Урок по теме Многогранники

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

28. Логико-дидактический анализ темы «Многогранники». Ключевые задачи темы и методика обучения их решению. Примеры.

Выводы из логико-дидактического анализа:

1. Тема многогранники является одной из центральных в курсе геометрии, так как представляет одну из главных содержательных линий «Теория многогранников».

2. В теме «Многогранники» синтезируются знания по темам «Параллельность в пространстве» и «Перпендикулярность в пространстве», а также знания из планиметрии связанные с темой «Многоугольники».

3. В этой теме имеются предпосылки для аналогии с темой «Многоугольники» и между видами многогранников.

4. Логическая структура утверждений и способы получения видовых отличий для учащихся не новы. Все понятия представлены в вербальной, натуральной (модели), графической формах. Возникает необходимость широкого использования моделей для включения учащихся в самостоятельную деятельность при открытии новых фактов.

Формулировки теорем простые, их доказательство не громоздко. Следовательно, теоремы - формулы, теоремы - свойства можно доказывать с учениками в форме представления задач, то есть не задавать с самого начала как теорему.

5. Возможно формирование приема конкретизации и обобщения:

Многогранник → призма, пирамида;

площадь боковой поверхности прямой призмы → площадь боковой поверхности наклонной призмы;

6. Имеются предпосылки для формирования приема классифицирования:

Виды призм

Призма: Прямая( правильная неправильная) Наклонная

Виды пирамид

Пирамида: правильная И неправильная

Можно проводить классификацию по числу вершин ( 3-угольные, 4-угольные и т.д.).

7. В целом учебный материал темы по своей логической структуре, утверждения, способам доказательства теорем не отличается новизной для учащихся. Поэтому на различных этапах обучения необходимо включать учащихся в поисковую деятельность.

8. Данная тема позволяет использовать историю математики.

Например, характеристика Эйлера для выпуклых многогранников:

В+Г+Р=2

9. Анализ задачного материала показывает, что в теме довольно много задач- фактов, задач-теорем, задач- методов, которые часто используются при решении других задач. В классах с углубленным изучением математики их следует выделять, тогда как в обычных классах можно выделять только самые основные. Решению задач на неправильную пирамиду целесообразно посвятить урок- лекцию с целью выявления свойств этих пирамид.

10. В учебнике мало задач на усеченную пирамиду (всего три), поэтому целесообразно дополнить эту группу задач.


Анализ теоретического и задачного материала темы позволяет выделить следующие учебные задачи темы:

1) Определить понятия многогранника, призмы, пирамиды, правильного многогранника, как частные виды многогранников, используя аналогию с понятием многоугольника в планиметрии.

2) Выявить совместно с учащимися существование этих объектов, формулы для нахождения площади боковой поверхности прямой призмы, правильной пирамиды, правильной усеченной пирамиды.

3) Формировать умения распознавать по моделям и описанию призму, пирамиду, усеченную пирамиду; указывать их основные элементы, узнавать эти формы в окружающих предметах.

4) Систематизировать знания учащихся по темам «Параллельность в пространстве» и «Перпендикулярность в пространстве».

5) Формировать умения решать задачи по теме.


В результате изучения темы «Многогранники» ученик:

Знает:

 определения понятий: многогранник, выпуклый многогранник, призма, пирамида, усеченная пирамида, правильный многогранник и их элементов и видов, площадь поверхности.

 формулировки теорем: теоремы о площади боковой поверхности прямой призмы; теоремы о площади боковой поверхности правильной пирамиды; теоремы о площади боковой поверхности усеченной пирамиды; задач-теорем № 218, № 236, № 246(а), № 247, № 249.

 доказательство теорем: теоремы о площади боковой поверхности прямой призмы; теоремы о площади боковой поверхности правильной пирамиды; теоремы о площади боковой поверхности усеченной пирамиды; задач-теорем № 218, № 236.

 классификацию неправильной пирамиды по проекции вершины.


Умеет:

 изображать многогранники и их элементы

 по развертке восстанавливать правильный многогранник

 узнавать многогранники в окружающем мире

 применять теоремы о площади боковой поверхности при решении задач

 обосновывать существование многогранников

 распознавать на моделях и по описанию многогранник, призму, пирамиду, усеченную пирамиду, правильные многогранники.


Понимает:

 значимость данной темы в дальнейшем построении курса стереометрии

 что тема «Многогранники» является обобщением темы «Многоугольники»

 что тема «Многогранники» систематизирует знания по темам «Параллельность в пространстве» и «Перпендикулярность в пространстве».

Логико-дидактический анализ задачного материала

Задачный материал по теме «Призма» по учебнику: Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. ср. шк. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов, С.В. Кадонцев и др. - М.: Просвещение, 2001 мы предлагаем классифицировать по следующим признакам:

  • на вычисление;

  • на доказательство.

Задачи на вычисление можно разбить на следующие группы:

  • вычисление углов (№№ 222, 225);

  • вычисление длины (№№ 219, 220, 223);

  • вычисление площадей боковых и полных поверхностей разных видов многогранников (их большинство).

Задачи на вычисление площадей представлены в большом количестве, очень мало задач на вычисление углов и длин, т.к. задачи на вычисление площадей включают в себя задачи на нахождение этих элементов.

В ходе решения задачного материала по теме «Призма» были выделены следующие задачи-факты:

№ 218: Докажите, что: а) у прямой призмы все боковые грани - прямоугольники; б) у правильной призмы все боковые грани - равные прямоугольники.

На основе этой задачи решаются задачи, в которых даны правильная и прямая призма, поэтому на нее нужно уделить особое внимание, выделить сам факт. Ученикам нужно зафиксировать его, постараться запомнит. Учителю нужно обратить внимание учеников на то, что этот факт - свойства соответствующих видов призм (прямой и правильной) и поможет при решении более сложных задач.

