Рабочая программа За страницами учебника математики 5 класс

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабат...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Индивидуально - групповое занятие является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Оно способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данный курс по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

В содержание курса включены исторические аспекты возникновения чисел, вычислений и математических знаков, жизнь и работа великих математиков, введены понятия геометрических фигур и терминов геометрии. Рассматриваются различные практические вопросы и задачи, игры, ребусы, головоломки, софизмы, сказки, фольклор. Проводится подготовка к олимпиаде по математике.

Занятия проходят в форме эвристической беседы с опорой на индивидуальные сообщения учащихся. В ходе занятий предполагается выполнение практического занятия. Темы предстоящих занятий следует объявлять заранее, чтобы каждый ученик имел возможность выступить на занятиях.

Основная цель курса - развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • привитие интереса учащимся к математике;

  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;

  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

  • воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

  • доброжелательный психологический климат на занятиях;

  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

  • оптимальное сочетание форм деятельности;

  • преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;

Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся - 2 часа в неделю.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

1

Вводное занятие

1

2

История возникновения цифр и чисел

1

3

Системы счисления. История нуля. Календарь

3

4

История математических знаков. Числа великаны

1

5

История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни

2

6

Великие математики древности

3

7

Треугольник. Египетский треугольник

2

8

Старинные задачи по математике

2

9

Логические задачи в сказочных сюжетах.

3

10

Параллелограмм

2

11

Пять правильных многогранников

2

12

Сказки о геометрических фигурах

3

13

Женщины математики

2

14

Готовимся к олимпиаде

6

15

Задачи народов мира

3

16

Задачи о «мудрецах и лжецах»

2

17

Как возникли проценты.

1

18

История дробей. История десятичных дробей

2

19

История возникновения отрицательных чисел.

1

20

Необходимость введения отрицательных чисел.

3

21

Животный мир на координатной плоскости.

5

22

Задачи о природе

2

23

Решение логических задач с помощью «спичек»

4

24

Секреты быстрого умножения

2

25

История циркуля, транспортира

1

26

Игры, ребусы, загадки

3

27

Кроссворды, головоломки

3

28

Софизмы, афоризмы, сказки

2

29

Заключительное занятие

1


Итого

68


Требования к уровню подготовки

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;

  • логические приемы, применяемые при решении задач;

  • историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

должны уметь:

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

  • применять нестандартные методы при решении программных задач


Перечень учебно-методического обеспечения

1. Берман Г. Счет и число. Москва,1956.

2. Ганчев И.и др. Математический фольклор. Москва, 1987.

3. Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва, 1983.

4. Депман И. Из истории математики. Москва,1960

5. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений в 2ч./ Н.Я. Виленкин, В.И.

Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.-17-е изд.-М.: Мнемозина, 2006.

6. Олевский В.А. О секрете происхождения арабских цифр. Журнал " Математика в школе", №5, 1989.-С. 78.

7. Цыпкин А.Г. Справочник по математике для средней школы. Москва, 1981.

8. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / глав. ред. М.Д Аксёнов. - М.: Аванта + , 2002.


© 2010-2022