- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)
Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чиркова Л.И. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Чиркова Людмила Игоревна- учитель математики высшей категории Горловской общеобразовательной школы I-II ступеней № 48 Донецкой области.
Тема урока: «Путешествие в страну дроби»
"Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву- это одна из труднейших и важнейших задач дидактики".
К.Д. Ушинский
Цели урока:
-
Образовательная - расширить представление детей о дробях, уметь выполнять действия с дробями;
-
Развивающая - развить память, смекалку, находчивость, математическую любознательность;
-
Воспитательная- привить устойчивый интерес к предмету математика.
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор, презентация к уроку (Приложение 1), интерактивная доска, листочки для учащихся с печатной основой (Приложение 2).
На партах - задания для самостоятельной работы, листы настроения.
Ход урока
Попасть в страну дроби, минуя деревню Историческую нельзя. Сейчас ребята расскажут нам об истории возникновения дробей.
ДЕРЕВНЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встречали необходимость вести дроби.
Древние египтяне уже знали, как поделить два предмета на троих, для этого числа 2/3 у них был специальный значок. Между прочим, то была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителя не стояла единица, - все остальные дроби непременно имели в числителе 1 (так называемое основание дроби): ½, 1/3, 1/28....Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей.
В Древнем Вавилоне предпочитали, наоборот, постоянные знаменатель, равный 60. Римляне тоже пользовались лишь одним знаменателем, равным 12. Особое место занимали дроби ½, ¼, 1/8, 1/16 ит.д. Дело в том, что в древности отдельной арифметической операцией полагали удвоение и деление пополам.
Действия над дробями в средние века считали самой сложной областью математики.
До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительную ситуацию, что он «попал в дроби». Чтобы облегчить действия с дробями были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввел в 1585г. голландский математик и инженер Симон Стевин.
Во Франции десятичные дроби ввел Франсуа Виет в 1579г.; его запись дроби 14,382:
14/382
Учитель: Ребята, вы познакомились с историей обыкновенных и десятичных дробей, а теперь нам пора продолжить путешествие. Наш путь к озеру Ребусному.
ОЗЕРО РЕБУСНОЕ.
Здесь командам предлагается решить ребус и расшифровать две анаграммы.
-
Решить ребус.
Ответ: дробь
-
Расшифровать две анаграммы
-
ИТЛИЬЛЕСЧ
-
ЛЬМЗАНМТЕНЕА
-
Команды получают жетоны, а команда - победитель выбирает дальнейший маршрут.
ЗАМОК КРОССВОДРНЫЙ
По горизонтали.
-
Деление числителя и знаменателя на одно и тоже число?
-
Что, надо знать наизусть?
-
Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно простые числа?
-
На сколько надо сократить дробь 24/36?
-
Равенство, содержащие неизвестное?
-
Сотая часть числа?
По вертикали.
-
Название дроби, у которой числитель больше и равен знаменателю?
-
Действие, при помощи которого находят дробь от числа?
н
с
о
к
р
а
щ
е
н
и
е
П
п
Р
а
в
и
л
о
А
В
н
е
с
о
к
р
а
т
И
м
а
я
Л
У
Ь
М
Н
д
в
е
Н
а
д
ц
А
т
ь
О
Я
Ж
у
р
а
в
н
е
н
и
е
Н
И
п
р
о
ц
Е
н
т
ГОРЫ МОЗГОДРОМ
-
Поставить знаки действия так, что бы равенства были верными
-
7/8?1 1/7=1 (умножения)
-
3/7?4/7=3/4; (деления)
-
2?11/3=2/3; (сложение)
-
0,3?5/6=1/4 (умножение)
-
-
Найдите ошибку
-
3-12/5=25/5-12/5=13/5
-
2/3х3/4=1/2
-
5/7:15/28=5*28/7*15=4/3=11/3
-
-
На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20 -ый день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера.
(На 19-ый день).
-
В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя детьми так, чтобы каждый получил по яблоку, и одно яблоко осталось бы в корзине.
ЛЕС СКАЗОЧНЫЙ
Каждая команда получила по 2 карточки с заданиями.
Задание 1. Выполните действия по порядку и расшифруйте фамилию известной детской писательницы.
-
5
-
6
-
7
-
8
Ответ: Линдгрен
Астрид Линдгрен знаменитая детская писательница, написавшая «Пеппи Длинный Чулок» и «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
Задание 2. Расположите дроби в порядке возрастания , и вы узнаете имя одного из ее героев:
0,5 6/7 2,25 5/2 1/3 4/8 1
А Р О Н К С Л
ПОЛЯНА ТЕАТРАЛЬНАЯ
К этому конкурсу команды готовятся заранее. Они показывают сценки, сказки, инсценируют стихи, песенки о дробях. Вот некоторые из выступлений.
ПРОСТАЯ ДРОБЬ
У числителя и Знаменателя - вечные дрязги. Никак не поймешь, кто из них прав. Числитель толкует одно, а Знаменатель перетолковывает по- своему.
Числитель говори:
-
У меня положение выше, почему же я меньше Знаменателя?
А Знаменатель свое:
-
Я - то число побольше, с какой же стати мне ниже Числителя стоять?
Целое число, которому надоело это брюзжание, сказало им напрямик:
-
Сказочники несчастные, чего вы не поделили? В то время, когда у нас столько примеров и задач.
-
Тебе, Целому, хорошо, - проворчал Знаменатель.
-
Знаменательно! =воскликну Числитель.- Знаменательно, что именно Целое число делает нам замечание!
-
А кто мешает вам стать целым число? Сложитесь с какой-нибудь дробью.
-
Ладно, обойдемся без ваших задач и примеров,- сказал Числитель.
А Знаменатель добавил:
-
Проваливай, пока цело!
Целое число махнуло на них рукой и приступило к очередным задачам.
Числитель нагнулся постучал в черточку:
-
Послушай, может, нам и впрямь с другой дробью сложится?
-
Э, шалишь, брат,- возразил Знаменатель,- хватил мне и одного Числителя.
-
Если уж на то пошло,- обиделся Числитель,- мне тоже одного Знаменателя предостаточно.
Еще подумали.
Потом Знаменатель встал на цыпочки, постучал в черточку:
-
Слышь, ты! А если нам стать Целым числом, без другой дроби?
-
Можно попробовать. Числитель умножится на 2 и Знаменатель - не отставать же! -тоже на2. Числитель на 3 -и Знаменатель на столько же.
Умножались, умножались, совсем изнемогли, а толку никакого. Та же дробь, ни больше, ни меньше прежней.
-
Стой! - кричит Знаменатель.- Хватит умножаться . Делиться давай. Так вернее будет.
Стали делиться. Знаменатель на 2 и Числитель на 2. Знаменатель на 3- и Числитель на тоже число. А дробь- все прежняя.
ШУТКА
Я докажу, что в течение года вам почти некогда учится в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжительность не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночь составляет половину года, следовательно, еще 182 дня отпадают. Остается 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадает. Остается всего-навсего 5 дней. Много ли тут можно выучить?
ИТОГИ УРОКА
-
Какая станция Вам понравилась больше всего?
-
Вновь отметить на листках настроения лицо, соответствующие настроению на данный момент.