- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока по теме Вывод формулы корней квадратного уравнения
Разработка урока по теме Вывод формулы корней квадратного уравнения
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Новикова Л.Г. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по теме: «Вывод формулы корней квадратного уравнения»
(8 класс, учебник под ред. С.А.Теляковского)
Учитель: Новикова Лариса Григорьевна «МОБУ СОШ №4» гп. Пойковский Нефтеюганского района ХМАО-Югры.
Цели урока:
-познакомить учащихся с новым приемом решения квадратных уравнений по формуле;
вывести общую формулу нахождения корней квадратного уравнения;
- формировать умение ее использовать; активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в работе;
- развитие произвольного внимания, самостоятельности, четкости, логичности, развитие речи;
- воспитание познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Оборудование: компьютер, карточки для самостоятельной работы, слайды,
мультимедийный проектор, экран.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость в достижение цели».
А.Маркушевич.
Ведь слово «математика» пришло к нам из древнегреческого языка. По- древнегречески «мантанейн» означает «учиться», «приобретать знания».
Поэтому мы сегодня на уроке будем приобретать новые знания, выводить формулу корней квадратного уравнения, решать квадратные уравнения с использованием этих формул.
II. Повторение.
Тест по теме: «Квадратные уравнения». Взаимопроверка в парах.
Вариант 1.
1. …… уравнением называется уравнение вида ах²+bх+с=0, где x-переменная. а,b,с -некоторые числа, причем а ≠0.
2. Уравнение ах²=0, где а≠0 называется……… квадратным уравнением.
3. Уравнение х²=а, где а> 0,имеет корни х=…, х=…
4. ах²+bх=0,где а≠0, b ≠0 называют……… квадратным уравнением.
5. Если ах²+bх+с=0 квадратное уравнение, а≠ 0, то b называют… коэффициентом.
6. Приведите пример приведенного квадратного уравнения. Почему оно так называется?
Вариант 2.
-
Если ах²+bх+с=0 квадратное уравнение, а- называют…, с- называют… .
-
Уравнение х²=а ,где а <0 не имеет… .
-
Уравнение вида ах²+с=0, где а≠0, с≠0 называют……… квадратным уравнением.
-
Полное квадратное уравнение будет приведенным, если… .
-
Запишите квадратное уравнение, у которого первый коэффициент-5, второй-3,свободный член -7. Ответ:
-
Запишите приведенное квадратное уравнение, у которого второй коэффициент и свободный член равны -2.
III. Изучение нового материала.
1.Вводная беседа о роли квадратного уравнения(сообщение готовит ученик).
2. Вывод формулы корней квадратного уравнения. Слово учителя: Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена часто приводит к громоздким преобразованием. Познакомимся с еще одним способом решения, который позволит быстро находить корни квадратного уравнения. Выведем формулу для нахождения корней квадратного уравнения ах²+bх+с=0.
Итак, наш девиз: «Книга -книгой, а мозгами двигай».
Задание: Решите квадратные уравнения:
-
5х² -11х-12=0 х20 2) ах²+bx+c=0 x4a
Какой первый шаг нужно сделать? (умножить первое уравнение на 20,
второе уравнение на 4а)
а)выполняют в тетради
б) проверяю
в) показать на экране
100х²-220х-240=0 4а²х²+4аbх+4ас=0
2) Что из этого можно получить? (запишем I число в квадрат, удвоенное произведение I числа на II, прибавим второе число в квадрате, а чтобы величина данного квадратного трехчлена не изменялась, к правой части прибавим квадрат второго числа, и перенесем свободный член)
а)выполняют в тетради
б) проверяю
в)показать на экране
(10х)²-2(10х)11+11²=11²+240 (2ах)²+2(2ах)b+b²=b²-4ас
3) Как можно записать выражение в левой части уравнения?
а)выполняют в тетради
б) проверяю
в) показать на экране
(10х-11)²=11²+240 (2ах+b)²=b²-4ас 4) Сообщаю, что выражение b²-4ас называется дискриминантом и обозначается буквой D D=b²-4ас («дискриминант» по-латински-различитель).
5) Как можно дальше преобразовать эти уравнения?
а) выполняют преобразование в тетрадях
б)проверяю
в)показать на экране
(10х-11)²=361 (2ах+b)²=D 6) Как можно дальше решить уравнение?
а)решают в тетрадях
б)проверяю
в)показать на экране
10х-11=√361 и 10х-11=-√361 2ах+b=-√D и 2ах+b=√D
10х-11=19 и 10х-11=-19
2ах= -b-√D и 2ах= -b+√D
х=3 и х=-0,8 Итак, мы получили формулу для нахождения корней квадратного уравнения.
7)Теперь применяем формулу для решения первого уравнения 5х² -11х-12=0 Формулируем алгоритм решения уравнения:
1)выписываем значение коэффициентов с их знаками а=5, b=-11. с=2
2)вычисляем дискриминант D= b²-4ас = (-11)²-4·5·(-12)=361
3)записываем формулу корней, подставляем значения коэффициентов, выполняем: =-0,8 и х=3 Ответ: -0,8 ; 3
Итак, как выяснилось решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена часто приводит к громоздким преобразованиям.
8) Определяем, когда квадратное уравнение имеет 1 корень, 2 корня, не имеет корней.
IV.Формирование умений и навыков.
На этом уроке основное внимание следует уделить вопросу определения количества корней квадратного уравнения с помощью дискриминанта и алгоритма нахождения корней. 1. Выполнить упражнение по учебнику:№533.
2.Докажите, что уравнение не имеет корней:
а) х²-5х+9=0 (1вариант) б)3х²-7х+18=0 (2вариант) (обменялись тетрадями, взаимопроверка)
3.Убедитесь, что уравнение имеет корень, найдите этот корень. (работают в парах) 4.Работа по учебнику: Каждый ученик выполняет задания того уровня, который он выбрал.
1уровень №534(б) 5х²-8х+3=0 Ответ:0,6; 1 2уровень№545(б) (2х-3)²=11х-19 Ответ:1,75; 4 3уровень №547(а) (х²-1)/2-11х=11 Ответ:-1; 23
Учащиеся сверяются с правильными решениями на экране. V. Итоги урока.
-
На чем основан вывод формулы корней квадратного уравнения?
-
Как вычислить дискриминант квадратного уравнения?
-
Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
-
Как определить количество корней квадратного уравнения?
-
Какие трудности вы испытали на уроке и как их преодолели?
VI. Домашнее задание.
п.21, 1 уровень - №535(а,б,в),
2 уровень - 543 (б), 544(б),
3 уровень - 547 (б-г).