Концепции личностного ориентированного обучения

Представление опыта работы учителя математики Лимаревой Елены Владимировны, учитель математики первой квалификационной категории Почти две тысячи уроков математики за школьные годы «отсиживают» многие школьники. Не все дети одинаково трудолюбивы. Один умен, да ленив. Другой доберется до истины, заблестят тогда глазенки, испытает радость победы. Ну, а третий? Третий тихонько сидит на уроке и очень хочет, чтобы его не беспокоили никакими премудростями.  Поэтому организовать учебную деятельность у...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Представление опыта работы

учителя математики

Лимаревой Елены Владимировны, учитель математики первой квалификационной категории

Почти две тысячи уроков математики за школьные годы «отсиживают» многие школьники. Не все дети одинаково трудолюбивы. Один умен, да ленив. Другой доберется до истины, заблестят тогда глазенки, испытает радость победы. Ну, а третий? Третий тихонько сидит на уроке и очень хочет, чтобы его не беспокоили никакими премудростями. Поэтому организовать учебную деятельность учителю надо так, чтобы у ученика появилась потребность учиться.

Математика - наука весьма сложная для учащихся, поэтому нельзя упускать ни одного подхода, делающего ее более доступной. Ошибочны представления о том, что я сообщаю интересный материал, а дети «ловят его на лету». Здесь нужно не останавливаться, а искать те формы и методы преподавания, которые бы обеспечили наиболее оптимальный результат.

Педагогический поиск - это процесс постоянный, а в перспективе - бесконечный. Позади долгий путь, главное приобретение на котором - опыт. А впереди - только движение вперед. Не знаю, насколько будет ценен мой личный опыт, но, все же, берусь его представить на ваш суд.

В жизнь школы прочно вошли такие понятия как «современные педагогические технологии», «инновационные процессы». Каждый учитель апробировал в своей работе тот или иной метод, педагогическую технологию и сделал выбор в пользу наиболее результативных. Я - не исключение, ознакомившись и внедрив некоторые из них в свою практику, я отдаю предпочтение (не пренебрегая другими) и мечтаю о широком введение технологии личностно ориентированного обучения.

Я расскажу о своем практическом опыте проведения уроков в рамках Концепции личностно ориентированного обучения: обучения, ориентированного на личность. Конечно, я не претендую на свой вклад в решение этой важной и сложной педагогической проблемы, а говорю о своем личном понимании, которое не противоречит общим целям.

Одним из важнейших требований, предъявляемых человеком к любой деятельности, в частности к учебной, является создание психологического комфорта и ощущение реальной достижимости цели именно для него, и желание получить адекватную его достижениям оценку результатов его деятельности со стороны учителя и, что не менее важно, со стороны товарищей. Это правило я и беру за основу, применяя личностно ориентированную технологию обучения. В плане создания такого комфорта математика находится, особенно в старших классах, в трудном положении в сравнении с остальными школьными предметами. Зачастую старшеклассники, имея уже устойчивые интересы, не всегда связывают их с математикой, считают, что в жизни она никому не нужна, за исключением профессионалов. И ведь в создании такого отношения к математике у учащихся способствует обычное, традиционное обучение, в котором главное и, по существу, единственная цель - освоение стандарта и сдача экзамена по необходимости. Целью же личностно ориентированного обучения является развитие личности ученика, стремление к самопознанию, к выбору индивидуальной траектории, формирование интереса к собственному я, кто я на самом деле, могу ли я быть успешным именно в математике. Это и есть то главное, что заставило меня заинтересоваться и внедрить у себя в школе, пока еще в одном классе, эту новую технологию. Подробно описывать теоретическую сторону вопроса не считаю нужным в такой компетентной аудитории, но главные акценты расставлю.

Итак, ученик становится центром образовательного процесса. Одна из важнейших составляющих психологического комфорта - это постоянное ощущение радости от преодоления трудностей. Критерий эффективности обучения - каждая личность имеет свои интересы, свои способности, и ориентация обучения на личность ученика предопределяет уровень знаний, умений, навыков, необходимых ученику. В этом - то и противоречие современной «идеологии» стандартам, в которой предполагается, что выпускник должен знать многое, совершенно излишнее для большинства учеников и далекое от их интересов. А согласование стандартов и интересов возможно именно при личностно ориентированном обучении.

