- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа геометрия 11 класс по учебнику Атанасян
Рабочая программа геометрия 11 класс по учебнику Атанасян
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ребрушкина Т.А. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на методическом объединении
Учителей естественно-математического цикла
протокол № от ____________________
Руководитель м/о Сиркина Е.А.
Утверждаю:
Приказ № ____от ______________________
Директор ________________Т.П.Шестакова
Рабочая программа
Геометрия
11 а класс
Составитель: Ребрушкина Татьяна Александровна
учитель математики
с.Кемля 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- примерной программы образовательных учреждений «Геометрия 10-11 классы». Составитель Т.А. Бурмистрова. Издательство «Просвещение», Москва, 2013г.
-
базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
-
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.
Содержание предлагаемого курса полностью соответствует "Обязательному минимуму содержания образования по математике, рекомендованному Министерством образования РФ и Стандарту среднего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Учебник «Геометрия 10-11 класс» Л.С. Атанасян В.Ф. Бутузов М. Просвещение 2013г.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с Образовательной программой школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по геометрии.
Цели учебного курса:
Общеучебные. Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной деятельности в обществе. Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.
Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Предметно-ориентированные Развитие умений и навыков:
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы;
- соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- решать стереометрические задачи на нахождение геометрических величин; вычислять объемы и площади поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
Уметь:
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы;
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
На изучение геометрии в 11 кл. геометрии на профильном уровне по учебному плану МОБУ «Кемлянская СОШ» на 2015-2016 уч. год из образовательной области «Математика. Информатика» отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Векторы в пространстве (6 ч)
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель - закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.
Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является довольно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов, разложение вектора по трем некомпланарным векторам.
Метод координат в пространстве. Движения (15 ч)
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движения. Основная цель - сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
Данный раздел является непосредственным продолжением предыдущего. Вводится понятие прямоугольной системы координат в пространстве, даются определения координат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Затем вводится скалярное произведение векторов, кратко перечисляются его свойства (без доказательства, поскольку соответствующие доказательства были в курсе планиметрии) и выводятся формулы для вычисления угла между прямыми, между прямой и плоскостью. Дан также вывод уравнения плоскости и формулы расстояния от точки до плоскости.
В конце раздела изучаются движения в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия, параллельный перенос.
Цилиндр, конус, шар (16 ч)
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы. Основная цель - дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения - цилиндре, конусе, сфере, шаре.
Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) и их поверхностей завершает знакомство учащихся с основными пространственными фигурами. Вводятся понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усеченного конуса. С помощью разверток определяются площади их боковых поверхностей, выводятся соответствующие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Площадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани. В задачах рассматриваются различные комбинации круглых тел многогранников, в частности описанные и вписанные призмы и пирамиды.
Объем Объемы тел (17 ч)
прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель - ввести понятие объема тела и вывести формулу для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии. Понятие объема тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Формулируются основные свойства объемов и на их основе выводится формула объема прямоугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объемов других тел выводятся с помощью интегральной формулы. Формула объема шара используется для вывода формулы площади сферы.
Тематическое планирование по дисциплине «геометрия 11 класс»
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максим-
альная
нагр-ка
учащего
ся, ч.
Из них
Теоре- тичес- кое
обучен ие, ч.
Лаборатор- ные и практичес кие работы, ч.
Контро-льная работа, ч.
Экскурс
ИИ, Ч.
Самостоя-
тельная работа, ч.
I.
Вектора в пространстве
6
2
4
II.
Метод координат в пространсте
15
5
9
1
III.
Цилиндр, конус, шар
16
5
10
1
IV
Объемы тел
17
4
12
1
V
Повторение
14
2
13
1
Итого
68
18
46
3
1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Из них
Дата прведения занятия
Лабор/практ
Контр
Самоств уроке
Планируемая
Фактическая
1
Глава IV Векторы в пространстве
6
5
1
01.09- 22.09
1.1
Понятие вектора в пространстве
1
03.09-05.09
1.2-1.3
Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число
2
.