Такой тип задач (задачи-факты) уже известен ученикам. Многие «полезные» факты отражаются не только в теоретическом материале параграфа темы, но и содержаться в задачах, являющиеся такими же важными.

К задачам-фактам относятся так же задачи:

  • № 236. Sбок. поверх накл призмы=lP^, где Р^=h1+h2+…+hn, h - высота боковой грани, l - длина бокового ребра. В этой задаче дается определение перпендикулярного сечения. На основе этой задачи решаются задачи №№ 237, 238.

  • № 289. Это задача-факт, так как она сообщает формулу нахождения площади полной поверхности куба, зная его диагональ:

Урок по теме Многогранники

  • № 293. Здесь устанавливается следующий факт: Если в правильной четырехугольной призме ABCDA1B1C1D1 диагонали B1D и D1B взаимно перпендикулярны, то угол между диагоналями A1C и B1D призмы равен 60°. Это утверждение так же можно использовать при решении других задач.

  • № 294. В этой задаче представлена формула вычисления площади боковой поверхности правильной четырехугольной призмы, пересеченной плоскостью, содержащей две ее диагонали, если известна площадь полученного сечения - Урок по теме Многогранники и сторону основания призмы - a.

Урок по теме Многогранники


Анализ задач показал, что в теме «Призма» можно выделить последовательность групп задач:

  1. Наклонная призма. К числу ключевых в этой группе можно отнести следующие задачи:

Задача 1. № 227.

Основание призмы - правильный треугольник ABC. Боковое ребро AA1 образует равные углы со сторонами основания AC и AB. Докажите, что: а) BC Урок по теме МногогранникиAA1; б) CC1B1B - прямоугольник.

AУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники1 C1

B1

Урок по теме Многогранники

PУрок по теме Многогранники

AУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники C

K

ДАНО:

ABCA1B1C1 - призма;

Боковое ребро AA1 образует равные углы со сторонами основания AC и AB.

ДОКАЗАТЬ:

а) BC Урок по теме МногогранникиAA1;

б) CC1B1B - прямоугольник.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:

В плоскости ABC проведем медиану AK, AKУрок по теме МногогранникиBC.

Проведем отрезки A1B, A1C, A1K.

1 способ

а)

Урок по теме МногогранникиAB = AC (по условию);

Урок по теме МногогранникиA1AC = Урок по теме Многогранники A1AB; Урок по теме Многогранники Урок по теме Многогранники A1AC = Урок по теме Многогранники A1AB;

AA1 - общая;

A1B = A1C Урок по теме Многогранники Урок по теме МногогранникиA1BC - равнобедренный (по определению);

A1K - медиана Урок по теме Многогранники A1K Урок по теме МногогранникиBC (по свойству медианы равнобедренного треугольника);

BУрок по теме МногогранникиC Урок по теме МногогранникиA1K;

BC Урок по теме МногогранникиA1K; Урок по теме Многогранники BУрок по теме МногогранникиC Урок по теме МногогранникиA1A (по свойству перпендикулярности прямой и плоскости);

BC Урок по теме МногогранникиA1KA;

2 способ

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиA1AC = Урок по теме МногогранникиA1AB (по условию); Урок по теме Многогранники проекция точки A1 - точка P принадлежит дополнительному лучу к биссектрисе угла CAB.

A1P Урок по теме МногогранникиAP;

A1A - наклонная; Урок по теме Многогранники BC Урок по теме МногогранникиA1A (по теореме о трех перпендикулярах);

PAУрок по теме МногогранникиBC;

PA -проекция наклонной A1A;

б)

CУрок по теме МногогранникиC1B1B - параллелограмм;

BC Урок по теме МногогранникиA1A; Урок по теме Многогранники BC Урок по теме МногогранникиB1B, BC Урок по теме МногогранникиC1C (по лемме перпендикулярности одной из двух параллельных прямых к третьей прямой);

A1A || B1B || C1C;

BC|| B1C1Урок по теме Многогранники B1C1Урок по теме МногогранникиB1B, B1C1 Урок по теме МногогранникиC1C;

Параллелограмм, у которого хотя бы один угол прямой, есть прямоугольник, Урок по теме Многогранники CC1B1B - прямоугольник.

Что и требовалось доказать.

Вывод: Эта задача является ключевой поскольку, во-первых, здесь используется свойство проекции вершины пирамиды, если одно из ее ребер образует равные углы со смежными сторонами основания - проекции вершины такой пирамиды принадлежит биссектрисе угла (или ее продолжению), образованного данными сторонами основания. Во-вторых, она так же имеет несколько способов решения. В-третьих, на основе этой задачи, решаются задачи, представленные в учебнике, например, № 228.

Задача 2. № 236.

Докажите, что плоскость боковой поверхности наклонной призмы, равна произведению периметра перпендикулярного сечения на боковое ребро.

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники

Урок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники

ДАНО:

наклонная призма;

боковое ребро равно - l;

периметр перпендикулярного сечения - P1.

ДОКАЗАТЬ, что плоскость боковой поверхности наклонной призмы, равна произведению периметра перпендикулярного сечения на боковое ребро.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:

Каждая боковая грань есть параллелограмм. Сечение перпендикулярно боковым граням, то есть оно перпендикулярно боковым ребрам.

h1 - высота параллелограмма одной из боковых граней.

S = l* h1 - площадь одной боковой грани. Таких граней - n и каждая грань - параллелограмм - имеет свою высоту, следовательно,

Sбок = S1+S2+…+Sn=lh1+lh2+…+lhn=l (h1+h2+…+hn) = h1P^,

где P^= h1+h2+…+hn.

Урок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранникиh1

Урок по теме Многогранникиl

h1

Что и требовалось доказать.

