Факультатив по математике 8 класс Математика учит рассуждать

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка

Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. Содержание данного факультативного курса предоставляет большие возможности для решения данной задачи.

Математические задачи являются хорошей основой для формирования умения рассуждать. Рассуждения при их выполнении являются, как правило, простыми, и это позволяет эффективно учить учеников разбираться в структуре логического доказательства. Математические задачи целесообразно использовать для выработки умения применять общие и специфические методы рассуждений и доказательств. Многие задачи на доказательство решаются с использованием тождественных преобразований.

Решение математических задач является одним из важнейших элементов учебной деятельности ученика. Задачи способствуют мотивации введения понятий, выявлению их свойств, усвоению терминологии и символики; раскрытию взаимосвязи одного понятия с другими. В процессе изучения теорем задачи выполняют такие функции, как выявление закономерностей, отраженных в теоремах; помогают усвоению содержания теоремы; обучают применению теоремы; раскрывают взаимосвязь изучаемой теоремы с другими теоремами.

В процессе проведения факультативных занятий следует продумать систему работы, направленную на формирование таких специальных умений и навыков по данному предмету, которые отвечают таким требованиям, как правильность, осознанность, автоматизм, рациональность, обобщенность и прочность.

Цель факультативного курса: формирование у обучающихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений задач на материале

алгебраического компонента 8 класса; формирование опыта творческой деятельности; развитие мышления и математических способностей учеников.

Задачи курса:

  • систематизация, обобщение материала, изученного на уроках математики 8 класса;

  • развитие познавательного интереса учеников к изучению математики;

  • продолжение работы по ознакомлению учеников с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных задач;

  • развитие логического мышления и интуиции обучающихся;

На изучение данного курса отведено 30 часов.

Темы курса могут изучаться в любом порядке.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий.

На факультативных занятиях при работе с определениями понятий, теоремами и их доказательствами, стандартными и нестандартными задачами могут использоваться фронтальная, самостоятельная и индивидуальная формы работы.

Углубление и расширение изученного учебного материала на уроках математики осуществляется посредством подбора задач и методических приемов по таким направлениям, как установление связей между понятиями, построение отрицания определений, установление логической связи между математическими предложениями, графические представления.

Важным средством углубления программного учебного материала является целенаправленная работа учителя по формированию математической культуры ученика. Основными ее компонентами являются: положительная мотивация к математической деятельности; система полноценных знаний, умений и навыков; алгоритмическая, вычислительная, графическая, логическая культура; культура мышления и речи; культура поиска математических решений.

Методика работы на факультативных занятиях отличается от методики работы на уроке. Эти отличия заключаются в следующем:

  • особое внимание уделяется формированию приемов мыслительной деятельности (наблюдение и сравнение, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, отыскание и применение аналогий, построение гипотез и планирование действий и др.);

  • в учебной деятельности большое место отводится общим и частным рассуждениям;

  • систематически проводится работа по выработке умения применять эвристические приемы в различных сочетаниях;

  • постоянно осуществляется диалог учителя с учениками при изучении теоретического материала и поиске способа решения любой предлагаемой задачи.

С о д е р ж а н и е.

  1. Дробные рациональные выражения. Преобразование дробных рациональных выражений.

  2. Четырехугольники .Свойства четырехугольников.

  3. Действительные числа.

  4. Площади фигур.

  5. Квадратное уравнение и его корни

  6. Подобные треугольники.

  7. Числовые и линейные неравенства.

  8. Окружность.

  9. Степень с целым показателем.

  10. Элементы статистики.

  11. Итоговое повторение.


Ожидаемые результаты.


В результате изучения данного факультативного курса у учащихся будут сформированы прочные представления:

  • о некоторых способах рассуждений и доказательств;

  • о понятии «математическая задача»,

  • о том, что значит решить математическую задачу.

Ученики усовершенствуют такие способы деятельности, как:

  • умения производить действия над действительными числами;

  • умения выполнять тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни;

  • умения исследовать квадратные уравнения;

  • умения решать уравнения, сводящиеся к квадратным уравнениям;

  • умения решать уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля;

  • умения строить графики квадратной функции;

  • решать текстовые задачи с помощью составления уравнений.

