• Преподавателю
  • Математика
  • Метапредметный подход в обучении математики как условие развития личностного потенциала учащихся

Метапредметный подход в обучении математики как условие развития личностного потенциала учащихся

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метапредметный подход в обучении математики как условие развития личностного потенциала учащихся.

Глебова М.В.


В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек - Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика. Данную задачу невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса. И здесь, наиболее адекватно использование метапредметного подхода, основной целью которого является развитие личностного потенциала учащихся.

Для развития личностного потенциала учащихся необходимо выполнение следующих условий:

  • избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;

  • не допускать переутомления и учебных перегрузок;

  • стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);

  • специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы;

  • использовать проблемно-поисковые методы обучения;

  • использовать дифференциацию в обучении.

Развитие личностного потенциала должно опираться на следующие принципы:

  • деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;

  • индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его способности лишь в определённых пределах;

  • последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;

  • поэтапности - включать в учебную деятельность упражнения для развития способностей, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий;

  • цикличности - включать развивающие упражнения необходимо определёнными циклами, повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно несколько раз;

  • психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;

  • сотрудничества педагога с учеником и его родителями.

Предлагаю элементы урока математики 6 класса на тему «Проценты в нашей жизни», в котором реализован метапредметный подход и принципы для развития личностного потенциала учащихся.

Цели урока

  1. обобщение материала по теме «Проценты»,

  2. применение знаний по теме в жизненных ситуациях,

  3. развитие личностного потенциала учащихся,

  4. активизация мыслительной и творческой деятельности учащихся,

  5. развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.

  6. воспитание чувства ответственности.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс делится на три команды. Из числа сильных учащихся назначаются командиры.

Здравствуйте дети! Сегодня мы завершаем изучение темы ПРОЦЕНТЫ и будем решать задачи, которые часто встречаются в повседневной жизни. Тема урока «Проценты в нашей жизни».

Попробуем сформулировать цели урока.

Так как на сегодняшнем уроке во многих задачах речь идет о деньгах, за работу на уроке я с вами буду расплачиваться деньгами -жетонами. В конце урока по количеству заработанных вами «денег» оценим вашу работу на уроке.

II. Актуализация знаний.


  1. Устная математическая разминка

  2. Верно/ Неверно

Поставить + или - рядом с утверждением

вопрос

ответ

Верно/Неверно

1. Что называют процентом?

Процентом называют 1/1000 часть числа

2. Как обозначают проценты?

%

3.Как выразить число в процентах?

Нужно число разделить на 100 и приписать знак %.

4. Как выразить проценты десятичной дробью?

Нужно число процентов разделить на 100.


  1. Математический диктант.

Заполнить таблицу.

42%

8%

7,25%

568%








6,51

2,3

0,095

Кто справился с заданиями верно берет себе фишку.

  1. Работа со схемой.

- Ребята, вспомните, какие типы задач на проценты мы знаем?

Метапредметный подход в обучении математики как условие развития личностного потенциала учащихся.

Вы знаете, что часто на уроках математики нашим помощником является компьютер. Однако, наш уже устарел и пора нам присмотреть в кабинет более современную машину. Итак, отправляемся в магазин за компьютером.

1. Деловая игра «Покупка компьютера».

Решаем задачи по группам.

1 группа - системный блок

2 группа - монитор

3 группа - колонки

3 человека у доски.

Складываем результат работы групп.

1. Деловая игра «В банке».

Для покупки компьютера нам требуется почти 30000 рублей. Как можно быстро достать деньги?

Правильно, взять кредит в банке. Давайте определим, какой банк предлагает нам наиболее выгодные условия кредитования.

Решаем задачи. Каждая группа свою задачу. Одновременно 3 человека у доски.

Получается, что в погоне за клиентами банки предоставляют одинаковые условия кредитования.

А каким способом можно еще достать деньги? Да, заработать! Побежали устраиваться на работу!

Деловая игра «Распродажа в магазине».

В магазине проходит распродажа. Прочтем объявление.

Праздничная распродажа. Цены снижены на 20%

К товару прикрепляются ценники, в которых зачеркнута старая цена, нужно внести изменения в ценники.

Метапредметный подход в обучении математики как условие развития личностного потенциала учащихся.

Справившиеся с заданием получают фишки.

V. Без знания процентов нельзя обойтись и в школе.

1.В 4 Б классе 3 отличника, что составляет 12,5 % всех учеников класса. Сколько учеников в классе?

