- Преподавателю
- Математика
- Урок по теме Многогранники
Урок по теме Многогранники
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шабакаева М.М. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
28. Логико-дидактический анализ темы «Многогранники». Ключевые задачи темы и методика обучения их решению. Примеры.
Выводы из логико-дидактического анализа:
1. Тема многогранники является одной из центральных в курсе геометрии, так как представляет одну из главных содержательных линий «Теория многогранников».
2. В теме «Многогранники» синтезируются знания по темам «Параллельность в пространстве» и «Перпендикулярность в пространстве», а также знания из планиметрии связанные с темой «Многоугольники».
3. В этой теме имеются предпосылки для аналогии с темой «Многоугольники» и между видами многогранников.
4. Логическая структура утверждений и способы получения видовых отличий для учащихся не новы. Все понятия представлены в вербальной, натуральной (модели), графической формах. Возникает необходимость широкого использования моделей для включения учащихся в самостоятельную деятельность при открытии новых фактов.
Формулировки теорем простые, их доказательство не громоздко. Следовательно, теоремы - формулы, теоремы - свойства можно доказывать с учениками в форме представления задач, то есть не задавать с самого начала как теорему.
5. Возможно формирование приема конкретизации и обобщения:
Многогранник → призма, пирамида;
площадь боковой поверхности прямой призмы → площадь боковой поверхности наклонной призмы;
6. Имеются предпосылки для формирования приема классифицирования:
Виды призм
Призма: Прямая( правильная неправильная) Наклонная
Виды пирамид
Пирамида: правильная И неправильная
Можно проводить классификацию по числу вершин ( 3-угольные, 4-угольные и т.д.).
7. В целом учебный материал темы по своей логической структуре, утверждения, способам доказательства теорем не отличается новизной для учащихся. Поэтому на различных этапах обучения необходимо включать учащихся в поисковую деятельность.
8. Данная тема позволяет использовать историю математики.
Например, характеристика Эйлера для выпуклых многогранников:
В+Г+Р=2
9. Анализ задачного материала показывает, что в теме довольно много задач- фактов, задач-теорем, задач- методов, которые часто используются при решении других задач. В классах с углубленным изучением математики их следует выделять, тогда как в обычных классах можно выделять только самые основные. Решению задач на неправильную пирамиду целесообразно посвятить урок- лекцию с целью выявления свойств этих пирамид.
10. В учебнике мало задач на усеченную пирамиду (всего три), поэтому целесообразно дополнить эту группу задач.
Анализ теоретического и задачного материала темы позволяет выделить следующие учебные задачи темы:
1) Определить понятия многогранника, призмы, пирамиды, правильного многогранника, как частные виды многогранников, используя аналогию с понятием многоугольника в планиметрии.
2) Выявить совместно с учащимися существование этих объектов, формулы для нахождения площади боковой поверхности прямой призмы, правильной пирамиды, правильной усеченной пирамиды.
3) Формировать умения распознавать по моделям и описанию призму, пирамиду, усеченную пирамиду; указывать их основные элементы, узнавать эти формы в окружающих предметах.
4) Систематизировать знания учащихся по темам «Параллельность в пространстве» и «Перпендикулярность в пространстве».
5) Формировать умения решать задачи по теме.
В результате изучения темы «Многогранники» ученик:
Знает:
определения понятий: многогранник, выпуклый многогранник, призма, пирамида, усеченная пирамида, правильный многогранник и их элементов и видов, площадь поверхности.
формулировки теорем: теоремы о площади боковой поверхности прямой призмы; теоремы о площади боковой поверхности правильной пирамиды; теоремы о площади боковой поверхности усеченной пирамиды; задач-теорем № 218, № 236, № 246(а), № 247, № 249.
доказательство теорем: теоремы о площади боковой поверхности прямой призмы; теоремы о площади боковой поверхности правильной пирамиды; теоремы о площади боковой поверхности усеченной пирамиды; задач-теорем № 218, № 236.
классификацию неправильной пирамиды по проекции вершины.
Умеет:
изображать многогранники и их элементы
по развертке восстанавливать правильный многогранник
узнавать многогранники в окружающем мире
применять теоремы о площади боковой поверхности при решении задач
обосновывать существование многогранников
распознавать на моделях и по описанию многогранник, призму, пирамиду, усеченную пирамиду, правильные многогранники.
Понимает:
значимость данной темы в дальнейшем построении курса стереометрии
что тема «Многогранники» является обобщением темы «Многоугольники»
что тема «Многогранники» систематизирует знания по темам «Параллельность в пространстве» и «Перпендикулярность в пространстве».
Логико-дидактический анализ задачного материала
Задачный материал по теме «Призма» по учебнику: Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. ср. шк. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов, С.В. Кадонцев и др. - М.: Просвещение, 2001 мы предлагаем классифицировать по следующим признакам:
-
на вычисление;
-
на доказательство.
