Программа элективного курса по математике Параметры

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Карадуванская средняя общеобразовательная школа

Балтасинского муниципального района РТ.









Авторская программа элективного курса для 11 класса

«Уравнения и неравенства с параметрами».









Выполнила: Галимова Рауза Рафаэловна

учитель высшей квалификационной

категории.
























Пояснительная записка.

Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Не только сложность и оригинальность задач с параметрами как учебных привлекают к себе внимание. Оно связано в большей степени с тем, что необходимой частью таких задач является исследование характера и конечного результата процесса, описываемого математической моделью уравнения или неравенства в зависимости от значения параметров, причем не всегда от каждого параметра в отдельности, но и от их совокупности. Решение таких задач очень неформально, требует владения многими методами, а сами задачи чрезвычайно разнообразны. Очень важно и то, что в таких задачах в полной мере реализуется принцип научности образования, т. к. методы решения задач с параметрами находят широкое применение в современной математике, как в теоретических ее разделах, так и в математическом моделировании.

В школе первые представления о параметре ученики получают при изучении прямой пропорциональности; линейной функции; линейного уравнения; уравнения первой степени; квадратного уравнения; исследования количества корней квадратного уравнения в зависимости от значений параметра. Параметр, будучи фиксированным, но неизвестным числом, имеет как бы двойственную природу. Во-первых, предполагаемая известность позволяет «общаться» с параметром как с числом, а во-вторых,- степень свободы общения ограничивается его неизвестностью. Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает значительные сложности. Это связано с тем, что каждое уравнение или неравенство с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Важно знакомить учащихся с различными способами решения задачи, а не отдавать предпочтение какому-то одному способу. Ученик должен знать, что при выполнении работы он может выбрать любой способ решения, важно, чтобы задача была решена правильно. При подготовке к экзамену большое внимание следует уделять накоплению у учащихся опыта самостоятельного поиска решений, чтобы на экзамене каждый ученик был готов к полной самостоятельности в работе.

Настоящая программа предназначена для старшей школы в классах естественнонаучного и социально-экономического профилей и позволяет организовать систематическое изучение вопросов, связанных с параметрами.

В процессе изучения данного элективного курса старшеклассник познакомится с различными методами решения задач с параметрами. Элективный курс предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения ученика, логической и эвристической составляющих мышления. Задачи с параметрами, как правило, относятся к наиболее трудным задачам, носят исследовательский характер. В школьных учебниках по математике таких задач недостаточно. Практика итоговых экзаменов в школе и приемных экзаменов в высшие учебные заведения показывает, что задачи с параметрами представляют для учащихся наибольшую сложность, как в логическом, так и в техническом плане, и поэтому умение их решать во многом предопределяет успешную сдачу экзамена в любое высшее учебное заведение. Старшеклассники, изучившие данный материал, смогут реализовать полученные знания и умения на итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Ценность задач данного элективного курса - демонстрация их общности с точки зрения исследования и анализа реальных процессов средствами математики. Значительное место в курсе уделено практической направленности материала, его приложений, мотивации процесса познания.

Программа предусматривает чтение установочных лекций, проведение практических занятий. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика. Программа курса рассчитана на 34 часа. Предлагается большое количество упражнений. Формой итогового контроля может стать зачетная работа, контрольная работа или защита собственного проекта по теме.

Цели курса:

  • усвоение курса, углубление знаний учащихся, развитие математического и логического мышления, навыков исследовательской работы, умений воспринимать и интерпретировать разнообразную социальную, экономическую, политическую информацию. Развитие целостной математической составляющей картины мира через углубление и расширение знаний учащихся по данной теме.

  • Обучение учащихся точной, экономной и информативной речи, умению отбирать наиболее подходящие языковые средства.

  • Формирование у учащихся качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

  • содействовать в воспитании сознательного отношения к усвоению курса; поддерживать детей в борьбе с трудностями, унынием; помочь учащимся с выбором профиля.

Назначение курса:

  • Дополнение базового образования; обучение культуре общения в ходе самопознания, самоконтроля; воспитание сознательного отношения к учению.

Задачи курса:

  • Расширение и развитие математического образования в общеобразовательной школе; сближение элективного курса с курсами физики, геометрии, где многие процессы и закономерности приводят к решению задач с параметрами.

  • Создание условий для формирования и развития практических умений учащихся решать задачи с параметрами, используя различные методы и приемы;

В результате изучения курса учащиеся приобретут:

  • Представление о роли математики в познании мира, математических методах исследования;

  • Знание основных алгоритмов решения задач с параметрами, различных методов и приёмов решения задач;

  • Умения:

-работать с различными источниками информации;

-анализировать результаты, делать умозаключения;

-решать различными методами задачи с параметрами;

-выбрать рациональный способ решения;

-графически представлять результаты;

Формы проведения занятий: Коллективная (фронтальная); групповая, индивидуальная (с самопроверкой, взаимопроверкой, последующим обсуждением).

Методы: Эвристическая беседа, вопросно-ответный метод, образец ответа, метод поиска решения задачи (анализ ).Организационные приёмы решения: комментированное решение; коллективная работа(1 учащиеся у доски); для «сильных» групповая или парная работа; самостоятельная работа с последующей проверкой на доске или на экране; разбиение задач на отдельные задачи; устные ответы учащихся .

Ожидаемые результаты:

В результате изучения курса у учащихся формируются навыки исследования, умение анализировать ситуацию, повышение интереса к предмету, ориентация на подготовку продолжения образования по избранному предмету.

Учебно - тематический план курса.



Наименование темы

Виды деятельности

Методы проведения

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

Изучение теории.

Обьяснительно-

иллюстративный

1

1

-

2.

Решение уравнений и неравенств различного типа.

26

8

18

2.1

Линейные уравнения с параметрами.

Изучение теории.

Практическая работа.

3

1

2

2.2.

Дробно-рациональные уравнения с параметрами.

Обьяснительно-

иллюстративный

Лекция.

3

1

2

2.3.

Дробно линейные неравенства с параметрами.

Исследователь.

работа

3

1

2

2.4.

Квадратные уравнения с параметрами.

Обьяснительно-

иллюстративный

Групповая работа по теме.

3

1

2

2.5.

Квадратные неравенства с параметрами.

Обьяснительно-

иллюстративный

Групповая работа по теме.

3

1

2

2.6.

Иррациональные уравнения.

Лекция.

Практикум

3

1

2

2.7.

