Урок Решение задачи разными способами

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок решения одной задачи, 8-й класс, геометрия

Цель: Организация деятельности по формированию самостоятельного, творческого мышления через нахождение всевозможных способов решения одной задачи.

Задачи:

  • формировать умения оперативно принимать решения в условиях дефицита времени, развивать гибкость, экономичность мышления;

  • организовать отсроченное повторение и объединить большой объем теории в одну укрупненную единицу;

  • показать многообразие и красоту математических решений, создать ситуацию успеха, радости от самостоятельного преодоления трудностей.

Тип урока: урок систематизации и обобщения.

Формы организации учебной деятельности: парная и групповая.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ученикам необходимо прослушать высказывания, и выяснить о какой фигуре пойдет речь на уроке. Свой ответ обосновать.

- Фигура представляет собой выпуклый многоугольник.

- Сумма её внутренних углов 360 градусов.

- А сумма внутренних углов, прилежащих к одной стороне 180 градусов.

- Данная фигура хорошо разбивается на параллелограмм и треугольник.

После обсуждения учитель прикрепляет на доску магнитом "королеву урока" - трапецию.

2. Работа в парах по воспроизведению теории ( ученик и ученик- консультант).

Ученики в течении 5-7 минут отвечают друг другу на вопросы, которые появляются на экране. Хорошо если пары детей будут разноуровневыми, тогда один из учеников является консультантом и помогает вспомнить нужный материал товарищу в случае затруднения.

Вопросы:

- Дайте определение трапеции.

- Перечислите виды и свойства трапеции.

- Как разбить трапецию на параллелограмм и треугольник?

- Что нужно провести в трапеции, чтобы получить подобные треугольники?

- Как разбить трапецию на два прямоугольных треугольника и прямоугольник?

- Дайте определение средней линии трапеции, перечислите её свойства.

- Как найти площадь трапеции?

3. Подготовка к выполнению группового задания ( устное решение теста).

Учитель предлагает ребятам записать в тетрадях ответы на задания устного теста, который затем проверяется самопроверкой.

Урок Решение задачи разными способами.

- Выберите трапеции:

Ответ: а, б, в.

- Выберите прямоугольные треугольники:

Урок Решение задачи разными способами.

Ответ: а, в, г.

- Вычислите площади предложенных трапеций:

Урок Решение задачи разными способами.

Ответ: а) 34 см2, б) 25 см2, в) 48 см2.

4. Групповая работа, составление планов решения задачи.

Урок Решение задачи разными способами.

Ученикам предлагается решить задачу:

Найти площадь трапеции со сторонами оснований 10 см, 20 см и боковыми сторонами 6 см и 8 см.

Класс предварительно делится на четыре группы одинаковые по силам. Каждой группе дается время на поиск и обсуждение способов решения задачи. Учитель выступает как консультант, если нужно направляет и корректирует процесс решения задачи. Каждая группа выбирает одно из решений и оформляет его в тетраде. У доски демонстрируются планы решения задачи представителями групп.

5. Презентация проектов, оформление решения.

Урок Решение задачи разными способами.

Первое решение:

1. Проведем ВНУрок Решение задачи разными способами.АD и СКУрок Решение задачи разными способами.АD, тогда четырехугольник НВСК - прямоугольник.

2. Пусть АН=Урок Решение задачи разными способами.см, тогда КD=(10-Урок Решение задачи разными способами.) см.

Используя теорему Пифагора, выразим высоту h из Урок Решение задачи разными способами.АВН и Урок Решение задачи разными способами.СКD: hУрок Решение задачи разными способами. , hУрок Решение задачи разными способами.Урок Решение задачи разными способами.

Составляя и решая уравнение, получим, что h=4,8(см)

3. Тогда SУрок Решение задачи разными способами.= Урок Решение задачи разными способами.,8=72 (смУрок Решение задачи разными способами.)

Урок Решение задачи разными способами.

Второе решение:

1. Проведем СНУрок Решение задачи разными способами.АD и СКУрок Решение задачи разными способами.АВ, тогда АВСК - параллелограмм, Урок Решение задачи разными способами.АК=ВС=10 см и АВ=КС=6 см

2. Рассмотрим Урок Решение задачи разными способами.КСD: КС=6 см, СD=8 см, КD=10 см. Так как КDУрок Решение задачи разными способами.= КСУрок Решение задачи разными способами.СDУрок Решение задачи разными способами., то по теореме, обратной теореме Пифагора, Урок Решение задачи разными способами.КСD - прямоугольный.

3. Можно найти высоту по формуле: СН=Урок Решение задачи разными способами.(см)

4. Площадь трапеции находим, так же как и в первом решении.

Урок Решение задачи разными способами.

Третье решение:

1. Продолжим АВ до пересечения с СD в точке Е, проведем СКУрок Решение задачи разными способами. АВ.

