- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре для 9 класса
Рабочая программа по алгебре для 9 класса
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Путилина Ж.Н. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Краснодарский край,Динской район,
станица Динская
Бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Динской район
«Средняя общеобразовательная школа №3»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 28 августа 2015 года протокол №1
Председатель
_____________ А.С. Кузнецов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По алгебре
Уровень образования (класс) основное общее. 9 класс
Количество часов 102 Уровень базовый
УчительПутилина Жаннетта Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы по алгебре Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б.Суворовой. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9классы», составитель Т.А. Бурмистрова. Издательство «Просвещение». Москва,2009год.
-
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа составлена основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004г №1089, авторской программы по алгебре Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б.Суворовой. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9классы», составитель Т.А. Бурмистрова. Издательство «Просвещение». Москва, 2009год.
Цели изучения:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
-
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе в 9 классе складывается из следующих содержательных компонентов: алгебра, геометрия, элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей структуре они отражают богатый опытобучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
-
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
-
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности - умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
-
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
-
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
-
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
-
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
-
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
-
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
-
развить логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
-
Место предмета в учебном плане БОУ СОШ №3 МО Динской район
Согласно БУП - 2004 на изучение алгебры в 9 классе отводится 102 часа, из расчета
3 часа в неделю.
Учебный план БОУ СОШ №3 отводит на изучение алгебры в 9 классе 3 часа в неделю, итого 102 часа в год.
Количество учебных часов:
В год -102 часа.
Реализуется данная рабочая программа в 9Б классе
Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год.
-
СОДЕРЖАНИЕ Учебного предмета.
1. Свойства функций. Квадратичная функция (22ч.).
Функция. Область определения и область значений функции. Способы задания функции. Свойства функций. График функции, возрастание и убывание функции. Наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства.
Квадратный трехчлен и его корни.Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание,показательный рост. Числовые функции, описывающие эти процессы.Разложение квадратного трехчлена на множители.
Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у=ах2, ее график и свойства. Парабола. Ось симметрии. Функция у=ах2+bx+c, ее свойства и график. Координаты вершины параболы, ось симметрии.Графики функций у=ах2+n и у=а(х-m)2.Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.Чтение графиков функций.
Степенные функции с натуральным показателем, их графики.Корень n-й степени.Графики функций: корень квадратный, корень кубический. Использование графиков функций для решения уравнений и систем. Степень с рациональным показателем.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной(14ч.).
Целые уравнения и их корни. Дробные рациональные уравнения. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.
Неравенства второй степени с одной переменной, их решение. Решение неравенств второй степени с одной переменной. Метод интервалов. Решение неравенств методом интервалов.
Глава III. Уравнения и неравенства с двумя переменными(17ч.).
Уравнение с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем уравнений. Системы уравнений второй степени и их решение. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными.
Глава IV. Прогрессии. (15ч.).
Последовательности.Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии.Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Глава V. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. (13ч.).
Сочетания. Перестановки. Размещения.Комбинаторное правило умножения. Примеры комбинаторных задач.Представление о геометрической вероятности. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Вероятность. Относительная частота случайного события.
Глава VI. Повторение (21ч.)
Действия с обыкновенными и десятичными дробями.Решение задач на проценты.
Построение и чтение графиков функции. Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых. Уравнения и их системы. Неравенства и их системы. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем.Нахождение значений алгебраических выражений.Преобразование рациональных выражений.Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Прогрессии. Сокращение алгебраических дробей. Решение текстовых задач.
Перечень контрольных, лабораторных и практических работ, экскурсий:
Контрольная работа №1 по теме «Функция и квадратный трехчлен».
Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная, степенная функции».
Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной».
Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными».
Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия».
Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая прогрессия».
Контрольная работа №7 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».
Итоговая контрольная работа.
Итого -8
5.Тематическое планирование
Номер урока
Содержание
(разделы, темы)
Количество часов
Глава I
Свойства функций. Квадратичная функция
22
§ 1. Функции и их свойства
5
1
1.Функция. Область определения и область значений функции. Способы задания функции.
1
2
3
2.Свойства функций График функции, возрастание и убывание функции.
2
4-5
Наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства
2
§ 2. Квадратный трехчлен
4
6-7
3.Квадратный трехчлен и его корни
2
8
Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост.
1
9-
Разложение квадратного трехчлена на множители
1
10
Контрольная работа №1 по теме «Функция и квадратный трехчлен».
1
§ 3. Квадратичная функция и ее график.
8
11-12
5.Функция у=ах2, ее график и свойства. Парабола. Ось симметрии.
2
13-14
6. Графики функций у=ах2+n и у=а(х-m)2.
2
15
16
Параллельный перенос графиков вдоль осей координат, симметрия относительно осей. Чтение графиков функций.
2
17
18
7.Функция у=ах2+bx+c, ее свойства и график. Координаты вершины параболы, ось симметрии.
2
§ 4. Степенная функция. Корень n-й степени.
3
19
8.Степенные функции с натуральным показателем, их графики.
1
20
9. Корень n-й степени. Графики функций: корень квадратный, корень кубический. Использование графиков функций для реше-ния уравнений и систем.
1
21
10. Степень с рациональным показателем.
1
22
Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная, степенная функции».
1
Глава II Уравнения и неравенства с одной переменной
14
§ 5. Уравнения с одной переменной
8
23-24
25-26
12. Целые уравнения и их корни.
