- Преподавателю
- Математика
- Избранные вопросы планиметрии. 9 класс. курс
Избранные вопросы планиметрии. 9 класс. курс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванчик Е.В. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предметный курс
« Избранные вопросы планиметрии»
для учащихся 9 Б класса
Составитель: Иванчик Екатерина Владимировна
Пояснительная записка
Актуальность введения курса. Математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры. Элективные занятия углубляют знания учащихся по основному курсу, предоставляют возможность учащимся приобретать умения решать более трудные и разнообразные задачи.
Настоящая программа составлена с учетом пожеланий и запросов учащихся и их родителей (законных представителей).
Математика является профилирующим предметом на вступительных экзаменах в вузы по широкому спектру специальностей. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно - теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся.
Предметом данного элективного курса является достаточно сложный раздел школьной программы - геометрия. Как показывает практика, геометрические задачи вызывают наибольшие затруднения у учащихся при сдаче экзамена по математике. Можно выделить следующие недостатки в подготовке выпускников:
-формальное усвоение теоретического содержания курса геометрии,
-неумение использовать изученный материал в ситуации, которая отличается от стандартной.
Для успешного выполнения этих заданий необходимы прочные знания основных геометрических фактов и опыт в решении геометрических задач. При изучении математики необходима систематизация знаний, полученных учащимися в основной школе, выделение общих методов и приемов решения геометрических задач, демонстрация техники решения геометрических задач, закрепление навыков решения геометрических задач. В связи с этим необходимо делать акцент не только на овладение теоретическими фактами, но и на развитие умений решать геометрические задачи разного уровня сложности и математически грамотно их записывать. Повторение геометрического материала по разделам позволяет реализовать широкие возможности для дифференцированного обучения учащихся.
Данный курс «Избранные вопросы планиметрии» ориентирован на учащихся 9 классов, которым интересна как сама математика, так и процесс познания нового.
Курс имеет общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся. Программа данного курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения планиметрических задач.
Целями данного курса являются:
-
Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
-
Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
-
Расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к изучению предмета.
-
Стимулирование познавательного интереса, развитие творческих способностей.
-
Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать изученные факты.
-
Закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений.
-
Развитие графической культуры учащихся, развитие геометрического воображения и образного пространственного, логического мышления;
Задачи:
-
Обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся по планиметрии.
-
Научить осознанному применению методов решения планиметрических задач.
-
Развивать интерес школьников к геометрии как важнейшей части математики.
-
Формировать навыки работы с дополнительной научной литературой и другими источниками информации.
-
Научить учащихся применять аппарат алгебры к решению геометрических задач.
Содержание курса предполагает работу с различными источниками математической литературы. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ КУРСА
Учащиеся должны знать:
-
ключевые теоремы, формулы курса планиметрии в разделах Треугольники, Четырехугольники, Окружность, Метод координат, Правильные многоугольники;
-
знать свойства геометрических фигур и уметь применять их при решении планиметрических задач;
-
знать свойства геометрических фигур и уметь применять их при решении задач;
-
знать формулы площадей геометрических фигур и уметь применять их при решении задач.
Учащиеся должны уметь:
-
правильно анализировать условия задачи;
-
выполнять грамотный чертеж к задаче;
-
выбирать наиболее рациональный метод решения и обосновывать его;
-
логически обосновывать собственное мнение;
-
использовать символический язык для записи решений геометрических задач;
-
применять имеющиеся теоретические знания при решении задач;
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
-
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса планиметрии;
-
освоить основные приемы решения задач;
-
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
-
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
-
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
-
проводить полное обоснование при решении задач;
Формы работы: коллективная, групповая и индивидуальная.
Формы оценки результатов обучения:
Результаты обучения будут оцениваться по итогам каждой пройденной темы в виде самостоятельной работы.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ
Тема 1. Треугольники
Треугольники и их виды. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема Пифагора. Теоремы синусов и косинусов. Площадь треугольника. Свойство биссектрисы треугольника. Подобные треугольники.
Тема 2. Четырехугольники
Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Свойство диагоналей выпуклого четырехугольника. Параллелограмм. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники. Площадь прямоугольника, параллелограмма и трапеции.
Тема 3. Окружность
Характеристическое свойство окружности. Углы, связанные с окружностью: вписанный, угол между хордой и секущей, угол между касательной и хордой. Теорема о квадрате касательной. Окружности, вписанные и описанные около треугольника, применение формул.
Тема 4. Метод координат
Координаты точек и векторов. Длина вектора. Расстояние между двумя точками. Скалярное произведение векторов.
Тема 5. Правильные многоугольники
Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности в правильные многоугольники. Длина окружности. Площадь правильного многоугольника.
Сроки реализации программы:
Учебная нагрузка на 2014-2015 учебный год
0,5 часа в неделю - 17 уроков.
Поурочно-тематическое планирование
предметного курса « Избранные вопросы планиметрии»
для учащихся 9 Б класса
№
Содержание программы
Форма занятий
Кол-во часов
Примечание
Тема 1. Треугольники
1
1
Треугольники и их виды. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Лекция, беседа
1
2
Теорема Пифагора. Теоремы синусов и косинусов. Площадь треугольника.
Лекция, беседа
1
3
Свойство биссектрисы треугольника. Подобные треугольники.
Лекция, беседа
1
4
Решение задач
Практика
Тема 2. Четырехугольники
5
Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Свойство диагоналей выпуклого четырехугольника.
Лекция, беседа
1
6
Параллелограмм. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Трапеция.
Лекция, беседа
1
7
Вписанные и описанные четырехугольники. Площадь прямоугольника, параллелограмма и трапеции.
Лекция, беседа
1
8
Решение задач
Практика
Тема 3. Окружность
9
Характеристическое свойство окружности. Углы, связанные с окружностью: вписанный, угол между хордой и секущей, угол между касательной и хордой.
Лекция, беседа
1
10
Теорема о квадрате касательной. Окружности, вписанные и описанные около треугольника, применение формул.
Лекция, беседа
1
11
Решение задач
Практика
Тема 4. Метод координат
12
Координаты точек и векторов. Длина вектора.
Лекция, беседа
1
13
Расстояние между двумя точками. Скалярное произведение векторов.
Лекция, беседа
1
14
Решение задач
Практика
Тема 5. Правильные многоугольники
15
Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности в правильные многоугольники.
Лекция, беседа
1
16
Длина окружности. Площадь правильного многоугольника.
Лекция, беседа
1
17
Решение задач
Практика
1
Итого:
17
ЛИТЕРАТУРА
-
Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2002.
-
Шарыгин И.Ф. Задачи по геометрии (планиметрии). - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1982, 160 с.
Лист изменений
№
Дата внесения
Причина и характеристика изменений
Класс
Основание
Подпись