- Преподавателю
- Математика
- Урок лекция на тему Квадратные уравнения
Урок лекция на тему Квадратные уравнения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Силина Н.А. |
Дата | 27.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок-лекция по теме: «Квадратные уравнения».
Цели урока:
-
Развивающие: способствовать развитию способностей к систематизации и обобщению; умению анализировать; делать выводы.
-
Образовательные: дать определение квадратному уравнению, корням квадратного уравнения, провести классификацию квадратных уравнений, доказать теорему о нахождении корней приведенного уравнения, научить методу выделения полного квадрата.
-
Воспитательные: способствовать выработке у школьников желания и потребности обобщения изучаемых фактов; развивать самостоятельность и творчество.
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование:
-
Презентация.
-
Интерактивная доска.
-
Учебник (Алимов, 8 класс).
-
Тетрадь.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Составление конспекта лекции.
-
Подведение итогов.
-
Домашнее задание.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Приветствие учеников, объявление темы и целей урока, настрой на работу.
-
Составление конспекта лекции.
Определение: уравнение вида , где - заданные числа, - неизвестное.
Коэффициенты квадратного уравнения обычно называют так: - старший коэффициент, - второй коэффициент, - свободный член.
Примеры: . В каждом уравнении назвать коэффициенты.
Определение: если в квадратном уравнении старший коэффициент равен 1 то уравнение называется приведенным.
Определение: если в уравнении , хотя бы один из коэффициентов равны нулю, то уравнение называется неполным квадратным.
Проведем классификацию неполных квадратных уравнений:
-
.
Уравнение такого вида решается только тогда, когда у коэффициентов разные знаки. Корни находятся либо с помощью применения формулы разности квадратов, либо с помощью теорему, которую рассмотрим ниже.
-
.
Уравнение такого вида решается разложением на множители и один из корней всегда равен нулю.
-
.
Уравнение такого вида имеет единственный корень.
Теорема: Уравнение , где , имеет два корня .
Доказательство: Перенесем в левую часть уравнения: .
Так как , то по определению арифметического корня . Поэтому уравнение можно записать так: .
Разложим левую часть этого уравнения на множители:
, откуда .
Обобщим эту теорему для нахождения корней полного квадратного уравнения.
Для вывода формулы нахождения корней уравнения общего вида нам потребуется метод выделения полного квадрата, который заключается в следующем: нужно преобразовать уравнение так, чтобы в левой части получился квадрат двучлена, а правая часть не содержит неизвестное.
Выведем формулу корней квадратного уравнения общего вида.
Рассмотрим квадратное уравнение общего вида: , где .
Разделим обе части уравнения на , получим:
Преобразуем это уравнение так, чтобы в левой части получился квадрат двучлена:
Если , то , откуда
или
Таким образом, мы получили формулу, которая называется формулой корней квадратного уравнения общего вида.
Определение: Выражение вида называют дискриминантом и обозначают .
Исследуем количество корней квадратного уравнения в зависимости от дискриминанта.
1 случай.
Если , то уравнение имеет два разных корня.
2 случай.
Если , то уравнение имеет два равных корня.
3 случай.
Если , то действительных корней уравнение не имеет.
Если в полном квадратном уравнении второй коэффициент является четным числом, то формула корней квадратного уравнения общего вида примет вид
Определение: уравнение вида называется биквадратным.
Уравнение такого вида решается с помощью замены вида .
-
Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с понятиями: квадратное уравнение, полное квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение; рассмотрели методы решения неполных квадратных уравнений; вывели формулу корней квадратного уравнения общего вида.
-
Домашнее задание.
-
Составить памятку «Решение неполных квадратных уравнений».
-
Составить памятку «Решение полного квадратного уравнения».
Памятка «Решение квадратных уравнений».
1
- действительных корней нет.
- два равных корня..
- два разных корня. .
Если - четное, то
Памятка «Решение неполных квадратных уравнений».
-
.
.
.
-
-
Если , то корней нет.
-
Если , то .
-
Если , то
-
-
.
.
.
или .
.
.
.
.
Презентация к уроку лекции.