• Преподавателю
  • Математика
  • Конкурсное задание Учитель года 2016. Методический семинар по теме Использование проблемно-задачной технологии для реализации развивающего обучения на уроках математики

Конкурсное задание Учитель года 2016. Методический семинар по теме Использование проблемно-задачной технологии для реализации развивающего обучения на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

Курского муниципального района

Ставропольского края

Конкурсное задание Учитель года 2016. Методический семинар по теме Использование проблемно-задачной технологии для реализации развивающего обучения на уроках математики


Методический семинар на тему:

«Использование проблемно-задачной технологии для реализации развивающего обучения на уроках математики»

Конкурсное задание Учитель года 2016. Методический семинар по теме Использование проблемно-задачной технологии для реализации развивающего обучения на уроках математики

Детистова Марина Борисовна

учитель математики

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №16

х.Пролетарского

Курского муниципального района

Ставропольского края

Я, Детистова Марина Борисовна, учитель математики МОУ СОШ №16 Курского муниципального района Ставропольского края. Вот уже 23 года, как я работаю в школе.

За годы моей работы многое изменилось в образовании, но опыт и традиции отечественной педагогики всегда были обращены к развитию личности ребенка (Слайд 1).

Я, как и все учителя России, в своей деятельности использую различные технологии обучения, но меня всегда огорчает тот факт, что менее одного процента моих выпускников справляются с заданиями повышенной сложности и высокого уровня сложности единого государственного экзамена - заданий, в которых проверяется умение выпускника творчески применить имеющиеся знания в новой, незнакомой ситуации. До 50% выпускников не могут применить математические знания для решения простейших прикладных задач. Таким образом, объективностью является несформированность математических компетентностей моих учеников. Что мне делать в такой ситуации? Как добиться повышения качества математической подготовки учащихся?

В то же время современный социальный заказ государства, реализованный в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения (ФГОС), направлен на социальную самоидентификацию учащихся. Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов способствует организация полноценной познавательной деятельности учащихся (слайд 2).

В современной практике обозначились существенные противоречия (слайд 3), которые определили проблему организации познавательной деятельности как целостного процесса.

Я много изучила методической литературы, и меня привлекла разработанная проблемно-задачная технология обучения математике, интегрирующая в себе технологии проблемного, развивающего обучения, основанная на задачном и компетентностном подходах к обучению.

Большинство сложившихся форм и методов обучения математике ориентированы на накопление учеником суммы знаний, а не на развитие его творческих способностей. Сегодня возникает острая необходимость формирования у школьника такой деятельности, которая позволяла бы ему полноценно сосуществовать с окружающей средой, а также творчески реализовываться в ней на основе внутреннего потенциала. При этом если интеллектуальный потенциал выступает как возможность человека вести адекватную жизнедеятельность в конкретном социальном окружении, то творческий потенциал выступает в качестве предпосылки для саморазвития человека

1Учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе, цель которого - развитие личности ученика при активном восприятии учебного материала. Значит, главная задача учителя состоит в создании условий, провоцирующих детское действие. Существовавшие теории развития творческой личности и современные тенденции развития образования остановили мой выбор на использовании задач открытого типа (слайд 4). Решая многие противоречия традиционной системы обучения, открытые задачи могли бы выступить средством достижения всех видов результатов, в том числе и метапредметных (слайд 5).

Тем не менее, не смотря на высокий развивающий потенциал открытых задач, в школьных учебниках математики таких задач почти нет, также как и методик их составления и использования при обучении математике. Чтобы решить данное противоречие, необходимо подобрать или составить открытые задачи и апробировать их использование на различных этапах урока математики и внеклассных занятиях, что и стало целью моего опыта (слайд 6).

Изучение теории вопроса позволило сделать вывод о том, что открытые задачи хорошо «укладываются» в структуру развивающего урока и могут использоваться на любом этапе.

Открытые задачи имеют размытое условие (с лишними данными или с недостатком данных), из которого недостаточно ясно, как действовать, что использовать при решении,

но понятен требуемый результат. Они имеют множество путей решения, которые не являются «прямолинейными», двигаясь по которым попутно приходится преодолевать возникающие «препятствия». Вариантов решения много, нет понятия «правильное решение»: решение либо применимо к достижению требуемого условия, либо нет (слайд 7).

Различные приемы использования мною открытых задач на уроке с конкретными примерами и формируемые при этом универсальные учебные действия учеников представлены в ссылках на слайдах презентации (слайды 8, 9).

О

2тличительной особенностью предлагаемой структуры урока является блок интеллектуальной разминки. Это тренинг по преодолению инерции мышления, который требует от ученика нестереотипного поворота мысли.
Здесь использую задания на выдвижение гипотез, необычное использование объектов, нахождение закономерностей. Например, в блок интеллектуальной разминки при изучении темы «Четырехугольники» (8 класс) включаю упражнений «горящий стул». На столе лежат фигуры (четырехугольники). Один ученик их не видит. Одноклассники задают вопросы, отвечая на которые, ученик должен определить каждую фигуру. Главная функция интеллектуальной разминки состоит в подготовке к выполнению сложных заданий через осознание значимости правильно проведенного анализа информации.

В виде задачи открытого типа использую ситуации - оценки, которые редко встречаются на уроках математики.

Среди всего многообразия открытых задач найденных мною в журналах, на просторах Интернет отдельно хочу выделить задачи с математическим содержанием и математические открытые задачи.

Задачи с математическим содержанием предполагают использование математических терминов в условии задачи. Но решение таких задач возможно и без математического аппарата.