06.09-12.09
1.4-1.5
Компланарные векторы. Правило параллелепипеда
2
13.09-18.09
1.6
Решение задач
1
19.09-22.09
2
Глава V Метод координат в пространстве. Движения
15
12
1
2
24. 09-21. 11
2.1
Прямоугольная система координат в пространстве.
1
24.09-26.09
2.2-2.4
Координаты вектора. Самостоятельная работа.
3
27.09-06.10
Связь между координатами векторов и координатами точек.
2.5-2.7
Простейшие задачи в координатах.
3
08. 10-16.10
2.8-2.9
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.
2
17.10-24.10
2.10-2.11
Вычисление углов между прямыми и плоскостями.
2
26.10-03.11
2.12-2.13
Движение
2
12.11-16.11
2.14
Обобщение материала
1
17.11-19.11
2.15
Контрольная работа №1 по теме
«Метод координат в пространстве»
1
20.11-21.11
3
Цилиндр, конус и шар
16
11
1
4
22.11-30. 01
3.1
Понятие цилиндра
1
22.11-24.11
3.2
Площадь поверхности цилиндра
1
26.11 -28.11
3.3
Решение задач по теме: «Цилиндр»
1
29.11-01.12
3.4
Понятие конуса
1
03.12-05.12
3.5
Площадь поверхности конуса. Решение задач
1
06.12-08.12
3.6-3.7
Усеченный конус. Решение задач
2
10.12-15.12
3.8
Сфера и шар. Уравнение сферы.
1
17.12-19.12
3.9
Взаимное расположение сферы и плоскости
1
20.12-22.12
3.10
Касательная плоскость к сфере
1
24.12-26.12
3.11
Площадь сферы
1
27.12-29.12
3.12-3.14
Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар
3
11.01-22.01
3.15
Контрольная работа №2 по теме «Цилиндр, конус и шар»
1
23.01-26.01
3.16
Зачет по теме: «Цилиндр, конус и шар»
1
.
28.01-30.01
4
Глава VII Объемы тел
17
11
1
5
31. 01-07. 04
4.1-4.2
Понятие объема. Объем
прямоугольного
параллелепипеда.
2
31.01-05.02
4.3
Объем прямой призмы.
1
06.02-09.02
4.4
Объем цилиндра.
1
11.02-13.02
4.5
Решение задач по теме «Объем прямой призмы. Объем цилиндра.»
1
14.02-16.02
4.6
Вычисление объема тел с помощью определенного интеграла. Объем наклонной призмы.
1
18.02-20.02
4.7-4.8
Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса.
2
21.02-26.02
4.9-4.10
Объем усеченного конуса. Решение задач
2
27.02-06.03
4.11
Объем шара.
1
07.03-09.03
4.12-
4.13
Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
2
11.03-16.03
4.14
Площадь сферы.
1
18.03-20.03
4.15
Решение задач по теме «Объем шара и площадь сферы»
1
21.03-
23.03
4.16
Зачет по теме: «Объемы тел»
1
01.04-03.04
4.17
Контрольная работа №3 по теме «Объемы тел»
1
04.0-07.04
5
Итоговое повторение
14
10
4
09.04-25.05
5.1-5.3
Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей
3
09.04-18.04
5.4-5.7
Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве
4
19.04-05.05
5.8-5.9
Цилиндр, конус, шар. Объемы тел.
2
07.05-12.05
5.5.10-5.14
Решение задач ЕГЭ
5
14.05-25.05
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
-
Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.С Атанасян, В.Ф.
-
Бутузов, СБ. Кадомцев и др.; Под ред. А.Н. Тихонова. - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2007.
-
Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. -
-
М.: Просвещение, 2007.
-
Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса/ Б.Г. Зив. - М.:
-
Просвещение, 2007.
-
Саакян СМ., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10-11 классах. Книга для учителя/ СМ.
-
Саакян, В.Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2007.
-
Математика. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 160 с. - (Современное образование)
-
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО №1276)
-
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Составитель Т.А. Бурмистрова. - М.: «Просвещение», 2009.