Показательные уравнения.

Лекция.

Практикум

4

1

3

2.8.

Логарифмические уравнения

Лекция.

Практикум

4

1

3

3.

Зачетная работа.

Индивидуаль.

задание

2

-

2

4.

Контрольная работа.

Индивидуаль.

задание

2

-

2

5.

Конструирование задач на изучаемую тему курса.

Поиск решений

Исследователь.

работа

3

-

3

Содержание курса.

  1. Введение

Теоретические сведения о задачах с параметрами, классификация, основные методы и приемы решения.

Первое занятие предполагает актуализацию известных фактов. Здесь, помимо знакомства с основными теоретическими положениями, ведётся разговор о возможностях применения знаний из данной темы. Прогнозируется форма отчёта по изучению курса, намечаются темы будущих проектов.

2. Решение уравнений и неравенств различного типа.

Систематизация различных типов уравнений и неравенств, различных методов решения. Решение задач. Алгоритмы решения уравнений и неравенств. Линейные уравнения и неравенства. Уравнения и неравенства, сводящиеся к линейным. Уравнения и неравенства, приводимые к квадратным.

Логарифмические и показательные уравнения и неравенства. Тригонометрические уравнения и неравенства. Дробно-рациональные уравнения и неравенства с параметрами.

Теоретическая часть занятий предполагает лекции с элементами проблемного изложения. На всех практических занятиях должна присутствовать самостоятельная работа учащихся: индивидуально, в парах, в группах - в зависимости от уровня обучаемости школьников. Такая организация способствует реализации развивающих целей курса, так как развитие способностей учащихся возможно лишь при сознательном, активном участии в работе самих учащихся. При проведении каждого занятия следует предусмотреть этап самопроверки (самооценки) учащихся.

3.Зачетная работа.

Зачетная работа включает задачи, рассмотренные на занятиях, самостоятельное решение предложенных задач с последующим разбором вариантов решения. Учащимся, ориентированным на выполнение заданий более высокого уровня сложности, предлагается выполнить другие задания. Например решение заданий из вариантов ЕГЭ.

4. Контрольная работа.

Учащимся предлагается задачи из рассмотренных тем в двух вариантах.

  1. Конструирование задач на изучаемую тему курса.

После работы с рекомендованной литературой самостоятельно изучить тему с последующей презентацией: « Нестандартные» задачи с параметрами. «Графическое решение задач с параметрами» «Координатно-параметрический метод решения задач с параметрами».

Тема 1. Линейные уравнения с параметрами.

Пример 1. Решить уравнение ах = 8.

Решение. Если а ≠0 то х = Программа элективного курса по математике Параметры.. Если а = 0, то уравнение примет вид 0 • х = 8. Это уравнение решений не имеет.

Ответ: если а 0, то х = Программа элективного курса по математике Параметры.; если а = 0, то решений нет.

Пример 2. Решить уравнение - 2)х = 4 т.

Решение. Если m - 2 = 0, то есть m= 2, то уравнение примет вид 0 • х = 8. Это уравнение решений не имеет. Если т 2, то Программа элективного курса по математике Параметры.

Ответ: если т 2, то Программа элективного курса по математике Параметры. ; если т=2,то решений нет.

Пример 3. Решить уравнение а2х - a2 - х + а + 2 = 0.

Решение. Оставим в левой части уравнения выражения с пере­менной, константы перенесем в правую часть:

а 2х - х = а2 - а- 2,

2 - 1)х = (а - 2)(а + 1),

(а - 1)(а + 1) х = (а - 2)(а + 1). Достаточно рассмотреть три случая:

1) а = 1, 2) a = -1, 3) а Программа элективного курса по математике Параметры.

Если а =1, то уравнение перепишется в виде 0 Программа элективного курса по математике Параметры. = -2. Это уравнение решений не имеет. Если a = -1, то 0 • х = 0, и решением будет любое действительное число. Если

а Программа элективного курса по математике Параметры., то Программа элективного курса по математике Параметры.

Ответ - если а Программа элективного курса по математике Параметры., то Программа элективного курса по математике Параметры. , если a = -1, то х -любое, если

а = 1, то решений нет.

Пример 4.Определить количество корней в зависимости от значений параметра т:

т2х +4т +4 = 4х + 3т2.

Решение. Преобразуем уравнение:

т2х - = Зт2 - 4т - 4, 2 - 4)х = Зт2 -4т-4.

Разложим на множители выражения, стоящие в левой и пра­вой частях уравнения;

- 2)(т + 2) х = 3(т + Программа элективного курса по математике Параметры.)(т - 2).

Проведя рассуждения, аналогичные рассуждениям при реше­нии примеров 1-3., получим ответ.

Ответ: если т ≠ ±2, то одно решение; если т = 2, то решений бесконечно много; если т = -2, то решений нет.

Пример 5. При каких целых значениях параметра а корень уравнения

(а - 5)(х-1) + а = 3 лежит в промежутке [0; 5Программа элективного курса по математике Параметры.?

Решение. Очевидно, при а ≠ 5 уравнение имеет корень Программа элективного курса по математике Параметры. +1. Найдем значения а, при которых корень уравнения лежит в промежутке [0; 5]. Для этого решим двойное неравенство 0≤ Программа элективного курса по математике Параметры.+1 ≤ 5:

0≤ Программа элективного курса по математике Параметры. +1 ≤ 5 Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры. аПрограмма элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры..Следовательно, а любое целое число из промежутка Программа элективного курса по математике Параметры..

Ответ: аПрограмма элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры..

Пример 6. При каких значениях параметра а корень уравнения 2ax - 3 = + а не меньше корня уравнения 5х - а(х + 1) = 0?

Решение. Приведем оба уравнения к виду хр = q и решим их: 2ах -3 = 4х + а Программа элективного курса по математике Параметры. 2ах - = 3 + а <=> х(2а - 4) = а + 3, 5х - a(x + 1) =0 <=> 5х - ах = а Программа элективного курса по математике Параметры.

х(5 - а) - а.

Первое уравнение имеет корень Программа элективного курса по математике Параметры. при аПрограмма элективного курса по математике Параметры.2, второе уравнение имеет корень Программа элективного курса по математике Параметры. при аПрограмма элективного курса по математике Параметры.5.Из условия получаем неравенство Программа элективного курса по математике Параметры. . Преобразуем его:

Программа элективного курса по математике Параметры.

