План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ школа №457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района г. Санкт-Петербурга

План-конспект урока по геометрии в 8 классе

Учебник: «Геометрия, 7-9», учебник для общеобразовательных учреждений. А.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2012.

Учитель: Блюм Елена Валерьевна.

Тема урока: «Теорема Пифагора»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с доказательством теоремы Пифагора, показать ее практическое применение, учить применять её к решению задач.

Развивающая:

  • развивать логическое мышление учащихся, культуру речи, внимание, навыки самостоятельной поисковой деятельности.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.

Оборудование: экран, магнитофон, проектор, компьютер, CD-диск «Живая математика».

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителем учеников, сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами побываем в Древней Греции и познакомимся с Пифагором Самосским, который открыл очень важную теорему геометрии. Цель нашего урока доказать её, научиться применять и рассмотреть интересные задачи, которые решали древние греки практическим путём.

II. Проверка домашнего задания.

Предлагается презентация домашнего задания.

470 Дано: ∆ABC; CB=7,5см; AC=3,2см; AM^CB; BN^AC; AM=2.4см

Найти:BN

План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)Решение:План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)=½АМ·СВ=½·2,4·7,5=9см²
План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)=½BN·AС Þ BN=2·План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс):АС=2·9:3,2=5,625 см

Ответ: 5,625 см.

III. Устная работа:

1) Дано:∆ ABC, ÐC=90°, AB=18 см, ВC=9 см. Найти: ÐB, ÐА

2) Дано:∆ ABC, ÐC=90°, ÐB=60°, AB=12 см AC=10 см. Найти: План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)

AПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)C

3) Сформулируйте признаки равенства прямоугольных треугольников.

BПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)F

A C D E

4) Как называются стороны АС и BC в ∆ABC?

Чему равна площадь этого треугольника?

ЧПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)ему равна сумма острых углов в прямоугольном треугольнике?

IV. Изучение нового материала.

Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. «Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной». Мудрец же ответил так: «Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину. А я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам».

Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх, «преодолевая» задачи, которые будут рассмотрены на уроке. (Доказательство теоремы идёт под руководством учителя).

На доске - рисунок. Цветным мелом выделен ∆ АВС, затем ребятам предлагается достроить этот ∆ до квадрата со стороной а + в.

Далее проводится рассуждение по доказательству этой теоремы, затем учащиеся сами «подходят» к доказательству этой теоремы, отвечая на наводящие вопросы:

1.Что изображено? Из чего он состоит? Докажите, что ∆KВМ = ∆MСN. Что можно сказать о площадях этих треугольников?

План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)Доказать: KMNP - квадрат

Доказательство: В четырехугольнике KMNP все стороны равны С. Найдем величину угла KMN. Ð1 + Ð2 = 90° и Ð1 = Ð3ÞÐ2 + Ð3 =90°ÞÐKМN=90°.

Аналогично можно доказать, что все углы в четырехугольнике KMNP прямые, а это и означает, что KMNP - квадрат.

Теорема Пифагора: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Доказательство: Квадрат ABCD состоит из четырех равных прямоугольных треугольников, одним из которых является треугольник APK, и квадрата KMNP со стороной с, значит SABCD= 4SAPK+ SKMN

ABCD - квадрат, AB = a + b, SABCD = (a + b)План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс); SAPK = План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс) ab, SKMNP = cПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)

(a + b)План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс) = 4План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)ab + cПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)

aПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)+ 2ab +bПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс) = 2ab + cПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)

aПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс) + bПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс) = cПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)

План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)

aПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)=cПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)-bПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс); а = План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)bПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)=cПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)-aПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс); b=План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)

В ходе рассуждений учащиеся делают записи на доске.

V. Закрепление материала.

  • Ученик рассказывает о египетском треугольнике (стороны равны 3, 4, 5). Берёт бечёвку с 12 узлами и на закреплённых столбиках натягивает её, показывая как в древности, строили прямые углы.

  • Заранее к уроку у всех ребят был заготовлен прямоугольный треугольник. Учитель даёт задание: измерить катеты и гипотенузу. Применить теорему Пифагора.

Учащиеся делают вывод.

  • Физкультурная пауза.

Звучит тихая музыка. На экране - стихотворение -«запоминалка»:

Если дан нам треугольник

И притом с прямым углом,

То квадрат гипотенузы

Мы всегда с тобой найдём.

Катеты в квадрат возводим,

Сумму степеней находим-

И таким простым путём

К результату мы придём.

Ребята вполголоса читают и делают упражнения, руководит и «дирижирует» лучший спортсмен класса.

  • Ученик подготовил сообщение о Пифагоре. С помощью мультимедиа проектора на экране появляется портрет Пифагора и ещё одно доказательство теоремы Пифагора (CD-диск «Живая математика»).

  • Затем учащиеся решают в тетрадях предложенные задачи (на доске по желанию). Тем, кто решит 2 задачи раньше, чем появится решение на доске, учитель проверит работу и выставит оценки.

План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)483. Дано: ∆ ABC ÐС=90º; а=6, b=8.

Найти: с.

Решение: ∆АВС - прямоугольный с гипотенузой АВ.

По теореме Пифагора АВ²=АС²+ВС²;

с²=а²+b²;

с²=6²+8²;

с²=36+64;

с²=100;

c=10.

ОПлан коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)твет: 10.

486. Дано: AB=5, AC=13;

Найти: BC

Решение: с²=а²+b²;

BC²=AC²-AB²;

BC=12.

Ответ: 12.

План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс)487 Дано: ∆АВС, АВ=ВС=17 см, АС=16 см, BD^AC.

Найти: BD.

Решение: AD=DC=AC:2=8 cм; Рассмотрим ∆ADB.

BD²=AB²-AD²;

BD=План коспект урока по геометрии Теорема Пифагора (8 класс);

BD=15 (см).

Ответ: 15 см.

Учитель подводит итог практической части урока.

VI. Подведение итогов.

1) Учитель обсуждает с классом соответствие достигнутых результатов с поставленными вначале урока задачами. Выставляет оценки за работу на уроке.

2) Ученик предлагает полезные советы для лучшего усвоения изучаемого материала.

  • Необходимо хорошо понимать смысл правил и теорем. Необходимо очень хорошо представлять себе, о чём идёт речь в теореме. Вам мало поможет тот факт, что «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов», если вы не представляете, что такое катет и где он находится.

  • Внимательно читайте задания. Вдумчиво прочитайте задание и только потом приступайте к решению!

  • Будьте внимательными. Математика - наука точная, и, как ни одна другая, не терпит даже малейших неточностей.

VII. Домашнее задание: подобрать исторические задачи, связанные с теоремой Пифагора (по желанию).

§3 п.54 № 483 (в); 484 (б, г) 486(б, в)

Учитель: ____________ _/Блюм Е.В./

© 2010-2022