- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по теме Тригонометрические уравнения 10 кл
Конспект урока по теме Тригонометрические уравнения 10 кл
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Камаева З.В. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Республики Марий Эл
ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»
МОУ «Вятская средняя (полная) общеобразовательная школа Советского района»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока математики
в 10 классе
по теме: «Решение тригонометрических
уравнений»
Учитель математики высшей категории,
«Отличник народного просвещения»
Камаева З.В.
с. Вятское
2012 г.
Тема урока: Решение тригонометрических уравнение.
Цель урока:
-
Образовательные- обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы. Создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
-
Развивающие - способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
-
Воспитательные- содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, мобильности, умения общаться, общей культуры.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения: частично-поисковый (эвристический). Тестовая проверка уровня знаний, работа по опорным схемам, работа по обобщающей схеме, решение познавательных обобщающих задач, системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование и источники информации: экран; кодоскоп, кодопозитивы, системно-обобщающая схема, динамичные блоки тригонометрических уравнений, кубик-«экзаменатор», шкала оценок, цветные мелки, указка. У учащихся на партах листы учета знаний, системно-обобщающая схема, по четыре чистых подписанных листочка и копирка.
План урока
-
Оргмомент - 2 мин.
-
Тест через копирку (с самопроверкой) - 7 мин.
-
Два сообщения по 3 мин.
-
Систематизация теоретического материала: четыре подразделения
по 2, 4, 7 и 3 мин. соответственно.
-
Дифференцированная самостоятельная работа через копирку (с самопроверкой) - 10 мин.
-
Проверка самостоятельной работы - 2 мин.
-
Итог урока - 2 мин.
1.Организационный момент
Французский писатель Анатоль Франс (1844 - 1924) однажды заметил: «Учиться можно только весело.Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Решение тригонометрических уравнений». Повторяем, обобщаем, приводим в систему изученные виды, типы, методы и приемы решения тригонометрических уравнений.
Перед вами стоит задача - показать свои знания и умения по решению тригонометрических уравнений.
Задание на дом:
-
§ 3, п. 8 - 11, повторить теорию;
-
принести домашние зачетные работы. (Задания были вывешены на стенде «В помощь учащимся» на первом уроке изучения темы.)
2. Тест через копирку (с самопроверкой)
Тема: « Решение простейших тригонометрических уравнений».
Цель: контроль (самоконтроль) знаний и приведение в систему знаний по простейшим тригонометрическим уравнениям.
Работа проводится в двух вариантах. Вопросы читаются в размеренном темпе, дважды повторяя каждый вопрос, указывая на тот листок с номером, под которым находиться правильный ответ
ВАРИАНТ 1
-
Какого будет решение уравнения cos x= a при | а | > 1?
-
При каком значении а уравнение cos x = a имеет решение?
-
Какой формулой выражается это выражение?
-
На какой оси откладывается значение а при решении уравнения cos x = a?
-
В каком промежутке находится arcos a?
-
В каком промежутке находится значение а?
-
Каким будет решение уравнения cos x = 1?
-
Каким будет решение уравнения cos x = -1?
-
Каким будет решение уравнения cos x=0?
-
Чему равняется arcos (-а)?
-
В каком промежутке находится arctg a?
-
Какой формулой выражается решение уравнения tg x = a?
-
Чему равняется arctg (-a)?
ВАРИАНТ 2
-
Какого будет решение уравнения sin x = a при | а | > 1?
-
При каком значении а уравнение sin x = a имеет решение?
-
Какой формулой выражается это выражение?
-
На какой оси откладывается значение а при решении уравнения sinх = a?
-
В каком промежутке находится acrsin a?
-
В каком промежутке находится значение а?
-
Каким будет решение уравнения sin x = 1?
-
Каким будет решение уравнения sin x = -1?
-
Каким будет решение уравнения sin x=0?
-
Чему равняется arcsin (-а)?
-
В каком промежутке находится arcctg a?
-
Какой формулой выражается решение уравнения ctg x = a?
-
Чему равняется arcctg (-a)?
Тест окончен (собираются листочки с работой и открывается правильные ответы). Учащиеся отмечают на оставшихся листах неправильные шаги и количество правильных шагов Р, заносят в лист учета знаний.
3. Сообщения
-
Доклад об истории развития тригонометрии (выступает подготовленный ученик).
-
О прикладной направленности изучаемой темы расскажет учащийся, который подготовил одну физическую задачу.
Цель: содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям.
4.Систематизация теоретического материала
4.1 Учебная серия «Классификация тригонометрических уравнений».
Цель: привести в систему знания по типам и методам решения тригонометрических уравнений.
На доске написаны уравнения данной серии и повешена системно- обобщающая таблица. У каждого учащегося имеется такая же схема. Определяя тип и методы решения уравнений, учащиеся заполняют свою схему. Открываются правильные ответы, учащиеся меняются схемами, проверяют, объясняют друг другу ошибки, количество верных шагов Р заносят в лист учета знаний соседа.
-
3sin2 x - sin x cos x - 2cоs2х = 0.
-
cos2 x - 9 cos x +8 = 0.
-
sin 6x - cos 3x = 0.
-
2cos2x + 3sin x = 0.
-
2sin x cos x = cos 2x - 2 sin2 x = 0.
-
2cos2 x - 11 cos x + 5= 0.
-
tg x + 3 ctg x = 4.
-
cos 2x = cos (π - x) = 0.
-
√3 cos x + sin x = 1.
-
3cos x + sin x =5.
-
cos x + √3 sin x = 2.
-
4cos x + sin x = 5.
-
sin x + cos x = 1.