Последнее неравенство приводится к виду Программа элективного курса по математике Параметры.

Решаем это неравенство методам интервалов:

Программа элективного курса по математике Параметры.

Ответ: аПрограмма элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.

Упражнения для самостоятельной и домашней работы

Решите уравнение (1-12).

1. (а+1)х=а-1. 7. (а-3)х=3-а.

2. (а-2)х=5-а. 8. т2х-3=9х+т.

3. ах=а2 -4а. 9.(а+6)(а-5)х=а2-36.

4. 2ах=а3-а. 10. а2х-а2-х=3а+2.

5.(а2 +а)х =а2-4а. 11. тх +2х +3 =1-х.

6. (а2-а)х=а2+а. 12. т2х=т(х+2)-2.

Тема 2. Дробно-рациональные уравнения с параметрами.

Алгоритм решения уравнения Программа элективного курса по математике Параметры.

Условие для поиска

значений параметра а

Характеристика

множества корней

1.Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.(нет корней).

2. Программа элективного курса по математике Параметры.

один корень Программа элективного курса по математике Параметры..

3. Программа элективного курса по математике Параметры.

x - любое из R

Простейшее уравнение первой степени с одним неизвестным имеет вид ax-b=0, где a, b, xПрограмма элективного курса по математике Параметры.. Оно приводится к виду ax=b, при этом возможны три случая:

  1. при Программа элективного курса по математике Параметры. уравнение имеет единственное решение Программа элективного курса по математике Параметры., которое будет: положительным (x>0), если Программа элективного курса по математике Параметры.a>0, b>0; или a<0, b<0;

нулевым (x=0), если b=0,Программа элективного курса по математике Параметры.;

отрицательным (x<0), если a>0,b<0; или a<0, b>0;

2) при a=0 и b=0: Программа элективного курса по математике Параметры., xПрограмма элективного курса по математике Параметры.

3) при a=0, Программа элективного курса по математике Параметры.: Программа элективного курса по математике Параметры., Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры..

Пример 1.Решить уравнение Программа элективного курса по математике Параметры.

Решение: Программа элективного курса по математике Параметры. приводим к виду Программа элективного курса по математике Параметры.

При a=1, Программа элективного курса по математике Параметры.=0, Программа элективного курса по математике Параметры. ;

при a=-1, Программа элективного курса по математике Параметры. и Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры. ;

при Программа элективного курса по математике Параметры.;Программа элективного курса по математике Параметры.

Ответ: при Программа элективного курса по математике Параметры., Программа элективного курса по математике Параметры.; при а=1, xПрограмма элективного курса по математике Параметры.; при а = -1, Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры..

Пример2.Найдите все значения Программа элективного курса по математике Параметры., которые удовлетворяют неравенству Программа элективного курса по математике Параметры.<Программа элективного курса по математике Параметры. при любом значении параметра Программа элективного курса по математике Параметры., принадлежащем промежутку Программа элективного курса по математике Параметры.

Решение:

Неравенство приводится к виду Программа элективного курса по математике Параметры., в котором левая часть, рассматриваемая как функция от Программа элективного курса по математике Параметры., есть линейная функция Программа элективного курса по математике Параметры. с коэффициентами, зависящими от Программа элективного курса по математике Параметры.. В задаче требуется найти все значения Программа элективного курса по математике Параметры., при каждом из которых эта функция отрицательна для всех Программа элективного курса по математике Параметры..

  1. Для отрицательности линейной функции Программа элективного курса по математике Параметры. на промежутке (1; 2) необходимо, чтобы она была отрицательна или равна нулю при каждом из двух значений Программа элективного курса по математике Параметры. и Программа элективного курса по математике Параметры., т.е. выполнялась система Программа элективного курса по математике Параметры.;

Программа элективного курса по математике Параметры..

3) Для выполнения требования задачи функция Программа элективного курса по математике Параметры. не должна равняться нулю при обоих значениях Программа элективного курса по математике Параметры. и Программа элективного курса по математике Параметры. одновременно, т. е. не выполняется система Программа элективного курса по математике Параметры.;

Программа элективного курса по математике Параметры..

4) Выполнения двух полученных условий уже достаточно для отрицательности Программа элективного курса по математике Параметры. на данном промежутке. Таким образом, искомые значения Программа элективного курса по математике Параметры. - это решения системы Программа элективного курса по математике Параметры.

Ответ: Программа элективного курса по математике Параметры..

Пример 3. Решить уравнение Программа элективного курса по математике Параметры.

Решение: Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

Ответ: если Программа элективного курса по математике Параметры.,то Программа элективного курса по математике Параметры. если Программа элективного курса по математике Параметры.,Программа элективного курса по математике Параметры.,то Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры. .

Пример 4. Решить уравнение: Программа элективного курса по математике Параметры. .

Решение:

Программа элективного курса по математике Параметры., Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

Ответ: если Программа элективного курса по математике Параметры., то Программа элективного курса по математике Параметры.

если Программа элективного курса по математике Параметры. , то Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры..

Пример 5. В магазин на 7 автомашинах различной грузоподъемности привезли 90 ящиков яблок. В некоторых машинах было по 15, а в других по т ящиков. Определить сколько машин привезли по 15, сколько по т ящиков.

Проверить решение при т=8, 10, 15, 20.

Решение: Если предположить, что х машин привезли по т ящиков, то решение задачи сведется к нахождению целого положительного решения уравнения Программа элективного курса по математике Параметры.

По условию задачи Программа элективного курса по математике Параметры., т < 90, причем х и т натуральные числа.

Если Программа элективного курса по математике Параметры. Определим, при каких допустимых значениях параметра т х натуральное число меньше 7, т.е. Программа элективного курса по математике Параметры..

Отсюда, Программа элективного курса по математике Параметры. или Программа элективного курса по математике Параметры..

По смыслу задачи Программа элективного курса по математике Параметры.. Значит Программа элективного курса по математике Параметры..

Программа элективного курса по математике Параметры. - натуральное число, если 15 нацело делится на т - 15. Приравнивая т - 15 к делителям 15 (т.е. к 1, 3, 5, 15), найдем значение т, при которых х натуральное число:

Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

При Программа элективного курса по математике Параметры. при Программа элективного курса по математике Параметры.

При т=8, 15, 20 нет решения; при т=10, х=3.

Ответ: Если на 5 машинах привезли по 12, то на 2-х машинах - по 15 ящиков. Если же на 3-х машинах привезли по 10, то на 4-х машинах - по 15 ящиков.