Задача 1. Необходимо просверлить квадратное отверстие. Как это сделать?

Квадратные отверстия создаются при помощи специальной детали, конструкция которой основывается на свойствах треугольника Рело.

Математические открытые задачи представляют собой такие открытые задачи, в условии которых также присутствует математическое содержание, но при решении необходимо использовать полученные математические знания.

Задача 2. Известно, что треугольники АВС и АDC прямоугольные и равнобедренные. Следует ли из этого, что АС = АD?

В этом случае ответ может быть и утвердительным, и отрицательным в зависимости от расположения треугольников относительно друг друга.

Задачи такого рода могут быть эффективно использованы на различных этапах урока математики, в том числе в построении отдельного урока «одной» задачи

Занятие «Геодезические линии» начинаю с истории: Из Ашхабада в Сан - Франциско отправляется самолет (показываю на карте расположение городов). Стюардесса объявляет: «Наш самолет летит по кратчайшему пути». Среди пассажиров был известный полярный путешественник Морозов - Стужин. Услышав её слова, он попросил разбудить его, когда самолет будет над Северным Ледовитым океаном. Все кругом засмеялись: Ашхабад, Сан - Франциско и вдруг - Ледовитый океан! Как вы думаете, почему полярник решил, что самолет пролетит над Северным Ледовитым океаном? Шутил полярник или говорил серьезно? Оцените ситуацию (гипотезы учеников). После этого вместе с детьми формулируем проблему на математическом языке, определяем задачи урока, планируем деятельность. В ходе урока ученики делают выводы о кратчайших расстояниях между точками на плоскости, сфере, поверхности цилиндра и конуса, самостоятельно выполнив серию экспериментов. В конце урока у учеников естественным образом возникает необходимость рефлексивного этапа (учащиеся интерпретируют полученные результаты, возвращаются к ситуации и дают окончательную оценку).

Н

3а таком уроке формируются все виды УУД ученика:

  • регулятивные - целеполагание, прогнозирование, оценка, коррекция и контроль;

  • познавательные - моделирование, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание алгоритмов при выполнении заданий поискового характера;

  • коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникациями;

  • личностные - смыслообразование, нравственно - этическая ориентация (осознание ценности знаний, чувство гордости за нашего ученого).

При решении подобных задач у детей появляется возможность генерировать идеи, предлагать нестандартные способы действий, планировать свою деятельность, организовывать эксперимент, участвовать в групповой работе, продуктивно взаимодействовать. Открытые задачи предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартных ситуациях.

Включение открытых задач в содержание урока сопровождаю их решением во внеурочной деятельности (слайд 10). Для усиления развивающего эффекта в рамках элективных курсов (программы прошли экспертизу в ИРО Кировской области) предлагаю ученикам освоение общих методов развития мышления. Владение этими методами помогает преодолеть психологическую инерцию, то есть предрасположенность к конкретному образу мышления (слайд 11).

Кроме того, что открытые задачи для меня - это методическая находка, мне очень важно эмоциональное восприятие этих заданий учениками (слайд 12).

Убедившись в том, что открытые задачи способствуют вовлечению учащихся в универсальную общеучебную деятельность (целеполагание, планирование, аргументацию, анализ, синтез, сравнение, контроль и самоконтроль), я задаю себе очередной вопрос: можно ли весь процесс обучения построить только на задачах открытого типа? Нет. Ребенок в обучении должен решать оба типа задач - открытые и закрытые. Важно то, что эти два типа задач необходимо сочетать в определенной наиболее эффективной последовательности.

И

4спользование открытых задач на уроке и за его пределами позволяет улучшить результаты освоения учениками программного материала. Мониторинг результатов учебной деятельности школьников показывает положительную динамику (ежегодно показатели обученности и качества знаний учеников повышаются, лучше становятся и результаты ГИА по предмету).

Открытые задачи повышают воспитательный потенциал урока, являются средством формирования качеств ученика: они заставляют оценивать содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личный моральный выбор. Так, ученики используют математический аппарат для реализации социально - значимых проектов, демонстрируя готовность применять усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Сегодня убедительной считается оценка деятельности в количественном выражении, но не всё можно измерить числами (да, наверняка, и не нужно). Метапредметные результаты - это результаты на перспективу успешной самостоятельной жизни наших детей (слайд 13). К тому же, при решении учебных и внеучебных задач ученики проявляют креативность мышления, инициативу, находчивость, активность, способность к эмоциональному восприятию математических задач и рассуждений, берут на себя ответственность за выбор способа решения и ответа. Значит, открытые задачи могут быть средством достижения результатов личностных.

Говоря о средствах формирования у учеников универсальных учебных действий, компетенций, умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах и окружающей жизни, предлагаемые методические решения должны быть также универсальными. Открытые задачи может использовать учитель любого предмета. Представляя свой опыт работы, я хотела показать, что открытые задачи в структуре проблемно-задачной технологии - универсальное средство реализации ФГОС, создания условия для достижения всех видов результатов, подготовки учеников к самостоятельной взрослой жизни.

Проблемно-задачная технология обеспечивает более прочное и системное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление; позволяет формировать мотивацию учащихся к учению и развивать ее; ориентирует на комплексное применение знаний. Таким образом, в процессе реализации проблемно-задачной технологии обучения развиваются интеллектуальные способности учащихся, формируется их «математическая ментальность», осуществляется формирование социально и личностно значимых ключевых компетенций.

5

5

© 2010-2022