Урок по математике для 5 класса Деление с остатком

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.Ак-Довурака















5 класс

Тема «Деление с остатком»







Учитель математики:

Чыдат Чодураа Ким-ооловна









Тема урока «Деление с остатком»


Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности. Данное занятие является уроком решения задач.

Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Средства обучения: проблемный диалог, наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность

Предмет: математика.

Класс: 5

Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о делении с остатком.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, эвристический.

Необходимое оборудование и материалы для урока - проектор, раздаточный материал для классной и самостоятельной работы, листы для рефлексии.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1.Проверка домашнего задания

Проверим домашнюю задачу № 525 (Решение задачи слайд №2)

Уравнения учащиеся решают на доске № 524

2. Работа с классом.

- По какому правилу написаны эти числа?

3, 7, 15 (Увеличить в 2 раза и прибавить 1).

-Продолжите этот ряд на три числа, соблюдая данную закономерность (самостоятельно выполняют, два ученика пишут за доской).

Проверка: 3, 7, 15, 31, 63, 127.

- Что вы можете сказать об этих числах? ( натуральные, расположены в порядке возрастания, нечётные, 3 и 7- однозначные, 31 и 63- двузначные, 127- трёхзначное, …)

- Уменьшите эти числа в 3 раза. Запишите только ответы (самостоятельно выполняют, два ученика пишут за доской)

Проверка: 1) 3:3=?, 2) 7:3=?, 3)15:3=?, 4)31:3=?, 5)63:3=?, 6) 127:3=?

Ответы: 1)1, 2) 2(ост.1,; 3) 5, 4) 10(ост.1), 5) 21, 6) 42(ост.1)

- Какие действия вы выполняли при нахождении значения?

III.Объяснение

Старинная задача: Давным-давно жил-был старик, который, умирая, оставил трем сыновьям 19 верблюдов. Он завещал старшему сыну половину их числа, среднему-четвертую часть, третьему-пятую. Как должны были сыновья поделить наследство? Братья обратились к мудрецу.

- Возьмите моего верблюда. Тогда их у вас будет 20. И вы сможете легко их поделить их.

Как разделили верблюдов братья?

Старший брат получил 10 верблюдов, средний-5 верблюдов, а младший-4 верблюда. При этом 1 верблюд остался «лишним» (10+5+4=19). Как должны были поступить братья с «лишним» верблюдом? Опять братья обратились к мудрецу.

- О, мудрец, опять мы не выполнили волю отца!

- Не лишний. Это мой верблюд. Верните его и идите домой.

- Ребята, как вы считаете, сыновья выполнили волю отца?

- Нет, так как они делили 20 верблюдов, а не 19

- Можно ли было на самом деле выполнить волю умирающего?

- Нет, так как 19 не делится ни на2, ни на 4, ни на 5.

Сформулируйте тему урока.

- Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке? (добиться сообщения темы урока от учащихся, цели и задачи урока).

Задача: Бабушка дала своим четверым внукам 497 рублей и предложила разделить поровну. Сколько рублей достанется каждому внуку?

Поровну 497 рублей разделить нельзя. Каждому внуку достанется по 124 рубля и один рубль останется.

Получается деление с остатком числа 497 на 4.

- Как выполнить правильную запись для деления с остатком?

497:4=124 (ост 1)

Урок по математике для 5 класса Деление с остатком

Правило

Чтобы найти делимое при делении с остатком, надо умножить неполное частное на делитель и к полученному произведению прибавить остаток.

а: в=с (ост d). Остаток всегда меньше делителя.( d<в)

Проверка: с*в+d=а

Правило

Если остаток равен нулю, то делимое делится на делитель без остатка, или, иначе, нацело.

IY. Физкультминутка

Закройте глаза и представьте, что ваш нос вырос, как у Буратино. Обмакните его, как в сказке, в чернила и напишите как можно красивее носом в воздухе слово делимое, сделайте это с движением головы; зафиксируйте слово перед глазами. Где можно допустить орфографическую ошибку? Подберите однокоренные слова.

Y. Закрепление

№ 532 заполнить таблицу

Делимое

Делитель

Неполное частное

Остаток

647

81

397

10

84

25

11

YI. Домашнее задание

1. п.13 стр.81

2. № 550(а,б), № 552, № 553.

3. Найти применение темы «Деление с остатком» в повседневной жизни.

VII. Рефлексия

У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.

Карточка зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».

Карточка желтого цвета обозначает: «урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».

Карточка красного цвета означает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это не интересно, к ответам на уроке я был не готов».

Спасибо за урок!

Используемая литература:

1. «Математика»: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, 3-30-е издание - Мнемозина, 2012г.;

2.Фридман Л.М. Изучаем математику: Книга для учащихся 5 - 6 классов

общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1995 г.

3. А.С.Чесноков, К.И.Нешков. Дидактические материалы по математике

5 класс. - М.: Просвещение, 1995 г.

© 2010-2022