Упражнения:

1. Определить значение k, при которых корни уравнения Программа элективного курса по математике Параметры. положительны.

2. Решить уравнение Программа элективного курса по математике Параметры.

Решить уравнения и определить знаки корней:

3. Программа элективного курса по математике Параметры. . 4. Программа элективного курса по математике Параметры..

5. Программа элективного курса по математике Параметры.. 6. 3.x + 9 = a(a - x).

7. Найти все b, при каждом из которых решение уравнения Программа элективного курса по математике Параметры. меньше1.

8. Найти все m, при каждом из которых решение уравнения Программа элективного курса по математике Параметры.больше 3.

9. Найти все a, при каждом из которых решение уравнения Программа элективного курса по математике Параметры. меньше 2.

Решить уравнения:

10.Программа элективного курса по математике Параметры.. 11.Программа элективного курса по математике Параметры. 12.Программа элективного курса по математике Параметры.

13.Программа элективного курса по математике Параметры. 14.Программа элективного курса по математике Параметры. 15.Программа элективного курса по математике Параметры.

16.Программа элективного курса по математике Параметры. 17.Программа элективного курса по математике Параметры. 18.Программа элективного курса по математике Параметры.

19.Программа элективного курса по математике Параметры. 20.Программа элективного курса по математике Параметры. 21.Программа элективного курса по математике Параметры.

22.Программа элективного курса по математике Параметры. 23.Программа элективного курса по математике Параметры.

24.Программа элективного курса по математике Параметры.

2.3. Линейные неравенства с параметрами.

Алгоритм решения неравенства Программа элективного курса по математике Параметры.

Условие для поиска

значений параметра а

Характеристика

множества корней

1.Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.(нет решений).

2. Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры..

3. Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

4. Программа элективного курса по математике Параметры.

x - любое из R

Пример 1.Решить неравенство Программа элективного курса по математике Параметры.

Решение: Преобразуем неравенство:

Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.

Если Программа элективного курса по математике Параметры., то неравенство пишется так: Программа элективного курса по математике Параметры. ему удовлетворяет любое х. Если Программа элективного курса по математике Параметры., то Программа элективного курса по математике Параметры. Если Программа элективного курса по математике Параметры., то Программа элективного курса по математике Параметры.

Ответ: Если Программа элективного курса по математике Параметры., то Программа элективного курса по математике Параметры. если Программа элективного курса по математике Параметры., то х - любое число; если Программа элективного курса по математике Параметры., то Программа элективного курса по математике Параметры.

Пример 2. Решить неравенство Программа элективного курса по математике Параметры.

Решение: Здесь

Программа элективного курса по математике Параметры.

  1. 1) k(a) имеет смысл при любых Программа элективного курса по математике Параметры.;

2) b(а) не имеет смысла при Программа элективного курса по математике Параметры. т.е. при Программа элективного курса по математике Параметры.

3) система Программа элективного курса по математике Параметры.

Таким образом, при Программа элективного курса по математике Параметры. исходное неравенство не имеет решений.

  1. Система

Программа элективного курса по математике Параметры.

При таких значениях а имеем решение Программа элективного курса по математике Параметры.

  1. Система

Программа элективного курса по математике Параметры.

При таких значениях а имеем решение Программа элективного курса по математике Параметры.

4. Система Программа элективного курса по математике Параметры. в данном случае не имеет решений, так как Программа элективного курса по математике Параметры. при всех допустимых значениях а.

Ответ: если Программа элективного курса по математике Параметры. то решений нет; если Программа элективного курса по математике Параметры. то Программа элективного курса по математике Параметры. в иных случаях Программа элективного курса по математике Параметры.

Упражнения:

1. Программа элективного курса по математике Параметры.2. Программа элективного курса по математике Параметры.

3. Программа элективного курса по математике Параметры.4. Программа элективного курса по математике Параметры.

5. Программа элективного курса по математике Параметры.6. Программа элективного курса по математике Параметры..

7. Программа элективного курса по математике Параметры. 8. Программа элективного курса по математике Параметры.

9. Программа элективного курса по математике Параметры. 10. Программа элективного курса по математике Параметры.

11. Программа элективного курса по математике Параметры. 12. Программа элективного курса по математике Параметры.

13. Программа элективного курса по математике Параметры. 14. Программа элективного курса по математике Параметры.

15. Программа элективного курса по математике Параметры. 16. Программа элективного курса по математике Параметры.

17. найдите все значения параметра а, при каждом из которых неравенство Программа элективного курса по математике Параметры.выполняется для всех х из промежутка Программа элективного курса по математике Параметры.

2.4.Квадратные уравнения с параметром Алгоритм решения уравнения

Программа элективного курса по математике Параметры.(далееПрограмма элективного курса по математике Параметры.).

Условие для поиска

значений параметра а

Характеристика

множества корней

1.Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.(нет корней).

2. Программа элективного курса по математике Параметры.

один корень Программа элективного курса по математике Параметры..

3. Программа элективного курса по математике Параметры.

один корень Программа элективного курса по математике Параметры..

4. Программа элективного курса по математике Параметры.

два корня:

Программа элективного курса по математике Параметры.

5. Программа элективного курса по математике Параметры.

x - любое из R

Пример 1. При каких значениях параметра а уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет единственное решение?

Решение: Прежде всего обратим внимание на распространенную ошибку: считать исходное уравнение квадратным. На самом деле это уравнение степени не выше второй. Пользуясь этим соображением, естественно начать решение, рассмотрев случай, когда Программа элективного курса по математике Параметры.. Итак, если Программа элективного курса по математике Параметры., то очевидно данное уравнение имеет единственное решение. Если же Программа элективного курса по математике Параметры., то имеем дело с квадратным уравнением. Его дискриминант Программа элективного курса по математике Параметры. принимает значение, равное нулю, при Программа элективного курса по математике Параметры.Ответ: Программа элективного курса по математике Параметры.или Программа элективного курса по математике Параметры.

Пример 2. Решить уравнение Программа элективного курса по математике Параметры..

Решение: Если Программа элективного курса по математике Параметры., то Программа элективного курса по математике Параметры.

Если Программа элективного курса по математике Параметры., то уравнение квадратное, найдем дискриминант.

Программа элективного курса по математике Параметры.

то уравнение имеет корни.

При Программа элективного курса по математике Параметры.

а) Программа элективного курса по математике Параметры., если Программа элективного курса по математике Параметры.,

Программа элективного курса по математике Параметры.