Вывод: Эта задача выбрана в качестве ключевой, поскольку, во-первых, она является задачей-фактом, и на ее основе решаются задачи №№ 237, 238. Ребята получают в свою копилку формул - формулу вычисления Sбок наклонной призмы, через ребро и периметр перпендикулярного сечения. Во-вторых, это важная формула при изучении темы «Объемы», где она используется при решении задач.


  1. Прямая призма

К числу ключевых в этой группе можно отнести следующую задачу:

Урок по теме Многогранники

Основанием прямой призмы, с высотой m/2 является прямоугольный треугольник, гипотенуза которого равна m, а острый угол равен 60°.

1. Найдите угол между плоскостью A1CB и плоскостью основания.

2.Найдите отношение расстояния между скрещивающимися прямыми A1A и CB к расстоянию между точкой A1 и прямой CB.

3. Вычислите площадь боковой поверхности призмы.

ДАНО:

ABCA1B1C1 - прямая призма;

AA1 = m/2;

Урок по теме МногогранникиABC: Урок по теме Многогранники C = 90°;Урок по теме Многогранники A = 60°;

AB = m.

НАЙТИ

1. угол между плоскостью A1CB и плоскостью основания;

2. отношение расстояния между скрещивающимися прямыми A1A и CB к расстоянию между точкой A1 и прямой CB;

3. площадь боковой поверхности призмы.

Решение:

  1. Найдем угол между плоскостью A1CB и плоскостью основания.

    1. Урок по теме МногогранникиABC:

Урок по теме МногогранникиC = 90°;Урок по теме Многогранники A = 60°;

Урок по теме МногогранникиB = 30° (по свойству острых углов прямоугольного треугольника)

AУрок по теме МногогранникиB = m;

Урок по теме Многогранники

AC = 1/2AB = 1/2m (по свойству катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 30°);

  1. AУрок по теме МногогранникиA1Урок по теме МногогранникиABC; Урок по теме Многогранники AA1Урок по теме МногогранникиAC

AC Урок по теме Многогранники ABC;

Урок по теме Многогранники

AA1Урок по теме МногогранникиAC;

AC Урок по теме МногогранникиBC; Урок по теме Многогранники AC1Урок по теме МногогранникиBC (по теореме о трех перпендикулярах);

AC - проекция

наклонной AC1;

Урок по теме Многогранники

  1. AC1Урок по теме МногогранникиBC; Урок по теме Многогранники Урок по теме МногогранникиAC1C - линейный угол двугранного угла AC1BA (по определению);

AC Урок по теме МногогранникиBC;

4) Урок по теме МногогранникиAAC1:

Урок по теме МногогранникиA1AC = 90°;

AC1 = AC Урок по теме Многогранники Урок по теме МногогранникиAAC1 - равнобедренный;

Урок по теме МногогранникиAC A1 = Урок по теме МногогранникиAA1C = ½ 90°;

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиAC A1 = 45°;

4') Величину угла AC A1 можно найти, используя свойство прямой призмы о том, что боковые грани прямой призмы - прямоугольники.

ОТВЕТ: Урок по теме Многогранники AC A1 = 45°.


  1. Найдем отношения расстояния между скрещивающимися прямыми

A1A и CB к расстоянию между точкой A1 и прямой CB.

  1. Урок по теме Многогранники(AA1, CB) =?


  1. Урок по теме МногогранникиСтроим плоскость, проходящую через прямую CB и параллельную прямой AA1.

AA1|| CC1;

CC1Урок по теме Многогранники CBB1; Урок по теме Многогранники CBB1 - искомая плоскость.

CBУрок по теме Многогранники CBB1;

  1. Построим (найдем) плоскость, проходящую через точку C и перпендикулярную плоскости CBB1.

Урок по теме Многогранники

AC Урок по теме МногогранникиBC; Урок по теме Многогранники AC Урок по теме МногогранникиСBB1 (по признаку перпендикулярности прямой и плоскости);

AC Урок по теме МногогранникиСC1;

Урок по теме Многогранники

AC Урок по теме МногогранникиСBB1; Урок по теме Многогранники ABC Урок по теме МногогранникиСBB1 (по признаку перпендикулярности двух плоскостей);

AC Урок по теме Многогранники ABC;


  1. Строим перпендикуляр из тачки C к линии пересечения плоскостей ABC и СBB1.

AC - искомый перпендикуляр.


  1. AC Урок по теме МногогранникиBC;

AУрок по теме МногогранникиC Урок по теме МногогранникиAA1 (так как, AA1Урок по теме МногогранникиABC, AC Урок по теме Многогранники ABC);

Урок по теме Многогранники

Урок по теме Многогранники (AA1, CB) = AC = m/2/

2Урок по теме Многогранники. Урок по теме Многогранники (A1, CB) =?

1) AA1Урок по теме МногогранникиABC; Урок по теме МногогранникиA1C Урок по теме МногогранникиСВ (по теореме о трех перпендикулярах);

AC Урок по теме МногогранникиBC;

Урок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники (A1, CB) = A1C.

2) Урок по теме Многогранники AAC1:

Урок по теме МногогранникиA1AC = 90°;

Урок по теме Многогранники

3. Урок по теме Многогранники (AA1, CB)/ Урок по теме Многогранники (A1, CB) = AC/ A1C =Урок по теме Многогранники.

ОТВЕТ: Урок по теме Многогранники (AA1, CB)/ Урок по теме Многогранники (A1, CB) = Урок по теме Многогранники.


  1. Найдем площадь боковой поверхности.