Изучение данного факультативного курса предполагает повышение уровня:

  • познавательного интереса к математике;

  • развития логического мышления и математических способностей;

  • опыта творческой деятельности;

  • математической культуры;

  • способности учиться




Календарно-тематическое планирование факультативных занятий

«Математика учит рассуждать: 8 класс»

(1ч в неделю , 29 ч), занятия по вторникам в 17-00.


дата

Кол-во

часов

Тема

план

Факт.

Модуль1. Дробные рациональные выражения. (5 часов)


1

06.10


1

Сокращение рациональных выражений.

2

13.10


1

Сложение и вычитание рациональных выражений.

3

20.10


1

Умножение и деление рациональных выражений.

КАНИКУЛЫ

4

03.11


1

Преобразование рациональных выражений

5

10.11


1

График функции Y=Факультатив по математике 8 класс Математика учит рассуждать

Модуль 2. Четырехугольники. (3 часа)


6

17.11


1

Решение задач на применение свойств параллелограмма.

7

24.11


1

Решение задач на применение свойств прямоугольника, ромба, квадрата.

8

01.12


1

Трапеция. Решение задач на применение свойств трапеции.

Модуль 3. Действительные числа. (3 часа)


9

08.12


1

Рациональные числа.

10

15.12


1

Арифметический квадратный корень. Свойства арифметического квадратного корня.

11

22.12


1

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

График функции у=Факультатив по математике 8 класс Математика учит рассуждать

Модуль 4. Площади фигур. ( 3 часа)


12

29.12


1

Решение задач на площади фигур.

КАНИКУЛЫ

13

19.01


1

Решение задач на применение формул площадей треугольника, параллелограмма.

14

26.01


1

Решение задач на применение формулы площади трапеции.

Модуль 5. Квадратное уравнение и его корни (5 часов)


15

02.02


1

Решение неполных квадратных уравнений

16

09.02


1

Решение задач с помощью квадратных уравнений

17

16.02


1

Решение дробных рациональных уравнений

18

01.03


1

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений (на движение)

19

15.03


1

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений (на работу)

Модуль 6. Подобные треугольники (3 часа)


20

22.03


1

Решение задач на применение признаков подобия треугольников

КАНИКУЛЫ

21

05.04


1

Решение задач на применение признаков подобия треугольников

22

12.04


1

Решение задач на соотношение сторон и углов прямоугольного треугольника

Модуль 7. Числовые и линейные неравенства (1 час).


23

19.04


1

Числовые неравенства и их свойства

Модуль 8. Окружность. (2 часа)


24

26.04


1

Решение задач по теме «Вписанная и описанная окружности»

25

03.05


1

Решение задач по теме «Окружность»

Модуль 9. Степень с целым показателем. (2 часа)


26

10.05


1

Решение упражнений на свойства степени с целым показателем

27

17.05


1

Преобразование выражений, содержащих степени

Модуль 10. Элементы статистики. (2 часа)


28

24.05


1

Решение задач на применение элементов статистики

29

31.05


1

Решение задач на применение элементов статистики








































Литература.


  1. Алгебра: учебник для 8-го кл. общеобразоват. Школ под редакцией Макарычева.

  2. Ананченко, К.О. Алгебра учит рассуждать: пособие для учителей / К.О. Ананченко, Н.Г. Миндюк. - Мозырь: Изд. дом «Белый ветер», 2001. - 112 с.

  3. Кордемский, Б.А. Увлечь школьника математикой: материал для классных и внеклассных занятий / Б.А. Кордемский. - М., 1981. - 112 с.

  4. Журнал «Квант». Статьи по математике. Рубрики: Математический кружок; Школа в «Кванте»; «Квант» для младших школьников.













































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тиличикская средняя школа»


РАССМОТРЕНО

школьным методическим

объединением

Протокол №___ от _________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по учебной работе __________ Е.В. Смага

«_____» ___________ 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Тиличикская средняя школа» __________ А.А. Петренко

Приказ № _____ от _________



Рабочая программа

факультатива по математике

для 8 класса


«Математика учит рассуждать»



2015-2016 учебный год



Составитель: И.И. Гагаринская, учитель математики,

квалификационная категория - соответствие занимаемой должности


© 2010-2022