-
Рабинович, Е.М. Математика. Задачи на готовых чертежах. Геометрия, 10-11 классы/Е.М. Рабинович. - М.: ИЛЕКСА, 2008
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по математике//Вестник образования России. - №12. - с. 107-119.
-
Электронные учебные пособия:
-
Подготовка к ЕГЭ. Математика. 7-11 класс. - ООО «ИД Равновесие», 2007
-
Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ МАТЕМАТИКА. - ООО «Издательство «Экзамен»», 2007
-
Открытая математика. Версия 2.6. Стереометрия. 10-11 класс. - ФИЗИКОН, 2005
-
Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. 11 класс. - ООО «Кирилл и Мефодий», 2006
-
Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации PowerPoint к урокам, тесты Ресурсы Интернет:
-
Министерство образования РФ: informika.ru, ed.gov.ru, edu.ru
-
Тестирование online: 5-11 классы: kokch.kts.ru
-
Новые технологии в образовании: elib.altstu.ru/elib/main.htm
-
Сеть творческих учителей: it-n.ru
-
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: megabook.ru/
-
Оборудование:
-
Компьютеры;
-
мультимедийный проектор;
-
интерактивная доска (Mimio). Используемое программное обеспечение:
-
MS Excel
-
MS Word
-
MS PowerPoint
-
Mimio Notebook
Материально- техническое обеспечение предмета «Геометрия-11»
Наименование объектов, средств
материально-техническогообеспечения
Количество
Примечания
-
С.М.Саакян, В.Ф.Бутузов «Изучение геометрии в 10-11 классах» М.2001 г
-
Б.Г. Зив, В.М.Меллер « Дидактические материалы по геометрии» М.1999
-
Программа общеобразовательных учреждений «Геометрия 10-11 классы» Т.А. Бурмистрова,М.2009г
-
Б.Г.Зив, В.М.Миллер, А.Г.Бакинский «Задачи по геометрии для 7-11 классов» М.1991г
-
И.М.Сугоняев « Геометрия-11. Тесты» С.2013г
-
А.П.Ершова, В.В.Голобородько
« Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10-11 классов».М.2003
-
А.П.Ершова, В.В.Голобородько « Устные, проверочные и зачетные работы по геометрии для 10-11 классы» М.2005г
-
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов учебник
« Геометрия 10-11» Просвещение 2014г
-
Т.Л.Рыбакова, И.В.Суслова «Математика. Школьный справочник»Я.1997
-
А.В. Семенов, А.С. Трепалин, И.В. Ященко, П.И.Захаров «ЕГЭ математика 2014»М.2014
-
А.Л. Семенова, И.В. Ященко «Все задания группы В « Закрытый сегмент» ЕГЭ 3000 задач с ответами»М.2012
К
Д
Д
Д
Д
Д
К
К
Д
Д
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
Мулььтимедийный проектор
Экспозиционный экран
Компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 8 класс
Диск « Геометрия не для отличников»
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Печатные пособия
Портреты выдающихся деятелей математики
Таблицы по геометрии10 класс:
Аксиомы стереометрии.
Параллельность прямых и плоскостей.
Перпендикулярность прямых и плоскостей.
Многогранники.
Д
Д
Д
Д
Д
Интернет - ресурсы.
-
standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
-
school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
-
pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
-
festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
-
bibliofond.ru[Электронная библиотека «Библиофонд»];
-
nsportal.ru[Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
-
videouroki.net[Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
-
pedakademy.ru[Сайт «Педагогическая академия»];
-
metodsovet.su[Методический портал учителя «Методсовет»];
-
rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
-
mioo.ru[Сайт Московского института открытого образования];
-
uchportal.ru[Учительский портал];
-
методкабинет.рф[Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];
-
pandia.ru[Портал «Энциклопедия знаний»];
-
pedsovet.org[Всероссийский интернет-педсовет];
-
drofa.ru[Сайт издательства «Дрофа»];
-
easyen.ru[Современный учительский портал];
-
openclass.ru[Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
-
schoolpress.ru[Портал «Школьная пресса»];
-
window.edu.ru[Единое окно доступа к образовательным ресурсам];