Урок по теме Многогранники

Урок по теме МногогранникиABC:

Урок по теме МногогранникиC = 90°;

Урок по теме Многогранники

ОТВЕТ: Урок по теме Многогранники

Вывод: На наш взгляд, эту задачу можно отнести к ключевым, поскольку здесь используется свойство прямой призмы при нахождении угла между плоскостями, расстояния между точкой и прямой, скрещивающимися прямыми. Учащимся, для отработки этого правила можно предложить самостоятельно найти Урок по теме Многогранники (BB1, AC), Урок по теме Многогранники (CC1, AB), Урок по теме Многогранники (B1,AC), Урок по теме Многогранники (C1,AB); угол между плоскостями B1AC и ABC. Все эти элементы хорошо просматриваются в данной задаче.

При ее решении можно еще раз выделить приемы нахождения расстояний между скрещивающимися прямыми, точкой и прямой, угла меду плоскостями.

В этой задаче так же требуется найти Урок по теме Многогранники - это новая в теме формула, поэтому ученики должны уметь применять ее при решении.

Блок ключевых задач на нахождение проекции вершин неправильной пирамиды

1.

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиS

Урок по теме Многогранники

Урок по теме Многогранники

Урок по теме Многогранники

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиA O C

Урок по теме Многогранники

Условия:

1Урок по теме Многогранники. SB = SC

2. Урок по теме Многогранники

3. Урок по теме Многогранники

Заключение: О принадлежит серединному перпендикуляру к стороне BC.

2.

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиS

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиA O C

Урок по теме МногогранникиK N

Условия:

1Урок по теме Многогранники. SK = SN

2. Урок по теме Многогранники

3. Урок по теме Многогранники

4. Урок по теме Многогранники

a) Урок по теме Многогранники - острые .Заключение: О принадлежит биссектрисе угла АBC.

б) Урок по теме Многогранники- тупые.

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиS

Урок по теме Многогранники

OУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиB C

A

Заключение: О принадлежит дополнительному лучу к биссектрисе угла АBC.



3.

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиS

Урок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиA O C

Урок по теме Многогранники

Условие

Урок по теме Многогранники

Заключение: О принадлежит линии пересечения плоскостей АBC и ACS.

4.

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиS

Урок по теме Многогранники

Урок по теме Многогранники

Урок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиA O C

Урок по теме Многогранники

Условия:

1Урок по теме Многогранники. AS = SB = SC

2. Урок по теме Многогранники

3. Урок по теме Многогранники

Заключение: О центр описанной окружности около основания.

5.

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиS

Урок по теме МногогранникиM

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиA O C

Урок по теме МногогранникиK

Условие

Боковые грани равнонаклонены к плоскости основания.

Заключение: О центр вписанной окружности в основание.

6.

Урок по теме Многогранники

SУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники

Урок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники A(O) B

Урок по теме МногогранникиC

Условие

1.Урок по теме Многогранники

Заключение: проекция вершины S совпадает с точкой.

Проект урока РЕШЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМАМ «пРИЗМА» И «ПИРАМИДА»

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА:

  1. Формировать умения нахождения проекции вершины (одной из вершин верхнего основания) пирамиды (призмы) на плоскость основания.

  2. "Открыть" совместно с учениками формулу нахождения площади боковой поверхности наклонной призмы на основе формулы площади боковой поверхности прямой призмы методом обобщения.

ДИАГНОСТИРУЕМЫЕ ЦЕЛИ:

По окончании урока ученик

знает:

  • Равносильные свойства пирамиды (призмы), у которой вершина (одна из вершин верхнего основания) проектируется ортогонально на плоскость (нижнего) основания:

  • в точку, лежащую на серединном перпендикуляре к одному из рёбер основания;

  • в центр описанной окружности основания;

  • в точку, лежащую на биссектрисе одного из углов многоугольника - основания;

  • в центр вписанной (или вневписанной) окружности основания;

  • в точку, лежащую на прямой, содержащей сторону основания;

  • в вершину основания или в точку пересечения прямых, содержащих две несмежные стороны основания;

  • Формулу нахождения площади боковой поверхности наклонной призмы, если известно боковое ребро призмы и периметр перпендикулярного сечения.

умеет:

  • Находить выделенные выше случаи ортогональной проекции вершин пирамиды (призмы) на плоскость основания при решении задач.

  • Находить площадь наклонной призмы, зная боковое ребро призмы и периметр перпендикулярного сечения.

понимает:

  • Способ получения формулы нахождения площади боковой поверхности наклонной призмы через боковое ребро и периметр перпендикулярного сечения.

  • Важность знания свойств проекции вершины пирамиды (призмы) на плоскость основания.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • По логике изучения учебного материала - дедуктивный;

  • По источнику знаний - словесный, практический;

  • По степени взаимодействия учителя и учащихся - метод эвристической беседы.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  • Проектор, ноутбук, экран;

  • Раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Мотивационно-ориентировочная часть

Актуализация

Перед уроком - семинаром на нахождение проекции вершины пирамиды учениками была решена задача №227. На этом уроке она будет решена другим способом.

- Вернемся к задаче №227.

Основание призмы - правильный треугольник ABC. Боковое ребро AA1 образует равные углы со сторонами основания AC и AB. Докажите, что: а) BC Урок по теме МногогранникиAA1; б) CC1B1B - прямоугольник.

- Какова идея ее решения?

(Провели медиану AK .Т.к. треугольник АВС- правильный, то BC Урок по теме МногогранникиAК. Провели отрезки A1К, A1С, A1В. Треугольник А1ВС - равнобедренный, А1К - медиана, значит, высота. BC Урок по теме Многогранники1К - по признаку перпендикулярности прямой и плоскости,BC Урок по теме Многогранники1 по свойству перпендикулярности прямой и плоскости).

AУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники1 C1

B1

Урок по теме Многогранники

AУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники C

K

- Что представляет собой фигура А1АВС? (Пирамиду).

- Что известно в данной пирамиде? (В основании лежит правильный треугольник, а боковое ребро AA1 образует равные углы со сторонами основания AC и AB).