Задачи на вычисление можно разбить на следующие группы:
-
вычисление углов (№№ 222, 225);
-
вычисление длины (№№ 219, 220, 223);
-
вычисление площадей боковых и полных поверхностей разных видов многогранников (их большинство).
Задачи на вычисление площадей представлены в большом количестве, очень мало задач на вычисление углов и длин, т.к. задачи на вычисление площадей включают в себя задачи на нахождение этих элементов.
В ходе решения задачного материала по теме «Призма» были выделены следующие задачи-факты:
№ 218: Докажите, что: а) у прямой призмы все боковые грани - прямоугольники; б) у правильной призмы все боковые грани - равные прямоугольники.
На основе этой задачи решаются задачи, в которых даны правильная и прямая призма, поэтому на нее нужно уделить особое внимание, выделить сам факт. Ученикам нужно зафиксировать его, постараться запомнит. Учителю нужно обратить внимание учеников на то, что этот факт - свойства соответствующих видов призм (прямой и правильной) и поможет при решении более сложных задач.
Такой тип задач (задачи-факты) уже известен ученикам. Многие «полезные» факты отражаются не только в теоретическом материале параграфа темы, но и содержаться в задачах, являющиеся такими же важными.
К задачам-фактам относятся так же задачи:
-
№ 236. Sбок. поверх накл призмы=lP^, где Р^=h1+h2+…+hn, h - высота боковой грани, l - длина бокового ребра. В этой задаче дается определение перпендикулярного сечения. На основе этой задачи решаются задачи №№ 237, 238.
-
№ 289. Это задача-факт, так как она сообщает формулу нахождения площади полной поверхности куба, зная его диагональ:
-
№ 293. Здесь устанавливается следующий факт: Если в правильной четырехугольной призме ABCDA1B1C1D1 диагонали B1D и D1B взаимно перпендикулярны, то угол между диагоналями A1C и B1D призмы равен 60°. Это утверждение так же можно использовать при решении других задач.
-
№ 294. В этой задаче представлена формула вычисления площади боковой поверхности правильной четырехугольной призмы, пересеченной плоскостью, содержащей две ее диагонали, если известна площадь полученного сечения - и сторону основания призмы - a.
Анализ задач показал, что в теме «Призма» можно выделить последовательность групп задач:
-
Наклонная призма. К числу ключевых в этой группе можно отнести следующие задачи:
Задача 1. № 227.
Основание призмы - правильный треугольник ABC. Боковое ребро AA1 образует равные углы со сторонами основания AC и AB. Докажите, что: а) BC AA1; б) CC1B1B - прямоугольник.
A1 C1
B1
P
A C
K
ДАНО:
ABCA1B1C1 - призма;
Боковое ребро AA1 образует равные углы со сторонами основания AC и AB.
ДОКАЗАТЬ:
а) BC AA1;
б) CC1B1B - прямоугольник.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:
В плоскости ABC проведем медиану AK, AKBC.
Проведем отрезки A1B, A1C, A1K.
1 способ
а)
AB = AC (по условию);
A1AC = A1AB; A1AC = A1AB;
AA1 - общая;
A1B = A1C A1BC - равнобедренный (по определению);
A1K - медиана A1K BC (по свойству медианы равнобедренного треугольника);
BC A1K;
BC A1K; BC A1A (по свойству перпендикулярности прямой и плоскости);
BC A1KA;
2 способ
A1AC = A1AB (по условию); проекция точки A1 - точка P принадлежит дополнительному лучу к биссектрисе угла CAB.
A1P AP;
A1A - наклонная; BC A1A (по теореме о трех перпендикулярах);
PABC;
PA -проекция наклонной A1A;
б)
CC1B1B - параллелограмм;
BC A1A; BC B1B, BC C1C (по лемме перпендикулярности одной из двух параллельных прямых к третьей прямой);
A1A || B1B || C1C;
BC|| B1C1 B1C1B1B, B1C1 C1C;
Параллелограмм, у которого хотя бы один угол прямой, есть прямоугольник, CC1B1B - прямоугольник.
Что и требовалось доказать.
Вывод: Эта задача является ключевой поскольку, во-первых, здесь используется свойство проекции вершины пирамиды, если одно из ее ребер образует равные углы со смежными сторонами основания - проекции вершины такой пирамиды принадлежит биссектрисе угла (или ее продолжению), образованного данными сторонами основания. Во-вторых, она так же имеет несколько способов решения. В-третьих, на основе этой задачи, решаются задачи, представленные в учебнике, например, № 228.
Задача 2. № 236.
Докажите, что плоскость боковой поверхности наклонной призмы, равна произведению периметра перпендикулярного сечения на боковое ребро.
ДАНО:
наклонная призма;
боковое ребро равно - l;
периметр перпендикулярного сечения - P1.
ДОКАЗАТЬ, что плоскость боковой поверхности наклонной призмы, равна произведению периметра перпендикулярного сечения на боковое ребро.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:
Каждая боковая грань есть параллелограмм. Сечение перпендикулярно боковым граням, то есть оно перпендикулярно боковым ребрам.
h1 - высота параллелограмма одной из боковых граней.
