- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока Метод мажорант
Конспект урока Метод мажорант
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ерзина А.И. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ МЕТОДОМ МАЖОРАНТ
Ерзина Альфия Ильхановна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ средняя общеобразовательная школа
№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов
Бугульминского муниципального района РТ
Цели и задачи урока:
Образовательные. Расширить знания учащихся по теме. обобщить и систематизировать способы решения уравнений; продолжить формировать умения решать уравнения, правильно отбирая способы (традиционные, нетрадиционные и оригинальные) решения; научить применять полученные знания при решении уравнений повышенного уровня сложности. Последовательный переход от одного уровня деятельности к следующему, более высокому, к новым знаниям, открытиям по этой теме.
Развивающие. Развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, умение работать с нетиповыми заданиями, продолжать формирование математической речи и графической культуры, развивать творческую активность, вырабатывать умение обобщать, делать выводы.
Воспитательные. Формировать навыки работы со справочным материалом, приучать к эстетическому оформлению слайдов в презентации, записи в тетради и на доске, прививать аккуратность, учить умению выслушивать других и умению общаться, воспитывать настойчивость и целеустремленность. Развивать коммуникативные способности. Формировать у учащихся понятия о научной организации труда, умение рецензировать ответы товарищей и корректировать собственные ответы.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, раздаточный материал по теме урока, справочный материал, маршрутные листы.
Класс: 11 - физико-математический профиль.
Тип: Урок обобщения и систематизации знаний.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний и умений учащихся, необходимых при изучении данной темы.
-
Подготовка учащихся к обобщающей деятельности (повторение и анализ основных методов)
-
Повторение и воспроизведение методов решения уравнений.
-
Итог урока.
-
Домашнее задание.
Ход урока
«Здравствуйте ребята.
Как бы вы назвали эту картину?
(Картины демонстрируется без названия)
Предполагаемые ответы учащихся: «Выпал снег», «Первый снег»
(после высвечивается название картины)
А эту?
Предполагаемые ответы учащихся: «Усталая лошадь», «Лошадь»
Действительно.
И эту?
Предполагаемые ответы учащихся: «У моря», «На берегу»
Появляется название картины «Невидимые персонажи»
Слово учителя: «Ваш ответ не совпал с замыслом автора.
Очевидно, что, давая название реалистичным картинам, вы обращали внимание не только на сюжет, но и на композицию (то, что художник поместил на первый план или выделил цветом), но этот метод оказался не применим к картине сюрреалиста (сверх реалиста) Сальвадора Дали.
Так и при решении уравнений.
Перед вами уравнения. Назовите вид уравнения и предложите способ решения для 1-го и 2-го
Предполагаемые ответы учащихся: «1-е - Возвести в квадрат обе части
2-е Уединить sin x в левой части уравнения»
Можно ли уравнение
3 - е и 4-е решить этими способами?
Выражения левой и правой части уравнения нам понятны и знакомы, но решать ранее известными способами их невозможно. Подобные уравнения, словами живописца назывались бы сюрреалистичными, а в математике - называются трансцендентными, что в переводе с латинского - запредельные. Цель нашего урока найти такой метод, который помог бы нам решить подобные уравнения.
Следуем от простого. Перед вами два очень известных вам предмета. Ваша задача поместить камень в стакан.
Предполагаемые ответы учащихся: «Раздробить»
Приходим к выводу, что это невозможно - разные объемы.
Изменим условие
Допустим, равенство уже задано, требуется решение. При каком условии данное равенство будет выполняться, когда знак равенства сработает, при каких условиях? (характеристики)
Предполагаемые ответы учащихся: «Оба предмета твердые, в составе и камня и стакана есть песок»
Для решения данного равенства мы оценивали множество характеристик стакана и камня, и нашли общие.
Вернемся к уравнению
По аналогии с камнем и стаканом. Предложите метод решения, используя оценку, что можно оценить? Найдите общее между левой и правой частью.
Предполагаемые ответы учащихся: «Множества значений левой и правой части»
Определили множество значений и выяснили, что число 4 является общим значением, тогда условие уравнения будет выполняться если обе части уравнения равны четырем
Получили систему двух уравнений с одной переменной
Составьте пошаговый алгоритм решения уравнения (слайд с методом и алгоритмом)
-
Определить множество значений левой и правой частей уравнения
-
Найти из множеств общее значение
-
Составить и решить систему уравнений с одной переменной
Это и есть метод мажорант (по слайду)
поработаем с множеством значений некоторых выражений
Работаем в парах - составляем соответствие
Проверяем
Используя этот метод, решим уравнения, которые являются элементами задания №20 в экзаменационных КИМах.
У вас в тетрадях предложены задания базового, продвинутого и повышенного уровней. Выберите то, которое можете решить, исходя из пройденного. (используйте алгоритм)
После самостоятельного решения заданий ребята предлагают свое решение и ответы уравнений на отдельных листах в виде проектной работы по уравнению, которое вывешивают на доске и защищают
Далее, домашнее задание - дифференцированно
Молодцы! Вы справились с работой! Аристотель однажды сказал: «Устанавливать связи даже между несхожими объектами это… Продолжите фразу
Ребята, вы сегодня гении!