- Итак, в данной пирамиде боковое ребро образует равные углы со сторонами основания. Сделайте вывод о проекции вершины данной пирамиды? (Проекция вершины данной пирамиды будет принадлежать прямой, содержащей биссектрису угла ВАС).

- Выполните рисунок (на рис. ребро AA1 образует равные тупые углы со сторонами основания AC и AB). Пусть точка Р - проекция вершины пирамиды А1.

- Почему А1Р будет лежат вне пирамиды А1АВС. (Т.к. углы, образованные ребром AA1 со сторонами основания AC и AB, тупые).

AУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники1 C1

B1

Урок по теме Многогранники

PУрок по теме Многогранники

AУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиC

Урок по теме МногогранникиK

- Как расположены прямые АК и ВС? (BC Урок по теме МногогранникиAК по свойству биссектрисы правильного треугольника).

- Каково взаимное расположение прямых А1Р и ВС? (BC Урок по теме МногогранникиA1Р по свойству перпендикулярности прямой и плоскости).

- Сделайте вывод как расположены прямые А1А и ВС. (BC Урок по теме МногогранникиA1А по обобщенной теореме о трех перпендикулярах).

- Оформите решение данной задачи в своих тетрадях.

Примерное оформление

ДАНО:

ABCA1B1C1 - призма;

Боковое ребро AA1 образует равные углы со сторонами основания AC и AB.

ДОКАЗАТЬ:

а) BC Урок по теме МногогранникиAA1;

б) CC1B1B - прямоугольник.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиA1AC = Урок по теме МногогранникиA1AB (по условию); Урок по теме Многогранники проекция точки A1 - точка P принадлежит дополнительному лучу к биссектрисе угла CAB.

A1P Урок по теме МногогранникиAP;

A1A - наклонная; Урок по теме Многогранники BC Урок по теме МногогранникиA1A (по теореме о трех перпендикулярах);

PAУрок по теме МногогранникиBC;

PA -проекция наклонной A1A;

б)

CУрок по теме МногогранникиC1B1B - параллелограмм;

BC Урок по теме МногогранникиA1A; Урок по теме Многогранники BC Урок по теме МногогранникиB1B, BC Урок по теме МногогранникиC1C (по лемме перпендикулярности одной из двух параллельных прямых к третьей прямой);

A1A || B1B || C1C;

BC|| B1C1Урок по теме Многогранники B1C1Урок по теме МногогранникиB1B, B1C1 Урок по теме МногогранникиC1C;

Параллелограмм, у которого хотя бы один угол прямой, есть прямоугольник, Урок по теме Многогранники CC1B1B - прямоугольник.

Что и требовалось доказать.

Мотивация. Постановка учебной задачи

- Что помогло нам при решении данной задачи? (Свойство проекции вершины пирамиды на плоскость основания, у которой все боковые ребра равны)

- Мы рассмотрели два способа решения этой задачи. Первый способ основывался на многих математических фактах из темы «Перпендикулярность в пространстве» (признак и свойство перпендикулярности прямой и плоскости). При решении вторым способом основным элементом теоретического базиса является свойство проекции вершины пирамиды на плоскость основания. Таким образом, мы получили с вами более «красивый» способ решения этой задачи.

- Итак, еще раз, благодаря какому факту мы получили этот способ решения задачи? (благодаря свойству проекции вершины пирамиды на плоскость основания)

- На уроке-семинаре мы с вами открыли не только это свойство проекции вершины пирамиды на плоскость основания, но и ряд других. Давайте с вами сегодня на уроке рассмотрим, как данные свойства проекции вершины пирамиды помогают при решении многих других и более сложных задач. При этом само решении, как мы уже увидели, становиться более рациональным и «красивым»

Содержательная часть

Учитель классу предлагает следующие задачи (каждой паре дается список задач и время на их обдумывание):

1. Дан правильный тетраэдр. Постройте углы, образованные боковыми ребрами пирамиды, и плоскостью основания.

2. Дана четырехугольная пирамида, боковые грани равнонаклонены к плоскости основания. Какой четырехугольник может лежать в основании пирамиды?

3. Основанием треугольной пирамиды является прямоугольный треугольник со сторонами 12, 5, 13. Все боковые ребра данной пирамиды образуют равные углы с плоскостью основания. Постройте изображение пирамиды.

На каждую парту выдается заготовка списка задач.

В течение 5 минут ребята обдумывают решение предложенных задач. В это время учитель может заполнить журнал, проследить за оформлением решения домашних задач на доске, а также за работой в классе. В случае возникновения вопросов у учащихся учитель может помочь.

Затем начинается работа со всем классом.

- О чем говориться в первой задаче, Петя? (Дан правильный тетраэдр. Нужно построить угол, образованный одним из этих боковых ребер пирамиды, и плоскостью основания).

- У кого есть идеи по решению задачи?

Если в классе не нашлось учеников, знающих решение, то учитель организует поиск решения совместно с учениками.

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиНа доске появляется рисунок:

S

AУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники О С

В

- Что называется углом между прямой и плоскостью? (Углом между прямой и плоскостью называется угол между прямой и ее проекцией на плоскость).

- Что необходимо построить, чтобы найти этот угол? (Проекцию данной прямой на плоскость основания).

- Назовите проекцию точки С на плоскость основания. (Точка С)

- Назовите проекцию точки S на плоскость основания. (Точка О является центром описанной окружности около основания).

- Назовите угол между ребрами SC, SB, SA и плоскостью основания АВС. (Углы SСО, SBO, SAO).

- Что помогло нам построить данные углы? (Свойство проекции вершины пирамиды, у которой боковые ребра равны, определение угла между прямой и плоскостью).

- Каким равносильным условием можно заменить условие равенства боковых ребер? (Равенство углов между данными ребрами и плоскостью основания или высотой пирамиды).

Дается несколько минут для фиксирования данной задачи учениками в тетради.