S = l* h1 - площадь одной боковой грани. Таких граней - n и каждая грань - параллелограмм - имеет свою высоту, следовательно,
Sбок = S1+S2+…+Sn=lh1+lh2+…+lhn=l (h1+h2+…+hn) = h1P^,
где P^= h1+h2+…+hn.
h1
l
h1
Что и требовалось доказать.
Вывод: Эта задача выбрана в качестве ключевой, поскольку, во-первых, она является задачей-фактом, и на ее основе решаются задачи №№ 237, 238. Ребята получают в свою копилку формул - формулу вычисления Sбок наклонной призмы, через ребро и периметр перпендикулярного сечения. Во-вторых, это важная формула при изучении темы «Объемы», где она используется при решении задач.
-
Прямая призма
К числу ключевых в этой группе можно отнести следующую задачу:
Основанием прямой призмы, с высотой m/2 является прямоугольный треугольник, гипотенуза которого равна m, а острый угол равен 60°.
1. Найдите угол между плоскостью A1CB и плоскостью основания.
2.Найдите отношение расстояния между скрещивающимися прямыми A1A и CB к расстоянию между точкой A1 и прямой CB.
3. Вычислите площадь боковой поверхности призмы.
ДАНО:
ABCA1B1C1 - прямая призма;
AA1 = m/2;
ABC: C = 90°; A = 60°;
AB = m.
НАЙТИ
1. угол между плоскостью A1CB и плоскостью основания;
2. отношение расстояния между скрещивающимися прямыми A1A и CB к расстоянию между точкой A1 и прямой CB;
3. площадь боковой поверхности призмы.
Решение:
-
Найдем угол между плоскостью A1CB и плоскостью основания.
-
ABC:
-
C = 90°; A = 60°;
B = 30° (по свойству острых углов прямоугольного треугольника)
AB = m;
AC = 1/2AB = 1/2m (по свойству катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 30°);
-
AA1ABC; AA1AC
AC ABC;
AA1AC;
AC BC; AC1BC (по теореме о трех перпендикулярах);
AC - проекция
наклонной AC1;
-
AC1BC; AC1C - линейный угол двугранного угла AC1BA (по определению);
AC BC;
4) AAC1:
A1AC = 90°;
AC1 = AC AAC1 - равнобедренный;
AC A1 = AA1C = ½ 90°;
AC A1 = 45°;
4') Величину угла AC A1 можно найти, используя свойство прямой призмы о том, что боковые грани прямой призмы - прямоугольники.
ОТВЕТ: AC A1 = 45°.
-
Найдем отношения расстояния между скрещивающимися прямыми
A1A и CB к расстоянию между точкой A1 и прямой CB.
-
(AA1, CB) =?
-
Строим плоскость, проходящую через прямую CB и параллельную прямой AA1.
AA1|| CC1;
CC1 CBB1; CBB1 - искомая плоскость.
CB CBB1;
-
Построим (найдем) плоскость, проходящую через точку C и перпендикулярную плоскости CBB1.
AC BC; AC СBB1 (по признаку перпендикулярности прямой и плоскости);
AC СC1;
AC СBB1; ABC СBB1 (по признаку перпендикулярности двух плоскостей);
AC ABC;
-
Строим перпендикуляр из тачки C к линии пересечения плоскостей ABC и СBB1.
AC - искомый перпендикуляр.
-
AC BC;
AC AA1 (так как, AA1ABC, AC ABC);
(AA1, CB) = AC = m/2/
2. (A1, CB) =?
1) AA1ABC; A1C СВ (по теореме о трех перпендикулярах);
AC BC;
(A1, CB) = A1C.
2) AAC1:
A1AC = 90°;
3. (AA1, CB)/ (A1, CB) = AC/ A1C =.
ОТВЕТ: (AA1, CB)/ (A1, CB) = .
-
Найдем площадь боковой поверхности.
ABC:
C = 90°;
ОТВЕТ:
Вывод: На наш взгляд, эту задачу можно отнести к ключевым, поскольку здесь используется свойство прямой призмы при нахождении угла между плоскостями, расстояния между точкой и прямой, скрещивающимися прямыми. Учащимся, для отработки этого правила можно предложить самостоятельно найти (BB1, AC), (CC1, AB), (B1,AC), (C1,AB); угол между плоскостями B1AC и ABC. Все эти элементы хорошо просматриваются в данной задаче.
При ее решении можно еще раз выделить приемы нахождения расстояний между скрещивающимися прямыми, точкой и прямой, угла меду плоскостями.
В этой задаче так же требуется найти - это новая в теме формула, поэтому ученики должны уметь применять ее при решении.
Блок ключевых задач на нахождение проекции вершин неправильной пирамиды
1.
S
A O C
Условия:
1. SB = SC
2.
3.
