Программа по элективному курсу «Азбука жизни»

Программа по элективному курсу «Азбука жизни» для учащихся  10 классов Программа элективного курса «Азбука жизни» составлена по запросу родителей учащихся. Программа  составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. Программа курса рассчитана на 35 часов (из расчета 1 час в неделю) и предназначена для учащихся 10 классов общеобразовательной школы.   Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически любой профессией требует ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по элективному курсу «Азбука жизни» для учащихся

10 классов

Программа элективного курса «Азбука жизни» составлена по запросу родителей учащихся.

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. Программа курса рассчитана на 35 часов (из расчета 1 час в неделю) и предназначена для учащихся 10 классов общеобразовательной школы.




































Рекомендовано

методическим советом

от ____________________

Утверждаю.

Директор МБОУ «СОШ»

пст.Студенец

_________ Прошкина Е.А.





Управление образования МР «Усть-Вымский»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» пст.Студенец




Программа по элективному курсу

АЗБУКА ЖИЗНИ

(для 10 класса)

учителя МБОУ «СОШ» пст.Студенец

Приезжевой Елены Николаевны

Срок реализации -1 год















пст.Студенец, 2014 г.

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………..4

Учебно-тематический план…………………………………………………8

Литература …………………………………………………………………..9

Тематическое планирование………………………………………………..10



































Пояснительная записка.


Элективный курс введен за счет вариативной части учебного плана по желанию родителей обучающихся.

Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Особое значение в этом смысле имеет умение смоделировать математически определённые реальные ситуации. Применение на практике различных задач, связанных с окружающей нас жизнью, позволяет создавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащегося умения смоделировать математически определённые физические, химические, экономические процессы и явления, составить план действия (алгоритм) в решении реальной проблемы. Кроме того, практика последних лет говорит о необходимости формирования умений решения задач различных типов ещё и в связи с включением их в содержание ЕГЭ.

Значительная часть обучающихся испытывает серьёзные затруднения при решении текстовых задач. В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у обучающихся умения составлять план действий, алгоритм решения конкретной задачи, культурой моделирования явлений и процессов. Большинство учащихся решают такие задачи лишь на репродуктивном уровне. Задачи же на концентрацию практически не рассматриваются в школьном курсе математики, хотя включены в содержание ЕГЭ.
Ученик с первых дней занятий в школе встречается с задачей, связанной с окружающей жизнью. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию логического мышления.

Особенности текста задачи могут определить ход мыслительного процесса при ее решении. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.

Предлагаемый элективный курс «Азбука жизни» демонстрирует обучающимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Данный элективный курс ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному, социально-экономическому и техническому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Задачи занимают важное место в школьном курсе математики. Их решение способствует экономическому образованию обучающихся, развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности.

Значимость умения самостоятельно решать текстовые задачи не снижается с течением времени, несмотря на все достижения научно-технического прогресса, так как мы с ними сталкиваемся на уроках математики, химии, физики. Мы решаем задачи на смеси, бизнесмены часто решают задачи на проценты, о делении доходов и т.д. А знание наиболее простых формул упрощает их решение в этом и состоит актуальность нашей работы. В заданиях по ЕГЭ предлагаются задачи, решения которых требует составления уравнения, неравенства, а также их систем. На рассмотрение и отработку таких задач уходит много времени, поэтому разработанная программа-тренажер, позволит учащимся научиться быстро и правильно решать задачи.

В связи с этим, целями предлагаемой программы являются:

1. Расширение и углубление знаний о способах решения и средствах моделирования явлений и процессов, описанных в задачах.

2. Развитие логического мышления учащихся, их алгоритмической культуры и математической интуиции.

3. Развитие устойчивого интереса к предмету, приобщая к окружающей нас жизни.

4. Способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе и решения практических проблем.

Содержание предлагаемой программы направлено на решение следующих задач:
1. Расширение знаний о методах и способах решения математических задач, окружающей нас жизни.
2. Формирование умения моделировать реальные ситуации.
3. Развитие исследовательской и познавательной деятельности обучающихся.

4.Предоставить ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, определить готовность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.

Данный курс «Азбука жизни» задаёт объём знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть школьники.

Таким образом, содержание курса охватывает все основные типы текстовых задач. Кроме того, содержание программы предполагает возможность работы со школьниками с разными учебными возможностями за счёт подбора разноуровневых задач. Для успешного усвоения содержания элективного курса необходимо опираться на знания обучающихся по изученному ранее материалу:
Математика. Рациональные уравнения. Системы рациональных уравнений. Проценты.
Физика. Равномерное движение. Работа.
Химия. Концентрация вещества. Количество вещества.
Экономика. Цена. Стоимость.

Методические рекомендации по реализации программы.
Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов ЕГЭ или составлены самим учителем, связанные с окружающей нас жизнью. Начинать обучение следует с простых задач, условия которых полностью соответствуют названиям основных типов, и сводящихся к решению рациональных уравнений. Затем можно приступать к решению более сложных задач, сводящихся к системам двух и более уравнений.

На более высоком уровне целесообразно предложить обучающимся комбинированные задачи, условия которых предполагает различные типы задач, их комбинацию. В результате можно предложить обучающимся составить самостоятельно задачу, включающую в себя все четыре типа задач. Для более эффективной работы учащихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать плакаты с опорными конспектами в виде примерной модели по каждому из четырёх типов задач.

Важно правильно организовать работу учащихся с текстом задачи при проведении анализа условия. Для этого каждый обучающийся должен быть обеспечен текстом. В этом плане наиболее удобными являются готовые сборники задач.