5.В нашем классе 25 учащихся, из них 17 учатся без 3. Сколько процентов учеников в нашем 5 классе учатся без троек?

VI. Самостоятельная работа. Раздаются тесты для выполнения. Если сомневаюсь в своих знаниях беру на белом листе, нет - на зеленом.

Тест для уверенных («зеленый»)

1.Какая десятичная дробь соответствует 0,5%?
А) 0,5. Б) 0,05. В) 0,005.

2.Во сколько раз увеличилась стоимость товара, если она по­высилась на 100%?

А) В 1,5 раза. Б) В 2 раза. В) В 100 раз.
3.Школьники собрали 300 рублей на билеты в театр. Однако их цена повысилась на 15%. Сколько еще денег надо собрать?
А) 15 р. Б) 45 р. В) 20 р.

4.Передача спектакля по телевизору заняла 40 мин. Из этого вре­мени 5% ушло на рекламу. Сколько минут длился спектакль?
А) 35 мин. Б) 20 мин. В) 38 мин.

5.Автобус должен проехать от одного города до другого 40 км. Проехав 30 км, он сделал остановку. Сколько процентов пу­ти он проехал?
А) 75%. Б) 30%. В) 25%.

Тест для неуверенных («белый»)

[А1] 3% - это

  1. 0,3

  2. 0,03

  3. 0,0003

  4. 3

[А2] 0,273 - это

  1. 27,3%

  2. 2,73%

  3. 273%

  4. 0,273%

[А3] При помоле пшеницы получается 80 % муки. Сколько муки получится из 90 тонн пшеницы

  1. 112,5 т.

  2. 10 т.

  3. 72 т.

  4. 7200 т.

[А4] За первую половину урока Петя выполнил 60 % задания, а за вторую - 27%. Сколько процентов задания не выполнил Петя.

  1. 13%

  2. 33%

  3. 23%

  4. 87%

[А5]Найдите число, если 15% от него равна 36.

ОТВЕТЫ

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

ответ

2

1

3

1

1



№ задания

1

2

3

4

5

ответ

В

Б

Б

В

А

VII. Домашнее задание дифференцированное

А вам слабо или Пригодится в жизни

«А вам слабо?»

  • Задача, которую нам предложила решить медицинская сестра:

В школе в ноябре 2011 г проходила добровольная вакцинация учащихся против гриппа. Известно, что вакцину поставили 540 учащихся из 747 обучающихся в школе. Каков процент детей, добровольно поставивших вакцину против гриппа?

  • Задача от зав. столовой Татьяны Владимировны: В нашей школе 747 учащихся, из них 75% охвачены горячим питанием, питаются бесплатно 69 человек. Сколько процентов человек питаются бесплатно?

  • Задача, которую нам предложила решить библиотекарь Алла Александровна: В школе 747 учащихся. В среднем на каждого ученика приходится по 13 учебников. Новых учебников на следующий учебный год можно заказать только 13% от всего количества учебников. Сколько учебников получит школьная библиотека в новом учебном году?

Или

«Пригодится в жизни»

  1. Пенсия бабушки -7200 рублей. В апреле она повысилась на 10 %. Какую пенсию теперь получает бабушка?

  2. Занятия ребёнка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 250р. Оплата должна производиться до 15 числа каждого месяца, после чего на каждый просроченный день начисляется пеня (штраф) в размере 4% от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придётся заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю?

VIII. Итог урока. Совсем скоро наша страна будет праздновать День Победы. Мы должны помнить какой ценой завоевано счастье. Великая отечественная война оставила кровавый след на Белгородчине.

В крупнейшем танковом сражении в районе д. Прохоровка участвовало 1200 танков с обеих сторон, из них 840 танков Советской Армии. Сколько процентов советских танков сражалось на Прохоровке?


  • Какие знания помогали вам на уроке?

  • Что нового узнали вы на уроке?

  • Как оцениваете свою работу на уроке? Оцените в процентах.

  • Максимально за урок можно было набрать ** жетонов

У кого выше 75% поднимите красный жетон. (получают «5» за урок)

Красный флаг- символ Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Вы тоже одержали пусть маленькую, но победу.

Подводя итог, следует отметить, что метапредметный подход в обучении - основное условие для развития личностного потенциала учащихся. И применение его на каждом уроке (не только математике) позволить сформировать творческого, активного, мыслящего человека.

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».

Ш.Амонашвили

© 2010-2022