общеобразовательный)
Продолжительность урока (занятия)
40 мин
Тема урока
Сравнение чисел
Тип урока (форма урока)
Открытие новых знаний
Цели (результаты) урока:
Предметные (Пр) (ученик научится…, ученик получит возможность научиться….)
Регулятивные (Р)
Познавательные (П)
Коммуникативные (К)
Личностные (Л)
Обучающие: познакомить с правилами сравнения положительных и отрицательных чисел; научить применять полученные знания при выполнении различных заданий.
Развивающие: формирование и развитие мыслительных операций, развитие логического мышления, способствовать развитию математической речи учащихся.
Воспитательные: способствовать формированию личностных качеств: доброты, взаимопомощи, милосердия, умения слышать и слушать, работать в парах и группах. способствовать формированию познавательного интереса;
Регулятивные:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Уметь работать по коллективно составленному плану
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Умение слушать и понимать речь других
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Автор учебника (УМК)
Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский и др. - 12-е изд., - М.:Просвещение, 2014
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока (занятия)
Компьютер, интерактивная доска
Указание приложений к уроку (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал)
Презентация, раздаточный материал
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /С.М. Никольский и др. - 12-е изд., - М.:Просвещение, 2014
portfolio.uga.akipkro.ru/blog/pozarickaya/3/2013/01/11/sd
Ход урока:
Деятельность учителя (краткое описание этапов урока)
Деятельность учащихся (перечень УУД, предметных результатов)
Организационный Момент
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!»
«Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин)
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней готовности включения в деятельность Организация учебного процесса
- Скажите, пожалуйста, с какими числами вы познакомились на предыдущих уроках? Еще не зная про отрицательные числа мы уже встречались в жизни с ними, в каких ситуациях? Посмотрите на доску. Что это изображено? Похоже на координатную прямую. А чего не хватает? Чисел. Хотите узнать, что случилось с числами? Тогда послушайте сказку «Совещание чисел».
Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин)
- Однажды в царстве чисел случилась сильная буря. Все числа дробные, целые, положительные и отрицательные перемешались, никто не знал своего места. Нуль решил навести порядок в царстве чисел и собрал всех на совещание. А совещание проходило на координатной прямой. НУЛЬ стал держать речь. «Так дорогие числа, отрицательные и положительные. Вправо от меня друг за другом , начиная с 1, располагайтесь целые положительные числа, а влево начиная с -1 целые отрицательные. Нуль хорошо понимал ,что в математике без отрицательных чисел не обойтись. Между ними встаньте вы, дробные числа. Согласились числа с нулём, встали на координатной прямой, как посоветовал НУЛЬ.
Стало множество чисел на координатной прямой упорядочено, но теперь у жителей то и дело стали возникать разногласия. Им стало важно различать, какое из них больше, а какое меньше.
2342 2324
-4 -6
0 -3
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану.
3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин)
-Почему не смогли сравнить последние две пары чисел?
-Как вы думаете, какая тема урока сегодня будет?
- Ребята, давайте поможем числам решить эту проблему.
Не умеем сравнивать отрицательные числа между собой и числа с разными знаками.
-Сравнение чисел
Записывают в тетрадях число и тему урока.
Научиться сравнивать отрицательные и положительные числа и получить правила сравнения чисел
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. (4-6 мин)
Ребята, в 5 классе, мы сравнивали числа, пользовались координатным лучом. Как сравнивать числа, используя координатную прямую?
Например, 9>7, т.к. 9 правее. Это же правило касается любых чисел. Сейчас вы выступите в роли исследователей. Работаем в группах. Каждая группа работает над своим исследованием. Исследование осуществляется по алгоритму.
Пользуясь алгоритмом исследования, вы его выполняете. А потом выводите определенное правило.
Группа № 1
-
Отметьте точки на координатной прямой: А(3), В(5), С(2), D(), О (0)
-
Объясните, как расположены точки относительно нуля?
-
Сравните с помощью координатной прямой числа:
3 и 0 5 и 0 2 и 0 и 0
4. Сформулируйте правило сравнения любого положительного числа и нуля.
Приведите свои примеры.
0
Примерный ответ: выполнив задание, мы пришли к выводу что
Любое положительное число ________________ нуля
Группа 2.
-
Отметьте на координатной прямой точки: А(-3), В( -5), С(-2), D(-), O(0).
-
Объясните, как расположены точки относительно нуля?
-
Что говорят про координату точки, которая расположена левее.
-
Сравните с помощью координатной прямой числа:
-3 и 0 -5 и 0 0 и -2 0 и -
5. Сделайте вывод о сравнении любых отрицательных чисел с нулем.
Приведите свои примеры.
0
Любое отрицательное число ________________ нуля.
Группа 3.
1. Отметьте на координатной прямой точки: А(-3), В ( -2).
2. Сравните числа -3 и -2 с помощью координатной прямой.
3. Найдите модули этих чисел. Сравните модули.
4. Отметьте на координатной прямой точки: С(-5), D(-1).
5. Найдите модули этих чисел.