Приведу пример организации такого обучения из личного опыта. Следуя основным принципам личностно ориентированного обучения, я определила для себя следующий «алгоритм» личностно ориентированного урока:

1. Дети должны иметь возможность быстрой перегруппировки мест.

2. Стиль общения для данного урока должен быть оптимальным.

3. Учитель должен уметь разъяснять целевые ориентиры урока, сделав их личностно значимыми для каждого ученика.

4. Формы урока:

· блочная подача - погружение;

· организация самостоятельной работы по опорным и справочным материалам;

· введение нового материала через лидера группы;

· введение нового материала через проблему.

5. Следует быстро реагировать на непонимание, ошибку.

6. Должна быть свобода слова и мысли на уроке.

7. Учитель должен обеспечить стимуляцию само- и взаимооценки.

Я работала с детьми, учебная цель которых - «знание». Эксперимент проводился в течение трех лет, цель которого - развитие личности ученика, формирование интереса к саморазвитию, самопознанию, выбору индивидуальной траектории обучения.

2013-2014г. 5 «В» класс

Следуя технологии смешанной дифференциации, я создаю три временные группы по принципу однородности состава учащихся:

I группа, 9 человек - неуверенные в себе учащиеся с застенчивым характером;

II группа, 8 человек - учащиеся, имеющие средний уровень знаний;

Ш группа, 8 человек - учащиеся с высоким уровнем знаний.

Результаты и наблюдения после первого года личностно-ориентированного обучения:

У I и II группы сформировалось подчеркнутое внимание к важности грамотной математической речи, значительно уменьшился «комплекс математической неполноценности». Три ученика из группы I группы перешли во II группу

2013-2014г. 7 «Б» класс

Результаты и наблюдения: изменился общий психологический климат обучения, когда все соученики участвовали в «воспитании» неуверенных в себе товарищей, осуществляли необходимый индивидуальный подход. Еще два ученика перешли из I группы во II и три ученика из II - в III группу.

Выводы: личностно-ориентированный подход помог многим детям «раскрыться», самоактуализироваться, самореализоваться.

Эксперимент проводился в классе, где я являюсь классным руководителем, поскольку для успеха дела необходимо глубокое знание личности каждого ученика, его интересов, круга общения, психологического состояния, уровня развития. (Демонстрация фотографий и таблицы достижений класса в слайдах с комментариями).

Прошли годы, мы стали забывать свои достижения, ринулись в инновации. А может, стоит и сегодня, в пору взрыва новых (и рядящихся «под новизну») технологий, открыть нашу старую педагогическую копилку с драгоценным опытом и переосмыслить на новом уровне достижения наших предшественников? Тем более что многие их находки, приемы успешно «работают» до сих пор. Любое новое открытие только тогда становится ценным, если оно опирается на ранее добытые знания. Поэтому я сегодня ставлю перед собой задачу ассимиляции новых технологий в ранее известные. Обыкновенному школьному учителю важно овладеть инструментом построения интересного урока. Чтобы всем детям интересна была математика, я часто применяю на уроках игровые ситуации. В большинстве случаев они являются вспомогательным средством для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Провожу сюжетные игры для повторения, систематизации и обобщения знаний. Урок - игра превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит живинку в однообразное течение уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников. Такие уроки требуют от учителя много времени, сил, фантазии, максимального внимания и умения владеть классом, но и учащимся они приносят пользу.

Вот, например, как можно быстро придумать совершенно непохожий на другие урок. Возьмем заключительный урок по теме «Первообразная». Хочу провести его в форме следствия (демонстрируется таблица).

Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной ситуации активизировать мышление учащихся, превратить процесс обучения в процесс поисковой деятельности и самостоятельных открытий.

На этом игровом уроке использовалась проблемная технология, при этом соблюдены все этапы заключительного урока: теоретически глубокий опрос, индивидуальная и групповая работа, самостоятельная работа. Для выработки интереса учащихся к уроку можно использовать оценку знаний в виде награды, повышении в звании и т.д. Считаю, что любой урок, если немного пофантазировать, можно связать с жизнью, провести аналогию и вплести строгие формулы в житейские ситуации. Уверена, что ученик будет благодарен учителю за такой урок. (Демонстрация слайдов с уроков, комментарии).

Нестандартные уроки - это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, класс становится творческим коллективом.


© 2010-2022