Переходим к обсуждению решения следующей задачи.

- Что дано в этой задаче, Маша? (Дана четырехугольная призма, у которой все боковые грани наклонены под равными углами к плоскости основания. Нужно выяснить, какой четырехугольник может лежать в основании пирамиды).

- В чем идея решения этой задачи? (Основная идея решения этой задачи состоит в том, чтобы найти проекцию вершины пирамиды и делаем вывод о том, что вершина пирамиды совпадает с центром вписанной окружности).

- В какой четырехугольник можно вписать окружность? (В четырехугольник, сумма противоположных сторон которого равны).

- Назовите известные виды четырехугольников, удовлетворяющие этому свойству. (Квадрат, ромб и другие произвольные четырехугольники, удовлетворяющее этому свойству).

- Прочитайте третью задачу. (Ученики читают).

- Что необходимо знать, чтобы правильно построить изображение пирамиды? (Проекция вершины данной пирамиды на плоскость основания).

- Понятно ли из условия задачи, куда проектируется вершина данной пирамиды? (Так как все боковые ребра данной пирамиды образуют равные углы с плоскостью основания, то вершина проектируется в центр описанной окружности).

- Какого вида треугольник может лежать в основании пирамиды? (В данном случае в основании лежит прямоугольный треугольник (по обратной теореме Пифагора)).

- Сделайте вывод о проекции вершины пирамиды на плоскость основания? (В прямоугольном треугольнике центр описанной окружности лежит на середине гипотенузы).

- Постройте изображение пирамиды.

УУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранникиченики делают рисунок

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиS

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиA O K B

Урок по теме МногогранникиH C

Где O - проекция вершины пирамиды на плоскость основания.

Учащиеся делают рисунок в тетрадях и краткую запись.

***

На основе данной задачи существует возможность составления новых задач.

- Измените условия задачи так, чтобы идея решения осталась та же.

(Можно рассмотреть треугольник со сторонами 3, 4, 5, т.е. треугольники, стороны которых являются пифагоровыми тройками чисел, или просто прямоугольные треугольники).

- Какие задачи можно еще решить на основе этого рисунка?

(Найти углы, расстояния, площади поверхностей - полной и боковой).

- Какое условие необходимо добавить в задаче, чтобы вычислить площадь поверхности пирамиды?

(Необходимо знать длины высот граней пирамиды, высота SO построена)

- Как построить высоту в грани SСВ? (Скорее всего, данный вопрос вызовет затруднение у учеников).

- Чем является фигура SCBA? (Двугранным углом)

- Как построить линейный угол двугранного угла? (Нам известна проекция точки S, лежащей в одной грани двугранного угла, на плоскость другой грани. Таким образом, чтобы построить линейный угол двугранного угла SBCA. Необходимо из точки O, провести перпендикуляр ОK к CB, и соединить точки S и K).

- Чем является SК в грани SCB? (Высотой треугольника SBC)

- Как найти SК? (Из прямоугольного треугольника SOK, зная, что OK - средняя линия треугольника АВС).

Аналогично находится высота SH.

- Что достаточно знать, чтобы найти все высоты? (Высоту SO, тогда все остальные высоты находятся довольно просто).

Оформление решения ученикам предлагается в качестве домашнего задания.

- Какие двугранные углы можно найти из условия задачи? (SCBA, SACB)

- Дома найдите величины этих углов.

Работе с этой задачей можно посвятить целый урок: изменяя или добавляя требования задачи, ее условия. Тем самым на ее основе решается ряд новых задач. Такой урок можно провести в качестве систематизации и обобщения. Так же данная задача является классической в изучении темы «Объемы тел».

Рефлексивно- оценочная часть

- Итак, сейчас мы с вами решали задачи, направленные на закрепление свойств проекции вершины пирамиды на плоскость основания и еще раз убедились в их важности. Более того, на основе одной составили и решили несколько задач.

Открытие формулы для вычисления площади боковой поверхности наклонной призмы, зная периметр перпендикулярного сечения и боковое ребро. Этот способ основан на приеме обобщения. Предполагается, что возникла проблемная ситуация в том, что ребята знают формулу, по которой можно вычислить площадь боковой поверхности прямой призмы, вспоминают эту формулу - Урок по теме Многогранники, хотелось бы получить формулу для вычисления площади боковой поверхности наклонной призмы.

1способ

Актуализация

На доске заранее выполнен рисунок - изображение прямой призмы.

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники

A1 B1

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники

N K

●M Урок по теме Многогранники

A B

C

- Вспомним определение прямой призмы. Итак, какая призма называется прямой? (Призма называется прямой, если ее боковые ребра перпендикулярны плоскости основания).

-Чем являются грани прямой призмы? (у прямой призмы все боковые грани - прямоугольники).

- Задание: постройте сечение призмы, проходящее через точку M (см рис.) и перпендикулярное боковому ребру C1C.

- Как располагаются плоскости AA1C1C и секущая плоскость? (эти плоскости пересекаются).

- Почему плоскости пересекаются? (они имеют одну общую точку).

- Как построить линию пересечения этих плоскостей?

( - AC Урок по теме Многогранники CC1;

- линия пересечения лежит в секущей плоскости и в плоскости AA1C1C , а так же она перпендикулярна ребру CC1;

- Значит, линия пересечения параллельна AC, по лемме о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой.)

- Построим точку N - точку пересечения данной линии и плоскости AA1C1C, отличную от точки M. Итак, каким плоскостям принадлежит прямая NM? (Данная прямая принадлежит секущей плоскости и плоскости AA1C1C).

- Сделайте вывод, какой прямой будет принадлежать точка N.

(Урок по теме Многогранники, значит Урок по теме Многогранники).

- Строим эту линию пересечения. (Учитель на доске выполняет построение прямой MN, ученики в тетрадях).