Заключение: О принадлежит серединному перпендикуляру к стороне BC.
2.
S
A O C
K N
Условия:
1. SK = SN
2.
3.
4.
a) - острые .Заключение: О принадлежит биссектрисе угла АBC.
б) - тупые.
S
OB C
A
Заключение: О принадлежит дополнительному лучу к биссектрисе угла АBC.
3.
S
A O C
Условие
Заключение: О принадлежит линии пересечения плоскостей АBC и ACS.
4.
S
A O C
Условия:
1. AS = SB = SC
2.
3.
Заключение: О центр описанной окружности около основания.
5.
S
M
A O C
K
Условие
Боковые грани равнонаклонены к плоскости основания.
Заключение: О центр вписанной окружности в основание.
6.
S
A(O) B
C
Условие
1.
Заключение: проекция вершины S совпадает с точкой.
Проект урока РЕШЕНИЯ
КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМАМ «пРИЗМА» И «ПИРАМИДА»
УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА:
-
Формировать умения нахождения проекции вершины (одной из вершин верхнего основания) пирамиды (призмы) на плоскость основания.
-
"Открыть" совместно с учениками формулу нахождения площади боковой поверхности наклонной призмы на основе формулы площади боковой поверхности прямой призмы методом обобщения.
ДИАГНОСТИРУЕМЫЕ ЦЕЛИ:
По окончании урока ученик
знает:
-
Равносильные свойства пирамиды (призмы), у которой вершина (одна из вершин верхнего основания) проектируется ортогонально на плоскость (нижнего) основания:
-
в точку, лежащую на серединном перпендикуляре к одному из рёбер основания;
-
в центр описанной окружности основания;
-
в точку, лежащую на биссектрисе одного из углов многоугольника - основания;
-
в центр вписанной (или вневписанной) окружности основания;
-
в точку, лежащую на прямой, содержащей сторону основания;
-
в вершину основания или в точку пересечения прямых, содержащих две несмежные стороны основания;
-
Формулу нахождения площади боковой поверхности наклонной призмы, если известно боковое ребро призмы и периметр перпендикулярного сечения.
умеет:
-
Находить выделенные выше случаи ортогональной проекции вершин пирамиды (призмы) на плоскость основания при решении задач.
-
Находить площадь наклонной призмы, зная боковое ребро призмы и периметр перпендикулярного сечения.
понимает:
-
Способ получения формулы нахождения площади боковой поверхности наклонной призмы через боковое ребро и периметр перпендикулярного сечения.
-
Важность знания свойств проекции вершины пирамиды (призмы) на плоскость основания.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
-
По логике изучения учебного материала - дедуктивный;
-
По источнику знаний - словесный, практический;
-
По степени взаимодействия учителя и учащихся - метод эвристической беседы.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
-
Проектор, ноутбук, экран;
-
Раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Мотивационно-ориентировочная часть
Актуализация
Перед уроком - семинаром на нахождение проекции вершины пирамиды учениками была решена задача №227. На этом уроке она будет решена другим способом.
- Вернемся к задаче №227.
Основание призмы - правильный треугольник ABC. Боковое ребро AA1 образует равные углы со сторонами основания AC и AB. Докажите, что: а) BC AA1; б) CC1B1B - прямоугольник.
- Какова идея ее решения?
(Провели медиану AK .Т.к. треугольник АВС- правильный, то BC AК. Провели отрезки A1К, A1С, A1В. Треугольник А1ВС - равнобедренный, А1К - медиана, значит, высота. BC AА1К - по признаку перпендикулярности прямой и плоскости,BC AА1 по свойству перпендикулярности прямой и плоскости).
A1 C1
B1
A C
K
- Что представляет собой фигура А1АВС? (Пирамиду).
- Что известно в данной пирамиде? (В основании лежит правильный треугольник, а боковое ребро AA1 образует равные углы со сторонами основания AC и AB).
- Итак, в данной пирамиде боковое ребро образует равные углы со сторонами основания. Сделайте вывод о проекции вершины данной пирамиды? (Проекция вершины данной пирамиды будет принадлежать прямой, содержащей биссектрису угла ВАС).
- Выполните рисунок (на рис. ребро AA1 образует равные тупые углы со сторонами основания AC и AB). Пусть точка Р - проекция вершины пирамиды А1.
- Почему А1Р будет лежат вне пирамиды А1АВС. (Т.к. углы, образованные ребром AA1 со сторонами основания AC и AB, тупые).
A1 C1
B1
P
AC
K
- Как расположены прямые АК и ВС? (BC AК по свойству биссектрисы правильного треугольника).
- Каково взаимное расположение прямых А1Р и ВС? (BC A1Р по свойству перпендикулярности прямой и плоскости).
- Сделайте вывод как расположены прямые А1А и ВС. (BC A1А по обобщенной теореме о трех перпендикулярах).
- Оформите решение данной задачи в своих тетрадях.