б) если Программа элективного курса по математике Параметры..

Ответ: при Программа элективного курса по математике Параметры.

при Программа элективного курса по математике Параметры..

Пример 3. При каких значениях параметра а уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет: а) два положительных корня; б) два отрицательных корня; корни различных знаков?

Решение: Программа элективного курса по математике Параметры.;

если Программа элективного курса по математике Параметры., то Программа элективного курса по математике Параметры.

а) Согласно теореме Виета Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.

б) Программа элективного курса по математике Параметры. решений нет;

в) если Программа элективного курса по математике Параметры., то Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.; Программа элективного курса по математике Параметры.

Ответ: а) Программа элективного курса по математике Параметры. б) таких b не существует ; в) Программа элективного курса по математике Параметры..

Пример 4.Найти все значения а, при которых уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет только целые корни.

Решение. Пусть Программа элективного курса по математике Параметры., тогда из уравнения следует, что Программа элективного курса по математике Параметры. Поэтому Программа элективного курса по математике Параметры. удовлетворяет условию задачи. Пусть Программа элективного курса по математике Параметры., тогда уравнение равносильно уравнению Программа элективного курса по математике Параметры.. Если х1 и х2 - целые корни нового уравнения, то Программа элективного курса по математике Параметры. и Программа элективного курса по математике Параметры. - целые числа (теорема Виета), откуда следует, что их сумма, то есть - целое число. Пусть Программа элективного курса по математике Параметры., где Программа элективного курса по математике Параметры. тогда Программа элективного курса по математике Параметры., Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры., причем Программа элективного курса по математике Параметры. - целое число, то есть n может принимать значения из чисел Программа элективного курса по математике Параметры. Проверка показывает, что только при Программа элективного курса по математике Параметры. и Программа элективного курса по математике Параметры. все корни исходного уравнения являются целыми числами.

Ответ: Программа элективного курса по математике Параметры.

Пример 5. Найдите наибольшее значение а, при котором уравнение

x3 + 5x2 + ax + b = 0 с целыми коэффициентами имеет три различных корня, один из которых равен - 2.

Решение: 1).Подставим х = - 2 в левую часть уравнения. -8 + 20 - 2а + b = 0  b = 2a - 12.

2) Так как х = - 2 является корнем, то в левой части уравнения можно вынести общий множитель x + 2. Производим тождественные преобразования, выделяя общий множитель (x + 2),

x3 + 5x2 + ax + b = x3 + 2x2 + 3x2 + ax + (2a - 12) = x2(x + 2) + 3x(x + 2) - 6x + ax

+ (2a - 12) = x2(x + 2) + 3x(x + 2) + (a - 6)(x + 2) - 2(a - 6) + (2a - 12) =

= (x2 + 3x + (a - 6))(x + 2).

3) По условию имеется еще два корня уравнения. Значит, дискриминант первого сомножителя положителен.

D = (-3)3 - 4(a - 6) = 33 - 4a > 0  a < 8,25.

4) Подставим а = 8 в исходное уравнение

x3 + 5x2 + ax + b = x3 + 5x2 + 8x + 4 = (x2 + 3x + 2)( х + 2) = (х + 1)(х + 2)2

Тогда уравнение имеет только два различных корня. Подставим а = 7 в исходное уравнение

x3 + 5x2 + ax + b = x3 + 5x2 + 7x + 2 = (x2 + 3x + 1)(х + 2)

У первого сомножителя корни различны, так как дискриминант

D = (-3)2 - 4 = 5 > 0 . Эти корни - иррациональные, так как иррационален Программа элективного курса по математике Параметры.. Значит, у уравнения есть три различных корня.

Ответ: 7.

Упражнения:

  1. Решить уравнение Программа элективного курса по математике Параметры.

  2. Решить уравнениеПрограмма элективного курса по математике Параметры.

  3. При каких значениях параметра а уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет: а) два положительных корня; б) два отрицательных корня; корни различных знаков?

  4. При каких значениях параметра р ровно один из корней уравнения Программа элективного курса по математике Параметры. равен нулю?

  5. При каком значении параметра р корни уравнения Программа элективного курса по математике Параметры. равны по модулю, но противоположны по знаку?

  6. При каком значении параметра а оба корня уравнения Программа элективного курса по математике Параметры. равны нулю?

  7. При каких значениях параметра а уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет единственное решение, удовлетворяющее условиюПрограмма элективного курса по математике Параметры. ?

  8. Решить уравнения при всех значениях параметра: а)Программа элективного курса по математике Параметры. б)Программа элективного курса по математике Параметры. в)Программа элективного курса по математике Параметры.

г)Программа элективного курса по математике Параметры.

  1. Решить уравнениеПрограмма элективного курса по математике Параметры.

  2. При каких значениях параметра а уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет более двух корней?

    1. Квадратные неравенства с параметром

Алгоритм решения неравенства

Программа элективного курса по математике Параметры.(здесь Программа элективного курса по математике Параметры.).

Условие для поиска

значений параметра а

Характеристика

множества корней

1.Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.(нет корней).

2. Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры..

3. Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры..

4. Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры..

5. Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.

6. Программа элективного курса по математике Параметры.

x - любое из R


Пример 1. При каких а неравенство Программа элективного курса по математике Параметры.выполняется при всех х?

Решение: т.к. коэффициент при Программа элективного курса по математике Параметры. положителен, то неравенство верно при всех х, если Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.Ответ:Программа элективного курса по математике Параметры.

Пример 2. При каких т неравенство Программа элективного курса по математике Параметры.выполняется только для одного действительного х ?

Решение: 1) Программа элективного курса по математике Параметры., не одно значение х , то Программа элективного курса по математике Параметры. не удовлетворяет условию.

2) Программа элективного курса по математике Параметры., рассмотрим квадратичную функцию Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

Если Программа элективного курса по математике Параметры. , то ветви параболы направлены вниз и потому неравенство не может иметь единственное решение.

Программа элективного курса по математике Параметры.

Если Программа элективного курса по математике Параметры. , то ветви параболы направлены вверх, то - это возможно, когда Программа элективного курса по математике Параметры.;

Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры..

Ответ: Программа элективного курса по математике Параметры. или Программа элективного курса по математике Параметры.

