- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по теме: Шар. Сфера
Конспект урока по теме: Шар. Сфера
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петренко Л.В. |
Дата | 02.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Шар и сфера
ФИО (полностью)
Петренко Людмила Валентиновна
Место работы
МАОУ «Киевская СОШ»,с.Киево
Должность
Учитель математики
Предмет
математика
Класс
6
Тема и номер урока в теме
Шар и сфера (первый урок из трех по данной теме).
Базовый учебник
Зубарева И.И. Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2007
-
Цель урока: формировать представление о шаре и сфере; познакомить учащихся с формулами площади сферы и объема шара и их использование при решении несложных задач.
9. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «шар», «сфера»
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
-
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
10.Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.
11.Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная
12.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-знакомятся с понятиями «шар» и «сфера»;
-работают с текстом;
-работают с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-проводят мини-исследование по заданной теме;
-решают самостоятельно задачи в группе;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
14.Структура и ход урока
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познава-тельные
Регулятив-ные
Коммуникативные
Личност-ные
1
2
3
5
6
7
8
9
10
1
Организацион-ный момент
Презентация
приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой.
Знакомство с технологической картой урока.
2
осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Прогнозирование своей деятельности
Умение слушать и вступать в диалог
умение выделять нравственный аспект поведения
2
Вводная беседа. Актуализация знаний
Презентация
Вступительное слово учителя. Учитель продолжает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.
Задает учащимся наводящие вопросы
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.
5
Поиск и выделение необходимой информации
Постановка цели учебной задачи, синтез
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Смысло-
образование
3
Изучение нового материала
Презентация
Вместе с учениками определяет цель урока. Демонстрирует ЭОР
Учащиеся заполняют технологическую карту
8
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Целеполагание, выдвижение гипотез
Умение слушать.
4
Первичное осмысление и закрепление знаний.
Презентация
Комментирует, направляет работу учащихся
Один ученик на доске, а остальные в карте выполняют задание
8
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата
Умение слушать и вступать в диалог,
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
Ориента-
ция в межлично-стных отношени-ях
5
Физпауза
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
3
6
Закрепление изученного в виде мини-исследования
Презентация
Выступает в роли тьютора для групп
Учащиеся в группах выполняют задания.
Делают записи в карточках. После выполнения задания выполняют анализ результатов.
10
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
Умение слушать и вступать в диалог,
Интегрироваться в группу
профессионалное самоопределение,
смыслообразование
7
Подведение итогов 1 урока, рефлексия
-
Подводят итог урока, определяют достигнута, ли цель урока.
2
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна
нравственно-этическая ориентация
8.
Домашнее задание
Задает дозированное домашнее задание
Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока
2
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;
Проводит инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас лежат листочки Они называются технологическими картами. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания.
Учащиеся готовы к началу работы.
II Вводная беседа. Актуализация знаний.
Одна легенда: она гласит, что на краю света, в чудесном саду Гесперид, растут золотые яблоки. Добывание этих яблок было самым тяжёлым, двенадцатым подвигом Геракла. Похожая легенда о молодильных яблоках существовала и в России.
Как вы думаете о каких фруктах идет речь в этой легенде?
Скажите, а почему зимой мы так любим кушать эти фрукты?
Для чего нужен нашему организму витамин С?
Прообразами чудесных плодов послужили, видимо, апельсины, лимоны, мандарины, цитроны, которые уже 4 тыс. лет выращивают тоже «на краю света» - в Индии и Китае. Кстати, «апельсин» и означает по-голландски «китайское яблоко».
«Кедр», «цедра», «цитрус» - слова однокоренные. Оказывается, ещё древние римляне подметили, что моль не заводится как в кедровых ларях, так и там, где лежит цедра (кожура плодов) цитронов. Цитрон (Citrus medica) привезли в Европу вернувшиеся из Индии воины армии Александра Македонского.
Апельсин - самое распространённое растение из рода цитрусовых. В тропиках апельсин - это дерево размером порой с дуб, до 15 м высотой. Плоды цитрусовых поставили рекорд среди фруктов по содержанию витамина С (120 г апельсина содержат его суточную норму). А мандарин (Citrus reticulata) - самое холодостойкое дерево из цитрусовых, поэтому выращивают его и на юге России.