Примерное оформление
ДАНО:
ABCA1B1C1 - призма;
Боковое ребро AA1 образует равные углы со сторонами основания AC и AB.
ДОКАЗАТЬ:
а) BC AA1;
б) CC1B1B - прямоугольник.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:
A1AC = A1AB (по условию); проекция точки A1 - точка P принадлежит дополнительному лучу к биссектрисе угла CAB.
A1P AP;
A1A - наклонная; BC A1A (по теореме о трех перпендикулярах);
PABC;
PA -проекция наклонной A1A;
б)
CC1B1B - параллелограмм;
BC A1A; BC B1B, BC C1C (по лемме перпендикулярности одной из двух параллельных прямых к третьей прямой);
A1A || B1B || C1C;
BC|| B1C1 B1C1B1B, B1C1 C1C;
Параллелограмм, у которого хотя бы один угол прямой, есть прямоугольник, CC1B1B - прямоугольник.
Что и требовалось доказать.
Мотивация. Постановка учебной задачи
- Что помогло нам при решении данной задачи? (Свойство проекции вершины пирамиды на плоскость основания, у которой все боковые ребра равны)
- Мы рассмотрели два способа решения этой задачи. Первый способ основывался на многих математических фактах из темы «Перпендикулярность в пространстве» (признак и свойство перпендикулярности прямой и плоскости). При решении вторым способом основным элементом теоретического базиса является свойство проекции вершины пирамиды на плоскость основания. Таким образом, мы получили с вами более «красивый» способ решения этой задачи.
- Итак, еще раз, благодаря какому факту мы получили этот способ решения задачи? (благодаря свойству проекции вершины пирамиды на плоскость основания)
- На уроке-семинаре мы с вами открыли не только это свойство проекции вершины пирамиды на плоскость основания, но и ряд других. Давайте с вами сегодня на уроке рассмотрим, как данные свойства проекции вершины пирамиды помогают при решении многих других и более сложных задач. При этом само решении, как мы уже увидели, становиться более рациональным и «красивым»
Содержательная часть
Учитель классу предлагает следующие задачи (каждой паре дается список задач и время на их обдумывание):
1. Дан правильный тетраэдр. Постройте углы, образованные боковыми ребрами пирамиды, и плоскостью основания.
2. Дана четырехугольная пирамида, боковые грани равнонаклонены к плоскости основания. Какой четырехугольник может лежать в основании пирамиды?
3. Основанием треугольной пирамиды является прямоугольный треугольник со сторонами 12, 5, 13. Все боковые ребра данной пирамиды образуют равные углы с плоскостью основания. Постройте изображение пирамиды.
На каждую парту выдается заготовка списка задач.
В течение 5 минут ребята обдумывают решение предложенных задач. В это время учитель может заполнить журнал, проследить за оформлением решения домашних задач на доске, а также за работой в классе. В случае возникновения вопросов у учащихся учитель может помочь.
Затем начинается работа со всем классом.
- О чем говориться в первой задаче, Петя? (Дан правильный тетраэдр. Нужно построить угол, образованный одним из этих боковых ребер пирамиды, и плоскостью основания).
- У кого есть идеи по решению задачи?
Если в классе не нашлось учеников, знающих решение, то учитель организует поиск решения совместно с учениками.
На доске появляется рисунок:
S
A О С
В
- Что называется углом между прямой и плоскостью? (Углом между прямой и плоскостью называется угол между прямой и ее проекцией на плоскость).
- Что необходимо построить, чтобы найти этот угол? (Проекцию данной прямой на плоскость основания).
- Назовите проекцию точки С на плоскость основания. (Точка С)
- Назовите проекцию точки S на плоскость основания. (Точка О является центром описанной окружности около основания).
- Назовите угол между ребрами SC, SB, SA и плоскостью основания АВС. (Углы SСО, SBO, SAO).
- Что помогло нам построить данные углы? (Свойство проекции вершины пирамиды, у которой боковые ребра равны, определение угла между прямой и плоскостью).
- Каким равносильным условием можно заменить условие равенства боковых ребер? (Равенство углов между данными ребрами и плоскостью основания или высотой пирамиды).
Дается несколько минут для фиксирования данной задачи учениками в тетради.
Переходим к обсуждению решения следующей задачи.
- Что дано в этой задаче, Маша? (Дана четырехугольная призма, у которой все боковые грани наклонены под равными углами к плоскости основания. Нужно выяснить, какой четырехугольник может лежать в основании пирамиды).
- В чем идея решения этой задачи? (Основная идея решения этой задачи состоит в том, чтобы найти проекцию вершины пирамиды и делаем вывод о том, что вершина пирамиды совпадает с центром вписанной окружности).
- В какой четырехугольник можно вписать окружность? (В четырехугольник, сумма противоположных сторон которого равны).
- Назовите известные виды четырехугольников, удовлетворяющие этому свойству. (Квадрат, ромб и другие произвольные четырехугольники, удовлетворяющее этому свойству).
- Прочитайте третью задачу. (Ученики читают).
