- Преподавателю
- Математика
- Программа факультативного курса по математике для 10-11 классов
Программа факультативного курса по математике для 10-11 классов
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юрченко О.П. |
Дата | 24.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30
Программа
факультативного курса
по математике
для 10-11 классов.
Решение задач по элементарной математике
г. Челябинск
Юрченко О.П.,
учитель математики
высшей категории
Пояснительная записка
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Программа факультатива предусматривает также формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на специальности, связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.
Главное назначение экзаменационной работы выпускников в форме ЕГЭ - получение объективной информации о подготовке выпускников школы по математике, необходимой для их итоговой аттестации и отбора для поступления в вуз.
Структура экзаменационной работы требует от учащихся не только знаний на базовом уровне, но и умений выполнять задания повышенной и высокой сложности. В рамках урока не всегда возможно рассмотреть подобные задания, поэтому программа факультатива позволяет решить эту задачу.
Преподавание факультатива строится как базовое и углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Особая установка факультатива - целенаправленная подготовка ребят к успешной сдаче экзамена по математике. Поэтому преподавание факультатива обеспечивает систематизацию знаний и усовершенствование умений учащихся на уровне, требуемом при проведении такого экзамена.
Цель факультативного курса:
-
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
Задачи факультативного курса:
-
развитие потенциальных творческих способностей каждого учащегося;
-
совершенствование навыков решения задач;
-
расширение и углубление знаний и умений учащихся по математике;
-
развитие логического мышления, математической интуиции;
-
подготовка к сдаче экзаменов и дальнейшему обучению в других учебных заведениях.
Программа факультатива рассчитана на два года обучения - 10 и 11 классы. Всего 70 часов.
Содержание программы
Алгебраические выражения.
Преобразования числовых и алгебраических выражений, степень с действительным показателем; преобразования рациональных выражений; освобождение от иррациональности в знаменателе; логарифм и его свойства.
Уравнения и системы уравнений.
Решение уравнений, общие методы решения уравнений; иррациональные уравнения; показательные и логарифмические уравнения; уравнения, содержащие модуль; уравнения с параметром.
Неравенства.
Метод интервалов; показательные и иррациональные неравенства; неравенства, содержащие модуль, неравенства с параметром.
Функции.
Построение графиков элементарных функций; графики функций, связанных с модулем; тригонометрические функции; гармонические колебания; обратные тригонометрические функции.
Производная и ее применение.
Вторая производная, ее механический смысл; применение производной к исследованию функций; отыскание наибольшего наименьшего значения функции; вычисление площадей с помощью интеграла; использование интеграла в физических задачах.
Решение тестовых задач
Задачи на проценты, на смеси и сплавы, на движение, на работу.
Решение геометрических задач
Планиметрия, задачи на комбинацию многогранников.
Распределение часов по темам курса
Тема курса
Количество часов
10 класс
Алгебраические выражения
4
Функции
6
Неравенства
2
Уравнения и системы уравнений
7
Решение геометрических задач
5
Решение текстовых задач
4
Производная и ее применение
7
Итого.
35
11 класс
Алгебраические выражения
4
Производная и ее применение
3
Решение текстовых задач
4
Неравенства
4
Функции
8
Решение геометрических задач
6
Уравнения и системы уравнений
6
Итого.
35
Темы курса в 10 и 11 классах одни и те же, но уровень сложности разный. В 10 классе идёт в основном отработка базовых знаний школьного курса математики. В 11 классе решаются задачи повышенного уровня сложности.
В течение года учащиеся 10 и 11 классов выполняют два контролирующих теста.
Требования учащихся к уровню подготовки.
В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь:
-
проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений.
-
решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства.
-
решать системы уравнений изученными методами.
-
строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы.
-
применять аппарат математического анализа к решению задач.
-
применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач.
Литература.
-
Мордкович. А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 кл.: В 2 ч. :
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)./
А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2010.
2. Шарыгин И.Ф. Сборник задач по математике с решениями: Учеб. пособие для 10
кл. общеобразоват. учреждений. - М.: ООО « Издательство Астрель», 2001.
3. Шарыгин И.Ф. Математика. Решение задач: 11 класс: / И.Ф. Шарыгин, В.И.