4
27-28
29-30
13. Дробные рациональные уравнения.
4
§ 6.Неравенства с одной переменной.
5
31
13. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.
1
32
14.Неравенства второй степени с одной переменной, их решение
1
33
15.Решение неравенств второй степени с одной переменной
1
34-35
Метод интервалов. Решение неравенств методом интервалов.
2
36
Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной».
1
Глава III.Уравнения и неравенства с двумя переменными.
17
§ 7. Уравнения с двумя переменными и их системы.
12
37-38
17. Уравнение с двумя переменными и его график.
2
39-40
18. Графический способ решения систем уравнений.
2
41-42
43-44
19. Системы уравнений второй степени и их решение.
4
45-46
47-48
20. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
4
§ 8. Неравенства с двумя переменными и их системы.
4
49-50
21.Неравенства с двумя переменными
2
51
22.Системы неравенств с двумя переменными
1
52
22.Системы неравенств с двумя переменными
1
53
Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными».
1
Глава IV.Прогрессии.
15
§ 9. Арифметическая прогрессия.
7
54-55
24. Последовательности.
2
56
57
25.Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии
2
58-59
26. Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии.
2
60
Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии.
1
61
Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия».
1
§ 10. Геометрическая прогрессия.
6
62-63
64
27. Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.
3
65-66
28. Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии.
2
67
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия
1
68
Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая прогрессия».
1
Глава V Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
13
§ 11. Элементы комбинаторики
9
69-70
30. Комбинаторное правило умножения. Примеры комбинаторных задач.
2
71-72
31. Перестановки.
2
73-74
32. Размещения.
2
75
76-77
33.Сочетания.
3
§ 12. Начальные сведения из теории вероятностей
3
78
34. Вероятность. Относительная частота случайного события.
1
79
35. Равновозможные события и подсчет их вероятности.
1
80
35. Представление о геометрической вероятности.
1
81
Контрольная работа №7 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».
1
Глава V Повторение
21
82-83
Действия с обыкновенными и десятичными дробями.
2
84-85
Решение задач на проценты.
2
86-87
Построение и чтение графиков функции. Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых.
2
88-89
Уравнения и их системы.
2
90 91
Неравенства и их системы.
2
92
Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем.
1
93
Нахождение значений алгебраических выражений.
1
94
Преобразование рациональных выражений.
1
95
Итоговая контрольная работа.
1
96
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
1
97-98
Прогрессии.
2
99-100
Сокращение алгебраических дробей.
2
101-102
Решение текстовых задач.
2
-
Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение.
Учебно-методический комплекс учителя:
-
Программы общеобразовательных учреждений 7-9классы. «Просвещение» 2009 год. Авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Составитель Т.А. Бурмистрова .
-
Алгебра, 9. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.А. Теляковского, 2010г.
-
А.П. Ершова. Математика. Самостоятельные и контрольные работы 9 класс. Илекса Москва 2011 г.
-
Ю.М. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.Б. Крайнева Дидактические материалы по алгебре 9кл. Просвещение, Москва 2011г.
-
Ю.М. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.Б. Крайнева Дидактические материалы по алгебре 9кл. Просвещение, Москва 2014г.
-
М.П. Нечаев. Разноуровневый контроль качества знаний по математике.
-
П.Б. Ройман. Повышение вычислительной культуры учащихся.
-
Открытые уроки алгебры и начал математического анализа, 9-11 классы 2014г.
-
Кононов А.Я. Задачи по алгебре для 7-9 кл.
-
Тематический сборник тестовых заданий по алгебре для подготовки к государственной (итоговой) аттестации в новой форме. Базовый уровень и повышенный уровень. Е. А. Семенко и др. Просвещение -Юг 2008г.
-
Алгебра 9класс. Тематические тесты для подготовки к государственной итоговой аттестации. Ф.Ф.Лысенко. Ростов- на-Дону, 2015г
-
Методическое пособие с электронным приложением «Уроки алгебры с применением информационных технологий. Функции: графики и свойства. 7-11 классы», Москва «Планета», 2014г.
-
Алгебра 9класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ф.Ф.Лысенко.2015г.
-
А.Л. Семенова, И.В. Ященко ЕГЭ 3000 задач по математике 2014г.
-
Электронное приложение к учебнику Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б. Суворова. Издательство «Учитель», 2011г.
-
Видеоуроки. Электронное приложение к учебнику Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б. Суворова 9 класса, алгебра. Издательство «Учитель», 2012г.
-
Презентации. Электронное приложение к учебнику Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б. Суворова 9 класса, алгебра. Издательство «Учитель», 2012г.
-
Видеоуроки алгебры: Функции, графики, свойства, 7-11 кл. Электронное приложение. ПЛАНЕТА, 2014г
Учебно-методический комплекс ученика:
-
Алгебра, 9. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.А. Теляковского, 2012г.
-
А.Л. Семенова, И.В. Ященко ЕГЭ 3000 задач по математике 2015г.
-
Алгебра 9класс. Тематические тесты для подготовки к государственной итоговой аттестации. Ф.Ф.Лысенко. Ростов- на-Дону, 2015г
-
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. Дидактические материалы для 9 класса - М.: Просвещение, 2014.
«Согласовано»
Протокол заседания
Методического объединения
учителей математики СОШ №3
от 27.08.2015 г. № 1
Руководитель МО
_____________Н.В. Капустина
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________Е.Ю.Першина
28.08.2015 г.