- Что необходимо знать, чтобы правильно построить изображение пирамиды? (Проекция вершины данной пирамиды на плоскость основания).
- Понятно ли из условия задачи, куда проектируется вершина данной пирамиды? (Так как все боковые ребра данной пирамиды образуют равные углы с плоскостью основания, то вершина проектируется в центр описанной окружности).
- Какого вида треугольник может лежать в основании пирамиды? (В данном случае в основании лежит прямоугольный треугольник (по обратной теореме Пифагора)).
- Сделайте вывод о проекции вершины пирамиды на плоскость основания? (В прямоугольном треугольнике центр описанной окружности лежит на середине гипотенузы).
- Постройте изображение пирамиды.
Ученики делают рисунок
S
A O K B
H C
Где O - проекция вершины пирамиды на плоскость основания.
Учащиеся делают рисунок в тетрадях и краткую запись.
***
На основе данной задачи существует возможность составления новых задач.
- Измените условия задачи так, чтобы идея решения осталась та же.
(Можно рассмотреть треугольник со сторонами 3, 4, 5, т.е. треугольники, стороны которых являются пифагоровыми тройками чисел, или просто прямоугольные треугольники).
- Какие задачи можно еще решить на основе этого рисунка?
(Найти углы, расстояния, площади поверхностей - полной и боковой).
- Какое условие необходимо добавить в задаче, чтобы вычислить площадь поверхности пирамиды?
(Необходимо знать длины высот граней пирамиды, высота SO построена)
- Как построить высоту в грани SСВ? (Скорее всего, данный вопрос вызовет затруднение у учеников).
- Чем является фигура SCBA? (Двугранным углом)
- Как построить линейный угол двугранного угла? (Нам известна проекция точки S, лежащей в одной грани двугранного угла, на плоскость другой грани. Таким образом, чтобы построить линейный угол двугранного угла SBCA. Необходимо из точки O, провести перпендикуляр ОK к CB, и соединить точки S и K).
- Чем является SК в грани SCB? (Высотой треугольника SBC)
- Как найти SК? (Из прямоугольного треугольника SOK, зная, что OK - средняя линия треугольника АВС).
Аналогично находится высота SH.
- Что достаточно знать, чтобы найти все высоты? (Высоту SO, тогда все остальные высоты находятся довольно просто).
Оформление решения ученикам предлагается в качестве домашнего задания.
- Какие двугранные углы можно найти из условия задачи? (SCBA, SACB)
- Дома найдите величины этих углов.
Работе с этой задачей можно посвятить целый урок: изменяя или добавляя требования задачи, ее условия. Тем самым на ее основе решается ряд новых задач. Такой урок можно провести в качестве систематизации и обобщения. Так же данная задача является классической в изучении темы «Объемы тел».
Рефлексивно- оценочная часть
- Итак, сейчас мы с вами решали задачи, направленные на закрепление свойств проекции вершины пирамиды на плоскость основания и еще раз убедились в их важности. Более того, на основе одной составили и решили несколько задач.
Открытие формулы для вычисления площади боковой поверхности наклонной призмы, зная периметр перпендикулярного сечения и боковое ребро. Этот способ основан на приеме обобщения. Предполагается, что возникла проблемная ситуация в том, что ребята знают формулу, по которой можно вычислить площадь боковой поверхности прямой призмы, вспоминают эту формулу - , хотелось бы получить формулу для вычисления площади боковой поверхности наклонной призмы.
1способ
Актуализация
На доске заранее выполнен рисунок - изображение прямой призмы.
A1 B1
N K
●M
A B
C
- Вспомним определение прямой призмы. Итак, какая призма называется прямой? (Призма называется прямой, если ее боковые ребра перпендикулярны плоскости основания).
-Чем являются грани прямой призмы? (у прямой призмы все боковые грани - прямоугольники).
- Задание: постройте сечение призмы, проходящее через точку M (см рис.) и перпендикулярное боковому ребру C1C.
- Как располагаются плоскости AA1C1C и секущая плоскость? (эти плоскости пересекаются).
- Почему плоскости пересекаются? (они имеют одну общую точку).
- Как построить линию пересечения этих плоскостей?
( - AC CC1;
- линия пересечения лежит в секущей плоскости и в плоскости AA1C1C , а так же она перпендикулярна ребру CC1;
- Значит, линия пересечения параллельна AC, по лемме о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой.)
- Построим точку N - точку пересечения данной линии и плоскости AA1C1C, отличную от точки M. Итак, каким плоскостям принадлежит прямая NM? (Данная прямая принадлежит секущей плоскости и плоскости AA1C1C).
- Сделайте вывод, какой прямой будет принадлежать точка N.
(, значит ).
- Строим эту линию пересечения. (Учитель на доске выполняет построение прямой MN, ученики в тетрадях).
Аналогичные рассуждения учитель проводит при построении линии пересечения - MK плоскости CC1B1B и плоскости сечения.
