• Преподавателю
  • Математика
  • Урок математики в 1 классе по теме Уравнивание величин: переход от неравенства к равенству. Введение знаков + и -

Урок математики в 1 классе по теме Уравнивание величин: переход от неравенства к равенству. Введение знаков + и -

Раздел Математика
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Уравнивание величин: переход от неравенства к равенству. Введение знаков + и -»

Цель: закрепить умение детей сравнивать величины, моделировать отношения с помощью схемы и формулы; «открыть» способ уравнивания величин путем сложения с использованием знака +; формировать умение учеников работать в паре; развивать познавательный интерес, формировать установку на поиск способов решения математических задач.

Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи.

  1. Организационный момент.

- Приветствие детей. У нас сегодня необычный урок: к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как мы с вами работаем.

2. Создание ситуации успеха.

На доске карточки со словами: длина, площадь, объем, масса, количество, цвет, форма, материал.

- Прочитайте слова. Что скажете, какие мысли появились? Как назвать эти понятия одним словом? (Признаки)

- Разделите эти признаки на группы. (Величины и просто признаки)

- Чем отличаются величины от невеличин? ( Про величины можно сказать «больше, меньше»)

- Какую работу мы умеем проводить с величинами? (Измерять, сравнивать, по результатам сравнения чертить схемы и писать формулы)

- Давайте это проверим.

Достаю две банки с подкрашенной водой, но объем воды разный, стоит метка, обозначающая уровень воды.

- О какой величине пойдет речь? (Об объеме)

- Кто хотел бы рассказать об объеме воды в этих банках?

- Прежде чем чертить схему и писать формулу, что еще мы должны сделать? (Обозначить объем воды буквами)

- Давайте одинаково обозначим: меньший объем - А, больший - В.

- В парах в тетради начертите схему и составьте формулу. Какая пара будет готова - руки вверх!

Проверка одной пары (знаки согласия-не согласия).

Достаю еще две банки с подкрашенной водой.

- Какое будет задание? (Сравнить объемы воды, схема, формула)

- В парах на листах составьте схему и запишите формулу. (Даю большие листы и фломастеры)

Проверяем одну пару у доски. Согласны-не согласны.

- Может, у кого-то получилось по-другому? (На доску креплю схему:



- Поднимите руку, кому легко сравнивать величины?

- Молодцы! Сегодня мы продолжим работу с величинами.

3. Постановка учебной задачи.

- Послушайте отрывок из сказки Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Читаю отрывок из учебника матем. Александровой, 2 часть)

Показываю рисунок автомобиля.

  • Посмотрите на рисунки на доске: столько сиропа осталось в банке , столько сиропа должно быть в банке, чтобы машина ехала .

  • Как вы думаете, почему машина остановилась, ведь сироп еще есть в банке? (Сироп не достает до краника)

  • Как нам быть? (Долить сироп)

  • Обратимся к банкам с водой, с которыми мы сегодня уже работали, и поэкспериментируем! Какую проблему сейчас будем решать? Кто хочет попробовать? (Ребенок доливает воду в банку)

  • Почему ты столько налила? Машина поедет теперь?

Создание ситуации разрыва.

  • А теперь такая ситуация. (Беру и сама доливаю воды по самое горлышко)

  • Машина поедет? (Да) Поехала - смотрите! (Иду по классу, трясу банкой, вода выливается)

  • Что скажете? (Неправильно, вода выливается!)

Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.

  • Как нам надо было поступить? (Ставлю между рисунками банок большой вопросительный знак) (Налить надо было ровно столько воды, сколько во 2 банке)

Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.

  • Какая наша учебная задача сегодня? (Как сделать, чтобы машина поехала; как сделать воду в банке равной...)

  • А как эта задача будет звучать на математическом языке? (Как сделать величины равными)

4. Решение учебной задачи, моделирование открытого способа действий.

Достаю новые две банки.

  • Кто хочет уравнять величины? Покажи, на сколько увеличилась вода в банке. (Дать ребенку метку, пусть наклеит)

  • Какую математическую задачу мы решили? (Уравняли величины)

  • Попробуем описать наш способ действия с помощью схемы. Посоветуйтесь в парах и доработайте схему на листах, покажите то, что мы делали.

  • Проверим одну пару. Почему так сделали? (Доливали, поэтому на схеме дорисовали кусочек)

  • Что скажут другие ребята? (Дорабатываю схему на доске)

  • Что еще сделаем? (Запишем формулу)

  • Работаем! (Прохожу по рядам и предлагаю обозначить кусочек буквой)

  • Проверка всех пар. Согласны-не согласны. Обсуждаем все варианты. Креплю на доску листы детей.

  • У какой пары более точно записана формула? Пусть представитель этой пары запишет свою формулу на моем листе:

(Если никто не составит правильную формулу, то сказать так: «Дети из другого класса тоже выполняли это задание, вот что у них получилось... Кто может объяснить? Чья же формула более точная?)

  • Каким действием мы воспользовались при составлении данной формулы? Почему? Что теперь скажете о новых величинах? (Они равны) Какую проблему мы решили? (Закрываю вопросительный знак нашей схемой)

  • Сегодня чтобы уравнять величины, мы доливали, добавляли. Дома подумайте, может быть есть другой способ уравнивания? Завтра нам об этом расскажете!

5. Физминутка.

Игра «Выполни, пожалуйста».

6. Использование открытого способа действий.

  • Еще раз посмотрите на эти две формулы. Чем мы можем заменить буквы? (Числами)

  • Открыли тетради. Подберем числа в первую формулу, один ребенок у доски.

  • А теперь эти числа уравняем. Как? (Так составляем несколько неравенств и равенств. Например, 5<9, 5+4=9) Молодцы!

7. Итоговая рефлексия.

  • Урок подходит к концу. Чему новому сегодня научились? О чем подумаете дома? Чем займемся завтра? (Будем искать другие способы уравнивания величин) Кому было легко? Кому сложно? Оцените себя на шкале. Кто высоко оценил свою работу? Средне? Низко?

  • Спасибо за урок! Мне понравилось, как вы работали!



© 2010-2022