2. Устанавливаем, что Урок Решение задачи разными способами.КСD- прямоугольный и АВСК- параллелограмм.

3. Урок Решение задачи разными способами.AЕD и Урок Решение задачи разными способами.КСD подобны по первому признаку (Урок Решение задачи разными способами.D- общий, Урок Решение задачи разными способами.КСD=Урок Решение задачи разными способами.АЕD по свойству параллельных прямых), коэффициент подобия k=2, так как k =Урок Решение задачи разными способами.

4. Отсюда АЕ=KC•k=12 см, DE= DC•k= 16 см.

5. Так как Урок Решение задачи разными способами.AЕD и Урок Решение задачи разными способами.КСD- прямоугольные, то SУрок Решение задачи разными способами. (смУрок Решение задачи разными способами.)

SУрок Решение задачи разными способами.(смУрок Решение задачи разными способами.). Площадь Урок Решение задачи разными способами.AЕD можно было найти через отношение площадей подобных треугольников: Урок Решение задачи разными способами.

Теперь можно найти площадь трапеции: SУрок Решение задачи разными способами.=SУрок Решение задачи разными способами.(смУрок Решение задачи разными способами.)

Урок Решение задачи разными способами.

Четвертое решение:

1. Проведем СК Урок Решение задачи разными способами.АВ и соединим точки К и С отрезком.

2. Нетрудно доказать, что Урок Решение задачи разными способами.АВК, Урок Решение задачи разными способами.ВКС, Урок Решение задачи разными способами.КСD равные и прямоугольные.

3. SУрок Решение задачи разными способами.=3•SУрок Решение задачи разными способами.=3•Урок Решение задачи разными способами.=72 (смУрок Решение задачи разными способами.)

После анализа всех решений приходим к выводу, что самым рациональным и оригинальным является четвертый способ, а наиболее естественным и привычным оказалось решение первое.

6. Исследование задачи при изменении фигуры.

После обсуждения способов решений, ребятам предлагаются задания на изменение фигуры. Можно предложить ответить на вопросы исследовательского характера:

1. Всегда ли трапецию можно разбить на три равных треугольника?

Выясняется, что это можно сделать только, если одно основание в два раза больше другого.

2. Может ли трапеция быть составлена из трех равных треугольников другого вида?

Трапецию можно составить из трех правильных треугольников, равнобедренных и произвольных треугольников.

3. Сохраняться ли способы решения в этих случаях? Какие способы будут наиболее рациональными?

Перед детьми становится вновь проблема: нужно проанализировать способы решения по измененному чертежу, а так же вспомнить формулы для вычисления площади правильного и произвольного треугольников. Для правильного треугольника отрабатывается формула: S=Урок Решение задачи разными способами. . Для произвольного треугольника используем формулу Герона:

S=Урок Решение задачи разными способами. , Урок Решение задачи разными способами.Урок Решение задачи разными способами.

Имеет смысл предложить ребятам для простоты вычислений длины сторон 13, 14, 15, чтобы за технической стороной дела не потерялась идея решения.

После исследования задачи на изменение фигуры, можно предложить изменить длины оснований трапеции так, чтобы они не отличались друг от друга в два раза. Тогда очевидно, что трапецию невозможно разбить на три равных треугольника. И наш "красивый" способ решения использовать невозможно.

В качестве домашней работы можно предложить задачи:

1. Найти площадь трапеции, у которой параллельные стороны имеют длины 25 см и 11 см, а непараллельные - 13 см и 15 см.

2. Составить трапецию из трех равнобедренных треугольников, выбрать самостоятельно длины сторон и вычислить площадь трапеции.

7. Рефлексия.

При подведении итогов урока следует сделать акцент на всём объеме материала, который был использован на уроке. Можно предложить ребятам перечислить основные теоремы, которые применялись на уроке:

1. Признаки параллельных прямых.

2. Теорема Пифагора и ей обратная.

3. Неравенство треугольника.

4. Свойства площади.

5. Отношение площадей подобных фигур.

6. Определение, виды и свойства трапеции.

7. Признаки подобия треугольников.

8. Формула площади трапеции.

9. Формула площади прямоугольного треугольника.

10. Формула площади равностороннего треугольника.

11. Формула Герона.

Заключение.

Таким образом, одной из форм уроков по систематизации и обобщению нескольких тем может служить урок решения одной задачи. Основная цель - показать многообразие подходов при решении одной задачи, развивать исследовательские навыки, формировать умение видеть рациональные способы решения. Однако увлекаться этой формой не следует. Такие уроки станут наиболее эффективными, если их проводить один или два раза в четверть. Тогда можно подобрать такую задачу, при решении которой действительно применялся бы большой объем теории. В заключении хочется отметить, что работа учителя - это постоянный поиск и творчество, поэтому каждый выбирает свои методы, пользуется своими индивидуальными приемами. "Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей". Д. Пойа.

© 2010-2022