-
Соединим точки N и K.
- Как расположен6ы прямые C1C и NK? (Эти прямые перпендикулярны).
- Почему эти прямые перпендикулярны?
Записи на доске и в тетрадях учеников.
(MN CC1; CC1 MNK - по признаку перпендикулярности прямой и плоскости).
MK CC1;
NK MNK MK CC1 - по определению прямой перпендикулярной к плоскости).
CC1 MNK ).
- Что мы сейчас с вами построили? (треугольник MNK - сечение призмы).
- Как мы строили это сечение? (Данное сечение перпендикулярно боковым ребрам).
- Итак, такое сечение призмы называется перпендикулярным. Давайте еще раз сформулируем, какое же сечение призмы называется перпендикулярным? (Перпендикулярным сечением призмы называется ее сечение плоскостью, перпендикулярной к боковым ребрам).
- Как расположены секущая плоскость и плоскость основания? (Эти плоскости параллельны по признаку параллельности двух плоскостей, так как AC || MN, CB || MK - по построению).
- Сравните треугольник ABC, который лежит в основании призмы и треугольник MNK, получившийся в сечении данной призмы плоскостью, перпендикулярной боковому ребру? (Треугольник ABC равен треугольнику MNK, например, по третьему признаку).
- Таким образом, как по-другому можно вычислить площадь боковой поверхности прямой призмы? ().
- Что необходимо знать в призме, вычисляя площадь боковой поверхности по этой формуле? (периметр перпендикулярного сечения и длину бокового ребра).
- Попробуйте сформулировать словами, чему равна площадь боковой поверхности прямой призмы? (площадь боковой поверхности прямой призмы равна произведению периметра перпендикулярного сечения на боковое ребро).
Мотивация
- Справедлива ли будет эта формула для наклонной призмы? (Ученики затрудняются сразу ответить на этот вопрос).
Планирование
- Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (попробовать выполнить все те же построения, провести подобные рассуждения, после чего сделать вывод).
Содержательная часть
- Строим в тетрадях, а я на доске изображение наклонной призмы.
A1 B1
NC1
K
A ● M B
C
- Что делаем первым шагом? (Выбираем некоторую точку M на боковом ребре СС1 призмы и строим сечение призмы плоскостью, проходящей через заданную точку перпендикулярно выбранному ребру).
-Итак, треугольник MNK - сечение призмы плоскостью, проходящей через заданную точку M и перпендикулярно ребру СС1.
- Как можно вычислить площадь боковой поверхности любой призмы? (площадь боковой поверхности призмы равна сумме площадей боковых граней).
- Примените эту формулу к данной призме. ().
- Преобразуйте данное выражение. (После преобразования ученики приходят к формуле ).
- Сформулируйте, чему же равна площадь боковой поверхности наклонной призмы? (площадь боковой поверхности наклонной призмы равна произведению периметра перпендикулярного сечения на боковое ребро).
- На какой вопрос мы хотели получить ответ? (Справедлива ли будет эта формула для наклонной призмы?).
- Какой вывод отсюда можно сделать? (Формула, для вычисления площади боковой поверхности прямой призмы, через периметр перпендикулярного сечения и боковое ребро, так же верна и для наклонной призмы).
- Справедлива ли эта формула для n-угольной призмы? (Да, так как в качестве перпендикулярного сечения будет выступать n-угольник)
- Мы с вами получили новую формулу нахождения боковой поверхности наклонной призмы и одновременно решили задачу №236. Эту формулу необходимо запомнить, так как она очень часто применяется при решении задач.
На дом ученикам задается задача №238.
Рефлексивно-оценочная часть
- Прямая призма по отношению к наклонной является частным случаем, а наклонная - относительно прямой призмы? (Общим случаем)
- Как мы получили эту формулу? (Сначала получили эту формулу для прямой призмы, а затем доказали справедливость ее для наклонной)
- Метод, с помощью которого получили формулу, является методом обобщения.
- Этот метод мы ранее использовали при открытии формулы площади треугольника через 2 стороны и угол между ними. Как мы это сделали? (Установили справедливость формулы для прямоугольного треугольника - частного случая, затем обобщили ее на треугольник общего вида).
***
Приведем еще один возможный способ «открытия» формулы площади боковой поверхности наклонной призмы, зная периметр перпендикулярного сечения и боковое ребро.
2 способ
Мотивационно-ориентировочная часть
Актуализация
- Чему равна прямой призмы?
( = Р*L, L-боковое ребро)
Мотивация
- Нам известна формула для вычисления наклонной призмы?
(Нет.)
- Предложите, как можно найти наклонной призмы?
( наклонной призмы можно вычислить как сумму площадей ее боковых граней)
- Оцените этот способ для n-угольной призмы.
(Если дана такая призма, то необходимо знать длины n сторон основания и n высот боковых граней).
- Как вы строили высоты?
(Из вершин верхнего основания к прямым, содержащим стороны нижнего основания)
C
M A K
N B
- Какой вывод можно сделать из наших рассуждений?
