• Преподавателю
  • Математика
  • Выступление на августовском совещании по теме Формирование компетентности учащихся в области информационно-коммуникативных технологий в процессе преподавания математики в основной и старшей школе

Выступление на августовском совещании по теме Формирование компетентности учащихся в области информационно-коммуникативных технологий в процессе преподавания математики в основной и старшей школе

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство Образования Республики Башкортостан

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Гимназия с. Кушнаренково





Формирование компетентности учащихся в области информационно-коммуникативных технологий в процессе преподавания математики в основной и старшей школе.



Выступление учителя математики

МБОУ Гимназия с. Кушнаренково

Исмагиловой Зульфии Ильясовны

на августовском совещании учителей.



с. Кушнаренково - 2015


Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека. В своей деятельности каждый современный учитель стремится к тому, чтобы наши дети умели вступать в диалог, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.

Ключевые компетенции рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала; деятельности учителя, управляющего этими средствами, повышении мотивации и активности обучающихся. Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: устный счет, при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером.

Информационно-коммуникативная компетентность учащихся в основной и старшей школе - это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении и умелом использовании информационно-коммуникационными технологиями, позволяющими правильно выбрать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Компетенция

Цели

Информационная




  • учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, интернет и т.д.)

  • передавать информацию

Коммуникативная

Совершенствовать

  • навыки работы в группе,

  • умение работать на результат,

  • доказывать собственное мнение

  • вести диалог

Информационные и коммуникативные компетенции обучающегося формируются не раздельно, а вместе, образуя информационно-коммуникативную компетентность обучающегося, которая в дальнейшем поможет в эффективной работе с информационными процессами.

Возникает необходимость использования образовательных, развивающих возможностей информационно-коммуникационных технологий, возможности их интеграции с основным образовательным процессом. Информационно-методические умения педагога должны отражать неразрывное единство эффективной методической деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в предметной методике. Образовательный процесс, интегрирующий компьютерные и педагогические технологии, обеспечивает формирование информационно-коммуникативных компетенций обучающихся, способствует раскрытию возможностей мультимедиа технологий для преподавания учебных предметов, обеспечивает не только обучение, но самостоятельную деятельность по овладению знаниями; формирование осознанных мотивов учения.

Я нередко сталкиваюсь с проблемами, возникающими у учащихся при работе с текстовой информацией, при этом слыша объяснение «Прочитал, но ничего не понял». Неумение передавать прочитанное или услышанное в сжатом и развернутом виде, анализировать содержание, выделять главную мысль прочитанного, наблюдаются проблемы с адаптацией к математическому тексту.

А перед учителем стоит задача развить информационно-коммуникативную компетенцию у учащихся, то есть сформировать комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией - овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах, а также работы как автономно, так и в группе. Итак, на первом этапе по развитию информационной компетентности я использую простые приемы и методы:

  1. Составление вопросов к тексту.

  2. Комментированное чтение текста.

  3. Аналитическое чтение текста.

  4. Составление тезисного плана.

  5. Составление сравнительных таблиц.

  6. Преобразование цифровой информации в диаграмму, график.

Главная задача на первом этапе сделать так, чтобы учебник для ученика стал другом и помощником, причем понятным и интересным. После освоения простых способов работы с информацией переходим к более сложным способам.

На втором этапе чаще всего он начинается в 7-8 классе я использую активные и интерактивные методы, так как в их основе лежит деятельностный подход. Уроки, на которых используются активные методы, предоставляют ученику максимум свободы для индивидуального развития, а также способствуют формированию умения работы в команде при решении поставленной задачи.

Я использую приемы:

  1. Составление логической схемы.

  2. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

  3. Проблемный вопрос.

  4. Подбор аргументов для ответа на вопрос, требующий доказательств.

  5. Опоры, по которым работают ученики.

Проблему формирования информационно-коммуникативной компетенции обучающихся на уроках математики мне кажется, можно решать, используя следующее:

  • в первую очередь учитель должен быть настроен на формирование этой компетенции;

  • изменение дидактических целей типовых заданий;

  • использование технологии проблемного обучения;

  • использование проектной технологии обучения ;

  • прием решения ситуационных задач.

  • самостоятельная работа с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;

  • активные методы обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

Кроме этого творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках математики и во внеклассной работе я применяю следующие виды творческих заданий:

  • составление задач учащимися;

  • конструирование обратных задач;

  • творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);

  • реферат, информационное сообщение;

  • составление кроссворда по теме;

  • разгадывание ребусов по математике

  • составление тестов для контроля знаний по предмету;

  • составление опорных схем по предложенному теоретическому материалу;

Развитию информационно-коммуникативной компетентности учащихся способствует активное применение ИКТ-технологий в воспитательной работе:

  • создание тематических презентаций к воспитательным мероприятиям, классным часам,

  • разработка тестовых заданий для проведения анкетирования и т.д.

Программное обеспечение на данный момент разнообразно: программы-тренажеры, электронные учебники, справочники, энциклопедии, видеоуроки, готовые презентации по темам. Так же использую творческие домашние задания, где учащиеся сами составляю презентации, рефераты, доклады, буклеты.

Для учащихся старших классов ( 9- 11 класс) можно использовать такую программы как EXSEL для построения графиков функции, для фиксирования результатов по решению тематических тестов. По этим таблицам учащиеся видят свои продвижения при подготовке к экзамену.

Тестирование. Обучающие тесты использую с целью тренировки и отработки знаний и умений учащихся по изучаемой теме. Данные тесты предназначены для выработки навыка применения полученных знаний при выполнении определенных заданий, ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой. Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме. Тестирование позволяет организовать самопроверку учащихся. Организованная на уроке и во внеурочное время работа с тестами (в электронном виде) формирует у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.

Умение работать с различными источниками информации. На уроке при работе с определениями, понятиями работа ведется не только с учебником, но и с компьютером, планшетом, телефоном. Часто причиной неуспеваемости ученика является не восприятие объяснения учителя, вот тут и пригодится компетентность ученика информационная, развивая которую он работает с различными информационными источниками. Например: при изучении темы математическая модель, мы знакомимся с понятием «модель». Затем работаем со всем собранным материалом и у учащихся уже формируется понятие модели.

Использование мультимедиа технологий на уроках математики позволяет сделать процесс обучения интересным, наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и аналитическое мышление; позволяет осуществлять поиск востребованной информации на электронных носителях и в сети Интернет, проходить on-line тестирование, что является эффективным средством формирования информационно-коммуникативных компетенций обучающихся. Использование компьютерных технологий в курсе алгебры дает возможность производить исследовательские работы на выяснение и установление различных закономерностей, взаимосвязей объектов (например, при исследовании свойств функций). Современный учитель должен не только владеть знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности. Сегодня основой организации самостоятельной работы учащихся является не только традиционная учебная литература, но все возможные виды электронных баз знаний, обучающие и тестирующие программные комплексы на CD-RAM и DVD-RAM, разработанные учеными-специалистами, учителями-предметниками. ИКТ выступают здесь как инструмент исследования, как источник дополнительной информации, как способ самообразования. Использование ИКТ в преподавании математики способствует формированию информационно-коммуникативных компетенций учащихся и повышает эффективность системы образования в целом.

Краткие рекомендации к использованию:

  • Использование сайтов для подготовки к экзаменам Сайт uztest.ru, Алекс Ларин, Решу ЕГЭ.

  • Программа EXSEL

  • Использование сайта Выступление на августовском совещании по теме Формирование компетентности учащихся в области информационно-коммуникативных технологий в процессе преподавания математики в основной и старшей школе

  • ЦОР по математике 1С образование.




© 2010-2022