-
Тригонометрические уравнения
Решение уравнений
по неизвестным алгоритмам
Решение уравнений путем
разбиение на подзадачи
Одноименные
уравнения и сводящиеся к ним
Уравнения, решающиеся разложением на множители
№ 1
2 №
Уравнения, решающиеся оценкой значений левой и прямой части
№ 3
Уравнения вида a cos x + b sin x = c, где а, b? c ≠ 0,
Решение методом введения вспомогательного
аргумента
4.2 Динамичные блоки уравнений ( на магнитной доске) на сравнение, обобщение и выделение главного, раскрытие идей решения некоторых уравнений, предупреждение возможной ошибки, выделение общего алгоритма решения тригонометрических уравнений, проводимых к квадратным ( отвечающие учащиеся правильные шаги Р заносят в лист учета знаний).
1. Вопрос. О чем идет речь?
-
? Особенное !
1. sin x =1
2
2. tg ( 2x - 450) =√3
3
3. cos х = a2 + 1
2
4. ctg 3x = - √3
Ответ: 1, 2, 4 - простейшие тригонометрические уравнения, решающиеся по известным формулам;
3-простейшие тригонометрические уравнения с параметром. Решение имеет только при а = 0
2. Вопрос. О чем говорит этот блок уравнений?
-
? Лишнее, но !
-
2sin2 2x + 5sin 2x - 3 = 0
-
6sin2 х+ 4sin x cos x = 1
-
3tg x + 5ctg x = 8
-
2sin2х + 5cos х +1 = 0
-
Ответ:1, 3, 4 - одноименные тригонометрические уравнения и сводящиеся к ним решаются методом подстановки; 2 - уравнение однородное, но заменив 1 в правой части на sin2x + cos2x и разделив обе части уравнения на cos2x (или на sin2x), получим одноименное тригонометрическое уравнение.
3. Вопрос. Что бы это означало?
-
? Нельзя !
1. sin x + cos x = 0
2. sin 2x - 5sin x cos x + 4cos2 x = 0
3. 3sin x cos x - cos2 x = 0
? Можно !
Ответ:1 - однородное уравнение Ι степени решается методом деления на cos x ( sin x ); 2 -однородное уравнение второй степени решается методом деления на cos2x ( sin2x или sin x cos x )- нельзя делить на cos2x это приведет к потере корней. Можно делить на sin2x или разложить на множители.
4. Вопрос: Найдите лишнее уравнение и раскройте идею решения.
а)
-
-
sin 4x - sin 2x = 0
-
arcsin (x + 1) = 300
-
5cos 3x + 4cos x = 0
-
Ответ:1,3 - уравнения решаются методом разложения на множетили . 2 - уравнение лишнее. Это уравнение содержит обратную тригонометрическую функцию.
Так как 300 €[-900; 900] и получаем уравнение.
Х+1 = sin 300, т.е. х+1=1 , х= - 1
2 2
б)
-
1. 2cos 3x + 4sin х = 7
2. √3 cos x + sin x = 2
3. cos x + √3 sin x = 1
Ответ. 2,3 - уравнения, решаются методом введения вспомогательного аргумента. 1-е - уравнение лишнее. Это уравнение решается оценкой значений левой и правой части. Так как наибольшее значение левой части равно 6 и 6 ≠ 7, это уравнение корней не имеет.
Вопрос. А если первая часть равна 6?
Ответ. Решение сводится к решению системы уравнений
5. Вопрос. Назовите главный ключевой блок уравнений.
Ответ. Блок простейших тригонометрических уравнений - главный, так как решение всех остальных уравнений сводится к решению простейших.
6. Вопрос. Снимают блоки уравнений, решающиеся разложением на множители и методом введения вспомогательного угла, и прошу их назвать.
7. Вопрос. Снимая уравнение, спрашиваю тип и метод решения.
-
-
2 sin22x + 5 sin 2x - 3 = 0
-
6 sin2x + 4 sin x cos x = 1
-
3 tg x + 5ctgx = 8
-
sin x + cos x = 0
-
sin2x - 5 sin x cosx + 4cos2 x =0
-
3 sin x cos x - cos2x = 0
-
8. Вопрос. Нельзя ли оставшиеся уравнения объединить в один блок?
Ответ. Можно, получается блок тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным.
Показывая уравнение, спрашиваю алгоритм решения. Прошу выделить общий алгоритм решения для остальных уравнений.
Ответ:
-
Сведения к одноименному уравнению.
-
Замена переменной.
-
Решение квадратного уравнения.
-
Решение простейших тригонометрических уравнений.
4.3. Тестовые задания на нахождение идей решения уравнений
( работа с кодоскопом, слайды 3, 4). (Отвечающие учащиеся правильные шаги Р заносят в лист учета знаний.)
Цель: расширение математического кругозора
Ответы:
-
1.1
2.3
3.4
1.2
2.1
3.3
1.3
2.4
3.2
1.4
2.2
3.1
5. Дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой.
Группа А:
1. 2cos2х + 3 sin х = 0
2. sin 2x ++ sin x = 0
Группа В :
1. cos2х Х cosх = cos3 х.
2. √3 cos x + sin x = 2
Группа Б:
1. cos2х + 2sin2 х = sin 2x
2. sin 7x + cos4х = sin x.
Дополнительно:
cos3х + I cosхI = sin 2x
6. Проверка самостоятельной работы.
Учащиеся сами проверяют свои работы по готовым решениям на доске (кодоскопе).
7. Итог урока
Дается оценка работы класса и домашнее задание.
§ 20 № 362, 363, 364 (а, б).
Самостоятельная домашняя работа по карточкам (карточки по тригонометрии 10-11 классы)