(Этот способ не рационален для n-угольной наклонной призмы)
Постановка УЗ
- Какая задача встает сейчас перед нами?
(Открыть более рациональный способ вычисления n-угольной наклонной призмы).
Планирование
- Как можно найти произвольной призмы? (Сумма площадей боковых граней многогранника).
- Выясним, что проводить высоты в боковых гранях из вершин верхнего основания, к прямым, содержащим стороны нижнего основания. Как еще можно провести высоты в этих боковых гранях. ( Из вершины верхнего или нижнего основания к боковому ребру).
Это учителем демонстрируется на рис.( из любой точки верхнего основания, к прямой, содержащей нижнее основание).
- Сколько элементов необходимо знать в данном случае? (n+1 элемента, в случае n-угольной призмы): общее боковое ребро.
- Какое построение высот рационально используется(2 случай) с боковым ребром.
Содержательная часть
Рассмотрим треугольную призму.
А1 В1
K
M С1
N
A B
C
Далее учителем проводится конструктивный диктант.
-Постройте высоту в грани С из любой точки. ребра .
(MN)
-Каково взаимное расположение и MN?
MN MN (по лемме)
-Постройте из точки N высоту в грани .
( NK)
-Каково взаимное расположение NK и ?
NK - (по лемме).
NK
-Соедините M и K. Каково взаимное расположение прямых MK и ?
MNK( по признаку.) MK (по определению прямой
MKMNK перпендикулярной к плоскости).
-Чем является MNK для данной призмы? (Сечением).
-Каким свойством оно обладает?
( Сечение перпендикулярно ребрам данной призмы).
-Итак, мы построили сечение призмы, которое перпендикулярно к ребрам призмы. Такое сечение называется перпендикулярным. Сформируйте, определение перпендикулярного сечения призмы?
(Сечение, перпендикулярное ребрам призмы, называется перпендикулярным сечением).
-Попытайтесь найти наклонной призмы?
(Пусть L-это длина бокового ребра, тогда =L*MN+L*NK+L*MK=L*(MN+NK+MK)=L*, где - периметр перпендикулярного сечения).
-Эта формула получена для треугольной призмы. Докажите ее справедливость для n-угольной призмы.
(=L*,где перпендикулярным сечением будет соответствующий n-угольник).
-Эту формулу необходимо запомнить, т.к. ей будем пользоваться в данной теме и в последующих.
-Сравните формулы для вычисления наклонной и прямой призм.
(Для наклонной призмы = *L, =* L ,т. к. призма прямая , то= )
-Какой вывод можно сделать об этих формулах ( произвольной призмы является частным случаем наклонной призмы).
Рефлексивно-оценочная часть
-Итак, что нового узнали на уроке. Мы узнали, что такое перпендикулярное сечение, формулу вычисления площади боковой поверхности наклонной призмы через периметр перпендикулярного сечения и боковое ребро.
Список используемой литературы
-
Александров А.Д. Геометрия: учеб. для 11 кл. школ с углубл. изучением математики / А.Д.Александров, А.Л.Вернер, В.И.Рыжик; Рос. акад. наук; Рос. акад. образования, Издательство «Просвещение»: - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 319 с.: ил.
-
Александров А.Д. и др. Геометрия: Учеб. для учащихся 10 кл. с углубл. изуч. математики / А.Д.Александров, А.Л.Вернер, В.И.Рыжик. - М.: Просвещение,1999. -238с.
-
В помощь учителю математики (методические рекомендации по решению стереометрических задач на доказательство и вычисление). - Горький, 1984.
-
Выпуклые многогранники. - Горький: Изд-во ГПИ им. М.Горького, 1990, 43с.
-
Геометрия, 10 - 11: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутусов, С.Б.Кадомцев и др. - 10 -е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 206 с.: ил.
-
Григорьева Т.П., Кузнецова Л.И., Перевощикова Е.Н., Пыжьянова А.Н. Пособие по элементарной математике: методы решения задач. Часть 2. 4 - е изд. - Н.Новгород: НГПУ, 2004, - 101 с.
-
Гусев, В.А. Практикум по элементарной математике. / Гусев В.А., Литвененко В.И., Мордкович А.Г. - М: Просвещение, 1992.
-
Гусев В.А., и др. Методика обучения геометрии. Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений (В.А.Гусев, и др; Под ред. В.А. Гусева. - М.: Издательский центр «Академия». - 368с.
-
Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984, 97с.
-
Пидоу, Д. Геометрия и искусство. - М.: Мир, 1979, 334с.
-
Правильные многогранники. Методические рекомендации. - Н.Новгород: НГПИ им. М.Горького, 1991, 48с.
-
Прасолов, В.В. Задачи по стереометрии./ Прасолов В.В., Шарыгин И.Ф./ - М.: Наука, 1989, 288с.
-
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика 5 - 11 кл./Сост.Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк.- М., 2002.