6.Сравните модули.
7.Сделайте вывод как сравнить числа -5 и -1 по их модулям.
Выведите правило сравнения отрицательных чисел
0
Из двух отрицательных чисел меньше то, у которого ________________________, и больше то, у
которого _______________
____________________________________.
б) Любое отрицательное число _________________нуля.
в) Любое положительное число ________________нуля.
г) Любое отрицательное число ______________любого положительного числа.
д) На координатной прямой точка с большей координатой лежит ____________ точки с меньшей координатой.
Группа 4.
1.Отметьте на координатной прямой точки: А(-5), В(2), С(-), D(4), O(0).
2. Точки с какими координатами лежат левее точки О(0), какие правее О(0)?
3.Выполните сравнение:
-5 и 2 -и 2 4 и - -5 и 4 -и 4
4. Какое больше из чисел положительное или отрицательное?
5. Сформулируйте правило сравнения отрицательных и положительных чисел.
Приведите свои примеры.
0
Любое отрицательное число ______________ любого положительного числа
Чем правее на координатной прямой точка, тем больше ее координата
Каждая группа получает задание.
Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану
5. Реализация построенного проекта (5-8)
Защита каждой группы своих выводов
-Найдите в тексте учебника эти правила. Прочитайте еще раз. Отметьте их карандашом. И выучите к следующему уроку.
Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану
Физкультминутка: Смена деятельности
Сядьте ровно, спина прямая, руки вытяните и положите на стол. Если ответ " да", то руки поднимаем вверх; если ответ " нет", то руки опускаем вниз. Будьте внимательны. 1) 0 - целое число. (Да) 2) -5- натуральное число (Нет) 3) 3 > 5 (Нет) 4) Положительное число всегда больше отрицательного (Да) 5) Модуль числа не может быть отрицательным ( Да) 6) В тундре зимой обычно бывает +40˚С ( Нет)
Молодцы! Передохнули, продолжим. Я хотела бы напомнить о том, как важно следить за осанкой. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придаёт человеку бодрость, уверенность в себе. Рене Декарт, который дал геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел, был не только математиком и физиком, но и философом. Одно из его изречений на доске: « Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ум работал правильно». Давайте примем правильную осанку и продолжим работу.
Выполняют упражнения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин)
- Вы составили алгоритм сравнения чисел.
- Проверим как он действует
Мне нужны четыре помощника из каждой группы.
Возьмите карточки с числами и встаньте в порядке возрастания.
-14
0
5
17
Вопрос:
- Какое число отделяет положительные числа от отрицательных?
- Назовите самое большое число? Самое маленькое число?
- Какое число больше положительное или отрицательное?
Вывод сделан верный.
Мне нужны еще четыре помощника из каждой группы.
Возьмите карточки и встаньте в порядке возрастания.
-5
-1
0
14
Вопрос:
- Какое число самое маленькое?
- Что меньше 14 или 0?
- Что больше 0 или -5?
Ребята, давайте сделаем вывод. Какое число больше: отрицательное или 0? Положительное или 0?
Мне нужны четыре помощника с третьего ряда. Возьмите карточки и встаньте в порядке возрастания.
-18
-4
-2
-1
Вопрос:
- Какое число больше:
-18 или -1
-4 или -2
-2 или -1
Вывод: Из двух отрицательных чисел больше то, которое ______________?
Проговаривают правило, выполняют задания.
Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин)
СРАВНИТЕ:
-
ВАРИАНТ №1
ВАРИАНТ №2
-35 и 41
31 и -45
-26 и -31
-42 и -15
и
и
и
и
и -
и
ОТВЕТЫ:
-
ВАРИАНТ №1
5 «+» отметка 5
4 «+» отметка 4
3,2 «+» отметка 3
ВАРИАНТ №2
-35 < 41
31 > -45
-26 > -31
-42 < -15
<
>
>
>
< -
>
Выполняют самостоятельную работу
Регулятивные: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
8. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин)
- Для того , чтобы расшифровать слово вам необходимо расставить числа в порядке возрастания. Затем заменить каждое число буквой. У вас получится слово. Что означает это слово, мы узнаем из следующего слайда.
Расшифрованное слово запишите в тетради.
0
У
Г
Х
М
Р
П
Б
А
А
Т
А
Ответ: БРАХМАГУПТА
Историческая справка.
Брахмагупта - индийский математик, который жил в VII веке.
Одним из первых он начал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа он называл «имущество», отрицательные - «долги».
При решении задач, уравнений.
Каждая группа составляет слово
Высказывают свое мнение
Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)
В конце урока подводится итог работы, уровень достижения цели:
· Сегодня на уроке я научился…
· Мне было интересно…
· Мне было трудно:
· Я понял …
· Я почувствовал, что…
· Больше всего мне понравилось…
· Мне было интересно…
· Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
- Запишите домашнее задание.
Домашнее задание:
А) выучить правила сравнения чисел
Б) № 240, № 241
Отвечают на вопросы.
Слушают, записывают, уточняют способы работы и объём домашней работы.
Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.