Пример 3. Найдите все значения Программа элективного курса по математике Параметры., которые удовлетворяют неравенству Программа элективного курса по математике Параметры.<Программа элективного курса по математике Параметры. при любом значении параметра Программа элективного курса по математике Параметры., принадлежащем промежутку Программа элективного курса по математике Параметры.

Решение:

  1. Неравенство приводится к виду Программа элективного курса по математике Параметры., в котором левая часть, рассматриваемая как функция от Программа элективного курса по математике Параметры., есть линейная функция Программа элективного курса по математике Параметры. с коэффициентами, зависящими от Программа элективного курса по математике Параметры.. В задаче требуется найти все значения Программа элективного курса по математике Параметры., при каждом из которых эта функция отрицательна для всех Программа элективного курса по математике Параметры..

  2. Для отрицательности линейной функции Программа элективного курса по математике Параметры. на промежутке (1; 2) необходимо, чтобы она была отрицательна или равна нулю при каждом из двух значений Программа элективного курса по математике Параметры. и Программа элективного курса по математике Параметры., т.е. выполнялась система Программа элективного курса по математике Параметры.;

Программа элективного курса по математике Параметры..

3) Для выполнения требования задачи функция Программа элективного курса по математике Параметры. не должна равняться нулю при обоих значениях Программа элективного курса по математике Параметры. и Программа элективного курса по математике Параметры. одновременно, т. е. не выполняется система Программа элективного курса по математике Параметры.;

Программа элективного курса по математике Параметры..

4) Выполнения двух полученных условий уже достаточно для отрицательности Программа элективного курса по математике Параметры. на данном промежутке. Таким образом, искомые значения Программа элективного курса по математике Параметры. - это решения системы Программа элективного курса по математике Параметры.

Ответ: Программа элективного курса по математике Параметры..

Упражнения:

  1. При каких а множество решений неравенства Программа элективного курса по математике Параметры. будет интервал длины 5.

  2. При каких а неравенство Программа элективного курса по математике Параметры. выполняется при всех значениях х.

  3. Найдите все значения а, для которых неравенство Программа элективного курса по математике Параметры. выполняется при всех значениях х.

  4. При каких а неравенство Программа элективного курса по математике Параметры.выполняется при всех х.

  5. При каких а неравенство Программа элективного курса по математике Параметры. выполняется при всех х.

  6. Найти все значения а, при которых все решения неравенства Программа элективного курса по математике Параметры. являются решениями неравенства Программа элективного курса по математике Параметры..

  7. Найти все значения х, при которых неравенство Программа элективного курса по математике Параметры. выполняется для всех а, удовлетворяющих условию Программа элективного курса по математике Параметры..

  8. Даны два многочлена: Программа элективного курса по математике Параметры., Программа элективного курса по математике Параметры.. При каких значениях а один из данных многочленов имеет корень ,а другой нет?

  9. Найти наибольшее значение квадратного трехчлена Программа элективного курса по математике Параметры.на отрезке Программа элективного курса по математике Параметры..

  10. Для каких значений параметра а наименьшее значение функции Программа элективного курса по математике Параметры. на отрезке Программа элективного курса по математике Параметры. ровно 4?

2.6. Иррациональные уравнения с параметром.

Пример 1.Решить уравнение Программа элективного курса по математике Параметры.

Решение: т.к. Программа элективного курса по математике Параметры. то Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры., тоПрограмма элективного курса по математике Параметры..

Тогда Программа элективного курса по математике Параметры., т.к. Программа элективного курса по математике Параметры. при любом х, то любой корень уравнения удовлетворяет условию Программа элективного курса по математике Параметры..

Получили: Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры..

1. Программа элективного курса по математике Параметры., то Программа элективного курса по математике Параметры. - нет решений;

2. Программа элективного курса по математике Параметры., то Программа элективного курса по математике Параметры.;

3. При каких Программа элективного курса по математике Параметры.?

Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.или Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.

Ответ: при Программа элективного курса по математике Параметры.; при Программа элективного курса по математике Параметры. - нет решений.

Пример 2.Решить уравнение Программа элективного курса по математике Параметры..

Решение:

1 способ.

1. Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры., то

Программа элективного курса по математике Параметры. Программа элективного курса по математике Параметры.

Получили:

Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.то Программа элективного курса по математике Параметры. т.к. Программа элективного курса по математике Параметры., то Программа элективного курса по математике Параметры.

или Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

2. Возведем обе части уравнения в квадрат:

Программа элективного курса по математике Параметры.., т.е. Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры. Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

т.к. Программа элективного курса по математике Параметры. и Программа элективного курса по математике Параметры., то Программа элективного курса по математике Параметры. возможно при Программа элективного курса по математике Параметры.и Программа элективного курса по математике Параметры., Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

т.к. Программа элективного курса по математике Параметры. , Программа элективного курса по математике Параметры.; при Программа элективного курса по математике Параметры.

2 способ.

1.Программа элективного курса по математике Параметры.; Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.или Программа элективного курса по математике Параметры.

Если Программа элективного курса по математике Параметры., то Программа элективного курса по математике Параметры. При Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.

2. Программа элективного курса по математике Параметры., Программа элективного курса по математике Параметры., Программа элективного курса по математике Параметры.,

добавим и отнимем х: Программа элективного курса по математике Параметры.,

Программа элективного курса по математике Параметры.,

Программа элективного курса по математике Параметры.,

Программа элективного курса по математике Параметры.или Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры. Т.к. Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.

Ответ: Программа элективного курса по математике Параметры.; Программа элективного курса по математике Параметры.;

Программа элективного курса по математике Параметры..

Пример 3. Найдите все значения параметра а , при которых уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет только одно решение.

Решение:

Уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. равносильно

Программа элективного курса по математике Параметры.; Программа элективного курса по математике Параметры..

Это уравнение имеет один корень, если

1) Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры..

При Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры..

а) Пусть Программа элективного курса по математике Параметры., тогда

Программа элективного курса по математике Параметры., т.е. Программа элективного курса по математике Параметры. - подходит.

б) Пусть Программа элективного курса по математике Параметры., тогда

Программа элективного курса по математике Параметры.. Это просто доказать. Таким образом, Программа элективного курса по математике Параметры. также подходит.

  1. Только один из корней удовлетворяет условию равносильности Программа элективного курса по математике Параметры.

Пусть Программа элективного курса по математике Параметры.

ЕПрограмма элективного курса по математике Параметры.сли Программа элективного курса по математике Параметры., т.е. единственный корень, такой что Программа элективного курса по математике Параметры.

Графически это выглядит так.

Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

Учтем, чтоПрограмма элективного курса по математике Параметры.,т.е. Программа элективного курса по математике Параметры..

Ответ: при Программа элективного курса по математике Параметры. уравнение

Программа элективного курса по математике Параметры.имеет только один корень.

Пример 4. Найдите все значения параметра а , при которых уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет только два решения.

Решение: Уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. равносильно

Программа элективного курса по математике Параметры.;

Программа элективного курса по математике Параметры.

Чтобы было два корня, нужно Программа элективного курса по математике Параметры. ; Программа элективного курса по математике Параметры.. Но при Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры., и существует только один корень.

Ответ: при Программа элективного курса по математике Параметры. уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет только два решения.

Пример 5. При каких значениях параметра а , где Программа элективного курса по математике Параметры., абсолютная величина разности Программа элективного курса по математике Параметры. будет наименьшей для Программа элективного курса по математике Параметры.?

Решение: Так как Программа элективного курса по математике Параметры., тоПрограмма элективного курса по математике Параметры., тогда

Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.

Домножать на Программа элективного курса по математике Параметры. можно, так как Программа элективного курса по математике Параметры., иначе Программа элективного курса по математике Параметры. , но это ложно.

Выясним, при каком значении х Программа элективного курса по математике Параметры..

Программа элективного курса по математике Параметры.; Программа элективного курса по математике Параметры., т.е. Программа элективного курса по математике Параметры.; Программа элективного курса по математике Параметры., но Программа элективного курса по математике Параметры..

а) Пусть Программа элективного курса по математике Параметры.; тогда Программа элективного курса по математике Параметры..

Рассмотрим Программа элективного курса по математике Параметры., она равна Программа элективного курса по математике Параметры..

б) Пусть Программа элективного курса по математике Параметры., тогда Программа элективного курса по математике Параметры..

Рассмотрим Программа элективного курса по математике Параметры., она равна Программа элективного курса по математике Параметры..

Очевидно, что Программа элективного курса по математике Параметры., поэтому при Программа элективного курса по математике Параметры. абсолютная величина разности Программа элективного курса по математике Параметры.будет наименьшей для Программа элективного курса по математике Параметры.

Ответ: при Программа элективного курса по математике Параметры. абсолютная величина разности Программа элективного курса по математике Параметры., где Программа элективного курса по математике Параметры. будет наименьшей для Программа элективного курса по математике Параметры..

Упражнения:

  1. Найдите все значения параметра а, при которых уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет только одно решение.

  2. Найдите все значения параметра а, при которых уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет только два решения.

  3. Найдите все значения параметра а, при которых уравнениеПрограмма элективного курса по математике Параметры. имеет единственное решение.

  4. Найдите все значения параметра а, при которых уравнение Программа элективного курса по математике Параметры.имеет только два решения.

  5. Найдите все значения параметра а, при которых уравнениеПрограмма элективного курса по математике Параметры. имеет единственное решение.

  6. Сколько корней имеет уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. в зависимости от значений параметра а ?

  7. При каких значениях параметра а , где Программа элективного курса по математике Параметры., абсолютная величина разности Программа элективного курса по математике Параметры. будет наименьшей для Программа элективного курса по математике Параметры.?

  8. При каких значениях параметра а Программа элективного курса по математике Параметры. чётная функция?

  9. Найдите все значения параметра а, при которых область определения функции Программа элективного курса по математике Параметры.содержит в точности 4 однозначных натуральных числа.

  10. Найдите все значения параметра а, при которых область определения функции Программа элективного курса по математике Параметры.содержит в точности 3 однозначных натуральных числа.

2.7. Показательные уравнения с параметром.

Пример 1. Решить уравнение Программа элективного курса по математике Параметры.

Решение: По определению показательной функции Программа элективного курса по математике Параметры.

Если Программа элективного курса по математике Параметры. то х - любое.

Если Программа элективного курса по математике Параметры.

Если Программа элективного курса по математике Параметры.

Если Программа элективного курса по математике Параметры.прологарифмируем данное равенство по основанию а:

Программа элективного курса по математике Параметры.

если Программа элективного курса по математике Параметры.то Программа элективного курса по математике Параметры..

если Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры. то Программа элективного курса по математике Параметры. нет решений.

Ответ: при Программа элективного курса по математике Параметры.;

при Программа элективного курса по математике Параметры.

при Программа элективного курса по математике Параметры.

при Программа элективного курса по математике Параметры.

при Программа элективного курса по математике Параметры. нет решений.

Пример 2. Найдите все значения параметра а , при которых уравнение Программа элективного курса по математике Параметры.имеет единственный корень.

Решение: Программа элективного курса по математике Параметры. Так решать технически сложно, будем решать иначе, зная, что Программа элективного курса по математике Параметры. всегда.

а) Если Программа элективного курса по математике Параметры. то корень всегда есть, и только один положительный Программа элективного курса по математике Параметры., что и нужно. И так как Программа элективного курса по математике Параметры. то Программа элективного курса по математике Параметры.

б) Если Программа элективного курса по математике Параметры. то оба корня меньше нуля, и это не подходит (Программа элективного курса по математике Параметры.), так как Программа элективного курса по математике Параметры.для Программа элективного курса по математике Параметры.

в) Если Программа элективного курса по математике Параметры. то Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры. .

Ответ: при Программа элективного курса по математике Параметры. уравнение Программа элективного курса по математике Параметры.имеет единственный корень.

Пример 3. Дана функция Программа элективного курса по математике Параметры.где Программа элективного курса по математике Параметры.,. При каком а функция Программа элективного курса по математике Параметры.является четной.

Решение: Т.к. область определения функции Программа элективного курса по математике Параметры. все действительные числа, то чтобы она была четной достаточно чтобы Программа элективного курса по математике Параметры. при всех х.

Получили: Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры. или Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.

Ответ: Программа элективного курса по математике Параметры.

Пример 4. Найдите все значения параметра р, при каждом из которых уравнение (1,5р - 7) 32 0,4 х+ 0,2 + (29р -154 ) 0,125 Программа элективного курса по математике Параметры. +11р -41 =0 имеет ровно 10р - р2 -24 различных корней.

Решение.

