- Преподавателю
- Математика
- Урок математики в 1 классе по теме Уравнивание величин: переход от неравенства к равенству. Введение знаков + и -
Урок математики в 1 классе по теме Уравнивание величин: переход от неравенства к равенству. Введение знаков + и -
Раздел | Математика |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гудзенко Ю.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Уравнивание величин: переход от неравенства к равенству. Введение знаков + и -»
Цель: закрепить умение детей сравнивать величины, моделировать отношения с помощью схемы и формулы; «открыть» способ уравнивания величин путем сложения с использованием знака +; формировать умение учеников работать в паре; развивать познавательный интерес, формировать установку на поиск способов решения математических задач.
Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи.
-
Организационный момент.
- Приветствие детей. У нас сегодня необычный урок: к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как мы с вами работаем.
2. Создание ситуации успеха.
На доске карточки со словами: длина, площадь, объем, масса, количество, цвет, форма, материал.
- Прочитайте слова. Что скажете, какие мысли появились? Как назвать эти понятия одним словом? (Признаки)
- Разделите эти признаки на группы. (Величины и просто признаки)
- Чем отличаются величины от невеличин? ( Про величины можно сказать «больше, меньше»)
- Какую работу мы умеем проводить с величинами? (Измерять, сравнивать, по результатам сравнения чертить схемы и писать формулы)
- Давайте это проверим.
Достаю две банки с подкрашенной водой, но объем воды разный, стоит метка, обозначающая уровень воды.
- О какой величине пойдет речь? (Об объеме)
- Кто хотел бы рассказать об объеме воды в этих банках?
- Прежде чем чертить схему и писать формулу, что еще мы должны сделать? (Обозначить объем воды буквами)
- Давайте одинаково обозначим: меньший объем - А, больший - В.
- В парах в тетради начертите схему и составьте формулу. Какая пара будет готова - руки вверх!
Проверка одной пары (знаки согласия-не согласия).
Достаю еще две банки с подкрашенной водой.
- Какое будет задание? (Сравнить объемы воды, схема, формула)
- В парах на листах составьте схему и запишите формулу. (Даю большие листы и фломастеры)
Проверяем одну пару у доски. Согласны-не согласны.
- Может, у кого-то получилось по-другому? (На доску креплю схему:
- Поднимите руку, кому легко сравнивать величины?
- Молодцы! Сегодня мы продолжим работу с величинами.
3. Постановка учебной задачи.
- Послушайте отрывок из сказки Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Читаю отрывок из учебника матем. Александровой, 2 часть)
Показываю рисунок автомобиля.
-
Посмотрите на рисунки на доске: столько сиропа осталось в банке , столько сиропа должно быть в банке, чтобы машина ехала .
-
Как вы думаете, почему машина остановилась, ведь сироп еще есть в банке? (Сироп не достает до краника)
-
Как нам быть? (Долить сироп)
-
Обратимся к банкам с водой, с которыми мы сегодня уже работали, и поэкспериментируем! Какую проблему сейчас будем решать? Кто хочет попробовать? (Ребенок доливает воду в банку)
-
Почему ты столько налила? Машина поедет теперь?
Создание ситуации разрыва.
-
А теперь такая ситуация. (Беру и сама доливаю воды по самое горлышко)
-
Машина поедет? (Да) Поехала - смотрите! (Иду по классу, трясу банкой, вода выливается)
-
Что скажете? (Неправильно, вода выливается!)
Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.
-
Как нам надо было поступить? (Ставлю между рисунками банок большой вопросительный знак) (Налить надо было ровно столько воды, сколько во 2 банке)
Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.
-
Какая наша учебная задача сегодня? (Как сделать, чтобы машина поехала; как сделать воду в банке равной...)
-
А как эта задача будет звучать на математическом языке? (Как сделать величины равными)
4. Решение учебной задачи, моделирование открытого способа действий.
Достаю новые две банки.
-
Кто хочет уравнять величины? Покажи, на сколько увеличилась вода в банке. (Дать ребенку метку, пусть наклеит)
-
Какую математическую задачу мы решили? (Уравняли величины)
-
Попробуем описать наш способ действия с помощью схемы. Посоветуйтесь в парах и доработайте схему на листах, покажите то, что мы делали.
-
Проверим одну пару. Почему так сделали? (Доливали, поэтому на схеме дорисовали кусочек)
-
Что скажут другие ребята? (Дорабатываю схему на доске)
-
Что еще сделаем? (Запишем формулу)
-
Работаем! (Прохожу по рядам и предлагаю обозначить кусочек буквой)
-
Проверка всех пар. Согласны-не согласны. Обсуждаем все варианты. Креплю на доску листы детей.
-
У какой пары более точно записана формула? Пусть представитель этой пары запишет свою формулу на моем листе:
(Если никто не составит правильную формулу, то сказать так: «Дети из другого класса тоже выполняли это задание, вот что у них получилось... Кто может объяснить? Чья же формула более точная?)
-
Каким действием мы воспользовались при составлении данной формулы? Почему? Что теперь скажете о новых величинах? (Они равны) Какую проблему мы решили? (Закрываю вопросительный знак нашей схемой)
-
Сегодня чтобы уравнять величины, мы доливали, добавляли. Дома подумайте, может быть есть другой способ уравнивания? Завтра нам об этом расскажете!
5. Физминутка.
Игра «Выполни, пожалуйста».
6. Использование открытого способа действий.
-
Еще раз посмотрите на эти две формулы. Чем мы можем заменить буквы? (Числами)
-
Открыли тетради. Подберем числа в первую формулу, один ребенок у доски.
-
А теперь эти числа уравняем. Как? (Так составляем несколько неравенств и равенств. Например, 5<9, 5+4=9) Молодцы!
7. Итоговая рефлексия.
-
Урок подходит к концу. Чему новому сегодня научились? О чем подумаете дома? Чем займемся завтра? (Будем искать другие способы уравнивания величин) Кому было легко? Кому сложно? Оцените себя на шкале. Кто высоко оценил свою работу? Средне? Низко?
-
Спасибо за урок! Мне понравилось, как вы работали!