Статья по теме Реформы образования: реализация ФГОС нового поколения

Общественное мировоззрение имеет свойство в течении времени меняться, и с каждым годом оно меняется все быстрее и быстрее.Современное общество сегодня стало мобильным и информационно обеспеченным. Интерфейс жизни изменился. Процессы познавания мира (приобретение опыта и знаний) происходят быстрее и совершенно другими способами чем раньше и совершенно по другим логическим цепочкам. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и б...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Александр Сергеевич Спешилов


Реформы образования: реализация ФГОС нового поколения

Общественное мировоззрение имеет свойство в течении времени меняться, и с каждым годом оно меняется все быстрее и быстрее. Современное общество сегодня стало мобильным и информационно обеспеченным. Интерфейс жизни изменился. Процессы познавания мира (приобретение опыта и знаний) происходят быстрее и совершенно другими способами чем раньше и совершенно по другим логическим цепочкам.

Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.

Естественный процесс развития общества и изменение мировоззрения заставляют пересматривать методы формирования и развития личности. Порядок, схемы, методы и формы обучения использующееся ранее уже не приемлемы. Чтобы не отставать и готовить к жизни конкурентоспособную, всесторонне развитую личность теребиться регулярно проводить реинжиниринг процесса образования.

Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы, а предстают в виде характеристики сформированность и его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. «Человек знающий» заменяется на «человек, подготовленный к жизнедеятельности». В образовании складывается концепция государственных образовательных стандартов 2-го поколения. Приоритетным направлением которой является реализация развивающего потенциала образования. Одной из важнейших задач при этом становится развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования. Глобальная цель образования состоит в том, что бы научить человека лучше понимать жизнь, ориентироваться в современном обществе, сделать его способным найти свое место в нем в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и возможностями. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. "Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь". Эти слова мудрого Конфуция современны как никогда. Конечно, быстрее и легче показать, объяснить, чем позволить ученикам самим открывать знания и способы действий. Самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути. Практико-ориентирующая деятельность, как проявление функционирования содержания курса математики средней школы, определяет значимость математики в подготовке учащихся к продолжению образования в процессе профессионального становления.

Математика наиболее точная из наук, поэтому учебные предмет «Математика» обладает исключительным воспитательным и исследовательским потенциалом:

  • воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность рассуждать, приучает к продолжительной умственной деятельности;

  • исследовательская работа свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач).

Для многих математика является необходимым элементом предпрофильной подготовки. Очень важно выстроить органично связанное согласование учебных тем математики с другими учебными предметами.

Становиться важным знакомство с историей математики и овладение следующими общематематическими понятиями и методами:

  • Определения и начальные понятия. Доказательства: аксиомы и теоремы. Гипотезы и опровержения. Контрпример. Типичные ошибки в рассуждениях.

  • Прямая и обратная теорема. Существование и единственность объекта. Необходимое и достаточное условие верности утверждения. Доказательство от противного. Метод математической индукции.

  • Математическая модель. Математика и задачи физики, химии, биологии, географии, социологии, экономики, лингвистики и пр.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) ориентируются на процесс обучения с использованием современных технических средств обучения, которые помогут обеспечить переход к использованию конкретных инструментов:

  • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельности);

  • изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).

Целью деятельности педагога является формирование средствами Математики компетенций, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе. Особо актуальным в настоящее время считается развитие интеллектуальных навыков конструирования и моделирования задач. Если при обучении учащихся основной школы систематически и целенаправленно использовать практико-ориентированные задания, то повысится интерес к предмету, и, как следствие, качество математической подготовки к предмету. Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке - она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения. Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

С введением ФГОС целью итоговых проверочных работ по математике является оценка способности учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами математики. Каждый элемент планируемого результата должен подкрепляться заданиями, с помощью которых можно оценить, достиг ли учащийся заданного планируемого результата или нет. При этом важно оценить, может ли он применить освоенное знание или умение в знакомых ситуациях, которые встречались, в учебниках и на уроках, или он способен применить данное знание и умение в новой ситуации. Необходимо не только оценить способности учащихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, но и дифференцировать их по уровню достижений: базовому (опорному) и повышенному (функциональному). В идеале итоговая проверочная работа по предмету должна полностью охватить все планируемые результаты или такую совокупность планируемых результатов, которую можно принять за 100%.

Нельзя забывать о том, что итоговой формой аттестации ученика это ОГЭ и ЕГЭ, и перед учителем стоит задача подготовить ученика к этой форме аттестации. Создать у ученика благоприятное отношение к тестированию, сформировать на инстинктивном уровне умение оперативно и качественно решать задачи.

Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен с использованием современных технических средств обучения, а материал понятен обучающимся, задача учителя - найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения обучающихся, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом. Именно технологии проектирования урочных и внеурочных занятий и в целом образовательного процесса должны затрагивать все компоненты образовательной деятельности.

Следующая ключевая особенность ФГОС общего образования - требования к результатам освоения основной образовательной программы. В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных) и учитывать их при проектировании образовательного процесса, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока. Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовывать требования ФГОС - технологические карты.

Технологические карты - это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные) , указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подхода требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.
В этой ситуации педагог не должен забывать и о планируемых результатах, в соответствии с деятельностной парадигмой образования построенных на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства учащихся и зоны ближайшей перспективы их развития, и о формировании на уроке универсальных учебных действий. Эта необходимость и определила структуру технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты.
Поскольку планируемые результаты освоения основной образовательной программы (в виде сформированных способов деятельности обучающихся) представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, предлагается не выделять в структуре карты отдельной графы, посвящённой целевому назначению проектируемого урока.

Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Так же стоит обратить внимание на мотивацию к учению, атмосферу в классе, все это играет немаловажную роль в получении успешных результатов при освоении ОУН. Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Современным можно назвать тот урок, на котором учитель вместе с учениками решает проблему, используя различные методики. Именно такие уроки позволяют реализовать новые образовательные стандарты.

Мы должны получить следующие позиции характеризующие ученика основной школы - это приемственная, но углубленная и дополненная версия выпускника начальной школы. Выпускник основной школы - это умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике, оперативно решать возникающие перед ним задачи, быть социально активным, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями и осознавать свои обязанности перед семьей обществом!

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт// Официальный сайт. - 2010.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 79 с.

3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2002. - 368 с.

4. Кузнецов, А.А. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования / А.А. Кузнецов // Педагогика. - 2009. - № 4.

5. Мисаренко, Г.Г. На пути к стандартам нового поколения / Г.Г. Мисаренко // Народное образование. - 2009. - № 1

6. Низиенко, Е.Л. Введение новых государственных образовательных стандартов общего образования /Е.Л. Низиенко, Л.В. Шмелькова // Образовательная политика. - 2010. - № 1-2.

© 2010-2022