А как вы думаете, а почему я принесла эти фрукты на урок математики?
Правильно, они имеют форму шара. И тема нашего урока « Шар и сфера»
Возьмите листы которые есть на партах и запишите число и тему урока.
Определите задачи урока.
Главная задача урока - познакомится с геометрическими телами шар и сфера, с формулами объема шара и площади сферы, научится находить объем шара.
Ответ: Цитрусовые.
Ответ: Содержат витамин С.
Ответ: Помогает поддержать организм при простуде.
Ответ: Похожи формой на шар.
Записывают число и тему урока «Шар и сфера».
Обучающиеся ставят задачи урока.
Но вначале нужно повторить теоретические сведения. А сделаем мы это таким способом: возьмите каждый сигнальные карточки, поднимая зеленую карточку, вы согласны с написанным утверждением, а красная - нет.
И так начнем:
1. Площадь круга: S= πr ( - )
2. Площадь круга: S = πr2 (+)
3. Длина окружности: С=2π (-)
4. Куб числа: а3=а*а*а (+)
5. Длина окружности: С=2πr (+)
6.42=8
(слайд с теорией)
Молодцы, с заданием справились.
Выполняют задания.
III. Изучение нового материала
А теперь познакомимся с понятиями шар и сфера. Почитайте текст на листочках.
Сфера обладает очень интересным свойством - все её точки одинаково удалены от центра шара. Отрезок, соединяющий любую точку сферы с центром шара, называется радиусом шара
Кто скажет, что такое шар? Сфера?
Приведите пример шара и сферы.
Запишите формулы как найти объем шара и площадь сферы. (Слайд)
Чтение материала:
Шар - это пространственная фигура. Поверхность шара называют сферой. Слово «сфера» произошло от греческого слова «сфайра», которое переводится на русский язык как «мяч».
Не нужно путать понятия «шар» и «сфера». Сфера - это, можно сказать, оболочка или граница шара.
Мяч, глобус - это сферы, а вот арбуз, апельсин, Солнце, Луна, Земля и остальные планеты имеют форму немного сплющенного шара.
Учащиеся дают ответы.
Vшара=4/3пr3 и Sсферы = 4пr2
1V. Первичное осмысление и закрепление знаний.
-
Решение задачи. (Слайд)
Найти объем апельсина, если радиус его равен 4 см. (π=3)
Решение: Vшара=4/3πr3=4/3 * 3 * 43= 256
V. Физпауза
А) Учитель: Давайте мы немного позанимаемся физкультурой.
Поднимает руки класс - это «раз».
Повернулась голова - это «два».
Руки вниз, вперед смотри - это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать - это «пять».
Всем ребятам надо сесть - это «шесть».
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
VI. Мини-исследование
Практическое применение понятия «Шар и сфера»
Вам необходимо каждой группе измерить свой фрукт, вычислить его объем. Данные занести в таблицу на доске. И обсудив результат в группе дать ответ, что выгоднее покупать мандарин, апельсин или грейпфрут?
Учащиеся на карточках решают задачу в группах.
VII. Подведение итогов урока, рефлексия
Итак, ребята, наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.
Благодаря каким знаниям мы смогли провести исследование?
Дайте определение шара, сферы.
-
Рефлексия.
Возьмите еще раз в руки сигнальные карточки. Кто знает, что такое шар и сфер, то покажите зелёную карточку, если - нет, то красную. Если вы научились находить объём шара, то покажите зеленую карточку, если - нет, то красную.
Кто помнит, какую цель ставили в начале урока? Достигли мы её?
.
Шар - это пространственная фигура. Поверхность шара называют сферой.
Ответы учащихся на вопросы учителя.
VII1. Информирования учащихся о домашнем задании
п.24. №694(а.в), №698
Для желающих: составить 3 задачи практического характера по теме урока.
Делают записи в дневниках.
Спасибо за работу на уроке!