Голубев - М.: Просвещение, 2007
4. Сканави М.И. «Полный сборник решений задач для поступающих в ВУЗы».
Москва. «Альянс - В». 1999 год.
5. Шабунин М.И. Пособие по математике для поступающих в вузы.- М.:
Лаборатория Базовых Знаний, 2000
6. Сборник задач для проведения письменного экзамена по математике за курс
средней школы.
7. Единый государственный экзамен. КИМы 2012 - 2013 год.
8. Высоцкий В.С. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. - М.: Научный мир,
2011.
9. Натяганов В.Л., Лужина Л.М. Методы решения задач с параметрами:
учеб.пособие. - М.:. Изд-во МГУ, 2003
Календарно-тематическое планирование факультативного курса для 10 класса
«Решение задач по элементарной математике»
№
Основные разделы
Кол-во часов
Дата
Виды и формы контроля
Алгебраические выражения.
4ч
Основная цель
- формирование умений выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с действительным показателем;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы.
1
Преобразования числовых и алгебраических выражений.
1
Проверка упражнений
2
Степень с действительным показателем.
1
Устный опрос
3
Преобразования рациональных выражений.
1
Проверка упражнений
4
Действия с квадратными корнями.
1
Проверка упражнений
Функции.
6ч
Основная цель
- формирование умений определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; описывать по графику поведение и свойства функции, находить по графику функции наибольшее и наименьшее значения; строить графики элементарных и тригонометрических функций;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшее и наименьшее значения функции
5
Построение графиков элементарных функций.
1
Проверка упражнений
6
Преобразование графиков элементарных функций.
1
Самостоятельная
работа
7
Графики функций, содержащие модуль.
1
Проверка упражнений
8
Тригонометрические функции
1
Проверка упражнений
9
Преобразование графиков тригонометрических функций
1
Самостоятельная
работа
10
Гармонические колебания
1
Проверка упражнений
Неравенства.
2ч
Основная цель
- формирование умений решать неравенства, используя метод интервалов и графический метод
11
Решение неравенств методом интервалов
1
Проверка упражнений
12
Решение неравенств с помощью параболы
1
Устный опрос
Уравнения и системы уравнений.
7ч
Основная цель
- формирование умений решать рациональные, иррациональные уравнения, их системы;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
- формирование навыков решения тригонометрических уравнений
13
Приемы решений целых уравнений и систем уравнений
1
Проверка упражнений
14
Решение иррациональных уравнений и систем уравнений
1
Проверка упражнений
15
Решение тригонометрических уравнений методом разложения на множители
1
Самостоятельная
работа
16
Тригонометрические уравнения, сводящиеся к квадратным
1
Самостоятельная
работа
17
Однородные тригонометрические уравнения
1
Проверка упражнений
18
Решение тригонометрических уравнений методом введения вспомогательного угла
1
Проверка упражнений
19
Тест №1
1
Тест
Решение геометрических задач.
5ч
Основная цель
- формирование умений решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) основных фигур
20
Решение задач по теме «Треугольники»
1
Проверка задач
21
Решение задач по теме «Четырехугольники»
1
Проверка задач
22
Вычисление площадей треугольников и четырехугольников
1
Проверка задач
23
Решение задач по теме «Окружность»
1
Проверка задач
24
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»
1
Проверка задач
Решение текстовых задач.
4ч
Основная цель
- формирование умений моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения;
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- анализировать реальные числовые данные; осуществлять практические расчеты по формулам; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах
25
Задачи на проценты
1
Проверка задач
26
Задачи на сплавы и смеси
1
Проверка задач
27
Задачи на движение
1
Проверка задач
28
Задачи на работу
1
Проверка задач
Производная и её применение.
7ч
Основная цель
- формирование навыков нахождения производных функций, умения решать задачи на геометрический смысл производной;
- решать прикладные задачи, в том числе физического характера, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения
29
Вычисление производных
1
Самостоятельная
работа
30
Физический смысл производной
1
Проверка упражнений
31
Геометрический смысл производной
1
Проверка упражнений
32
Применение производной к исследованию функций
1
Проверка упражнений
33
Отыскание наибольшего и наименьшего значений функции
1
Проверка упражнений
34
Решение прикладных задач
1
Самостоятельная
работа
35
Тест №2
1
Тест
Календарно-тематическое планирование факультативного курса для 11 класса
«Решение задач по элементарной математике»
№
Основные разделы
Кол-во часов
Дата
Виды и формы контроля
Алгебраические выражения.
