Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чиркова Людмила Игоревна- учитель математики высшей категории Горловской общеобразовательной школы I-II ступеней № 48 Донецкой области.

Тема урока: «Путешествие в страну дроби»

"Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву- это одна из труднейших и важнейших задач дидактики".

К.Д. Ушинский

Цели урока:

  1. Образовательная - расширить представление детей о дробях, уметь выполнять действия с дробями;

  2. Развивающая - развить память, смекалку, находчивость, математическую любознательность;

  3. Воспитательная- привить устойчивый интерес к предмету математика.

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор, презентация к уроку (Приложение 1), интерактивная доска, листочки для учащихся с печатной основой (Приложение 2).

На партах - задания для самостоятельной работы, листы настроения.

Ход урока

Попасть в страну дроби, минуя деревню Историческую нельзя. Сейчас ребята расскажут нам об истории возникновения дробей.

ДЕРЕВНЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ

Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встречали необходимость вести дроби.

Древние египтяне уже знали, как поделить два предмета на троих, для этого числа 2/3 у них был специальный значок. Между прочим, то была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителя не стояла единица, - все остальные дроби непременно имели в числителе 1 (так называемое основание дроби): ½, 1/3, 1/28....Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей.

В Древнем Вавилоне предпочитали, наоборот, постоянные знаменатель, равный 60. Римляне тоже пользовались лишь одним знаменателем, равным 12. Особое место занимали дроби ½, ¼, 1/8, 1/16 ит.д. Дело в том, что в древности отдельной арифметической операцией полагали удвоение и деление пополам.

Действия над дробями в средние века считали самой сложной областью математики.

До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительную ситуацию, что он «попал в дроби». Чтобы облегчить действия с дробями были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввел в 1585г. голландский математик и инженер Симон Стевин.

Во Франции десятичные дроби ввел Франсуа Виет в 1579г.; его запись дроби 14,382:

14/382

Учитель: Ребята, вы познакомились с историей обыкновенных и десятичных дробей, а теперь нам пора продолжить путешествие. Наш путь к озеру Ребусному.

ОЗЕРО РЕБУСНОЕ.

Здесь командам предлагается решить ребус и расшифровать две анаграммы.

  1. Решить ребус.

Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)

Ответ: дробь

  1. Расшифровать две анаграммы

    1. ИТЛИЬЛЕСЧ

    2. ЛЬМЗАНМТЕНЕА

Команды получают жетоны, а команда - победитель выбирает дальнейший маршрут.

ЗАМОК КРОССВОДРНЫЙ

По горизонтали.

  1. Деление числителя и знаменателя на одно и тоже число?

  2. Что, надо знать наизусть?

  3. Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)простые числа?

  4. На сколько надо сократить дробь 24/36?

  5. Равенство, содержащие неизвестное?

  6. Сотая часть числа?

По вертикали.

  1. Название дроби, у которой числитель больше и равен знаменателю?

  2. Действие, при помощи которого находят дробь от числа?

н


с

о

к

р

а

щ

е

н

и

е

П

п

Р

а

в

и

л

о

А

В

н

е

с

о

к

р

а

т

И

м

а

я

Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)Л

У

Ь

М

Н

д

в

е

Н

а

д

ц

А

т

ь

О

Я

Ж

у

р

а

в

н

е

н

и

е


Н

И

п

р

о

ц

Е

н

т


ГОРЫ МОЗГОДРОМ

  1. Поставить знаки действия так, что бы равенства были верными

    1. 7Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)/8?1 1/7=1 (умножения)

    2. 3Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)/7?4/7=3/4; (деления)

    3. 2?11/3=2/3; (сложение)

    4. 0,3?5/6=1/4 (умножение)

  2. Найдите ошибкуКонспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)

    1. 3-12/5=25/5-12/5=13/5

    2. 2/3х3/4=1/2

    3. 5/7:15/28=5*28/7*15=4/3=11/3

  3. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20 -ый день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера.

(На 19-ый день).

  1. В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя детьми так, чтобы каждый получил по яблоку, и одно яблоко осталось бы в корзине.

ЛЕС СКАЗОЧНЫЙ

Каждая команда получила по 2 карточки с заданиями.

Задание 1. Выполните действия по порядку и расшифруйте фамилию известной детской писательницы.

  1. Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)5 Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)

  2. Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)6 Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)

  3. Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)7 Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)

  4. Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)8 Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)

Ответ: Линдгрен

Астрид Линдгрен знаменитая детская писательница, написавшая «Пеппи Длинный Чулок» и «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

Задание 2. Расположите дроби в порядке возрастания , и вы узнаете имя одного из ее героев:

Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)0,5 6/7 2,25 5/2 1/3 4/8 1

Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)

Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)Конспект урока на тему Путешествие в страну дроби (5 класс)А Р О Н К С Л

ПОЛЯНА ТЕАТРАЛЬНАЯ

К этому конкурсу команды готовятся заранее. Они показывают сценки, сказки, инсценируют стихи, песенки о дробях. Вот некоторые из выступлений.

ПРОСТАЯ ДРОБЬ

У числителя и Знаменателя - вечные дрязги. Никак не поймешь, кто из них прав. Числитель толкует одно, а Знаменатель перетолковывает по- своему.

Числитель говори:

  • У меня положение выше, почему же я меньше Знаменателя?

А Знаменатель свое:

  • Я - то число побольше, с какой же стати мне ниже Числителя стоять?

Целое число, которому надоело это брюзжание, сказало им напрямик:

  • Сказочники несчастные, чего вы не поделили? В то время, когда у нас столько примеров и задач.

  • Тебе, Целому, хорошо, - проворчал Знаменатель.

  • Знаменательно! =воскликну Числитель.- Знаменательно, что именно Целое число делает нам замечание!

  • А кто мешает вам стать целым число? Сложитесь с какой-нибудь дробью.

  • Ладно, обойдемся без ваших задач и примеров,- сказал Числитель.

А Знаменатель добавил:

  • Проваливай, пока цело!

Целое число махнуло на них рукой и приступило к очередным задачам.

Числитель нагнулся постучал в черточку:

  • Послушай, может, нам и впрямь с другой дробью сложится?

  • Э, шалишь, брат,- возразил Знаменатель,- хватил мне и одного Числителя.

  • Если уж на то пошло,- обиделся Числитель,- мне тоже одного Знаменателя предостаточно.

Еще подумали.

Потом Знаменатель встал на цыпочки, постучал в черточку:

  • Слышь, ты! А если нам стать Целым числом, без другой дроби?

  • Можно попробовать. Числитель умножится на 2 и Знаменатель - не отставать же! -тоже на2. Числитель на 3 -и Знаменатель на столько же.

Умножались, умножались, совсем изнемогли, а толку никакого. Та же дробь, ни больше, ни меньше прежней.

  • Стой! - кричит Знаменатель.- Хватит умножаться . Делиться давай. Так вернее будет.

Стали делиться. Знаменатель на 2 и Числитель на 2. Знаменатель на 3- и Числитель на тоже число. А дробь- все прежняя.

ШУТКА

Я докажу, что в течение года вам почти некогда учится в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжительность не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночь составляет половину года, следовательно, еще 182 дня отпадают. Остается 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадает. Остается всего-навсего 5 дней. Много ли тут можно выучить?

ИТОГИ УРОКА

  1. Какая станция Вам понравилась больше всего?

  2. Вновь отметить на листках настроения лицо, соответствующие настроению на данный момент.


© 2010-2022