- Преподавателю
- Математика
- Производная и её геометрический смысл
Производная и её геометрический смысл
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зимина А.И. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План - конспект урока по алгебре и началам анализа
Тема урока: Производная и её геометрический смысл
Класс: 11
Цель урока:
-
Образовательная: Систематизировать, расширить и углубить знания, умения и навыки учащихся, связанные с понятиями производная, геометрический смысл производной.
-
Развивающая: Формирование логических приемов мыслительной деятельности, познавательной активности и самостоятельности.
-
Воспитательная: Формирование интереса к изучению математики, развитие устойчивой мотивации к учебной деятельности, воспитание познавательной активности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Методы обучения: индуктивно-эвристический, дедуктивно-репродуктивный.
Литература:
-
Алгебра и начала математического анализа. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / [Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.И. Шабунин]; под ред. А.Б. Жижченко._- 2-е изд. - М. : Просвещение,2011. - 336 с. : ил.
-
Капкаева J1.C. Лекции по теории и методике обучения математике: Частная методика: учеб. пособие для студ. бакалавр, вузов по направлению «Педагогическое образование» / Л.С.Капкаева : в 2 ч. Ч. 2 / Мордовский гос. пед. ин-т.- Саранск, 2011. - 189 с.: ил.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа, учебник.
План урока:
-
Организационный момент (1 мин)
-
Актуализация знаний (8 мин)
-
Обобщение знаний о производной и ее геометрическом смысле (15 мин)
-
Систематизация знаний о производной и ее геометрическом смысле (18 мин)
-
Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин)
Ход урока.
-
Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка посещаемости и готовности к уроку.
-
Актуализация знаний
Учитель: На этом уроке мы обобщить знания по теме «Производная и ее геометрический смысл».
Проводится устная работа.
-
Найдите производную функций:
Учитель: В чем заключается геометрический смысл производной?
Учащиеся: Геометрический смысл производной заключается в том, что численно производная функции в данной точке равна тангенсу угла, образованного касательной, проведенной через эту точку к данной кривой, и положительным направлением оси Ох:
Учитель: запишите уравнение касательной
Учащиеся: y = f(x0) + f '(x0)(x - x0)
-
Обобщение знаний о производной и ее геометрическом смысле
На вспомогательной доске через проектор для учащихся предлагается тестовое задание в двух вариантах.
Задание
Ответ
Вариант 1
Вариант 2
1
2
3
4
Найти угловой коэффициент касательной к графику функции f(x)=sinx в точке
x= -
Найти угловой коэффициент касательной к графику функции f(x)=cosx в точке
x=
-
1
-1
Найдите
Найдите
-80
80
108
-108
Найти угол между касательной к графику функции
у= хв точке
х=
Найти угол между касательной к графику функции
у= lnх в точке х=-1
-45
-60
45
60
Затем учащиеся проверяют выполненное задание. Готовое решение предлагается на вспомогательной доске через проектор.
Задание
Ответ
Вариант 1
Вариант 2
1
2
3
4
Найти угловой коэффициент касательной к графику функции f(x)=sinx в точке
x= -
Найти угловой коэффициент касательной к графику функции f(x)=cosx в точке
x=
Вариант 2
1
-1
Вариант 1
Найдите
Найдите
-80
Вариант 1
80
108
-108
Вариант 2
Найти угол между касательной к графику функции
у= хв точке
x0=
Найти угол между касательной к графику функции
у= lnх в точке х=-1
-45
Вариант 2
-60
45
60
Вариант 1
Учитель:
Условие параллельности и перпендикулярности двух прямых у = кх + в и
у = кх + в:
Учащиеся:
Условие параллельности двух прямых: к = к
Условие перпендикулярности двух прямых: к = -
Учитель: Задание: найдите ошибку, если она есть.
Учитель вместе с учащимися проводит анализ найденных ошибок.
-
Систематизация знаний о производной и ее геометрическом смысле
Предлагается самостоятельная работа, которая дается в трех вариантах различной трудности:
А. Облегченный вариант,
B. Средней трудности,
С. Повышенной трудности.
Каждый ученик выбирает сам тот вариант, который по его силам.
Оценивается А на «3», В на «4», С на «5».
А:
Ответ:
Ответ:
В:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
С:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
5. Подведение итогов урока и домашнее задание
Закончите фразу:
-
«Сегодня на уроке я повторил …»
-
«Сегодня на уроке я закрепил …»
-
«Сегодня на уроке я научился …»
№ 239(в, г), 238.
Самоанализ урока алгебры и начала анализа
Урок алгебры и начала анализа на тему «Производная и её геометрический смысл» был проведен мной, Морозовой Татьяной Владимировной, 21 ноября 2014 года в МОУ «Средняя школа №36» в 11 классе.
Тип урока - обобщения с систематизации знаний.
Цель урока:
-
Образовательная: Систематизировать, расширить и углубить знания, умения и навыки учащихся, связанные с понятиями производная, геометрический смысл производной.
-
Развивающая: Формирование логических приемов мыслительной деятельности, познавательной активности и самостоятельности.
-
Воспитательная: Формирование интереса к изучению математики, развитие устойчивой мотивации к учебной деятельности, воспитание познавательной активности.
Структура урока состояла из следующих этапов:
-
Организационный момент (1 мин)
-
Актуализация знаний (8 мин)
-
Обобщение знаний о производной и ее геометрическом смысле (15 мин)
-
Систематизация знаний о производной и ее геометрическом смысле (18 мин)
-
Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин)
Организационный момент включал в себя приветствие учеников, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, проверка отсутствующих, проверка домашнего задания.
На этапе актуализации знаний с учащимся была проведена устная работа.
На этапе обобщения и систематизации знаний использовался эвристический и репродуктивный методы. В процессе решения задач учащимся постоянно задавались вопросы. Все примеры были записаны учащимися в тетрадь для лучшего запоминания и усвоения материала, который был изложен последовательно в доступной для учащихся форме и соответствовал программе и уровню знаний учащихся данного класса. Если у учащихся возникали трудности, им задавались наводящие вопросы. С учащимися была проведена минутка отдыха.
Выбранные мной методы обучения обеспечили достижение основных дидактических принципов: принципа доступности, наглядности, воспитания, научности и последовательности изложения материала.
Затем учащиеся работали самостоятельно.
На уроке использовалась фронтальная и индивидуальная формы работы. В течение всего урока присутствовала «обратная связь», поддерживалась дисциплина.
Я излагала материал доступно, наглядно, последовательно. Речь была правильной, эмоциональной и четкой, важные моменты выделяла интонацией.
В течение урока были опрошены практически все ученики класса, что является хорошим показателем усвоения ими учебного материала. В связи с этим был выполнен весь объем запланированной работы на уроке. Еще одним показателем успешного усвоения изученной темы учащимися является их высокая активность на уроке, желание выйти к доске, практически безошибочные ответы на дополнительные вопросы, заданные со стороны учителя.
В конце урока были подведены итоги, выставлены отметки и задано домашнее задание, цель которого - закрепление материала, изученного на уроке.
Домашнее задание было записано на доске с самого начала урока.
Основные этапы урока были строго соблюдены и соответствовали временным рамкам. Образовательная, развивающая и воспитательная цели были достигнуты.
В своей дальнейшей работе опыт педагогической деятельности постепенно будет совершенствоваться.