4ч
Основная цель
- формирование умений выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с действительным показателем;
- Вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы.
1
Преобразования числовых и алгебраических выражений.
1
Проверка упражнений
2
Степень с действительным показателем.
1
Устный опрос
3
Преобразования рациональных выражений.
1
Проверка упражнений
4
Действия с квадратными корнями.
1
Проверка упражнений
Производная и её применение.
3ч.
Основная цель
- закрепление навыков нахождения производных функций, формирование умения решать задачи на геометрический смысл производной;
- овладение навыком решения задач, применяя понятие второй производной;
- формирование умения решать прикладные задачи, в том числе физического характера, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
- вычислять производные и первообразные элементарных функций
5
Вычисление производных.
1
Самостоятельная
работа
6
Применение производной при решении задач уровня ЕГЭ.
1
Проверка задач
7
Вторая производная, её механический смысл.
1
Проверка задач
Решение текстовых задач.
4ч
Основная цель
- формирование умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения;
- анализировать реальные числовые данные; осуществлять практические расчеты по формулам; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах
8
Задачи на проценты.
1
Проверка задач
9
Задачи на сплавы и смеси.
1
Проверка задач
10
Задачи на движение.
1
Проверка задач
11
Задачи на работу.
1
Проверка задач
Неравенства.
4ч
Основная цель
- формирование умения решать неравенства, используя метод интервалов и графический метод;
- решать неравенства более сложного уровня
12
Решение неравенств методом интервалов и с помощью параболы.
1
Проверка задач
13
Решение неравенств в задачах прикладного характера.
1
Самостоятельная
работа
14
Решение неравенств, содержащих параметр
1
Проверка задач
15
Тест №1
1
Функции.
8ч
Основная цель
- формирование умения определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; описывать по графику поведение и свойства показательной и логарифмической функции
- решать показательные и логарифмические уравнения, системы уравнений
16
Показательная функция, график, свойства.
1
Устный опрос
17
Методы решения показательных уравнений.
1
Проверка упражнений
18
Решение показательных неравенств.
1
Проверка упражнений
19
Решение показательных уравнений и неравенств повышенной сложности .
1
Проверка упражнений
20
Логарифмическая функция, график, свойства.
1
Устный опрос
21
Методы решения логарифмических уравнений.
1
Проверка упражнений
22
Решение логарифмических неравенств.
1
Проверка упражнений
23
Решение логарифмических уравнений и неравенств повышенной сложности.
1
Проверка упражнений
Решение геометрических задач.
6ч
Основная цель
- формирование умения решать стереометрические задачи, используя планиметрические знания;
- решать задачи уровня ЕГЭ
24
Решение задач по теме «Пирамида».
1
Проверка задач
25
Решение задач по теме «Призма».
1
Проверка задач
26
Решение задач по теме «Тела вращения».
1
Проверка задач
27
Вычисление объёмов многогранников и тел вращения.
1
Проверка задач
28
Решение геометрических задач уровня ЕГЭ.
1
Тест
29
Решение геометрических задач повышенного уровня сложности.
1
Проверка задач
Уравнения и системы уравнений.
6ч
Основная цель
- формирование умения решать рациональные, иррациональные уравнения, тригонометрические уравнения, показательные и логарифмические уравнения, их системы;
- решать уравнения, системы уравнений;
- формирование навыков решения уравнений, содержащих модуль и параметр
30
Решение иррациональных уравнений и систем уравнений.
1
Самостоятельная
работа
31
Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений.
1
Проверка упражнений
32
Решение показательных уравнений и систем уравнений.
1
Самостоятельная
работа
33
Решение логарифмических уравнений и систем уравнений.
1
Самостоятельная
работа
34
Решение уравнений, содержащих параметр.
1
Проверка упражнений
35
Тест №2
1
Тест