1) По свойствам степеней 32 0,4 х+ 0,2 = (25) 0,4 х+ 0,2 =22х+1=2 Программа элективного курса по математике Параметры.4х,

0,125Программа элективного курса по математике Параметры. =(2-3) Программа элективного курса по математике Параметры. =2х. Поэтому данное уравнение имеет вид (3р-14) 4х + (29р- - 154) 2х +11р - 41=0

2) Пусть t = 2х > 0. Тогда ( 3р - 14 ) t2 + (29р -154 ) t + 11р - 41 =0. ( Программа элективного курса по математике Параметры.) Получили квадратное уравнение относительно t . Значит, число п различных корней исходного уравнения не больше 2.

Если п =2, то по условию 10р - р2 -24 =2, р2 -10р +26 =0, что невозможно, т.к. Д = -4 <0.

3) Если п = 1, то 10р - р2 -24 =1, р2 -10р +25 =0, р=5. Тогда уравнение ( Программа элективного курса по математике Параметры.) примет вид t2 - 9 t +14 =0, t1 =2, t2 =7. Так как t = 2х , то х1=1, х2 = log2 7. Поэтому исходное уравнение имеет 2 корня, что противоречит п =1.

4) Если п =0, то 10р - р2 -24=0, р2 -10р +24 =0, р1=4, р2= 6. Пусть р = 4. Тогда

( Программа элективного курса по математике Параметры.) примет вид -2 t2 -38 t +3 =0.Ветви параболы направлены вниз, ось Оу она пересекает выше точки (0;0). Поэтому уравнение ( Программа элективного курса по математике Параметры.) имеет ровно один положительный корень t0 и исходное уравнение имеет ровно один корень

х = log2 t0. Значит, п=1 , что противоречит п=о.

5) Если п=о, а р=6, то уравнение ( Программа элективного курса по математике Параметры.) примет вид 4 t2 +20 t +25 =0, t=-2,5. Так как t = 2х > 0, то исходное уравнение не имеет корней. Значит, п = 0, т.е. р =6 удовлетворяет условию задачи.

Ответ: 6.

Упражнения:

  1. При каких а уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет единственное решение?

  2. При каких а уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет ровно один корень?

  3. При каких а уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет ровно один корень?

  4. Найти значения параметра р, при которых уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет хотя бы одно решение.

  5. При каких а уравнение Программа элективного курса по математике Параметры.имеет решение?

  6. При каких значениях параметра а уравнение Программа элективного курса по математике Параметры.не имеет решений?

  7. Решить уравнение Программа элективного курса по математике Параметры..

  8. При каких а уравнение Программа элективного курса по математике Параметры.имеет решение?

  9. При каких а уравнение Программа элективного курса по математике Параметры.имеет решение?

  10. При всех значениях параметра а решить уравнение Программа элективного курса по математике Параметры..

2.8.Логарифмические уравнения с параметром.

Пример 1.При каких а выражения Программа элективного курса по математике Параметры. и Программа элективного курса по математике Параметры. принимают одинаковые значения.?

Решение: Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры., Программа элективного курса по математике Параметры.,

Программа элективного курса по математике Параметры. или Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры. - верно, Программа элективного курса по математике Параметры..

Ответ: Программа элективного курса по математике Параметры.,Программа элективного курса по математике Параметры..

Пример 2. Для каждого а решить уравнение Программа элективного курса по математике Параметры..

Решение:

Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры..

Ответ: при Программа элективного курса по математике Параметры.

при Программа элективного курса по математике Параметры. нет решений.

Пример 3. При каких а уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет ровно один корень?

Решение:

Программа элективного курса по математике Параметры. или Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.Программа элективного курса по математике Параметры.

Программа элективного курса по математике Параметры.два корня, не удовлетворяет условию.

При Программа элективного курса по математике Параметры. то Программа элективного курса по математике Параметры. не имеет смысла, Программа элективного курса по математике Параметры., то Программа элективного курса по математике Параметры..

Ответ:Программа элективного курса по математике Параметры.

Упражнения:

  1. Для каждого а решить уравнение Программа элективного курса по математике Параметры..

  2. Для каждого а решить уравнение Программа элективного курса по математике Параметры..

  3. Для каждого а решить уравнение Программа элективного курса по математике Параметры..

  4. Решить уравнение Программа элективного курса по математике Параметры..

  5. Найти все а при которых уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет ровно один корень.

  6. При каких а уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет хотя бы одно решение.

  7. При каких а уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет хотя бы одно решение.

  8. При каких значениях параметра а уравнение Программа элективного курса по математике Параметры.имеет единственное решение?

  9. Решить уравнение Программа элективного курса по математике Параметры.

  10. Найдите все значения параметра а, при которых область определения функции Программа элективного курса по математике Параметры. не содержит отрезка длины 2

Контрольная работа.

Вариант 1.

  1. Решите уравнение:

а) а(ах - 1 ) + 3 = 3ах;

б) Программа элективного курса по математике Параметры.

2. Решите неравенство ах-а2-2х + 3аПрограмма элективного курса по математике Параметры.2.

3. Решить уравнение: Программа элективного курса по математике Параметры.

4. При каких а неравенство Программа элективного курса по математике Параметры.выполняется при всех х.

Вариант 2.

1.Решите уравнение:

а). т (х-3) + 2 = т (тх -1);

б) Программа элективного курса по математике Параметры.

2. Решите неравенство а(ах-1) Программа элективного курса по математике Параметры. 3( 2ах -3х +1).

3.Решить уравнение: Программа элективного курса по математике Параметры.

4. При каких а уравнение Программа элективного курса по математике Параметры. имеет ровно один корень?

Литература, использованная при подготовке программы:

1.Гуськова Л.Н. «Задачи с параметрами» Казань 1992 г.

2. П.И.Торштейн, В.Б.Полонский. «Задачи с параметрами». «Илекса»Москва-1999.

3.А.Х.Шахмейстер. «Задачи с параметрами в ЕГЭ». Москва 2006г.

4.В.П.Моденов. «Задачи с параметрами». «Экзамен». Москва. 2007 г.

5. Л. Солуковцева. «Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами. Москва.2007г.

Литература , рекомендованная для учащихся:

  1. Черкасов О., Якушев А. "Математика. Интенсивный курс подготовки к
    экзамену". Москва 2003 г.

  1. Рурукин А.Н. "Математика Интенсив". Москва 2004 г.

  1. Гусев В.А., Мордкович А.Г. «Математика. Справочные материалы".
    Москва 1988 г.

  2. Амелькин В. В. и Рабцевич В. Л. "Задачи с параметрами". Издательство
    "Асар". Минск 1996 г.

31

© 2010-2022