Аналогичные рассуждения учитель проводит при построении линии пересечения - MK плоскости CC1B1B и плоскости сечения.

  • Соединим точки N и K.

- Как расположен6ы прямые C1C и NK? (Эти прямые перпендикулярны).

- Почему эти прямые перпендикулярны?

Записи на доске и в тетрадях учеников.

(Урок по теме МногогранникиMN Урок по теме Многогранники CC1; Урок по теме Многогранники CC1 Урок по теме Многогранники MNK - по признаку перпендикулярности прямой и плоскости).

MK Урок по теме Многогранники CC1;

NУрок по теме МногогранникиK Урок по теме Многогранники MNK Урок по теме Многогранники MK Урок по теме Многогранники CC1 - по определению прямой перпендикулярной к плоскости).

CC1 Урок по теме Многогранники MNK ).

- Что мы сейчас с вами построили? (треугольник MNK - сечение призмы).

- Как мы строили это сечение? (Данное сечение перпендикулярно боковым ребрам).

- Итак, такое сечение призмы называется перпендикулярным. Давайте еще раз сформулируем, какое же сечение призмы называется перпендикулярным? (Перпендикулярным сечением призмы называется ее сечение плоскостью, перпендикулярной к боковым ребрам).

- Как расположены секущая плоскость и плоскость основания? (Эти плоскости параллельны по признаку параллельности двух плоскостей, так как AC || MN, CB || MK - по построению).

- Сравните треугольник ABC, который лежит в основании призмы и треугольник MNK, получившийся в сечении данной призмы плоскостью, перпендикулярной боковому ребру? (Треугольник ABC равен треугольнику MNK, например, по третьему признаку).

- Таким образом, как по-другому можно вычислить площадь боковой поверхности прямой призмы? (Урок по теме Многогранники).

- Что необходимо знать в призме, вычисляя площадь боковой поверхности по этой формуле? (периметр перпендикулярного сечения и длину бокового ребра).

- Попробуйте сформулировать словами, чему равна площадь боковой поверхности прямой призмы? (площадь боковой поверхности прямой призмы равна произведению периметра перпендикулярного сечения на боковое ребро).

Мотивация

- Справедлива ли будет эта формула для наклонной призмы? (Ученики затрудняются сразу ответить на этот вопрос).

Планирование

- Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (попробовать выполнить все те же построения, провести подобные рассуждения, после чего сделать вывод).

Содержательная часть

- Строим в тетрадях, а я на доске изображение наклонной призмы.


Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиA1 B1

NУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиC1

Урок по теме МногогранникиK

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники

A ● M B

C

- Что делаем первым шагом? (Выбираем некоторую точку M на боковом ребре СС1 призмы и строим сечение призмы плоскостью, проходящей через заданную точку перпендикулярно выбранному ребру).

-Итак, треугольник MNK - сечение призмы плоскостью, проходящей через заданную точку M и перпендикулярно ребру СС1.

- Как можно вычислить площадь боковой поверхности любой призмы? (площадь боковой поверхности призмы равна сумме площадей боковых граней).

- Примените эту формулу к данной призме. (Урок по теме Многогранники).

- Преобразуйте данное выражение. (После преобразования ученики приходят к формуле Урок по теме Многогранники).

- Сформулируйте, чему же равна площадь боковой поверхности наклонной призмы? (площадь боковой поверхности наклонной призмы равна произведению периметра перпендикулярного сечения на боковое ребро).

- На какой вопрос мы хотели получить ответ? (Справедлива ли будет эта формула для наклонной призмы?).

- Какой вывод отсюда можно сделать? (Формула, для вычисления площади боковой поверхности прямой призмы, через периметр перпендикулярного сечения и боковое ребро, так же верна и для наклонной призмы).

- Справедлива ли эта формула для n-угольной призмы? (Да, так как в качестве перпендикулярного сечения будет выступать n-угольник)

- Мы с вами получили новую формулу нахождения боковой поверхности наклонной призмы и одновременно решили задачу №236. Эту формулу необходимо запомнить, так как она очень часто применяется при решении задач.

На дом ученикам задается задача №238.

Рефлексивно-оценочная часть

- Прямая призма по отношению к наклонной является частным случаем, а наклонная - относительно прямой призмы? (Общим случаем)

- Как мы получили эту формулу? (Сначала получили эту формулу для прямой призмы, а затем доказали справедливость ее для наклонной)

- Метод, с помощью которого получили формулу, является методом обобщения.

- Этот метод мы ранее использовали при открытии формулы площади треугольника через 2 стороны и угол между ними. Как мы это сделали? (Установили справедливость формулы для прямоугольного треугольника - частного случая, затем обобщили ее на треугольник общего вида).

***


Приведем еще один возможный способ «открытия» формулы площади боковой поверхности наклонной призмы, зная периметр перпендикулярного сечения и боковое ребро.

2 способ

Мотивационно-ориентировочная часть

Актуализация

- Чему равна Урок по теме Многогранники прямой призмы?

( Урок по теме Многогранники= Р*L, L-боковое ребро)

Мотивация

- Нам известна формула для вычисления Урок по теме Многогранники наклонной призмы?

(Нет.)

- Предложите, как можно найти Урок по теме Многогранники наклонной призмы?

(Урок по теме Многогранники наклонной призмы можно вычислить как сумму площадей ее боковых граней)

- Оцените этот способ для n-угольной призмы.

(Если дана такая призма, то необходимо знать длины n сторон основания и n высот боковых граней).

- Как вы строили высоты?

(Из вершин верхнего основания к прямым, содержащим стороны нижнего основания)

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники

Урок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники C

M A K

N B

- Какой вывод можно сделать из наших рассуждений?

(Этот способ не рационален для n-угольной наклонной призмы)

Постановка УЗ

- Какая задача встает сейчас перед нами?

