- Преподавателю
- Математика
- Методическая разработка Развитие творческих способностей через исследовательскую деятельность
Методическая разработка Развитие творческих способностей через исследовательскую деятельность
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Опанасенко О.П. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность
Введение
• Представлена система деятельности педагога на примере комплекса упражнений, способствующих развитию творческих способностей.
• Целевая аудитория - 5- 9 классы
-
Место реализации - ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Украинка Большечерниговского района.
Актуальность данной работы состоит в том, что в динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на развитие активной, творческой личности.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности.
В Концепции модернизации российского образования до 2020 года одной из первоначальных выдвинута задача «достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности». Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека.
Анализ результатов педагогической деятельности показал, что учащиеся имеют
-
недостаточную мотивацию;
-
невысокий уровень сформированности мыслительных операций: анализ, синтез, классификация и т.д.
-
низкий уровень образного восприятия материала.
Возникают противоречия:
1. с одной стороны, требования к развитию творческих способностей учащихся возрастают, с другой стороны, традиционная организация процесса обучения тормозит этот процесс;
2. с одной стороны групповая форма обучения, с другой индивидуальное развитие творческих способностей обучающихся.
На основе проведенного анализа и выявленных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему: традиционное обучение, связанное лишь с усвоением суммы знаний и элементарных умений и навыков не может в полной мере обеспечить развитие творческих способностей.
Цель: развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность.
Задачи:
-
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
-
выявить уровень развития творческих способностей учащихся;
-
составить систему упражнений исследовательского характера, способствующих развитию творческих способностей;
Ожидаемые результаты
Применение исследовательской деятельности на уроках позволит:
- развить исследовательскую компетенцию;
- сформировать навыки самостоятельной творческой работы;
- повысить уровень творческой активности;
- формировать социальный опыт учащихся.
Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, растет интерес не только к предмету, но и к учению в целом.
Отношения в рамках «учитель - ученик» строятся на позициях сотрудничества; учитель - консультант.
Основная часть
Творческие способности - Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creatio» - созидание)? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Исследование понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательское обучение - это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов, процессов и явлений. По мнению М. В. Кларина, "это обучение, в котором учащийся ставится в ситуации, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем"*. При этом в качестве содержания образования выступают не только учебные знания, но и способы исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская деятельность учащихся - это решение ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющая целью построение учеником субъективно нового знания.
Психологической основой исследовательской деятельности учащихся является их поисковая активность, которая присуща каждому человеку. Поисковая активность, в свою очередь, обусловливает исследовательское поведение. Исследовательская деятельность, в отличие от просто активности и поведения, является осознанной и целенаправленной, предполагает применение соответствующих культурных средств.
В процессе исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений, высокая работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации индивида.
Исследовательская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельности.
Комплекс заданий, направленных на развитие творческих способностей через исследовательскую деятельность.
Любое познание начинается с вопроса. Поэтому важным умением для исследования является умение задавать вопросы.
1. Каждый учащийся на листе бумаги пишет по два - три понятия из изучаемой темы, затем один из учащихся читает понятие, остальные должны составить вопрос, ответом на который должно быть это понятие.
2. Незаконченная задача: к условию задачи придумай как можно больше вопросов, на которые можно ответить, используя условие задачи.
3. Игра «Данетка».
4.Прочитайте текст и составьте вопросы к выделенным предложениям.
5.Задание с недостающими данными.
260
300
480
100
1000
7600
10
100
10
100
10
100
Работа по памятке
1. Ознакомьтесь с заданием.
2. Заполните таблицу (таблица с недостающим вопросом, поэтому задания получатся разные, если вовремя не согласовать: «А что нужно узнать?»)
3. Проверьте друг у друга выполненную работу.
4. Обсудите полученные результаты.
6. Конкурс на лучшую систему вопросов.
Цель - научить конструировать систему вопросов.
Ход игры. Учитель предлагает прочитать блок новой учебной информации и разработать систему вопросов по содержанию учебной статьи. Условия конкурса:
1) участники игры работают в творческих парах;
2) на конкурс предлагается 5-6 вопросов;
3) вопросы должны охватывать основное содержание учебного материала;
4) вопросы должны быть взаимосвязаны между собой;
5) вопросы должны начинаться с разных вопросительных слов
Выявление проблемы:
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняем следующие упражнения:
1.определи, сколько значений у предмета. Например, слово угол имеет несколько значений, включая и математическое.
2. назови как можно больше признаков предмета. Используются в основном геометрические понятия (например: квадрат, прямоугольник и т.д.).
3. найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, шара и т.д.
4. Построим несколько квадратов с вершинами в узлах сетки и найдем их площади. Пусть сторона одного квадратика сетки равна 1.
1. «Прямые» квадраты:
Их площадь найти легко: это квадраты длин их сторон, а стороны равны целому числу клеток. Площади прямых квадратов - это квадраты целых чисел: 1, 4, 9, 16, 25 и т.д.
2. «Косые» квадраты
Как найти площадь «косого» квадрата?
Впишем наш «косой» квадрат в «прямой» (рис. 1).
6. Рассмотреть понятие «масштаб» с точки зрения географа, математика и фотографа
Выдвижение гипотезы:
1. Задание «Найди возможную причину события»
-
ученик не решил задачу;
-
учитель не доказал теорему.
2. Расшифруй заголовок.
На доске пишется одно слово, например «точка». Учащиеся расширяют заголовок. Выигрывает тот, кто составит самое длинное и информативное предложение.
Контрольно-оценочный блок
Критериями оценивания развития творческих способностей через исследовательскую деятельность является:
1. выполнение и оформление исследовательской работы;
2. защита работы на школьной конференции.
3. участие в конкурсах и конференциях.
Результативность
1. Начиная с 2013 года я веду внеурочную деятельность по предмету. Учащиеся занимающиеся в кружке «Занимательная математика» (5 класс) и «Математические исследования» (6 класс) освоили первоначальные навыки исследовательской деятельности: поиск и обработка информации, написание и оформление рефератов, сообщений.
2. Участие в конкурсах и конференциях:
2008 год - ОНПК - 1 участник - 2 место, участие в областной НПК
2009 год - ОНПК - 2 участника - 3 место.
2010 год - ОНПК - 1 участник - 3 место
2011 год - ОНПК- 1 участник - 1 место
2012 год - ОНПК - 1 участник - 2 место
2013 год - ОНПК -2 участника - 1 место
2014 год - ОНПК - 1 участник - 3 место
Международная научно-практическая конференция
Школьников и студентов «Наука. Образование. «Профессия»
- 2 место.
Ресурсное обеспечение
-
Дидактическое обеспечение:
-
Научно-методическое обеспечение: педсоветы и мастер-классы по исследовательской деятельности учащихся.
-
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: тестирование психолога, психологические тренинги, анкетирование.
-
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, комплекты дисков по предмету, раздаточный материал для учащихся.
-
Кадровые ресурсы: учителя, прошедшие подготовку по внедрению исследовательской деятельности.
Выводы: Таким образом, формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию творческих способностей обучаемого.
Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.
Задача педагога - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Заключение
Возможности исследовательской деятельности велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе "учитель - ученик" занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.
Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.
Список информационных источников:
1.ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
2.Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. …
3. Концепция модернизации российского образования до 2020 года
4. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся С.
Л. Белых // Исследовательская работа школьников. - 2006.
5. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской
деятельности в гимназии С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. - 2003
6. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика
2005
10