Из опыта подготовки к ЕГЭ по математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар - практикум «Методика подготовки обучающихся к итоговой аттестации по математике» 26.02.2015г.

Учитель математики МБОУ Коммунаровской СОШ №2 Кеняйкина Т.П.

Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ

По программе психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса к прохождению государственной итоговой аттестации, в которой задействованы учителя - предметники, классные руководители, родители, администрация, учащиеся выпускных классов


Цель программы: разработка практических аспектов в организации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса школы к прохождению итоговой аттестации.

При организации работы с учащимися, проходящими итоговую аттестацию, учителям-предметникам необходимо:

адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;

организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;

индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;

провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;

проанализировать результаты муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и др.;

составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;

обсудить составленные планы со всеми участниками итоговой аттестации.

Для успешной работы с учащимися в плане подготовки к ГИА и ЕГЭ предлагается следующая система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками.

Ключевыми позициями предлагаемой системы на всех уровнях взаимодействия (с обучающимися, родителями и учителями-предметниками) выступают:

1) направленность на формирование позитивного отношения к ГИА-9 и ЕГЭ.

2) осуществление постоянной связи между субъектами данной системы;

3) оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА и ЕГЭ, во время проведения, а также после окончания процедуры;

4) ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения аттестации.

Работа классного руководителя с учащимися включает следующие направления:

вдумчивое знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации о проведении ГИА и ЕГЭ. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ГИА и ЕГЭ и ликвидировать пробелы.

Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др. Предполагаемый итог - позитивное отношение школьников к проведению ГИА и ЕГЭ в регионе;

проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении.

Работа классного руководителя с учителями-предметниками состоит в:

содействии в организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах;

отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;

организации психолого-педагогических консилиумов, заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к итоговой аттестации, а также собеседований с учителями-предметниками;

организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.

Работа классного руководителя с родителями заключается:

в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ГИА и ЕГЭ,

в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить

семья для успешного прохождения обучающимся ГИА и ЕГЭ,

в обсуждении организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся,

в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для прохождения итоговой аттестации.

Классному руководителю необходимо учитывать роль родителей в подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации.

Наибольший интерес и наибольшую тревогу вызывают вопросы, связанные с подготовкой к ГИА и ЕГЭ, так как ни у одного из родителей сегодняшних старшеклассников нет собственного опыта сдачи ГИА. Путь к разрешению данной проблемы - в понимании особенностей Государственной Итоговой Аттестации. Классный руководитель может оказать такую помощь, используя определенные формы работы с родителями (Приложение 3).

Задача родителей - помочь ребенку сформировать оптимальный набор предметов для сдачи ГИА и ЕГЭ с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив.

Сама процедура ГИА может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, астеничным, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам.

Отличие ГИА от традиционного экзамена состоит также в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто девятиклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.

Главное условие успешной сдачи ГИА - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства.

Таким образом, роль родителей в подготовке девятиклассников к ГИА и одиннадцатиклассников к ЕГЭ включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.

Этапы деятельности учителя-предметника по подготовке выпускников к ЕГЭ

Этап

Содержание

Диагностико-
прогностический

Анализ реальных образовательных возможностей обучающихся.

Прогнозирование возможных затруднений в выполнении КИМов по учебному предмету.

Планирование ожидаемых результатов ЕГЭ

Целеполагание

Определение целей и задач подготовки к ЕГЭ - предметная и психологическая готовность к ЕГЭ: ознакомление выпускников с примерами заданий и необходимыми требованиями к их оформлению; определение разделов программы, которые требуют дополнительной подготовки;

отслеживание показателей учебной деятельности обучающихся с целью определения уровня усвоения образовательных программ;

  • психологическое просвещение выпускников (отработка алгоритмов и моделей поведения при подготовке, сдаче экзаменов)

Планирование

Включение вопросов подготовки к ЕГЭ в календарно-тематическое и поурочное планирование. Планирование индивидуальной образовательной траектории обучающегося

Конструирование
и реализация учебных занятий

Осуществление образовательного процесса как целостной системы учебных занятий, направленных на подготовку к ЕГЭ.

Использование современных технологий обучения

Контрольно-регулировочный и рефлексия

Мониторинговые срезы по спецификации ЕГЭ.

Анализ образовательного потенциала обучающегося.

Самоанализ педагогической деятельности

Подборка материалов в помощь учителю предметнику в работе по подготовке к итоговой аттестации учащихся (исходя из психологических индивидуальных особенностей личности учащегося)

В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений можно выделить следующие группы риска: ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика. Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).

Основные трудности Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ГИА для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Стратегии поддержки на этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Задача взрослого - создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: "Я уверен, что ты справишься", "Ты так хорошо справился с контрольной по физике".

НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика. Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения

Основные трудности Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче ГИА они испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.

Стратегии поддержки на этапе подготовки. Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций ("Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным"). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение ("Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?").

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК САМООРГАНИЗАЦИИ

Краткая психологическая характеристика Обычно этих детей характеризуют как "невнимательных", "рассеянных". Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.

Основные трудности ГИА требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

Стратегии поддержки на этапе подготовки. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей "быть внимательнее", поскольку это им недоступно.

Сайты для подготовки к ЕГЭ

  1. «Реши ЕГЭ ГИА»

  2. opengia.ru

  3. ege.edu.ru

  4. alexlarin.net

  5. www://fipi.ru

  6. 4ege.ru

  7. reshuege.ru

  8. matege.ru

  9. Статград

Разбор сложного и нестандартного задания по материалам ЕГЭ.

© 2010-2022