(Открыть более рациональный способ вычисления Урок по теме Многогранникиn-угольной наклонной призмы).

Планирование

- Как можно найти Урок по теме Многогранники произвольной призмы? (Сумма площадей боковых граней многогранника).

- Выясним, что проводить высоты в боковых гранях из вершин верхнего основания, к прямым, содержащим стороны нижнего основания. Как еще можно провести высоты в этих боковых гранях. ( Из вершины верхнего или нижнего основания к боковому ребру).

Это учителем демонстрируется на рис.( из любой точки верхнего основания, к прямой, содержащей нижнее основание).

- Сколько элементов необходимо знать в данном случае? (n+1 элемента, в случае n-угольной призмы): общее боковое ребро.

- Какое построение высот рационально используется(2 случай) с боковым ребром.

Содержательная часть

Рассмотрим треугольную призму.

Урок по теме МногогранникиА1 В1

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиK

Урок по теме МногогранникиM С1

N

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиA B

C

Далее учителем проводится конструктивный диктант.

-Постройте высоту в грани Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиС из любой точки. ребра Урок по теме Многогранники.

(MNУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники)

-Урок по теме МногогранникиКаково взаимное расположение Урок по теме Многогранники и MN?

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники

MNУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники Урок по теме МногогранникиMN Урок по теме Многогранники (по лемме)

-Постройте из точки N высоту в грани Урок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники.

( NKУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники)

-Урок по теме МногогранникиКаково взаимное расположение NK и Урок по теме Многогранники?

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиNKУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники - (по лемме).

NKУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники

-Урок по теме МногогранникиСоедините M и K. Каково взаимное расположение прямых MK и Урок по теме Многогранники?

Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиMNK( по признаку.) Урок по теме МногогранникиУрок по теме МногогранникиУрок по теме Многогранники MK (по определению прямой

MKУрок по теме МногогранникиMNK перпендикулярной к плоскости).

-Чем является Урок по теме МногогранникиMNK для данной призмы? (Сечением).

-Каким свойством оно обладает?

( Сечение перпендикулярно ребрам данной призмы).

-Итак, мы построили сечение призмы, которое перпендикулярно к ребрам призмы. Такое сечение называется перпендикулярным. Сформируйте, определение перпендикулярного сечения призмы?

(Сечение, перпендикулярное ребрам призмы, называется перпендикулярным сечением).

-Попытайтесь найти Урок по теме Многогранники наклонной призмы?

(Пусть L-это длина бокового ребра, тогда Урок по теме Многогранники=L*MN+L*NK+L*MK=L*(MN+NK+MK)=L*Урок по теме Многогранники, где Урок по теме Многогранники- периметр перпендикулярного сечения).

-Эта формула получена для треугольной призмы. Докажите ее справедливость для n-угольной призмы.

(Урок по теме Многогранники=L*Урок по теме Многогранники,где перпендикулярным сечением будет соответствующий n-угольник).

-Эту формулу необходимо запомнить, т.к. ей будем пользоваться в данной теме и в последующих.

-Сравните формулы для вычисления Урок по теме Многогранники наклонной и прямой призм.

(Для наклонной призмы Урок по теме Многогранники=Урок по теме Многогранники *L, Урок по теме Многогранники=Урок по теме Многогранники* L ,т. к. призма прямая , тоУрок по теме Многогранники= Урок по теме Многогранники)

-Какой вывод можно сделать об этих формулах (Урок по теме Многогранники произвольной призмы является частным случаем Урок по теме Многогранники наклонной призмы).

Рефлексивно-оценочная часть

-Итак, что нового узнали на уроке. Мы узнали, что такое перпендикулярное сечение, формулу вычисления площади боковой поверхности наклонной призмы через периметр перпендикулярного сечения и боковое ребро.

Список используемой литературы

  1. Александров А.Д. Геометрия: учеб. для 11 кл. школ с углубл. изучением математики / А.Д.Александров, А.Л.Вернер, В.И.Рыжик; Рос. акад. наук; Рос. акад. образования, Издательство «Просвещение»: - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 319 с.: ил.

  2. Александров А.Д. и др. Геометрия: Учеб. для учащихся 10 кл. с углубл. изуч. математики / А.Д.Александров, А.Л.Вернер, В.И.Рыжик. - М.: Просвещение,1999. -238с.

  3. В помощь учителю математики (методические рекомендации по решению стереометрических задач на доказательство и вычисление). - Горький, 1984.

  4. Выпуклые многогранники. - Горький: Изд-во ГПИ им. М.Горького, 1990, 43с.

  5. Геометрия, 10 - 11: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутусов, С.Б.Кадомцев и др. - 10 -е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 206 с.: ил.

  6. Григорьева Т.П., Кузнецова Л.И., Перевощикова Е.Н., Пыжьянова А.Н. Пособие по элементарной математике: методы решения задач. Часть 2. 4 - е изд. - Н.Новгород: НГПУ, 2004, - 101 с.

  7. Гусев, В.А. Практикум по элементарной математике. / Гусев В.А., Литвененко В.И., Мордкович А.Г. - М: Просвещение, 1992.

  8. Гусев В.А., и др. Методика обучения геометрии. Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений (В.А.Гусев, и др; Под ред. В.А. Гусева. - М.: Издательский центр «Академия». - 368с.

  9. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984, 97с.

  10. Пидоу, Д. Геометрия и искусство. - М.: Мир, 1979, 334с.

  11. Правильные многогранники. Методические рекомендации. - Н.Новгород: НГПИ им. М.Горького, 1991, 48с.

  12. Прасолов, В.В. Задачи по стереометрии./ Прасолов В.В., Шарыгин И.Ф./ - М.: Наука, 1989, 288с.

  13. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика 5 - 11 кл./Сост.Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк.- М., 2002.



© 2010-2022