Безусловно, огромна роль учителя в правильной организации работы группы и самостоятельной познавательной деятельности школьников, поскольку доля самостоятельной работы учащихся составляет 85% всего учебного времени данного курса. Значимой для формирования и развития умения решать задачи является деятельность обучающихся по самостоятельному выявлению видов задач каждого типа, составлению математической модели, плана решения. Для этого используется групповая работа. Для каждой группы разрабатываются методические инструкции и информационные листы. В течение работы учитель осуществляет разноуровневый контроль усвоения материала в рамках каждого типа задач. При этом, поскольку усвоение материала в разных группах не зависит от другого типа задач, обучающиеся абсолютно безболезненно могут переходить от одного типа к другому в течение всего курса.

Эффективность реализации программы легко определяется на выходе после прохождения всего цикла на разных уровнях, по отдельным типам задач и в целом по курсу. По итогам курса обучающиеся должны получить отметку «зачтено».

При успешной реализации задач курса обучающиеся должны знать:
1.Основные способы решения задач на составление уравнений.
2.Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов.

При успешной реализации задач курса обучающиеся должны уметь:
1.Работать с текстами задачи, определять её тип.
2.Составлять план решения задачи.
3.Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.
4.Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.
5.Работать в группе.

На протяжении всей работы курса обучающиеся, под контролем учителя, готовят материал, который представлен в виде газеты и устного журнала "В мире задач".

Программа элективного курса «Азбука жизни» адресована учащимся 10-х классов.

Программа рассчитана на 35 часов, включает теоретический материал и контрольные занятия.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем

курса

Кол-во

часов

(всего)

Формы занятий

Формы

контроля

лекция

практика

Составные части задач. Структура и сущность решения задач.

1


1

(беседа)




Задачи на движение.

5

1

(лекция)

4

Обучающая самостоятель-ная работа

Задачи на работу.

3

1

(лекция)

2

( см.работа)

Самост. работа

Задачи на проценты.

3

1

(лекция)

2

( см.работа)

Решение тренировочных

задач.

Задачи на смеси и сплавы, растворы.

3

1

(лекция)

2

(семинар)

Обучающая самостоятель-ная работа

Комбинированные задачи.

6

1

(лекция)

5

(семинар)

Решение тренировочных

задач.

Прикладные задачи.

6

1

(лекция)

5

(см. работа)

Обучающая самостоятель-ная работа

Решение задач по всему курсу.

6


6

Практическая работа.

Защита рефератов, проектов.

2


2

Оценивание

проектов

учащихся.


ИТОГО:

35

7

28










ЛИТЕРАТУРА

Литература для учителя.

  1. Н.Я. Виленкин, А.Н.Виленкин, Г.С.Сурвилло и др. Алгебра: Учебное пособие для учащихся 9 кл. с углубленным изучением математики. Под ред. Н.Я.Виленкина.-5-е издание. М .: Просвещение,2001.

  2. Учебно-методическая газета «Математика», приложение к «1 сентября»,2004г. №17,№23,№36, 2005 г. №2,№15,2001г. №17,1998г. №28.

  3. С. А. Тынякин , А.А.Тырымов. Что делать, или 2730 конкурсных задач.- Волгоград 2002г

  4. Математика. Подготовка к ЕГЭ - 2014: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю.Кулабухова. - Ростов-на-Дону: Легион, 2013.

  5. Математика: сборник задач с решениями: для выпускников и абитуриентов /А.А.Рывкин, Е.Б.Ваховский. - М.: Эксмо, 2009.


Литература для учащихся.


  1. Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗЫ - М.: «ОНИКС 21 век».

  2. Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. - М.: Дрофа.

  3. Вольпер Е.Е. Задачи на составление уравнений 1,2 часть. - Омск: ОмИПРКО.

  4. АверьяновД.И.,Алтынов П.И., Баврин Н. Н.Математика: Большой справочник для школьника и поступающих в вузы.-2-еизд.-М.:Дрофа.

  5. Кузнецова Л.В. Суворова С.Б. Сборник заданий для подготовки итоговой аттестации в 9 классе. - М.: Просвещение.

Перечень интернет-ресурсов.

  1. pms.ru/programmyi/15.html сайт школы А.Н.Колмогорова.

  2. 1september.ru материалы сайта «Фестиваль педагогических идей».




Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов


Тема 1. Составные части задач. Структура и сущность решения задач

1

Составные части задач. Структура и сущность решения задач



Тема 2. Задачи на движение.

5

Задачи на движение


Решение задач на движение


Решение задач на движение двух тел


Решение задач на движение


Самостоятельная работа по теме «Задачи на движение»



Тема 3. Задачи на работу.

3

Задачи на работу


Решение задач на работу


Самостоятельная работа по теме «Задачи на работу»



Тема 4. Задачи на проценты.

3

Задачи на проценты


Решение задач на проценты


Решение задач на проценты



Тема 5. Задачи на смеси, сплавы, растворы.

3

Задачи на смеси, сплавы, растворы


Решение задач на смеси, сплавы и растворы


Самостоятельная работа по теме «Задачи на смеси, сплавы, растворы»



Тема 6. Комбинированные задачи.

6

Комбинированные задачи


Комбинированные задачи


Решение тренировочных комбинированных задач


Решение комбинированных задач


Решение тренировочных комбинированных задач


Решение комбинированных задач



Тема 7. Прикладные задачи

6

Прикладные задачи


Прикладные задачи


Решение прикладных задач


Решение прикладных задач


Самостоятельная работа по теме «Прикладные задачи»


Решение прикладных задач



Тема 8. Решение задач по всему курсу.

6

Решение задач на движение


Решение задач на работу


Решение задач на проценты


Решение задач на смеси, сплавы, растворы


Решение комбинированных и прикладных задач


Практическая работа «Решение задач по всему курсу»



Тема 9. Защита рефератов, проектов.

2

Защита рефератов, проектов


Подведение итогов курса «Азбука жизни»





























1


© 2010-2022