Развитие мотивации к учению через исследовательскую деятельность на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие мотивации к учению через исследовательскую деятельность

на уроках математики

Интерес к предмету формируется под влиянием учителя и зависит от его умения применять технологии, методы, формы, средства обучения. Поэтому проблеме мотивации при изучении любого предмета нужно уделять особое внимание.

Мотивом для изучения математики, конечно, в первую очередь может выступать ее практическая значимость.

Таким образом, становится две приоритетные задачи: формирование устойчивых мотивов учения и развитие мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности.

На вопрос «Чему учить?» государство также предлагает готовый инструментарий - содержание, заданное в Стандартах и требованиях к уровню подготовки учащихся.

Использование материалов над предметного характера, позволяет сделать содержание актуальным, полезным и личностно-значимым.

Таким образом, грамотный отбор дидактического содержания способствует развитию психических процессов ребёнка и формированию познавательного интереса.

Можно выделить 8 элементов, которые делают содержание развивающим:

  • Неожиданность

  • Конфликт

  • Предположение

  • Опровержение

  • Доказательство

  • Несоответствие

  • Неопределённость

  • Достижение

Поэтому составляя учебный материал, необходимо включать данные элементы, учитывая темы и содержание.

Одним из типов развивающего обучения является проблемное обучение.

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко, 1998).

Рассмотрим известную классификацию методов, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным:

  • объяснительно-иллюстративный метод (называемый также иногда информационно-рецептивным),

  • репродуктивный метод,

  • метод проблемного изложения,

  • частично-поисковый или эвристический и

  • исследовательский метод.

Если следовать этой классификации, то идее проблемного обучения присущи последние три метода.

Учёным М.И. Махмутовым, разработаны 10 дидактических способов организации процесса проблемного обучения

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа сами формулируют проблему.

3. Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно - опытном участке, в мастерской, лаборатории и т.д.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. В этом случае возникает проблемная ситуация, так как сравнение выявляет свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.

8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.

9. Организация межпредметных связей.

10. Варьированные задачи, переформулировка вопроса.

Дидактическая ценность этой классификации обусловлена тем, что она помогает учителю избрать конкретные пути создания проблемных ситуаций.

Исходя из предложенной классификации методов можно разработать набор приёмов создания проблемной ситуации

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  • Подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;

  • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

  • Столкновение учащихся с неоднозначным способом решения

  • Предложение рассмотреть задачу с различных позиций;

  • Задания на сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

  • Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

  • Определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательских);

  • Постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление "психологической инерции").

Данные приёмы можно продемонстрировать через основные категории проблемного обучения, которыми являются

  • проблемный вопрос

  • проблемная задача

  • проблемная ситуация

Проблемная ситуация создаётся при использовании педагогом проблемного вопроса, проблемной задачи. Проблемная ситуация с точки зрения психологической науки - это ситуация, когда человек не может достичь цели с помощью известных ему знаний и способов действий, это вызывает в нем искреннее недоумение «Почему не получается?». Появляется личная заинтересованность и внутренняя потребность ученика разобраться в данной проблеме.

Если использовать терминологию Л.С. Выготского, то проблемная ситуация должна находиться в «зоне ближайшего развития», когда учащийся может разрешить ее только на границе своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала.

Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса предполагает уже ряд действий и учащимся необходимо самостоятельно провести частичный поиск способа действий или недостаточных данных.

Одна и та же задача может являться или не являться проблемной, в зависимости, в первую очередь, от уровня развития учащихся.

Такая деятельность повышает познавательный уровень учащихся и интерес к предмету. Результаты такой деятельности могут быть представлены в виде: урока-семинара, урока-демонстрации, мини-конференции, отчетные выступление. Такие виды занятий должны дать учащимся ведущую роль и ощутить их значимость в учебном процессе. При этом у них формируются ответственность, профессионализм и коммуникативные навыки. На данном этапе учителю важно быть терпимым к недостаткам в воспитании, избегать прямого принуждения и отдавать предпочтение к положительному стимулированию.

Исследовательская деятельность может не только развивать мотивацию, но и существенно повысить эффективность образовательного процесса тем самым решить задачи, стоящие перед образовательным учреждением. Самоорганизация учащихся важный элемент современного образования.

Источники


  1. Баксанский О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. - 2000 г. - 1 - с.19-25.

  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического, экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - С. 165.

  3. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации.- М.,- 1985- с.356

  4. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы// Педагогика и психология. 1991 г.,- 4- с. 201

  5. Кудрявцев В.Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению. М.: РИНО, 1999.

  6. Кузнецов А.А., Апатова Н.В., Основы информатики: 8-9 кл. М.: Дрофа, 1999

  7. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов / М.П Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей редакцией М.П. Лапчика. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр Академия, 2005. 624 с.

  8. Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. - 2003. - 1.

  9. Лернер И. Л. Проблемное обучение.- М., 1974 г.- с.267

  10. Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям СПб.: Питер, 2005. 288 с.: ил.

  11. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.

  12. Оконь В. Введение в общую дидактику.- М.,1990 г.-с.246.

  13. Оконь, В. Основы проблемного обучения. Варшава, 1967.

  14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. С. 3438.

  15. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. 3-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 416 с.: ил.

  16. Угриноич Н.Д.Информатика. Базовый курс: Учебник для 7 класса 2-е изд., испр. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 173 с.: ил.

  17. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М, Народное образование, 1996 г.

  18. allsoch.ru/ Куликова Л. Г. Проблемный метод обучения в процессе подготовки учителя.

  19. eduworld.ru/ Холодная М.А., Каланов А. Н. Проблемные методы обучения.

  20. monax.ru/ Чанова. М.В. Метод проектов в системе проблемного обучения.

  21. revolution.ru/ Васильева С. В. Формирование мыслительных способностей

4

© 2010-2022